Проект покров в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: Развивать у детей представление об обычаях и традициях России. Формировать гендерное поведение детей, характеризующееся распределением труда (вышивка – женский труд, а ложки резать - мужской). Воспитывать у детей уважение к культуре родного края.

Покров день отмечается 14 октября. По народной традиции его считают днем встречи осени и зимы. Название праздника Покрова связывают с первым снегом, который покрывает землю, указывая на близость зимних холодов. Согласно примете снег на Покров – предвестник снежной и холодной зимы.

Ребенок 1: На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.

Ребенок 2: На Покров до обеда осень, а после обеда зима.

Ведущий: Осень пришла холода принесла.

Накроет Богородица землю покровом, защитит народ российский от мороза и холода, убережет от бед и ненастий.

Вы, ребята, не сидите, а дружно под покров пройдите. Под покровом пройдем, попросим помощи у Пресвятой Богородицы.

Ведущий: примерно с этих дней крестьяне начинали топить печи в избах, не выгоняли скот на пастбище, завершали полевые и огородные работы. С Покрова начинались вечерние девичьи посиделки.

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Осень к нам пришла сама.

Ребенок3 Осень играм не помеха. Айда играть, песни петь да плясать!

Ребенок 4: Когда?

Ребенок5: На ту осень лет через восемь.

Ребенок 3 и 4: Нет, сейчас хотим!

Ребенок 5: Во что играть будем?

В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают на ноги водящего и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Водящий с закрытыми глазами кружится.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого хочешь.

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним.

Ребенок5: А теперь в клубок поиграем!

Ведущий: Становись кто прямо, кто в бок, закрутим клубок.

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла. Клубок маленький,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех,

Ведущий: Вот и кончилась игра, расходитесь детвора.

Ребенок 6: По домам идти, скучно будет!

Ведущий: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Эй, девицы – рукодельницы, не скучайте, свои ручки занимайте.

Ребенок (Мальчик):Скажи, хозяюшка, что ваши девчата делают?

Ведущий: Наши рукодельницы не бездельницы.

Девочка :1 Я пяльцы взяла в посиделки пришла.

Девочка 2: А у меня куделька – работы на недельку.

Девочка 3: А у меня веретёшко – попряду- ка я немножко,

Стану прясть попрядывать, да на всех поглядывать.

Вот и прялка есть, где бы мне сесть?

Ведущий: вот здесь присаживайся.

Девочка: Была бы охота, будет ладиться работа.

Девочка: от скуки бери дело в руки.

Девочка: умные руки не знают скуки.

Девочка: Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Ведущий: Правильно говорите. Женщины в России славились своим рукоделием. Все умели: и нитки спрясть, и ткань соткать, и рубашку сшить. А там работа легче ведется, где песня звонкая льётся. Ну, девицы - красавицы, будем песню запевать, да ниточку в клубок мотать.

Ведущий: Низкий поклон вам, люди молодые – мастеровые. Я смотрю, вы тоже делом заняты. Просто так не сидите, ложки мастерите.

Мальчик: Да, мы ложки строгаем.

Мальчик 2: Оживает все вокруг от тепла искусных рук.

Мальчик 3: Полон гостей будет дом, коль работа с огоньком.

Максим Л. : Та-ра – ра, та-ра- ра, идут гости со двора, песни петь, да плясать, да работу выполнять.

Кира Ц. : А у нас есть ложки хохломские, хохломские , расписные, и похлебку хлебать, да и танец танцевать.

Танец с ложками (исполняют мальчики).

Ведущий: Хорошо пели да плясали, а не поиграть ли нам еще?

Ведущий: будем в иголку да нитку играть?

Бежит свинка, золотая спинка,

Носик стальной, хвостик льняной,

Сквозь холст проходит, конец себе находит,

А где пробегает, узор оставляет.

Ведущий: Ай, да ладная игра. А не сплясать ли нам детвора?

Варя: Сяду прясть – не прядётся, ездит донце подо мной. Идут ноги плясать, да ребят забавлять.

Марина: Будем печь мы хлебушек для бабушек и дедушек, для мамушек и кумушек, отцов- молодцов, да для детишек девчонок и мальчишек.

Давайте, ребята, приготовим начинку для пирога, да тесто замесим.

Словесное сопровождение

Действия рук

Мы капусту рубим, рубим, рубим

Мы капусту трём, трём, трём

Трем ладошки друг о друга

Мы капусту солим, солим, солим

Мы капусту жмём, жмём, жмём

Сжимаем два кулачка

Словесное сопровождение

Действия рук

Замесили тесто, а оно не с места,

Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.

Две ладошки вместе

Поставили на печку на чело -

Две ладони вместе, ладошки вверх

Не осталось ничего.

Разводим руки в стороны

Ведущий: Ой, тесто убегает. Скорее слепим пирожок, да в печь поставим. А пока пирог печется, нам девочки веселый танец с платочком спляшут.

Танец с платочком (Исполняют девочки).

Ведущий: Тепло, да уютно в нашей избе. Вот и каравай поспел- вкусный, румяный, да сытный. Вот так мы и живём – хлеб, да пряники жуём, мёдом запиваем, гостей поджидаем. Как в старые добрые времена приглашаем вас всех к чаю, да к сдобному караваю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит дошкольников с традициями празднования казаками христианских праздников.





Автор проекта: воспитатель

Науменко Наталия Владимировна



По количеству участников: групповой

По приоритету метода: познавательно-творческий;

По продолжительности: краткосрочный с30.09 по 14.10.2019г

Участники реализации проекта:

Воспитанники старшей группы;

Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам.

Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Покрова, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования

Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных звонов.

Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к казачьим праздничным традициям и обычаям.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.

Используемые методы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);

- практический (раскраски, поделки, самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);

Ожидаемые результаты:

У детей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Участники проекта получат возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Познакомятся со стихами, картинами, иконами, посвященными данному празднику.

Дети научатся играть в народные игры, проводимые в период празднования;

получат навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Актуальность

Работа над проектом проходила в 3 этапа:

Выявление первоначальных знаний детей о празднике Покров Пресвятой Богородицы.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Информация родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы о праздновании Покрова на Дону, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, фольклор по данной теме

Создание развивающей среды, обновление и оформление полки красоты и избыточной информации

Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: Практическая часть. Реализация осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

Проведение мероприятий в группе.

Работа с родителями по заданной теме.

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

Предварительная работа:

сбор литературы, информации и наглядности по теме;

работа с родителями по подготовке к проекту;

Содержание проекта.

Речевое развитие

Цель: Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве.

Продолжать знакомить с праздником Покров Пресвятой Богородицы, с традициями, обрядами, народными приметами и поговорками , связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.

Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Заучивание наизусть стихов о празднике

Чтение художественной литературы

Чтение народной легенды о празднике Покрова;

Чтение фольклорных произведений (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

Познавательное развитие

Беседы с использованием презентаций.

Цель: продолжить знакомство детей с православными праздниками, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций казачества и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных мероприятий к Покрову дню. Формировать у детей понятия о милосердии, доброте.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Музыкально-художественная деятельность

Слушание: песнопений, Колокольного звона .

Работа с родителями:

Индивидуальная и групповая работа:

Приложение 1

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

Образовательная область: познавательно-речевое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Воспитание у детей желания видеть в людях хорошее.

Программное содержание

Познакомить детей с иконой Покрова как одной из икон Богородицы.

Содействовать развитию связной речи, умения подбирать прилагательные. Воспитывать интерес к православной культуре, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: колокола, служба, Дева Мария, Богородица, Божественный сын, город Константинополь, молитва о помощи, храм, покроет, Покрова Пресвятой Богородицы, Облупа.

Материалы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы, диск с записью колокольного звона, цветок состоящий из разрезанных разноцветных бумажных лепестков и серединка цветка.

1.Организационный момент: звон колоколов (включить запись на диске).

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Где они звонят?

Воспитатель: Верно, колокола звонят в храме, они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

А сейчас колокола приглашают нас на интересную экскурсию.

(На магнитной доске вывешивается икона Покрова Пресвятой Богородицы.)

Воспитатель показывает икону и рассказывает детям.

«Дева Мария была самой-самой доброй, терпеливой на всей земле. Она всегда была со своим сыном, помогала ему и всем людям. А сейчас Богородица находится на небе со своим сыном Иисусом. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Божественным сыном. Просит, чтобы мы не болели, были послушными, хорошими.

Воспитатель: А теперь я хочу вам рассказать одну историю:

Однажды злые враги со всех сторон окружили древний город Константинополь и хотели захватить его. Жители сражались до последних сил за свой город, но враги не отступали. Тогда они обратились к Богу с молитвой о помощи.

-А где надо молиться Богу? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вот они и собрались в храме, со слезами молились всю ночь. Рано утром человек по имени Андрей увидел над своей головой Деву Марию с Ангелами.

Богородица раскрыла свой покров над молящимися (головной платок похожий на платок). Это означало, что она покроет и защитит город от врагов.

Воспитатель: В этот же день жители увидели, что враг отступил от города. Люди были очень рады и благодарили Богородицу. В память об этом событии был установлен праздник и написана икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Он отмечается 14 октября и сейчас защищает всех, кто просит ее о помощи.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе,

И Покровом драгоценным защитит.

Детям раздаются разноцветные бумажные лепестки, серединка цветка остается у воспитателя. Им предлагается придумать доброе, вежливое, ласковое слово, которое они хотели бы подарить Богородице за ее безграничную доброту. Отдавая свой лепесток, они называют слова вслух. Воспитатель прикрепляет их к серединке, получается красивый цветок добра.

- Посмотрите, ребята на ваших глазах расцвел цветок добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым как этот цветок.

Воспитатель: - О каком православном празднике вы узнали сегодня?

-Какие еще праздники вы знаете?

-Можно ли назвать чудом спасение города Константинополя?

Приложение 2

ПОКРОВ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ - КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК. ПОЧЕМУ?


Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни. Надежда на покровительство Матери Бога Живого, упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен "Азовского сидения" казаки особенно чтят праздник Покрова.
Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров."
АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ ИЛИ ПОЧЕМУ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРАЗДНИК НА ПОКРОВ

Приложение 3

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: о ее родителях, рождении, детстве.

Познакомить с народными приметами и поговорками, связанными с праздником, совершенствовать умения детей их объяснять.

Воспитательные: На примерах из жизни Пресвятой Богородицы учить детей понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви. Показать детям необходимость доброго отношения друг к другу. Воспитывать в них необходимость не только добрых поступков, но и добрых мыслей, слов. Воспитывать у детей интерес к родной культуре и ее традициям, помочь детям осознать взаимосвязь между нравственными качествами и поступками, подвести к

выводу о взаимосвязи добрых мыслей и поступков, сформировать представление о важности благодарения как нравственном акте.

Воспитывать чувства любви и благодарности к мамам.

Развивающие: Развивать словарный запас, умение строить предложения, отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свои мысли и чувства. Способствовать развитию памяти и воображения.

Новые слова, понятия:

Богородица, Рождество, благочестие, милосердие, смирение, распятие, праведность, скромность.

Наглядно-иллюстративный материал:

Иллюстрации икон Пресвятой Богородицы, иллюстрации икон праздников, посвященных Богородице, легкое покрывало из красивой ткани.

Предварительная и последующая работа:

Ход и содержание занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Расписала Осень золотом сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам. Осень дарит праздники бесконечно нам.

Беседа воспитателя с детьми:

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответы детей).

- Какие осенние праздники вы знаете? (Ответы детей).

И сегодня я расскажу вам о Пресвятой Богородице.

Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу – Мать.

Рассказ-беседа с детьми.

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.

Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без своей помощи и покровительства. Родители при жизни поместили ее на воспитание при храме, а добрые люди помогали ей. Все свое детство провела Мария в этом месте. Усердная и кроткая, она всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Она не имела дорогих платьев и всегда была очень скромно одета. Но зато она была очень аккуратна и трудолюбива. Все невольно любили кроткую девочку и удивлялись, что она такая скромная и умная.

Когда Мария выросла, то священники той церкви, где она воспи­тывалась, отдали ее одному дальнему родственнику, богобоязненному старцу Иосифу, который по ремеслу был плотник. Мария поселилась в его доме. Но и там она вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Она не любила богато одеваться, не любила веселых и шумных гуляний. Любимыми ее занятиями были молитва, чтение священных книг и помощь бедным.

Господь увидел, что Мария и скромнее, и добрее всех девиц на свете; увидел, что она усерднее всех молится, а потому назначил ей быть матерью господа Иисуса Христа.

- Я раба Господня, пусть будет со мною, как хочет Господь Бог.
Ангел Божий тогда отлетел от нее на небо.

Однажды праведный Иосиф и святая Мария из города Назарет, где они жили, отправились в город Вифлеем. Там в это время, по случаю народной переписи, собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки уже были заняты.

Что тут делать? Иосиф и Мария шли пешком и утомились и хотели отдохнуть. Насилу могли они упросить одного доброго человека, чтобы дозволил им переночевать в пещере, куда в дурную погоду загоняли скот для ночлега.

В той стране, где это происходило, зимы не бывает, а потому скот и пастухи свободно проводят ночи в поле. Эта же ночь была особенно светлая и теплая, а потому вырытая в горе пещера, или по - нашему сарай, была свободна.

Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у Которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и теплая комнатка, и красивая постелька, и мягкие одеяльца, а у бедного дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и Пречистая Его Матерь принуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда ли, дети, вам жаль маленького Иисуса? Если жаль, если вы хотели бы поделиться с Ним и вашими одеяль­цами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

- Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.
Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным.

Богородица была самой-самой доброй, кроткой и смиренной Девой на земле, поэтому Бог и родился от нее. Она всегда была со своим Сыном, во всем подражая Его делам, никогда не делая ничего напоказ. За эту скромность Бог никогда не оставлял Ее и, когда она умерла, воскресил и забрал к Себе на небо. По своей доброте и любви к людям она всегда мо­лится за нас перед своим Божественным сыном. И Он, как сын, всегда внимательно слушает ее молитвы и милует тех, за кого она заступается. И поэтому 14 октября отмечается еще один церков­ный праздник в честь Пресвятой Богородицы - Покрова Пресвятой Бо­городицы. Этот праздник как раз рассказывает про один из таких случаев. Пресвятая Дева молилась Сыну Своему, Иисусу Хрис­ту, о спасении города Константинополя. Потом сняла с головы Своей платок-покрывало и распростерла его над молящимися в храме. Словно укрыла, защитила их Своим покровом от страда­ний и бед. Покров сделался невидимым. Город чудом был спасен, враги отступили.

Закрепление значения и смысла народных примет и поговорок

Воспитатель. К этому дню убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покрова исстари был еще и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима:

Воспитатель просит детей объяснить значение этих народных примет. Слушает и комменти­рует их ответы.

А еще Покров — конец хороводам, начало посиделок. Начинались свадьбы, поэтому в русском народе сложил о нем поговорки. Вспомните их.

Дети объясняют смысл и значение этих пого­ворок. (В первой говорится о том, как девушка мечтает, чтобы голову ее покрыли фатой, то есть чтобы она вышла замуж. Особенно педагог обращает внимание на вторую: в ней говорится, чтобы на свадьбу собралось так много гостей, что от их дыхания станет жарко, как в натопленной избе.)

Цель: Воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа
Задачи:
1. расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа;
2. побуждать интересоваться предметами русского быта;
3. продолжать работу по обогащению словаря детей новыми словами и терминами.
4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных песен, плясок.

Дети читают стихи
Прекрасна ты в любое время года.
И потому считаешься жемчужиной природы,
Любима народом зимой и весной,
Но нет прекрасной Осени златой!

Осени славна пора
Рада ей Кубани детвора.
Осень тебя мы в гости зовем,
Для тебя мы станцуем и споем.

Постучалась снова в двери осень -
Золотая, щедрая пора.
С урожаем, листьев разноцветьем
К нам на праздник в детский сад пришла.

Осенняя пора, настал и твой черед!
Повсюду осени мы чувствуем дыханье.
И листопад, и птичий перелет,
И лес, и сад полны очарованья.

В лесу осеннем каждый кустик мил.
Все замерло, как будто в чудной сказке.
И мелкий дождик сверху окропил,
Листву свою, меняющую краску.

Краснеют гроздья спелые рябин,
Грибочек нам покажет свою шляпку.
И золото березок и осин
Так хочется забрать с собой в охапку.

Прекрасна осень!
Чередою дни летят твои седой зиме навстречу.
Но каждый миг волшебный сохраним,
Он будет в нашей памяти отмечен.

Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая эта пора.
Пришла к нам опять чудо - осень!

2. А рябина-ягода, словно огонёк,
Согревает, радует пасмурный денёк.
В лужицах, как лодочки, листики кружат,
Серые, холодные тучи вдаль спешат.

3. Птицы песни звонкие больше не поют -
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную по стеклу стучит

Ведущий: Осенью празднуется ещё один праздник . 14 октября наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Покров - один из самых почитаемых в народе осенних праздников.
Давным-давно это было.
Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.
И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени она опустилась, перед образом сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой Покров.

Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид.
Он от скорби и бед защитит.

Слякоть пусть и бездорожье.
Не грусти, потупя взор.
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает свой Покров.

От всего на свете злого
Лес и поле, и дома
Покрывает все покровом
Богородица сама!

Всех невидимым Покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.

Ведущий. На Покров молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

Ребенок
Вот так чудо-чудеса,
Пожелтели все леса,
Время сказочных даров,
Все мы празднуем Покров!

Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром,
Так природа поздравляет всех с Великим Покровом

Над станицей нашею
Праздник полной чашею,
Музыкой и песнями звенит
Пляскою горячею, удалью казачьею
Праздник на Кубани знаменит.

Ведущий: А какие приметы о Покрове вы знаете?

- Откуда ветер на Покров - оттуда начнутся морозы.
- Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера - к холодной зиме.
- Каков Покров такова и зима!

В октябре, октябре
Часто дождик на дворе,
Но это не преграда
Ему все очень рады.
Если дождики пойдут
В рост озимые пойдут.
Выходит девочка с зонтиком в руках
Девочка:
А как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем.
И даже можно зонтик взять
И под дождем потанцевать.

Танец с зонтиками

Ведущая: Дождик, дождик целый день барабанит в стёкла.
Вся земля, вся земля от воды промокла.
Но по зонтику я дам и не страшен дождик вам.

Аттракцион. Бег под зонтом в калошах.

Ведущий. А еще у казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

Частушки.
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоём
Весёлые частушки.

2. Балалаечка играет,
Значит надо выходить,
И самой повеселиться
И людей повеселить!

3. Ребят много, ребят много,
Ребят некуда девать.
Когда лошади устанут –
Их и будем запрягать

4. Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!

5. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!

6. Казаченьки казаки,
Удалы головушки!
Я в приплясу пойду,
Казака себе найду!

7. Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро – скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.

8. Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

9. Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

10. Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

Ведущая: если Покров случался теплым, то люди устраивали в этот день последний сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку там Леший хулиганил. А давайте и мы с вами последний раз соберем грибы.

Аттракцион. Кто быстрее соберёт грибы.

Ведущая: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной!
Стихи об осени
Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.
Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпенье -
Всем угощенье!
Мы пирог поели,
Еще захотели!

Подготовила Анисимова Евгения Александровна

— дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительницы, Заступнице перед Богом за всех людей.

— познакомить совами словами и понятиями: Омофор (покров) – невидимое покрывало, Богородица – Заступница.

— формировать навыки приготовления салата (винегрет)

Ход занятия:

Воспитатель:

Ответы детей:

Воспитатель:

Посмотрите, что я сегодня принесла к нам на занятие? (показываю икону)

Ответы детей:

Воспитатель:

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю.

Если вы внимательно посмотрите на это полотно,

вы увидите, что на ней изображены жители города, которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.












Анна Лебедева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 59

Подготовила: Лебедева А. Н.

Новочеркасск 2016-2017 уч. г.

Автор: Лебедева А. Н.

Участники: Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: с 19 сентября-по 21 октября 2021г.

База реализации: МБДОУ детский сад №59, старшая группа г. Новочеркасск Ростовской области.

Характеристика проекта.

Проблема: недостаточные знания детей о народной культуре, традициях, праздниках.

Актуальность.Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Цель : создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, родителей и педагогов на основе приобщения детей к традиционной культуре.

1. Изучить и систематезировать научно-методический материал по теме. Отобрать современные методы и приемы работы по образованию дошкольников.

, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;

3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

• Внедрение новых форм и методов работы с участниками образовательных отношений по патриотическому воспитанию

, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

Методы, используемые в работе по проекту:

•Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные)

•Наглядные: иллюстрации, фото, кортины художников, иконы, живые объекты, театрализованные представления, презентации;

• Слушание музыкальных произведений;

• Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

•Игровая деятельность: народные подвижные игры, дидактические игры, настольные и др. игры;

• Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников;

• Трудовая деятельность (работа в группе и на участке ДОУ)

•Образовательная деятельность: НОД, экскурсии.

• Картины, иллюстрации, открытки

• Семейные работы созданные для выставки.

• Презентации о Покрове, об истории праздника.

2. Материалы для художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

4.Создание условий для познавательной деятельности:

• Мини-музей “Народные ремесла” (пополнение музея экспонатами)

6. Создание условий для игровой и трудовой деятельности воспитанников

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный – подготовка, сбор и обработка материалов, составление перспективного плана;

2этап организационный — реализация проекта;

3этап – завершение и оценка проекта

Мероприятия, направленные на реализацию первого этапа с 19-25 сентября

1 Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта 19-25 сентября Воспитатели, родители Подборка литературы

2 Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, презентации, мультфильмы, игры, пособия, материалы для экспериментальной и творческой деятельности детей и взрослых 19-25 сентября Воспитатели, родители Организованная материальная база

3 Разработка перспективного плана реализации проекта 19-25 сентября воспитатели План мероприятий

Мероприятия, направленные на реализацию второго этапа 26 сентября-14 октября

1 НОД: ОО “Познавательное развитие” – “Покров” (беседа)

1неделя Лебедева А. Н

2 НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие” (лепка)

— “Урожай ” Лебедева А. Н.

3 Просмотр презентации “Покров Богородицы” Скрибцова Е. В.

4 Игровая деятельность – дидактическая игра “Найди отличия” Лебедева А. Н.

5 НОД: ОО “Познавательное развитие” — “Покров — натопи избу без дров” 2неделя Скрибцова Е. В.

6 НОД: ОО “Физическое развитие” – русские народные подвижные игры. 3неделя Скрибцова Е. В.

7 НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Аппликация “ Овощи ” СкрибцоваЕ. В.

8 НОД: ОО “Коммуникация”

9 НОД: ОО “Познавательное развитие” Составление рассказов “Во саду ли в огороде” 4неделя Лебедева А. Н.

10 НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Родители как участники образовательных отношений

2 Помощь в подборе иллюстраций, фото и репродукций картин посвященных празднику.

3 Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание рисунков и поделок к выставке “Покров”

6 Участие родителей в музыкальном развлечении “Покровские посиделки”

7 Помощь в оформлении зала к развлечению

Мероприятия, направленные на реализацию второго этапа 17-21 октября

1 Оформление мини-музея «Народные промыслы Воспитатели, дети, родители

2 Музыкальное развлечение “Покровские посиделки” Муз. руководитель Пояркова Т. Г

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,

РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Читайте также: