Проект повышение качества математического образования в школе
Обновлено: 07.07.2024
Гарантия качества означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта.
Критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включают: динамику учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.[2]
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса.[3]
Они все больше проникают в массовую практику. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.
Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Оно должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.
Но на качество математического образования еще влияет и применение электронного обучения. Оно является эффективным в дидактическом плане. Применение учебных мультимедиа-комплексов, обеспечивающих поддержку самостоятельной учебной работы учащихся на всех этапах познавательной деятельности - от первоначального знакомства с учебным материалом до решения нетиповых профессионально-ориентированных задач, что тоже влияет на качество преподавания математике.
То есть мы должны предоставить каждому учащемуся возможность достижения высокого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей, что поддерживается индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.[1]
Правительство Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р Москва
Разработан комплекс эффективных мер и механизмов при подготовки к экзамену по математике.
Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по математике.
ЗАДАЧИ:
• Разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;
• Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике ;
• Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;
• Изучить нормативно-распорядительную и инструктивно-методическую базы ЕГЭ и ОГЭ;
• Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;
• Обеспечить учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.
Исходя из того, что будет создана и реализована система подготовки обучающихся к ЕГЭ, это позволит:
- повысить качество подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ и ОГЭ;
- создать условия повышения прочности математических знаний и умений обучающихся по окончанию средней школы;
- создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭи более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения.
Одним из вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по математике является программа, которая включает следующие
1. Проблемно - ориентированный анализ.
2. Основные направления реализации программы
3. Этапы реализации и план действий.
4. Результаты программы.
5. Контроль реализации программы.
1. ПРОБЛЕМНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
• содержания контрольно - измерительных материалов итоговой аттестации по математике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту;
• содержания курсов математики , изучаемых в общеобразовательной школе;
• уровня знаний учащихся по математике в 9 - 11 классах;
• потребностей учащихся и родителей к уровню приобретаемых знаний;
• анкетирования выпускников об отношении к аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ОГЭ.
2. Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ и ОГЭ всех участников образовательного процесса.
3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
выработка совместных рекомендаций на ШМО по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике;
знакомство с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ;
о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в районе и области.
Изучение нормативно - правовых документов ЕГЭ и ОГЭ
Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
Индивидуальное консультирование для родителей. Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ и ОГЭ.
Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)
1. Составление учебно - методического плана консультаций;
2. Составление учебно - методического плана повторения материала;
3. Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;
4. Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);
5. Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).
6. Проведение пробного экзамена;
7. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;
8. Индивидуальные консультации.
Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.
Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, выработать индивидуальный стиль.
Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Отработать навыки уверенного поведения.
Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.
Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.
Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.
В течении года проводить беседы с родителями о сбалансированном режиме подготовки в ЕГЭ и ОГЭ
Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам.
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ предыдущего года и результатов поступления в вузы и сузы;
3.Диагностика владения учащимися тестовой технологией;
4. Мониторинг вычислительных навыков 5-11 класс;
5. Распределение обучающихся по группам, в соответствии с уровнем их математической подготовки.
1.Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ
2.Составление тематического плана консультаций к ЕГЭ и ОГЭ;
3. Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ;
4.Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ;
5. Организация работы и сотрудничества с учителями математики других школ города.
1. Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы ;
2. Введение в систему повторения тем, по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню;
3. Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору);
4. Дифференцированная работа с обучающимися.
6. Пробный экзамены по математике в 9, 11 классе (по демоверсии);
7.Реализация программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
8. Информационная работа с учащимися, родителями;
9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;
10. Индивидуальные консультации;
11. Работа разновозрастных групп.
1. Анализ пробного экзамена;
2. Сравнительный анализ диагностик;
Наряду с индивидуальными консультациями, применением тестовых заданий, тренировочных работ считаем, что основными видами деятельности учащихся на уроках в 9-11 классах являются практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся на уроках повторения вытекает из структуры контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курсов математики базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:
1. Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.
2. Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи.
3. Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов математики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.
4.Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ.
5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени ЕГЭ и ОГЭ(это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий).
Деятельность обучающихся во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.
Этапы работы с обучающимися при повторении материала и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
2 Предпроектный анализ. Анализ результатов ККР 2012 года по критериям краевой СОКО. Математика. Анализ результатов ЕГЭ 2012 года по критериям краевой СОКО. Математика.. Критерии КСОКО Показатель муниципалитета Сводная позиция в рейтинге Показатель ДСОШ По краю Средний балл62, ,84 Доля выпускников, продемонстрировавших повышенный и высокий уровень подготовки 19,77 %5150% Критерии КСОКО Показатель муниципалитета позиция в рейтинге Показатель ДСОШ позиция в рейтинге Средний балл ЕГЭ33,85 % Доля выпускников, продемонстрировавших средний и высокий и уровень подготовки 1,33 %59061
3 Актуальность проблемы Результаты анализа показывают: 1.Средний балл ЕГЭ по математике составляет 42 – это 31позиция в рейтинге муниципалитетов, но у выпускников не формируется средний и высокий уровень подготовки по математике, от работы к работе выявляется несформированность одних и тех же элементов содержания, математических умений и навыков базового и повышенного уровней: не решаются практико - ориентированные задания базового уровня сложности, задания которые приближены к творческим задачам олимпиадного характера, для решения которых требуется не столько формальная математическая образованность ( знание терминов, формул, правил, готовых алгоритмов ), сколько общая математическая культура, т.е. сформированная привычка самостоятельно ориентироваться в математической ситуации, строить и исследовать простые математические модели. 2.Выпускники не имеют возможности поступить на престижные специальности вузов.
4 Актуальность проблемы 1.Отсутствие мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. 2. То, что когда-то было усвоено, на выходе из школы забыто. Как предотвратить забывание усвоенного материала? Углубить сведения о ранее изученном.
5 Цели проекта: 1.Рост и развитие внутренних ресурсов успеха ученика: управление познавательной деятельностью ученика, 2. Рост и развитие компетентности преподавателя. 3.Оценка работы учителя по следующим показателям: Учебные достижения учеников. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха школьников. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме.
7 Ресурсы кадровые: недостаточные, требуют обновления: возрастной ценз учителя- 74 года, отсутствие молодых специалистов; материально –технические: наличие УМК, в том числе электронные ресурсы, оборудованный кабинет, финансовые: достаточные Управленческие: достаточные, требуют обновления- управление реализацией проекта может быть возложено на команду в составе директора, заместителя директора по УВР, учителей предметников; Информационные- использование ресурсов ККИПКРО и Казачинского ММЦ, Интернет.
9 Планируемые результаты. Качественные показатели: будет обеспечена положительная мотивация учащихся на повторение ранее изученного материала; в учебном процессе будет реализован личностно-ориентированный подход при обучении математике; будет применяться система задач, которая способствует расширению, углублению, систематизации знаний учащихся; содержание повторяемого материала и способы его подачи будут способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний; в процесс деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления будут включены индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация.
10 Планируемые результаты. Количественные показатели: повышение среднего балла ЕГЭ до 60; 30% учащихся имеют средний уровень подготовки по математике
В настоящее время в условиях школы математическое образование переживает сложный период, связанный с изменениями целей образования, с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В начальной школе сложным оказалось преподавание предмета математики. Это обусловлено снижением интереса учащихся к учению, ростом неуспевающих, падением качества знаний, умений и навыков, недовольство учителей результатами своего труда, а также большой занятостью родителей (им некогда заниматься своими детьми). Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предмета.
Серьёзно изменились представления о том, какой должна быть математическая подготовка в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Кроме основного предметного содержания ФГОС дает определение содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации общих целей образования. В то же время такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Согласно ФГОС, обучение математике должно стать важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
- использование инновационных мультимедиа – технологий;
- внедрение различных образовательных технологий;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- знание психологии поведения учащихся разного возраста;
- грамотное и научное изложение материала.
Контроль знаний помогают мне осуществлять поэтапно тетради на печатной основе к учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой:
- самостоятельная работа с самопроверкой в классе при введении нового знания;
- обучающая самостоятельная работа, в которой выявляются и устраняются пробелы в знаниях;
- проверочная контрольная работа – текущий контроль;
- переводная и итоговая контрольные работы – итоговый контроль.
Проводимая подготовительная работа к контрольной работе позволяет детям хорошо к ней подготовиться до ее проведения, устранить пробелы в знаниях, а также избежать стресса у детей.
Один – два раза в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытых уроках с целью ознакомления родителей с новыми программными требованиями, методикой преподавания, требованиями учителя. Каждое открытое мероприятие завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Считаю, что изменение форм и методов обучения на уроках математики, создание внеурочной образовательной среды и стремление педагога активизировать познавательную деятельность учащихся, способствующую формированию мышления и метапредметных умений учащихся начальной школы, повлечёт за собой повышение качества математического образования школьников, интереса к изучению математики.
Читайте также: