Проект правила хорошего тона в доу

Обновлено: 05.07.2024

Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам проведения: долгосрочный

Срок реализации: октябрь 2018 – март 2019 года

Участники – дети старшей и подготовительной группы, их родители, воспитатель

Аннотация

Так, в процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

Содержание

Объект и предмет исследования ……………………………………. 7

Продукт исследования ………………………………………………. 7

Методы и приемы, используемые для реализации

Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………9

Взаимодействие с родителями ………………………………………..11

Этапы реализации проекта. I этап: подготовительный …………….13

Этапы реализации проекта. II этап: основной ………………………14

Этапы реализации проекта. III этап: заключительный …………….19

Технологическая карта проекта……………………………………24

Введение

Актуальность

В настоящее время постоянно можно слышать: современное общество, современный дошкольник, современные отношения между людьми. А в чём проявляется эта современность? В том, что наука развивается быстрыми темпами? Да. Наши дети стали умнее, активнее, чем десятки лет назад? Да. Они стали доброжелательнее, внимательнее, терпимее друг другу? Не всегда. А почему? Быстрый темп жизни, напряжённость в обществе, неумение слышать и слушать друг друга и ряд других причин приводят к тому, что происходит нарастание у взрослых и детей нетерпимости друг к другу. И если не изменить ситуацию, то это может привести к необратимым последствиям. А кто и как должен изменить подобную ситуацию? Скорее всего, родители и воспитатели. Большую часть времени дети находятся в стенах дошкольного образовательного учреждения, а дошкольный возраст самый подходящий для вхождения ребёнка в социальный мир, поэтому воспитателю прямая дорога - научить детей общаться друг с другом, уметь сопереживать, сформировать у них эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Поэтому так важно, чтобы педагог сумел помочь ребёнку приобрести знания о разных видах этикета, умения, навыки и опыт адекватного поведения в общественных местах, познакомить с речевым этикетом. И если дети поймут, что их собственные мысли, добрые чувства и действия будут способствовать положительным оценкам друзей, их поступков и поведению, то это поможет им завоевать сердца людей, будь то ребёнок-сверстник или взрослый, а также это будет началом их пути к успеху в жизни.

В связи с этим актуальность изучения этикета, как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. А начать надо с простого – с формирования у детей культуры поведения, будь то детский сад или улица, магазин или кинотеатр, знаний основ этикета умения общаться друг с другом, используя самые простые формулы речевого этикета: приветствия или прощания, обращения с просьбой, благодарности или извинения, и т.д.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что знакомство детей с правилами поведения и основами этикета надо начинать ещё с дошкольного возраста, что позволит усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра с использованием любимых детьми персонажей сказок, мультфильмов, лесных зверюшек, должна стать добрым помощником в воспитании у детей хороших манер.

Проблема

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения дома, в детском саду, в общественных местах, в гостях, за столом.

Наблюдая за общением дошкольников друг с другом, с незнакомыми взрослыми, с родными заметили, что дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить за оказанную услугу, извиниться, сделать комплимент, они испытывают некоторые затруднения. А используемые речевые формулы не отличаются разнообразием. Вспомним, как ведут себя дети в гостях, за столом, в общественных местах? Вроде бы и дома и в детском саду ведутся разговоры о правилах поведения детей, но освоены они детьми не в полной мере.

Также замечено, что взрослый воспитывает и учит ребёнка азам этикета не только тогда, когда разговаривает с ним, а делая это постоянно, в каждый момент его жизни. Нередко воспитатель или родитель требуют от ребёнка вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но сами не умеют ребёнка слушать, забывают поблагодарить его и уж тем более извиниться перед ним.

Поэтому, самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно самому взрослому показывать пример вежливого поведения и вежливой речи.

Гипотеза

Если предположить, что дети начнут учиться хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой. Или же это долгий процесс, требующий терпения и последовательной работы?

Цель: Дать детям представление об этикете и сформировать навыки культурного поведения детей в общественных местах.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  1. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  2. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
  3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
  4. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

Воспитательные:

Объект исследования:

Дети старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:

Процесс формирования культуры поведения и основ этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проекта:

Методы и приемы, используемые для реализации

работы по проекту

Словесные (загадки, разучивание пословиц и поговорок, чтение сказок, стихов на закрепление хороших манер, загадки о вежливых словах, проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в театре и других общественных местах, беседы, моделирование ситуации по теме проекта, общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Практические (изготовление с детьми цветка вежливых слов, изготовление подарков папам и мамам к праздникам, разгадывание ребусов со словами, относящимися к теме проекта, физминутки, пальчиковые игры на тему проекта, практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни).

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, комнаты, подарка).

Формы реализации проекта:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения.
  4. Досуговая деятельность (конкурсы, викторины).
  5. Театрализованная деятельность.
  6. Продуктивная деятельность детей.
  7. Чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта.
  8. Сюжетно-ролевые игры.

Ресурсное обеспечение проекта

Для успешного обучения детей хорошим манерам необходимы условия, а именно правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и её наполнение.

Методическое обеспечение:

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

  1. Ольга Александрова. Уроки вежливости для малышей. -

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток;

Материалы для артикуляционной гимнастики;

Пословицы и поговорки о вежливости

Загадки на закрепление вежливых слов

Конспекты занятий и бесед по этикету

Карточки с ребусами;

Раскраски, кроссворды

Материально-техническое обеспечение:

3.Маски сказочных героев (людей, животных), ободки для разыгрывания ситуаций на закрепление этикета;

Взаимодействие с родителями

Ожидаемые результаты

У детей:

  • Расширяется словарный запас воспитанников за счёт употребления новых вежливых слов и речевых формул.
  • Дети закрепляют все необходимые культурные правила и нормы поведения, овладевают хорошими манерами, тактичностью, выдержкой.
  • Применяют имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
  • Появляются способности анализировать негативные поступки собственные и поступки детей группы.
  • Происходит снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.
  • Приобретаются навыки поведения в театре, магазине, в других общественных местах и транспорте.

В работе педагога:

  • Пополняется методическая копилка новыми конспектами занятий, бесед с детьми, фотоматериалами, иллюстрациями по теме проекта;
  • Дополняется новым содержимым игровой материал для детей;
  • Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

В работе с родителями:

  • Повышается заинтересованность у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
  • Взрослые начинают внимательно и доброжелательно относиться друг другу и к своим детям.

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи для достижения этой цели проекта.

Далее мы устанавливаем наличие имеющихся методических и материально-технических ресурсов и определяем недостающие.

Перечислим мероприятия этого этапа.

  1. Составление перспективного плана проектной деятельности;
  1. Подбор стихов, загадок, ребусов, этических задач по этикету;
  1. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы для детей; оформление книжного уголка по теме проекта; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий, бесед);
  1. Составление плана мероприятий для работы с родителями (консультации для родителей; подготовка памяток, пособий, подборка материала для папок передвижек по данной теме и совместная работа родителей с детьми);

II этап: основной

На данном этапе идёт реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности и работу с родителями.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственный

Работа воспитателя Катаевой Е.В. по созданию условий для работы над проектом

Создание условий для организации проектной деятельности по формирванию хороших манер. Подбор и приобретение необходимого материала.

В течение работы над проектом

В течение работы над проектом

Изготовление и систематизация дидактического материала по разным видам этикета.

Подбор фотоматериалов и иллюстраций на закрепление правил поведения в различных ситуациях.

Работа с детьми

1.Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме проекта, деятельность вне занятий:

2. Чтение детям вежливых сказок, стихов, рассказов - учить слушать произведения, отвечать на вопросы об услышанном, закреплять правила хорошего тона и хороших манер.

3. Работа с детьми по развитию словесного творчества:

4.Создание ситуаций по применению детьми практических навыков по этикету.

Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?

Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.

ВложениеРазмер
proekt_etiket.docx 69.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Социально – педагогический проект

Воспитатель: Хамова А. В.

Новокузнецкий городской округ

  1. Актуальность проекта.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Концептуальные основы проекта.
  4. Предполагаемый результат.
  5. Этапы реализации проекта.
  6. План работы с детьми.
  7. План взаимодействия с семьёй.

Приложение 1. Методическое обеспечение работы с детьми.

Приложение 2.Методическое обеспечение взаимодействия с семьёй.

Приложение 3. Фотопрезентация опыта реализации проекта.

Основные разработчики проекта

Воспитатель - Хамова А.В.

Цели и задачи проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей.

Сроки реализации проекта: 2010-2013г.г.

Этапы деятельности по проекту

Перечень основных мероприятий

2.Предметно – пространственная среда:

- выставка детских работ.

3.Информационно – образовательный продукт:

Актуальность разработки и реализации проекта

Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?

Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.

Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание.

Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями.

Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым).

Слабо сформирована культура поведения за столом .

Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.

Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей.

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие.
  • Принцип последовательности: материал планируется и даётся детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
  • Принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного материала.
  • Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремимся к достижению результатов.
  • Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
  • Принцип опоры на зону ближайшего развития детей.
  • Принцип гуманизации.

Сроки реализации проекта: 2010 – 2013г.г.

  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Педагоги;
  • Родители.

Переживание – как форма обучения, воспитания, познания и развития.

1.Субъекты образовательного процесса:

  • ребёнок : испытывает желание заниматься деятельностью, проявляет качества заинтерисованного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни;
  • родители : возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравственному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных мероприятиях (выставках, праздниках, досугах).

2.Предметно – пространственная среда:

- выставка детских работ.

3. Информационно – образовательный продукт:

• методические рекомендации для родителей;

• система конспектов образовательной деятельности с детьми;

Этапы деятельности по проекту

1.Организационно – познавательный этап

  • Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта.
  • Принятие решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Что такое этикет?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Учить решать некоторые этические задачи. Развивать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

и поговорки о вежливости.

Формировать представление о нормах поведения в детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, няне и другим взрослым.

Совершенствовать навыки взаимоотношений со сверстниками.

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Развивать речевой этикет.

Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к братьям, сестрам.

и поговорки о семье.

Дать представление о правилах поведения в гостях. Познакомить с культурой преподнесения подарка. Уточнить знания о культуре поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Формировать представления о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать развивать у детей навыки поведения на улице.

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать навыки употребления вежливых слов и выражений. Упражнять в умении коротко излагать свои мысли. Объяснить детям значение звуковых сигналов.

Поведение в общественных местах.

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах поведения.

Закрепить представление о культуре внешнего вида, поведении в коллективе. Упражнять в использовании вежливых слов.

Автор проекта:
Бескоровальная Наталья Владимировна
Учитель-логопед первой
квалификационной категории.

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.(Н. Красильников)

ДОБРОТА
Музыка И. Лученка,
Слова Н. Тулуповой
Текст песни:
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Читайте также: