Проект полезные ископаемые в доу

Обновлено: 05.07.2024

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с мая по октябрь.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель - логопед, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

1. Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений речевого и диафрагмального дыхания.

2. Становление речеслуховой и двигательной памяти, произвольного внимания.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Активизация словарного запаса по теме (гранит, песок, глина, кобальт и т.д.)

5. Автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях.

Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

- определять задач, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
  1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
  2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
  3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
  4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
  5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

  1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
  2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.

  1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
  2. Развито совместное творчество родителей и детей;
  3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
  4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

  1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического материала.

Второй этап – Основной

  1. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  2. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  3. Оформление консультативного материала для родителей.

Третий этап – Итоговый

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей
  1. Занятия;
  2. Эксперименты, опыты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение, экскурсии, труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов в изо - деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Родители дома проделывали ряд опытов с водой, песком, глиной, проводили исследования, отвечали на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества.

Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Анализ работы по проекту:

Практическая значимость данного проекта дала развитие познавательных интересов у детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Данный проект является комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения опытов, игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Структурное подразделение детский сад №5

Проект

С.Г. Хватова, воспитатель

Вид проекта : информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта : март – апрель.

Участники проекта : дети старшей группы и воспитатели, родители.

Актуальность темы : Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема : Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта : Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3.Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.

4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

План работы с родителями.

- проведение опытов с полезными ископаемыми;

- найти в нашем городе, что сделано из гранита;

- какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

7.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Составление плана проекта.

Изучение материалов по теме на различных сайтах.

Знакомство родителей с проектом.

Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)

Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Игровые эксперименты:
"Пирамида из камней"
"Тонет-не тонет?"

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие:

Физическое развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Вид проекта : информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта : 14.09-25.09

Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Проект возник на основании интереса детей, которые задавали много вопросов:

- Из чего состоит мел?

- Почему он крошится?

- Почему мелки выделяют пыль, когда их стирают?

- Почему некоторые камни тоже рисуют?

- Откуда вообще берутся камни?

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.

Цель проекта : Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды)

2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер.

1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми;

1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды)

2. Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.

3. Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.

4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;

2. Развито совместное творчество родителей и детей;

3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта :

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

План работы с родителями.

1. Подготовить совместно с детьми рассказ-презентацию одного полезного ископаемого на выбор.

2. Подготовить рассказ об этом полезном ископаемом.

4. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

• Составление плана проекта.

• Изучение материалов по теме на различных сайтах.

• Знакомство родителей с проектом.

• Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)

• Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудование: лупы, воронки)

Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Беседы с использованием иллюстративного материала:

Просмотр видео о добыче полезных ископаемых и их значении в жизни людей;

Знакомство со свойствами глины, лепка;

Знакомство со свойствами гипса, создание мелков;

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

«Отыщи такой же камень",

Составление рассказа детьми об одном из полезных ископаемых на выбор и его презентация.

Хождение по каменной дорожке;

Рисование изготовленными нами мелками на асфальте.

Выкладывание рисунков из камней (режимные моменты)

Цель: закрепление полученных знаний по предложенной теме.

В ходе проекта мы :

Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды, нефть, газ.

• Узнали о свойствах и качествах полезных ископаемых;

• Узнали о способах добычи полезных ископаемых и о пользе их в природе и жизни человека.

• Сформировали познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.

• Начали развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

• Вызвали интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Сценарий праздника, посвящённого Дню 8–е Марта, в старше-подготовительной группе Сценарий праздника, посвящённому Дню 8 – е Марта, в старше – подготовительной группеЦель. Способствовать созданию праздничной атмосферы,.


Цель: Продолжать знакомить с полезными ископаемыми. Уточнение представлений о свойствах песка, гранита, угля. Закрепление знаний о значении полезных ископаемых для человека. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать сенсорные ощущения, активировать речь.

Планируемый результат: Научить узнавать полезные ископаемые по внешнему виду, называть их свойства. Проводить эксперименты, пользоваться картой – схемой во время проведения опытов. Сформулировать понимание того, что полезные ископаемые надо использовать бережно, так как их ресурс может иссякнуть и человечеству нужно искать альтернативу полезным ископаемым.

Задачи этапов НОД

Постановка цели, задач.

Создание проблемной ситуации

Решение проблемной ситуации

Подведение итогов. Рефлексия

-Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Вовлечь детей в созданную ситуацию.

Поднять настроение. Закрепить понятие полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Вовлечь в поисково – познавательную деятельность.

Развивать умение анализировать, делать выводы после проведения экспериментов.

Материалы для деятельности

-Посылка от Незнайки. Предметы из посылки: стеклянный стакан, керамическая ваза, ложка, вилка, флакон с духами, губная помада, тарелка.

- информация о полезных ископаемых,

- что делают из полезных ископаемых.

Загадки о полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность с полезными ископаемыми (песком, гранитом, углем).

Во время проведения опытов использование карты – схемы, лупы, емкости вводой, воронки.

Поиск альтернативы полезным ископаемым (ветряные мельницы, солнечные батареи, пластиковые материалы).

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Педагог рассказывает о полезных ископаемых, их значении в жизни людей, о предметах, которые получают благодаря полезным ископаемым.

Педагог помогает обобщить свойства полезных ископаемых.

Развивает общую и мелкую моторику, сенсорные ощущения.

Дает оценку проведенной работе, комментирует деятельность детей. Побуждает детей четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы

Дети внимательно слушают педагога.

Отвечают на вопросы, вникают в поставленную задачу.

Формирование желания самостоятельно добыть знания.

Участие детей в диалоге.

Дети опытным путем, с помощью карты – схемы устанавливают свойства песка, гранита, угля

Обсуждают, дают оценку проделанной экспериментальной работе.

Результат по содержанию

Понимают суть проблемы.

Интересуются, что связывает предметы, полученные от Незнайки.

Получают знания о полезных ископаемых, узнают их по внешнему виду.

Умеют отвечать на поставленные вопросы.

Делают вывод, что предметы из посылки появились благодаря полезным ископаемым

Результат по способу работы

Называют представленные вещи из посылки

Дети включаются в беседу, ведет диалог.

Умеют выражать свое отношение к происходящему.

Подбирают слова описывая, свойства полезных ископаемых: сыпучий, твердый, мягкий, кристаллический, тяжелый, растворимый, нерастворимый, прочный, зернистый.

Полученные знания о значении полезных ископаемых в жизни людей, о необходимости беречь их и по возможности заменить,на искусственно созданные

Воспитатель вносит в группу коробку.

В.: Ребята, сегодня утром в наш детский сад курьер доставил посылку от Незнайки. Не знаю, зачем он нам ее прислал? Давайте посмотрим, что там?

В.:Достает из коробки: ложки, вилки, керамическую вазу, стакан, тарелку, духи, помаду, банку с краской, игрушки, машинку.

Да….. странный набор…..

На экране Незнайка, который говорит: «Здравствуйте ребята! Мои друзья Винтик и Шпунтик собрали все эти вещи и хотят, чтобы я догадался, что их связывает, что в них общего! А я не могу понять! Помогите мне, пожалуйста!

В.:Ребята, поможем?

Но сначала я хотела, чтобы мы с вами поговорили о нашей планете. Как она называется? (Земля)

- Да! Она существует уже многие миллиарды лет. За это время природа много раз менялась под воздействием ветров, дождей, землятресенний. И за это время в недрах земли образовывались сокровища. Благодаря им изменилась жизнь людей.

Раньше они жили в пещерах. Чтобы согреться и приготовить еду, жгли ветки. У людей не было машин, самолетов, домов и многого другого. Все это появилось после того, как человек стал добывать и использовать по назначению сокровища.

5-й слайд: Показать указкой.

Одни из них лежат на поверхности земли, другие под землей. Причем, некоторые очень, очень глубоко! И эти сокровища называются полезные ископаемые. Как вы думаете, почему они так называются?

(Полезные, потому что приносят людям пользу, а ископаемые, потому что их выкапывают)

Где на Земле есть, залежи этих полезных ископаемых устанавливаю; их находят люди замечательной профессии- геологи.

Полезных ископаемых, очень много. (Показать на коллекцию, которая на столе).

Полезные ископаемые.

Давайте поговорим о некоторых из них:

Уголь – образовался из растительных остатков. Добывают его шахтеры из специальных шахт.

Уголь был первым ископаемым, с помощью которого люди стали обогревать свое жилище. Из угля делают краски, лаки, лекарства.

10-й и 11-й слайд:

Железная руда – её добывают из карьеров (это большие ямы), или из шахт. Затем из руды в специальных печах выплавляют чугун, из него сталь, а уже из стали делают поезда, рельсы, автомобили, посуду и многие другие нужные предметы.

12-й и 13-й слайд:

Глина – её добывают из земли. Глина плохо пропускает воду, она пластична из неё можно вылепить, многие предметы: посуду, игрушки, вазы, кирпичи.

14-й и 15-й слад:

Песок – его добывают со дна рек, озер, из песчаных карьеров. Используют его при строительстве дорог, домов, из песка делают стекло.

16-й и 17-й слайд:

О полезных ископаемых можно рассказывать долго, их много и все они оказывают огромное влияние на жизнь человека. Но человеку потребовалось много лет, чтобы понять, как можно их использовать, что можно из них сделать.

Для этого люди изучали свойства полезных ископаемых. Узнавали, какие они? Твердые, горючие, сыпучие, растворяются в воде. От этого и зависит их использование в разных направлениях.

Я предлагаю вам стать сейчас научными сотрудниками. Пойти в лабораторию и провести опыты. Ваша задача узнать как можно больше о полезных ископаемых. Вам в помощь на столах лежат карты-схемы. Они помогут вам провести опыт.

Дети подходят к столам, по 4-5 человек. На столах лежит все для опытов: ёмкости с водой, лупы, подносы, пинцеты, палочки и другие необходимые предметы. Дети проводят опыты с песком, солью, гранитом, углем. После опытов рассказывают о свойствах полезных ископаемых.

В.: Я видела, с каким интересом вы отнеслись к заданию. Что же вы узнали о песке, граните, угле?

Дети рассказывают о свойствах полезных ископаемых.

Песок – состоит из крупинок, сыпучий, не растворяется в воде, окрашивает воду, из мокрого песка можно лепить.

Гранит – твердый, прочный, зернистый, тяжелый, в воде меняет цвет, не растворим в воде.

Уголь – не растворим в воде, плотный, но хрупкий, не прозрачный, оставляет след.

В.: Молодцы, вы отлично справились с работой, настоящие научные сотрудники. Вы теперь много знаете о полезных ископаемых, и сейчас легко справитесь со следующим заданием, отгадайте загадки.

19-й по 23-й слайд: Загадки:

На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Горит, да не солнце

Черен, да не ночь

Твердый, да не камень

На весь мир славен! (Уголь)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? (Нефть)

Этот мастер белый, белый

В школе не лежит без дела

Пробегает по доске

Оставляет белый след. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В.: Молодцы вы правильно отгадали загадки! Вы теперь понимаете, какую важную роль играют полезные ископаемые в жизни людей. И я надеюсь, что когда вы вырастите, то полученные знания, возможно, помогут вам использовать ископаемые и в других целях. Дело в том, что их запасы могут иссякнуть. Поэтому уже сейчас люди должны задуматься, как более рационально использовать, как беречь, на что можно заменить.

Вместо нефти и газа можно использовать энергию солнечных батарей, ветряных электростанций.

Вместо металла использовать пластик. Пластиковые трубы, пластиковая посуда.

Люди уже начали понимать всю важность этой проблемы и постепенно переходят на искусственно создаваемые материалы. Бережно относиться ко всему, что создала природа! Чтобы наша планета и дальше оставалась самой красивой во Вселенной.

Ну а теперь я хочу вас спросить, вы уже, наверное, догадываетесь, что объединяет все предметы, которые нам прислал Незнайка? Да! Все они созданы благодаря полезным ископаемым!

Список использованной литературы

Читайте также: