Проект психолога в доу сказкотерапия цветик семицветик

Обновлено: 05.07.2024

  • эмоционально-личностное развитие
  • профилактика эмоциональных нарушений.
  • стимулировать эмоциональное восприятие книги,
  • формировать положительную мотивацию к чтению,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
  • воспитывать нравственные чувства, общечеловеческие ценности.
  • развивать познавательные процессы, речь,
  • развивать эмоциональную и интонационную выразительность,
  • развивать мимику и выразительные движения тела,
  • развивать коммуникативные навыки,
  • cтимулировать развитие воображения.

Оформление зала воздушными шарами, собранными в цветок. Полка с книгами.
Дети входят в зал, звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, как празднично украшен наш зал. А вот – на почетном месте – стоят книги.

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят слушать книжки
И девчонки, и мальчишки.

Психолог: У нас сегодня необычная встреча.У нас встреча с одной очень-очень хорошей книгой.

Воспитатель: А как называется эта книга – мы сейчас узнаем.

Воспитатель читает начало книги: Жила-была девочка Женя…Ребята, вы узнали эту книгу? О чем эта сказка? (Ответы детей)

Психолог: А хотите поиграть в сказку?

Психолог: Вы догадались, что это? (Лепесток) Этот желтый лепесток Девочка Женя оторвала самый первый, чтобы вернуться домой, помните? А какие слова она при этом произнесла? (Ответы детей) Она еще не была уверенна, что этот цветок волшебный, и поэтому произносила слова с интересом, с любопытством. Попробуйте и вы.

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Женя вернулась домой. А мы поможем найти свои дома животным.

В болоте –
В берлоге –
В конуре –
В хлеву –
В конюшне –
В курятнике –
В скворечнике –
В дупле –
В улье –
В хатке –
В муравейнике –
В аквариуме –
В гнезде –
В логове –
В норе –

Психолог: Этот лепесток Женя потратила на то, чтобы…(склеить разбитую вазу).Она очень спешила, чтобы мама не успела заметить, и произносила волшебные слова торопясь. Попробуйте и вы.

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Ваза в сказке сделалась, как новая.

Психолог: Синий лепесток Женя оторвала третьим, чтобы … (попасть на Северный полюс).Она уже точно знала, что цветок выполнит любое ее желание и поэтому произнесла волшебные слова уверенно, с гордостью. Попробуете?

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель: Женя, конечно, попала на Северный полюс. А кого она там встретила? (Белых медведей). Сколько их было? (7) Вспомните, какие они были? (Ответы детей)

Первый – нервный,
Второй – злой,
Третий – в берете,
Четвертый – потертый,
Пятый – помятый,
Шестой – рябой,
Седьмой – самый злой.

Воспитатель: А во что девочка была одета? (Ответы детей) Она, конечно же замерзла.

Психолог: Покажите, как бедной Жене было холодно в одном летнем платьице, с голыми ногами на морозе в сто градусов!

Психолог: А кого еще можно встретить на Севере? Давайте поиграем в игру: если животное, которое я назову живет на Севере – вы покажите, что там, на Севере, холодно, а если – в Жарких странах, то – как там жарко.

Жираф – Морж – Белый медведь – Бегемот – Шимпанзе – Пингвин – Крокодил – Песец – Слон – Носорог.

Психолог: Чего больше всего в этот момент хотела Женя? (Ответы детей) Но она произносила волшебные слова, замерзая.

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Психолог: Это лепесток – какой по счету? – пятый – Женя потратила на игрушки. Позавидовала другим – даже глаза от зависти стали желтыми, как у козы. Пожадничала и сказала – как?

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Психолог: А теперь давайте превратимся в игрушки.

Психолог: На что девочка потратила этот лепесток? (ответы детей). Вы представляете, какой шум могут поднять 5 миллионов говорящих кукол? Женя никуда не могла деться от них, ее охватил ужас! Она хотела, чтоб все быстрее закончилось! Скажите волшебные слова так, как Женя.

Психогимнастика на выражение эмоции. Упражнение на интонирование фразы

Воспитатель обращает внимание детей на количество собранных лепестков.

Воспитатель: Нам не хватает седьмого лепестка. А в каких сказках, пословицах встречается цифра 7? Чего на свете бывает только 7? (Ответы детей)

Психолог располагает лепестки в соответствии с цветами радуги.

Психолог: Как вы думаете, какой цвет у последнего лепестка? (Голубой) Как вы догадались? Какой есть стишок про цвета радуги?

Упражнение на интонирование фразы

Психолог: Ребята, а вы поняли, почему голос у Жени дрожал от счастья? (Ответы детей)

Этот сказочный цветок
Все, что хочешь, сделать мог.
Лепесток проделал круг.
И уже здоров твой друг.

Ребята, мы сегодня играли в сказку, собрали из лепестков Цветик-семицветик. Представьте, если бы у вас был один волшебный лепесток, и вы могли бы загадать одно желание – не спешите его произносить. Когда придете в группу, нарисуйте свое желание, и расскажите своим родителям.

Релаксация

Дети угощают друг друга баранками.

Психолог:

Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

(Н. Пикулева)

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме; развитие эмоциональной сферы у детей.

Задачи: формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношениях себя, своих возможностей. Мотивировать детей на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Ход занятия

- Ребята, а как вы думаете, существуют необычные способы приветствия друг друга? Каждый из вас будет выходить в центр круга и здороваться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, здороваясь с ним. Молодцы!

Сказочница : «Пошла Женя во двор погулять, а там мальчики в героев-полярников играют. Мальчики, примите меня поиграть, - сказала Женя. Уходи, не мешай нам. Ну и ладно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова и очутилась на Северном полюсе.

Беседа о Полярном сиянии (видео с изображением северного сияния)

Сказочница : «Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.

-Мальчик, как тебя зовут? Витя. А тебя как?

- Женя. Давай побегаем наперегонки. Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь. Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья волшебные слова. Вели, чтобы Витя был здоров! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Подведение итогов занятия. Ребята, как называется сказка, в которой мы сегодня с вами побывали? А что вам больше всего понравилось из нашего путешествия? А мне понравилось то, что в течение всего занятия вы были дружной и собранной командой. Молодцы!

Цветик-семицветик методом торцевания

Цветик-семицветик методом торцевания "Что за прелесть эти сказки!" -так назывался проект в старшей разновозрастной группе. В ходе его реализации мы вспомнили давно знакомые.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей посредством сказки

Образовательные:

способствовать формированию умения образовывать существительные множественного числа;

упражнять детей в составлении целой картинки из разрезных частей;

закрепить представления детей о жизни животных Севера;

Коррекционно-развивающие:

коррекция и профилактика капризов и упрямства детей старшего дошкольного возраста.

развивать умение определять разные эмоциональные состояния у героев сказки, соотносить эти состояния с реальной жизнью;

снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений детей

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти на помощь

Предварительная работа:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, познавательно- исследовательская.

Материалы и оборудование: карта путешествия, зонт, разрезные картинки, лепестки цветка, экран, проектор, мультфильм «Цветик- семицветик.

Орг. момент. Приветствие

(дети стоят полукругом)

Воспитатель : -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебное путешествие, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Вводная часть. Мотивационный момент

Воспитатель: - Сегодня к нам за помощью обратилась девочка. Думаю, посмотрев отрывок из мультфильма, вы сможете назвать ее имя

(просмотр отрывка из мультфильма «Цветик- семицветик)

- Ребята, как зовут эту девочку и что с ней произошло? ( ответ: это девочка Женя, добрая старушка дала ей волшебный цветок. Отрывая по очереди лепестки, девочка загадывала желания, и они сбывались)

-Прежде чем отправится на помощь, вспомните, какие желания загадывала девочка? ( ответ : оказаться дома с баранками, склеить мамину вазу, попасть на Северный полюс, вернуться оттуда домой, получить все игрушки, вылечить мальчика Витю)

-Чтобы мы не запутались, девочка подготовила нам карту, побывав в этих местах и выполнив задания, мы сможем собрать волшебные лепестки.

(на экране появляется карта, дети рассматривают ее)

-Итак, совершить путешествие в сказку нам поможет вот этот разноцветный зонт. Скорее вставайте под зонт, произнесем волшебные слова

-Вот мы и в сказке ( на экране иллюстрация из сказки «Цветик- семицветик )

-Первый лепесток Женя потратила, чтобы вернуть баранки, и мы отправляемся в булочную.

Основная часть

(на экране появляется изображение булочной)

Воспитатель: - Посмотрите, какая вкусная, ароматная выпечка здесь.

Хлеб (много хлеба), булка (много булок), баранка (много баранок), бублик (много бубликов), батон (много батонов), пряник (много пряников), пирожок (много пирожков), ватрушка (много ватрушек).

-Молодцы, ребята. А вот и первый лепесток (воспитатель достает лепесток, показывает детям)

-Нам пора отправляться дальше. Посмотрите на карту, куда дальше отправилась Женя и что с ней произошло ( ответ: девочка дома разбила мамину вазу)

-Скорее на помощь Жене, надо склеить вазу.

(на столе разрезные картинки 7-8 шт и образец вазы, которую они должны собрать)

Воспитатель : - Перед вами осколки вазы. Необходимо собрать вазу, опираясь на образец.

(дети выполняют задание)

-Молодцы, ребята, вы сумели собрать вазу. Смотрите, а вот и лепесток от цветка (воспитатель достает лепесток)

-Куда мы отправляемся дальше? ( ответ детей: на Северный полюс )

(на экране изображение Северного полюса, постепенная смена слайдов)

-На Северном полюсе очень холодно. Там не бывает жаркого лета, к которому мы привыкли. Да и день- ночь отличаются от привычных нам. Сначала на Северном полюсе наступает полярная ночь. Ночь на Северном полюсе очень длинная. Много месяцев подряд везде темно и не видно солнца. Животные, которые живут в Арктике, просыпаются, засыпают, завтракают, ужинают – а солнышка все нети нет! Кругом темная ночь, а день все не наступает! Но, наконец, в Арктике наступает день! Появляется солнце! И день этот, также как и ночь – тоже очень длинный. Животные Арктики точно также просыпаются и засыпают, завтракают и ужинают – а день так и не кончается и тоже длится долгие-долгие месяцы. Такое это удивительное место! Вот сюда и попала наша девочка Женя.

-Чтобы получить волшебный лепесток, вы должны показать свои знания.

-Назовите животных- обитателей Северного полюса ( ответ детей: белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец…)

-А каких северных птиц вы знаете? (ответ детей: полярная сова, северная утка, кайра, розовая чайка)

-Что помогает этим животным и птицам не замерзнуть? ( ответ детей: густое оперение у птиц; густая шерсть, которой покрыто тело животных и подкожный жир )

-Предлагаю вам немного отдохнуть и превратиться в северных животных

По ледяной пустыне

Медведица идет ( идут по кругу вперевалочку, медленно )

За нею медвежата

Торопятся вперед ( убыстряют шаг )

Трещит мороз жестокий ( обнимают себя руками )

Повсюду снег и лед ( повороты с вытянутой рукой вправо-влево )

По полыни холодной

С тюленем морж плывет ( идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Над ними тихо кружит ( бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы показали, что хорошо знаете животных Севера и умеете их изображать. За это вы получаете два лепестка цветика- семицветика ( отдает детям лепестки )

-Пора в путь. Посмотрите, куда нам отправляться дальше? ( ответ детей: магазин игрушек)

(На экране изображение прилавка, стеллажей на них стоят игрушки)

-Ребята, чтобы вернуть еще один лепесток, мы должны разобраться в сложной ситуации, в которую попали игрушки. Послушайте, какая история приключилась с ними.

(Приложение 1)

Воспитатель :- Ребята, какой была кукла Кэтрин? (ответ: капризной, вредной, заносчивой)

-Как она относилась к другим игрушкам? ( ответ: обижала их, была высокомерна)

-Как относились к Кэтрин остальные игрушки? ( ответ: они ее не любили)

-Кто выполнял все требования куклы Кэтрин? ( ответ: солдатик )

-Почему он это делал? ( ответ: он ее любил )

-Что приказала сделать Кэтрин с игрушками, когда разозлилась на них? (ответ: спрятать их в коробку)

-Как повела себя Кэтрин, когда солдатик не захотел это сделать? ( ответ: расплакалась, раскричалась)

-Как изменилось ее лицо? ( ответ: оно стало некрасивым)

-Что стало с солдатиком? ( ответ: он разозлился на игрушки за то, что те обидели Кэтрин и тоже стал ужасным)

-Какой совет дал медвежонок Кэтрин, чтобы стать снова красивой? ( ответ: снять корону и забыть, что она королева)

-Послушалась ли его Кэтрин? ( ответ: нет, корону она сняла, но осталась высокомерной и злой)

-Помог ли совет мишки солдатику? ( ответ: да, солдатик стал ухаживать за Кэтрин, относиться к ней с любовью и его лицо стало прекрасным)

-Изменилась ли Кэтрин в конце сказки? ( ответ: да, она снова стала прекрасной )

-Как это у нее получилось? (ответ: она поняла, что когда начинаешь требовать, кричать, рыдать, то теряешь красоту не только внешнюю, но и внутреннюю)

- Ребята, а встречали ли вы капризных людей? (ответ детей)

-Приятно ли наблюдать за капризным ребенком в магазине, парке? (ответ детей)

-Бывают ли у вас капризы? ( ответ детей)

-Всего ли можно добиться слезами, криком? ( ответ детей )

-Хотели ли вы быть похожими на капризную Кэтрин? ( ответ детей )

Воспитатель: -Правильно, ребята. Капризный человек теряет не только свою внешнюю красоту, но и внутреннюю. Вы должны помнить, что капризами невозможно добиться всего. А ваша капризность, слезы очень расстраивает ваших родных, этим вы причиняете им боль. В следующий раз, когда вам захочется покапризничать, сразу вспоминайте историю капризной куклы.

-Вы получаете еще один лепесток. Смотрим на карту. Мы почти собрали все лепестки, последний остался у Жени и мальчика Вити.

(на экране появляется изображение Жени и Вити)

-Вспомните, как Женя использовала свой последний лепесток? (ответ: она вылечила Витю, который не мог ходить)

-Девочка совершила добрый поступок первый раз в жизни не для себя, а для другого человека.

-Этот лепесток остался у нее как напоминание о ее добром сердце.

-А вот и он ( воспитатель достает лепесток)

-Ребята, мы собрали все лепестки, давайте соберем из них волшебный цветик- семицветик.

( дети собирают цветок на мольберте )

Воспитатель : -Ребята, вы собрали удивительный цветок. Чтобы он приобрел волшебную силу, нам нужно взяться за руки и закрыть глаза.

(дети выполняют, воспитатель незаметно достает светящийся светодиодный цветок)

-Ребята, посмотрите, какое чудо произошло, наш цветок ожил.

-Девочка Женя из сказки просит вас подсказать, какие желания можно загадывать.

-Сейчас каждый из вас по очереди возьмет его в руки и скажет, какое доброе желание он хотел бы загадать.

-Итак, я хочу, чтобы все дети в мире были счастливыми ( воспитатель передает цветок ребенку)

-Ребята, вы загадали столько добрых желаний, я думаю они обязательно исполнятся. Но есть одно условие, мы должны стараться быть добрее, замечать настроение других, не обижать окружающих людей.

4. Заключительная часть.

-Что особенно вам запомнилось?

-Расскажите о своих впечатлениях о нашем путешествии.

Эта история случилась в магазине игрушек.

Часы пробили полночь, и на полке что-то зашевелилось.

— Охо-хо, — раздался чей-то вздох, — все бока себе отлежал.

Стоящие у витрины куклы потянулись.

— Вечно он чем-то недоволен, — проворчала самая красивая и дорогая кукла.

С полки спустился плюшевый мишка.

— Конечно, вам, куклам, не понять. Стоите себе целый день,

ничего у вас не болит. Все на вас смотрят, любуются.

— На нас давно уже не обращают внимания, — вздохнули

куклы. — Как только привезли ее. — Она кивнула на самую красивую куклу.

— Слышали, слышали, — пробурчал проснувшийся слоник.

— Даже будет лучше, если вы станете обращаться ко мне

Эй, вы — обратилась она к игрушкам, — подай

те-ка машину! Я поеду в отдел одежды, посмотрю себе что-ни

будь из новой коллекции.

— Никуда я тебя не повезу, — сказала машинка.

— Нет, повезешь! Повезешь! — кукла затопала ножками. К

машине подошел влюбленный в Кэтрин солдатик и шепотом по

просил: — Отвези ее, пожалуйста.

— Не упрямься, это же не трудно.

— А почему я должна ее везти? До отдела одежды — не

— Но она же просит.

— Не просит, а требует. Я не хочу потакать ее капризам.

— Сделай это ради меня. Я тебя почищу. Пожалуйста.

— Эй, солдат! Ты же знаешь, я не люблю, когда при мне

шепчутся. О чем вы разговариваете?

— Все хорошо, моя принцесса, можешь ехать, — сказал солдатик и протянул кукле руку. — Позволь я помогу тебе сесть в машину.

— Я не принцесса, — рассердилась кукла, но руку все-таки дала. — Поехали!

— Не понимаю, что он в ней нашел? — обратилась кукла к

своей подружке. — Что у нее есть, чего нет у нас?

— Многое, — вздохнула кукла. — Посмотри какие у нее красивые волосы, какое платье, туфельки.

— И только? Разве это главное?

— Конечно, нет, — вмешался в разговор мишка. — Вы мне

— Я запрещаю вам обсуждать Кэтрин, — сказал солдатик.

К нему подошел робот.

так, как чувствуете вы, но даже мне кажется странным за что

можно любить эту капризную пустышку. Ведь она тобой просто

— А я и есть игрушка, — печально произнес солдатик.

— Мы все игрушки, — сказала кукла, — но только для людей. Для игр мы и существуем, но между собой должны быть

— Все равно, я не позволю вам говорить плохо о Кэтрин.

— Да кто она такая, чтобы о ней, вообще, говорить?! — воз

мутился бегемотик, не заметив подъехавшую машинку.

— Слышала я ваши разговоры. Ну-ка, закрой бегемота в коробке и спрячь подальше. Пусть его никогда не купят.

— Но Ваше величество, он не сделал ничего плохого, за что

же его так наказывать?

— Я не могу, — сказал солдатик, — он мой друг.

— Мне все равно. Я так хочу. Выполняй!

Солдатик подошел к бегемотику.

— Прости друг, но я должен это сделать.

— Ты предаешь нашу дружбу, но почему'?

— Пожалуйста, посиди немного в коробке, а когда Кэтрин

уснет, я тебя обязательно выпущу. Пойми, я влюблен и готов на

все, лишь бы ей было хорошо.

— Делая плохо другим? Она же никого не любит, а просто

— Солдат, мне еще долго ждать?! — крикнула Кэтрин.

Бегемотик залез в коробку.

— Это что же творится? — стали перешептываться игрушки. — Неужели никто за него не заступится?

— Кто же захочет иметь дело с солдатом? У него ружье и

— Хватит шептаться! — закричала кукла. — Отныне у вас

будет другая жизнь. Ясно? Все должны слушаться только меня

и выполнять все, что я захочу и прикажу.

— Это почему же? — спросил робот.

— Потому что я — королева, а вы — мои подданные.

— И вообще, солдат, убери их тоже в коробку.

— Но, королева, невозможно убрать всех. За ними же придут завтра дети с родителями.

— Меня это интересует меньше всего. Когда я чего-то хочу,

ничего невозможного нет. Выполняй!

— Прости, Кэтрин, но я не могу.

— Нет, не прощу, — закричала кукла и расплакалась. Солдатик растерялся.

Но Кэтрин уже не плакала, а рыдала. Она кричала, стучала ножками:

— Убери. Убери. Видеть их не хочу! И сам убирайся! Все!

Куклы пожали плечами.

— Ой, — удивилась одна, — вы только посмотрите. Посмотрите, что стало с нашей королевой. Как она изменилась. Видимо, произошло какое-то колдовство. Куда исчезла ее красота?

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу и, увидев

свое отражение, бросила его на пол. Вместо привычной

красоты в зеркале отразилось что-то страшное. На месте

маленького аккуратненького носика торчало нечто огромное и

красное, похожее на картофелину. Прежде большие синие

глаза превратились в блеклые, еле заметные крупинки.

Кэтрин заплакала пуще прежнего.

— Это все из-за вас! — кричала она куклам.

— Что вы с ней сделали! — гневно воскликнул солдатик. —

Она стала похожа на бабу Ягу. Видеть вас не хочу! Уходите прочь!

— Смотрите, — сказал робот, — с солдатом происходит то

же, что и с Кэтрин. Он теряет свою силу, уменьшается и лицо

его становится очень неприятным.

Кэтрин взглянула на солдатика и отодвинулась.

— Я тебя боюсь, — всхлипывала она. — Ты никогда таким

— Я, кажется, догадался, что это за колдовство, — сказал

все это время молчавший плюшевый мишка. — И даже знаю

одно волшебное средство.

— Говори же его скорее, говори! — оживилась Кэтрин.

— Как же такое может быть?! Я готова выпить любое лекарство, даже самое горькое.

— Ничего пить не надо. Это волшебное средство находится

в каждом из нас. Нужно только научиться им пользоваться.

— Прежде всего, перестань плакать. Успокойся.

— Да говори же ты, наконец, не тяни!

— Если ты хочешь снова стать красивой, то тебе нужно забыть о том, что ты королева.

— Хорошо, если это единственное, что может помочь, я —

больше не королева. Все довольны? — сказала Кэтрин и, бросив корону, побежала смотреться в зеркало.

— Ты обманул меня! Ничего не изменилось!

— Правильно, потому что не изменилась ты сама. Даже сняв

корону, ты продолжаешь чувствовать себя королевой.

Солдатик подошел к Кэтрин.

— Не переживай, — сказал он ей. — Я не знаю волшебного

средства, но кое-что для тебя сделать могу.

И достав гребешок, причесал Кэтрин волосы, уложив их в

— Вы это видели? — спросил слоник. — Солдатик снова стал

высоким, сильным и лицо у него опять доброе.

— А почему мне ничего не помогает? — воскликнула Кэтрин.

— Тебе нужно пожалеть бегемотика и выпустить его из ко

робки, — подсказали куклы.

— Извинись перед ним, — попросил солдатик.

Кэтрин топнула ножкой.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы и, увидев

— Разве это наша кукла?

— Поставь ее в самый дальний угол, а на ее место — вот

этого солдатика. Смотри, какой интересный, как живой. Лицо

За целый день никто из проходящих не обратил на Кэтрин

внимания. После перерыва на обед, Кэтрин задумалась.

Думала она долго и ночью, когда магазин был закрыт, подошла к коробке.

— Прости меня, — сказала она выползающему бегемотику.

— За мной сегодня не приходили? — спросил он.

— Сегодня — нет, но когда-нибудь тебя обязательно купят.

— А где мишка, робот, куклы? — оглядываясь вокруг и никого не увидев, поинтересовался бегемотик.

— Их всех купили, — вздохнула кукла. — Остались только мы.

— Нет, еще слоник и солдатик.

— А почему ты грустишь, королева?

— Я не королева, я обычная кукла.

— Что же случилось, пока я сидел в коробке? — удивился

— То, что я навсегда останусь некрасивой. Мишку подарили

маленькому мальчику на день рождения, а кроме него никто не

знает волшебного средства.

— О чем ты говоришь?

— Это долгая история.

— Но ты же очень красивая, даже лучше, чем раньше. Что

произошло? Отчего ты так изменилась?

— Кэтрин, — улыбнулся солдатик, — твоя красота вернулась.

Помнишь, мишка говорил, что волшебство в нас самих. Нужно только научиться им пользоваться. Ты научилась, и чудо произошло.

— Ты разгадала самый главный секрет, — присоединился

— Что все можно решить без слез. Когда начинаешь требовать, кричать, рыдать, то теряешь красоту не только внешнюю, но и внутреннюю.

— А что такое внутренняя красота?

— Это то, что чувствуют люди, и что их привлекает больше

всего. Когда рождается каприз, то теряется красота внутри тебя.

— Что же это за красота такая?

— Прежде всего — терпение.

— Мне его всегда не хватает.

— Не только тебе, многим

— Спасибо тебе, слоник. Я всегда буду помнить этот секрет.

И когда мне чего-нибудь сильно захочется, я не буду кричать и

плакать, а стану терпеливо ждать, когда то, чего я хочу, сможет

— Кэтрин, — улыбнулся солдатик, — ты — прекрасна.

— Я перестала быть королевой капризов, — шепнула Кэтрин слонику, — еще и потому, что не хочу, чтобы солдатик меня разлюбил.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений имеют в штатном расписании ставку психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Этапы занятия:

Разработка, апробация, реализация

Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Читайте также: