Проект природа родного края в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Содержимое публикации
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: ноябрь 2020 года
Участники проекта: дети, воспитатели, родители 1 подготовительной группы
Актуальность.
Приобщение детей к миру родной природы начинается с дошкольного возраста, именно тогда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит активное познание окружающего. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают.
Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, дети открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
Ознакомление детей с природой родного края , формирование бережного отношения к природе, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.
Знакомство детей с живой и неживой природой Кольского полуострова;
Развивать познавательный интерес;
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
Формировать у детей бережное, ответственное отношение к миру природы.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Этапы реализации проекта
1 этап. Сбор информации, материала, определение проблемы, постановка цели, задач.
2 этап. Разработка и составление плана, оформление наглядной информации.
3 этап. Работа над реализацией проекта согласно разработанному плану.
4 этап. Подведение итогов реализации проекта.
Перспективный план проекта
Тема и содержание мероприятия
1Неделя
Цель. Развивать интерес к изучению природы родного края.
Цель. Расширить кругозор детей о своем родном крае, о его прошлом и настоящем.
2 Неделя
Цель. Уточнять, расширять и обобщать знания о животных Крайнего Севера.
Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).
Цель. Учить видеть и понимать красоту живой
природы родного края.
Разгадывание загадок о животных и птицах родного края
3Неделя
Цель. Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.
Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о птицах, обитающих на Кольском п-ве.
Составление рассказов по опорным схемам:
4Неделя
Цель. Расширить представления детей, о том, как и
для чего человек сохраняет природу.
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Цель. Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли; развивать сообразительность, быстроту; воспитывать нравственные качества на примере бережного отношения к родной природе.
Взаимодействие с родителями.
Подводя итог хочется сказать, что работа над проектом дала положительный результат:
Дети стали хорошо ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, которые встречаются на Кольском полуострове;
Проявляют познавательный интерес к объектам природы, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так;
Отражают свои впечатления в творческой деятельности;
Знают правила поведения в лесу.
Работа над проектом нашла отклик со стороны родителей. Вместе с детьми они расширяли и уточняли свои знания о природе Мурманской области, участвовали в выставках. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями, детьми и воспитателями установились прочные партнерские отношения.
Дидактические игры к проекту
Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, рябина, береза, пальма, шиповник, смородина, сосна и т. д.
Цель: Формирование представлений о различных видах деревьев, их особенностях и о пользе для
Дидактический материал: игровое поле с изображением дерева, карточки с изображением плодов, листьев
Игровые правила: называть и закрывать на игровом поле пустое окошко, подходящими карточками
Учить описывать растение и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); маленький кустарник с черными ягодами (черника) и т. д.
Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Задачи:
• Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
• Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Цель игры:
• Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
• Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
• Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
• Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
• Развивать память, внимание, речь.
• Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
Цели:
• Расширять представления детей о растительном и животном мире.
• Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
• Развивать творческие способности, воображение.
Цель проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области"
Исследовательско - творческий проект
в старшей группе
Воспитатель: Линник О.В.
2016-2017 уч.г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Проанализировать имеющиеся программы и методические разработки по данной проблеме.
Разработать и внедрить методику ознакомления детей с природой родного края.
Познакомить детей с Красной книгой Саратовской области.
Вовлечь семьи воспитанников в процесс реализации проекта.
Углубить знания детей о разнообразии животного и растительного мира Саратовской области.
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Сформировать знания у детей о проблемах животных и растений, занесенных в Красную книгу, способов их сохранения.
Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
Обогащены и систематизированы знания о представителях животного и растительного мира Саратовской области.
Приобретены знания детей о представителях Красной книги Саратовской области, способов их сохранения.
В результате проведенной работы у дошкольников четко сформировалось представление о том, что сохранность мира природы - обязанность человека.
Дети научились работать в коллективе, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы.
Свою работу мы начали со сбора необходимого материала, способствующему реализовать цели проекта. Составили годовой план. Осуществили подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых).
Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую, музыкальную, ручной труд. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. В ходе проекта заранее моделировали проблемную мотивацию, дети самостоятельно предлагали различные пути решения проблем, действуя не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого мышления. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Давайте вспомним правила охраны природы.
1) На природе запоминать то, что увидели;
2) Ходить по тропинкам;
3) Не ломать ветки деревьев;
4) Не топтать цветы и травы;
5) Не кричать, не включать громко музыку;
6) Не лезть в птичьи гнезда;
7) Не ловить насекомых;
8) Не разрушать грибницы;
9) Не оставлять не потушенных костров;
10) Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (ответы детей) Давайте мы никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем Ивановском крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях:
Ю. Алешин
Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
М. Мишакова
Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!
Т. Зайцева
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
В. Берестов
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Е. Стеквашова
Белочка что заводная,
Скачет устали не зная.
По еловому стволу,
Как по ровному столу.
С ветки на ветку,
Торопится к деткам.
И несет не пирогов -
Связку белых грибов,
Горстку орешков,
Ягод - сладкоежкам.
Шпаргалка для взрослых:
Зимующие птицы и чем они питаются:
Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.
Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.
Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.
Клёст: хвойные семена.
Свиристель: рябина.
Синица: насекомые, зерна, сало.
Снегирь: рябина (семена).
Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.
Щегол: насекомые, семена трав.
Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.
Перелётные птицы и чем они питаются:
Цапля - рыба, лягушки.
Трясогузка - насекомые.
Соловей: насекомые, черви
Ласточки-насекомые
Лебедь: водные растения и рыбка
Чайка: рыбка и отходы
Утка: водные растения, рыба
Кукушка: волосатые гусеницы, насекомые.
Журавль: корешки водных растений, насекомые, лягушки.
Скворец: черви, насекомые.
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вызнаете?
Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись. ( Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.(Ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.(Туман)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто . (Листопад)
Читайте также: