Проект почва в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

2 Правила работы в лаборатории 1. Не мешать друг другу. 1. Не мешать друг другу. 2. Работать тихо, аккуратно, внимательно. 2. Работать тихо, аккуратно, внимательно. 3. Приступать к выполнению опыта, только после показа 3. Приступать к выполнению опыта, только после показа 4. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой. 4. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.

3 Меня бьют, колотят, Ворочают, режут - Я все терплю И всем добром плачу.

4 Земля кормит и радует нас

5 Почвой – называется верхний, плодородный слой земли

6 Почва в разрезе

7 Жители подземного царства

8 Опыт 1:Рассмотрим землю

9 Опыт 2. В земле есть вода. Возьмите салфетку и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? Возьмите салфетку и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?

10 Опыт 3. В земле есть воздух.

11 Опыт 5. Что лучше пропускает воду песок или глина?

15 Состав почвы. Глина Песок Минеральные соли Минеральные соли Живые организмы Вода и воздух Остатки Вода и воздух Остатки растений растений и животных и животных

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

ВложениеРазмер
proekt_pochva.docx 63.93 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белоярский, 2017 года

Модельно-информационная карта проекта

Цель, задачи, предполагаемый результат

Актуальность темы: Реализация проекта

Результаты работы над проектом

Модельно - информационная карта проекта.

Руководитель проекта. Егорова Ольга Николаевна, Костарева Марина Вячеславовна.

Автор: Егорова Ольга Николаевна, Костарева Марина Вячеславовна.

Адрес: г. Белоярский, улица Строителей,20.

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

родители, воспитатели, социальные партнеры.

Возраст детей: 6 лет.

Проблемы. При посадке саженцев кедра и лиственницы на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

• учить общаться в процессе экологической игры;

• побуждать развитие фантазии;

• формировать умение выражать свои мысли;

• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3.Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;

6. Семена: овёс, пшеница для посадки.

9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя, тем он плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной – это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

  • сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
  • обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы , песка, глины
  • учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
  • учить фиксировать результаты исследований;
  • учить формулировать выводы;
  • формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Этапы реализации проекта

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно - популярный и художественной литературы;

- оформление информационной копилки по данной тематике;

- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы.

- Совместная деятельность с детьми:

- Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

- Совместная деятельность с родителями воспитанников:

- введение родителей в проблемную ситуацию;

определение круга актуальных и посильных задач.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми

Формы, методы и приемы работы

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1.Воздух в почве.

2.Есть ли в почве вода?

3.Есть ли в почве перегной?

4.Есть ли в почве соли?

6.Почва – поземное царство

- Наблюдения в природе.

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).

Конструирование поливочной станции

-Рисование экологических знаков,

Работа с родителями

- Рекомендации в родительском уголке.

- формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

- анкетирование родителей (приложение 2)

- Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верх ний , плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся : определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта .

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Схема реализации проекта

Выставка научно – познавательных книг.

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение сказок и стихов, загадок о почве (Рыжова Н.).

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1. Сухая и влажная почва.

2. Воздух в почве.

4.Нужно ли растению почва.

- Занятие НОД Приложение.4

- Наблюдения в природе

Центр Физической культуры:

Продукт проекта Публичная защита проекта, лэпбук, капельная поливочная станция

-Рисование экологических знаков,

Анкета для родителей

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации экологи – Проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников . Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей

1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?

3. Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды.

4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье ?

-Беседы с ребенком о природе

-Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами.

Чтение художественной литературы.

5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного учреждения по экологическому воспитанию.

Благодарим Вас за участие!

Познавательно - игровая программа

ТЕМА: Почва - живая земля. Кто создаёт почву?

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

- Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

- Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы, наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Нет земли краше, чем страна наша .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологический проект

hello_html_4f8b932e.jpg

Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Л. А. Суменкова

Подольск, 2017год

Экологический проект

(Старший дошкольный возраст)

Участники: воспитатель, дети, родители.

Вид: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Срок реализации - 2 месяца.

Цель: развитие познавательного интереса к неживой природе.

Систематизировать знания детей о свойствах песка, глины и земли.

2.развивать умение планировать свою деятельность, самостоятельно формулировать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Познакомить родителей с подходами к организации детского экспериментирования.

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Дети узнают: что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества с их участниками.

1 этап. Подготовительный

Изучение уровня знаний детей по теме

Составление плана работы

Планирование предстоящей работы

Заинтересовать родителей темой проекта как содержанием творческого и интеллектуального развития воспитанников

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Изготовление наглядного и дидактического материала. Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

2 этап. Содержательный

Сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экскурсия детей к месту, где можно хорошо наблюдать за почвой

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности.

Помочь детям подружиться с книгой, находить в ней ответы на собственные вопросы.

Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений.

Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Способствовать накоплению у детей конкретных знаний о песке и глине.

Развивать любознательность, познавательную активность, интерес

Исследовательская деятельность. Опыты.

Развивать умение самостоятельно анализировать полученный результат. Развивать творческие способности.

Совместная деятельность с детьми:

Развивать умение самостоятельно анализировать полученный результат. Развивать творческие способности.

Развивать интерес, познавательную активность.

Развивать интерес, познавательную активность.

Совместная деятельность с детьми:

Формировать умение создавать в лепке образ любимой игрушки.

Развивать интерес, познавательную активность.

Подвести к пониманию зависимости почвы и живых существ.

Совместная деятельность с детьми:

Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Сформировать умение делать открытия, использовать их в повседневной жизни.

Приобщать к основам экологической культуры и формировать ценностное отношение детей к природным объектам.

Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений (завершение наблюдения)

Формировать умение организовывать свою деятельность подбирать материал, придумывать план деятельности для получения желаемого результата.

Совместная деятельность с детьми:

Зарисовка окончания опыта

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Создавать самостоятельность, мыслительную активность. Помочь детям устанавливать причинно – следственные связи.

Совместная деятельность с детьми:

Развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.

Привлечь родителей к экспериментальной деятельности ребёнка в летний период.

3 этап. Итоговый.

Обогащать и систематизировать знания детей о верхнем плодородном слое Земли.

Показ результатов деятельности и стимулирования творчества участников проекта.

выставка совместных макетов:

Дополнительный материал

-Весь мир кормит (Земля)

-Чего на свете нет жирнее (Земля)

-Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом (Земля под снегом)

-Один льёт, другой пьёт, третий растёт (Дождь, земля, трава)

-В землю крошки, из земли лепёшки (репа)

2. Пословицы:

Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.

Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.

Больше землю удобряй, выше будет урожай.

Нет плохой земли, есть плохие пахари.

Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёт.

Н.Н.Кондратьева и др., С-Петербург: Детство-пресс, 2001г.

С-Петербург, детство-пресс, 2003г.

Москва, Издательский дом, 2001г.

Краткое описание документа:

В проекте "Почва - особое тело Земли" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 475 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.03.2018 1408
  • DOCX 33.1 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Суменкова Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Актуальность проекта. Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов от истощения, разрушения и загрязнения. В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Автор: Ворожцова Наталья Сергеевна – воспитатель старшей группы Тип проекта познавательный, исследовательский. Вид проекта групповой Срокам реализации: среднесрочный (июнь - август) Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели. Цель проекта • Дать представление о почве, ее значении; • Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения. • Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы); • Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности. Задачи: • Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении. • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы. • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе. • Учить детей ухаживать за растениями на опытнической грядке • Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений. • Учить детей сравнивать почвы для лучшего выращивания культурных растений. • Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности; • Развитие речи и обогащение словаря • Выработка навыков в проведении лабораторных работ Ожидаемый результат: • Развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой; • Развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы. • НОД • совместная деятельность педагога и детей • наблюдения • беседы • игры • опытническая, исследовательская деятельность • сотрудничество с родителями.

Содержимое публикации

Актуальность проекта.

Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов от истощения, разрушения и загрязнения.

В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Автор:Ворожцова Наталья Сергеевна – воспитатель старшей группы

Тип проекта познавательный, исследовательский.

Вид проектагрупповой

Срокам реализации: среднесрочный (июнь - август)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта

Дать представление о почве, ее значении;

Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.

Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);

Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.

Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.

Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.

Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям , о значении почвенных животных в природе.

Учить детей ухаживать за растениями на опытнической грядке

Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.

Учить детей сравнивать почвы для лучшего выращивания культурных растений.

Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;

Развитие речи и обогащение словаря

Выработка навыков в проведении лабораторных работ

Ожидаемый результат:

Развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;

Развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

совместная деятельность педагога и детей

опытническая, исследовательская деятельность

сотрудничество с родителями.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Работа с детьми

Оценка эффективности педагогических воздействий к познавательно – исследовательскому проекту детей старшей группы

Непосредственно – образовательная деятельность.

Беседы, ситуативные разговоры.

Игры – дидактические и подвижные.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Сотрудничество с родителями

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется:"

В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.

В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель: формирование естественнонаучных основ и экологических понятий.

Почва - это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие - основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной - это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Читайте также: