Проект правополушарное рисование в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гуляева Антонина Борисовна
Организация в детском саду кружков по дополнительным образовательным услугам, мастер классы для педагогов и родителей, профилактика психоэмоционального выгорания у педагогов и сохранение психологического здоровья у детей.

Автор: Гуляева Антонина Борисовна

Правополушарное рисование - дополнительные образовательные услуги в детском саду.

Гуляева Антонина Борисовна высшая категория,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Аннотация: Статья посвящена организации кружковой работы по дополнительным образовательным услугам правополушарному рисованию, совместным мастер классам родителей и детей, педагогов, творческому развитию личности, сохранению и укреплению психического здоровья.

Ключевые слова: правое и левое полушария мозга, программа, психические процессы, развитие, творческая деятельность, правополушарный режим, гармония, мастер класс, стресс, арт терапия.

«Если влечение к творчеству не получает реального выхода,

возникает тяготение к разрушению.

Психологическое напряжение таково,

что если человек не может соединить

себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира .

Альтернатива вполне четкая -

творить или уничтожать . (Э. Фромм , 1993

Все педагоги и большинство родителей знают, какое положительное влияние оказывает искусство на развитие и образование ребенка. С этой целью записывают детей в изостудии, творческие кружки, посещают мастер классы. К числу наиболее актуальных проблем относится то, что развитием ребенка нужно заниматься буквально с его рождения, иначе время будет безвозвратно упущено. Но это должны быть веселые и увлекательные игры, которые стимулируют любознательность – основу обучения. Все дети любят рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина, петь и танцевать. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что стимулирует развитие только левого полушария, а для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий . Но у нас есть еще и правое полушарие, почему мы его не развиваем? Раз мозг состоит из двух полушарий, значит, в этом есть смысл!

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию помогает ребенку легче усваивать материал, бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Психобиолог Роджер Уолкотт Сперри впервые рассказал о том, что раскрыть талант можно у всех без исключения людей, когда своими исследованиями в области головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив, что каждая часть мозга – это отдельный механизм. На его теории преподаватель искусства в американской школе Бетти Эдвардс основала методику правополушарного рисования. В ходе своих умозаключений она пришла к выводу, что рисование – это навык, которому может научится абсолютно каждый человек, как чтению или письму. Первым делом человек должен научиться наблюдать, а для этого необходимо не так уж много.

Впервые я узнала о правополушарном рисовании в 2 013 году на конференции в ВГСПУ. Интуитивно, как и все кто пришел, пошла именно на мастер класс по правополушарному рисованию . И никто не знал, что это такое – версий было много. Самая главная отговорка была – мы не умеем рисовать, но очень хочется научиться! Загорелась сразу! Посещала тренинги, мастер классы, приходила домой уставшая, но очень довольная, радостная, энергичная, а главное – оставалось много сил что-то творить, хотелось поменять местами мебель, горы свернуть . Сразу поняла, что получить такой положительный результат захотелось и в другой деятельности. А что, если применить правополушарное рисование с детьми в детском саду?

Каждый раз дети ждут, чтобы их картины увидели и оценили не только родители дома, но и все взрослые в детском саду. Поэтому, после каждого занятия организуем выставку детских работ – перед входом в раздевалку группы вывешиваем в рамки все рисунки.

Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Дети повторяют действия, приемы, которые показываю. И с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что дети, особенно второго года обучения, пытаются воспроизвести действия педагога, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину – менять цвета, величину объектов, насыщенность в пространстве.

Положительно рисование влияет и на взаимоотношения родителей с детьми , когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, понимают, что родители не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и детей.

других, но теперь- то вы знаете , на что способны! Результат говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!

Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Являясь очень мощным арттерапевтическим средством, первые результаты дают о себе знать через 5 минут рисования , когда взрослые и дети погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. У детей развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание. Занятия в кружке способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе. В процессе рисования язык чувств и эмоций переходит в словесную форму, например, в процес с е рисования общего фона, дети сразу видят закат или рассвет, море или поле, луг, лес, горы… Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем, а это очень важно в сохранении психологического здоровья. Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики.

Я не отрицаю левополушарное рисование. Традиционный академический способ обучения рисованию – годы занятий в изостудии, художественной школе, и так далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей.

Принцип правополушарного рисования другой. Пра вополушарная гимнастика перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая живых эмоций, чувств и их выражений в словесной форме. На душе становится легко и радостно.

Чтобы сделать искусство частью жизни ребенка , занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами. Организуйте дома зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы. Вместе рассматривайте репродукции художников, красивые фото природы в разные времена года. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять. Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.

Заведите специальную папку или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.

Если вы заметили, что ребенок интересуется живописью, запишите его в изостудию, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки. Не исключено, что ваш ребенок станет настоящим художником.

Если ваш ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий. Помимо этого потенциал ребенка раскроется полностью. Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов.

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.


«Хорошо устроенная голова

Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению не только оставили след в истории своими достижениями, но и подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. В наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека.

«Я утверждаю, что всякий человек способен в достаточной степени научиться видеть, чтобы рисовать с высокой степенью подобия то, что он видит в реальном мире.

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни. Правополушарное же мышление дает больше возможностей для лавирования, открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.

G:\для статей\DSC_0525.JPG

Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов.

Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария.

Однако если для развития правого полушария ничего не предпринимается, асимметрия усиливается. А ребёнок должен развиваться гармонично. Это важно для всей жизни, поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий. Начинать необходимо с детства.

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными.

Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.

Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый. Этого не происходит потому, что в какой-то момент человек решил (или ему подсказали), что ему этого не дано. Нет таланта.

G:\для статей\DSC_0512.JPG

Правополушарное рисование для детей отличается от такового для взрослых. Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам. У них левое полушарие не так сильно довлеет над правым. Кроме того, рисование – естественная деятельность для дошколят.

В том же году мы стали внедрять эту технологию.

Познакомили родителей воспитанников с технологией правополушарного рисования на родительском собрании. Родители с удовольствием рисовали. А потом поддержали нас в использовании этой технологии с детьми. Мы собрали необходимый материал. Началась интересная работа с детьми.

2 этап. Сюжет. Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.

3 этап. Демонстрация работ. Этот этап дети любят больше всего. Работа каждого ребёнка демонстрируется всем, этой работай все восхищаются, в ней находятся особенно яркие изюминки, и они подчеркиваются.

4 этап. Заключительный. На этом этапе мы – оформляем альбомы, дарим мамам (если это был букет для мамы), организуем выставки.

Вся творческая работа вызывает у детей только положительные эмоции, в правополушарном рисовании не бывает критики, так как основным принципом правополушарного рисования является не критичность, детям очень нравится быстрый результат деятельности. Это происходит за счет того, что лист мы используем размером А6 и других технических приемов.

Мы планируем продолжать работу по правополушарному рисованию, осваивая новые техники, и возможно придумаем свои.

Вывод. Разработанная система в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.

Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям. Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность.

Основные термины (генерируются автоматически): рисование, ребенок, левое полушарие, левая рука, правое полушарие, дошкольный возраст, техник, фон, время рисования, какая рука.

Автор: Альмеева Ираида Геннадьевна

Организация: МБДОУ № 52 ''Росинка''

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения изображаемого и техникам рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активизации правого полушария на творческих занятиях дошкольников, раскрытия потенциала каждого ребенка, создания оптимальных условий для обогащения личностного роста.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как и в творческом так и в практическом отношениях. Наличие творческих способностей играет в жизни ребенка очень важную роль.

Цель: Активизация интереса к изобразительной деятельности, развитие творческих способностей, творческой фантазии и воображения у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования, развитие связной речи при составлении рассказа об изображенном.

Образовательная: - знакомство с видами техник правополушарного рисования;

Развивающая: - формирование у детей изобразительных умений и навыков, чувства пространства и формы; развитие творческого потенциала, воображения, фантазии, творческой изобретательности; формирование практических навыков изображения в технике правополушарного рисования; развитие чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации; активация связной речи дошкольников; способствовать снятию напряжения.

Воспитательная: - воспитание художественно – эстетического вкуса;

Приемы, используемые в работе: кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию правого и левого полушария взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение художественного опыта;
  • выполнение рисунка в данной технике;
  • мотивация и сформированность собственного стиля творческой деятельности, умения свободно выражать свои мысли на листе бумаги;
  • самостоятельное художественное решение, чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объема;
  • пространственное и объемное мышление;
  • эстетические впечатления при восприятии творческих работ.

Итоговые мероприятия:

  • выставки коллективных и индивидуальных работ;
  • выставки, подготовленные совместно с родителями;
  • открытый показ образовательной деятельности с использованием ИКТ;

Подготовительный этап работы:

  • Тематическое планирование.
  • Изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов по данной теме, подбор наглядно – демонстративного материала, практического материала и технического оснащения.
  • Определение цели и задач, основных направлений и ожидаемых результатов.
  • Разработка материала.
  • Планирование творческой деятельности дошкольников.

Методическое оснащение: Наглядно – демонстрационный материал, детские работы, выполненные ранее.

Методы: интерактивный, (словесный, наглядный, практический)

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

Оборудование: раздаточный материал, гуашь разных цветов (консистенция сметаны), кисти щетина №10, 14, 16, акварельная бумага, стаканчик – непроливайка, пластиковые дощечки для отстукивания кисти, салфетки для рук.

Особой популярностью пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества, активизируется творческая деятельность и интуиция у человека. Изучение точных наук активизирует левое полушарие головного мозга. Применение методов правополушарного рисования позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария. Что помогает раскрытию творческого потенциала, помогает уберечь от стрессов и нагрузок и оказывает помощь в усвоении материала.

Все действия и продукты его творчества могут быть поняты и объяснены взаимоотношением между двигательной-осязательными и зрительными способами восприятия ребенком мира. Ребенка интересует процесс действия. В процессе игры действия ребенка эмоционально окрашены.

Что дает правополушарное рисование?

Предварительно проводятся кинезиологические упражнения с дошкольниками, нацеленные на раскрытие логической связи.

  • Зеркальное изображение. Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует в работу сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга;
  • Изображение в проекции;
  • Точечное заполнение разноцветной гуашью фона и растяжка краски плоской кистью для получения необычного фона;
  • Заполнение и растяжка по форме (по диагонали листа, по кругу);
  • Рисование на цветной бумаге;

Для начала практических действий необходимо познакомить родителей воспитанников с технологией правополушарного рисования. Для начала рисуют родители. На втором этапе работы можно практиковать рисование левой рукой фон, используя различные способы. Кисточки используются во время правополушарного рисования только щетинистые, разного размера. Ребенок сам выбирает какой номер ему взять. Детям очень нравится необычное смешение красок в процессе рисования фона. Фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой, для того, чтобы включить правое полушарие. Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, педагог завязывает на кисть цветную ниточку. А во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон.

в своей практике идет освоение техник правополушарного рисования. Техник – двенадцать. Это город, старые горы, стога сена, деревья (сосны, елки, цветущая ветка сакуры, яблони, пальмы), кактусы, полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики и т. д.), букет цветов к празднику, отражение в воде, котиков, белочек, зайчиков. Как правило у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.

Работа выполняется в два этапа.

1 этап – выбор темы для рисования.

  • Изображение фона. Закрашивание горизонтальными мазками всей поверхности листа белой гуашью.
  • Нанесение краски тех цветов, которые будут участвовать в преображении листа бумаги. Краска наносится капельно.
  • Затем по белой краске растянуть цветные пятна размашистыми движениями.

2 этап – изображение сюжета. Сюжет выполняется детьми совместно с педагогом. Педагог напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом правильно держать кисть, какой лучше бы воспользоваться и почему, при этом ребенку предоставляется возможность самому сделать выбор.

3 этап – демонстрация работ.

  • Анализ и самоанализ. Работа каждого ребенка демонстрируется всем, анализируется. В каждой работе находятся особые изюминки. И они озвучиваются.

4 этап – заключительный. На этом этапе мы оформляем работы, придумываем название выставки.

Вся творческая работа вызывает у детей только положительные эмоции. В правополушарном рисовании не бывает критики, так как основным принципом правополушарного рисования является не критичность, а свободное выражение творческих мыслей. Детям очень нравится быстрый и увлекательный результат деятельности, который повышает самооценку детей и способствует пополнению эмоционального ресурса.

Техник для правополушарного рисования большое разнообразие. Данные инновационные методы в области художественно – эстетического развития учитывают возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраст. Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру, чуткости к себе и окружающим людям. Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов. У них расширяется кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, укрепляется эмоциональный фон.

Правополушарное рисование, слайд 1

Правополушарное рисование, слайд 2

Правополушарное рисование, слайд 3

Цель: раскрыть творческий потенциал ребенка , способствовать повышению умственной работоспособности, стабилизации эмоционального состояния.
Задачи: 1. Развивать творческие способности. 2. Формировать практические навыки работы в технике правополушарного рисования. 3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. 4.Развивать эмоциональную сферу ребенка. 5.Способствовать снятию напряжения, тревожности, гиперактивности.

Правополушарное рисование, слайд 4

Теоретическое обоснование метода. Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть "левополушарными". Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Правополушарное рисование, слайд 5

Правополушарное рисование, слайд 6

Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Иными словами, активизировать работу правого полушария головного мозга – а рисование является путём, способом добиться этого.

Правополушарное рисование, слайд 7

. Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения. Работы, выполненные по данной методике, при обычном их простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.

Правополушарное рисование, слайд 8

Правополушарное рисование, слайд 9

Методика и техника правополушарного рисования для детей. Во время обучения правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.

Правополушарное рисование, слайд 10

Изначально у каждого ребёнка более развита правая доля мозга – он исследует мир, а не анализирует его, воспринимает каждый образ отдельно от остальных предметов, не умея еще логически их связывать между собой. Но в старшем дошкольном возрасте эта способность начинает исчезать, уступая место развитию логики. Поэтому мы начали проводить занятия именно с 5 летними детьми. В процессе занятий дети раскрепощаются, высказывают свои идеи, экспериментируют. Мы не просто учим рисовать, мы обучаем видеть и ценить прекрасное, при помощи нанесения мазков находить духовное равновесие и учиться самовыражаться. Занятия проводятся в подгруппе по 5 человек в течение 20-25 минут. За это время дети успевают выполнить специальный комплекс упражнений для активизации правого полушария, нарисовать прекрасную картину, пообщаться между собой и с педагогом. Для занятий обязательно подбирается музыкальное сопровождение в соответствии с темой занятия. Мы уверены – любое проявление детского творчества имеет право на существование.

Правополушарное рисование, слайд 11

Правополушарное рисование, слайд 12

Срисовывание картинок является самой первой техникой правополушарного рисования. Необычность метода заключается в том, что картинку необходимо срисовать , держа вверх ногами. Причем, часть картинки должна быть закрыта. Результатом таких манипуляций будут изображения черточек, линий и цветовых пятен. Эти изображения необходимо нарисовать. Непонимание происходящего заставит отключиться левое полушарие и вот тут активно включится правое. Причем оно даже не будет проявлять логику пытаясь разобраться в нарисованных символах. И полной неожиданностью окажется рисунок, который будет точной копией, того что ребенок срисовывал.

Правополушарное рисование, слайд 13

Материалы для работы.
1.Гуашь-набор12 цветов. 2. Набор кистей. 3.Бумага для гуаши и акварели. 4. Ветошь. 5.Влажные салфетки. 6. Емкости для воды.

Читайте также: