Проект по взаимодействию с родителями в доу в младшей группе
Обновлено: 05.07.2024
Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Цель: создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Задачи:
– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
– развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
– повышать педагогическую компетентность родителей.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Участники проекта: дети первой младшей группы, семьи обучающихся, педагоги.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Продукты проектной деятельности:
Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей;
План реализации проекта:
Приложение 1.
Приложение 2.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели:
2. Учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке.
Планируемые результаты:
3. Дети учатся инсценировать потешки с помощью атрибутов (желтые помпончики – цыплята).
Материалы и оборудование: игрушки, изображающие курицу и петуха; желтые помпончики (цыплята); небольшая ширма, которую можно поставить на стол и спрятать за ней игрушки.
Содержание организованной деятельности детей:
Придумано кем-то просто и мудро
Давайте поздороваемся! (Дети здороваются.)
Основная часть. Знакомство с игрушкой, рассматривание ее.
Воспитатель: Кто это кричит, кто спешит к нам в гости?
Педагог достает из-за ширмы игрушечного петушка.
– Ребята, давайте поздороваемся с петушком.
Дети здороваются. Воспитатель рассказывает русскую народную потешку, побуждая детей договаривать слова.
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Воспитатель: Ребята, петушок к нам пришел, а где же курочка? Позовите ее.
Дети зовут курочку. Педагог берет игрушку из-за ширмы и сажает рядом с петушком, дает возможность детям рассмотреть обе игрушки и заметить различия.
– Петушок такой же, как курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки? (Маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.) Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), а курочка? (Ко-ко-ко…) Петушок – это папа, а курочка? (Мама.) А вместе они – семья. Кто же их детки? (Цыплята.)
Воспитатель (раздавая детям желтые помпончики, то есть цыплят): Вы сейчас будете цыплятами, а курочка – вашей мамой. Будете делать то, что делают цыплята на прогулке с мамой-курочкой, слушайте внимательно.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
(Воспитатель идет по группе с игрушкой.)
А за ней ребятки –
(Педагог зовет детей идти вместе с ним.)
Съели черного жука,
(Дети и воспитатель сажают игрушки на пол.
Исполняют движения, соответствующие тексту.)
Не ходите далеко!
Воспитатель обращается к детям и показывает движения, которые должны повторить дети.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с цыплятами, курочкой и петушком.
Приложение 3.
Основные правила семейного воспитания
1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.
3. Главные средства воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность; это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях; это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Не страшно, если он сделает что-то не так: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5. Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куренья, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями воспитателей, учителей. Если вы не согласны с требованиями педагогов или они вам непонятны, обсудите вместе возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль поведения и обучения ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный очаг в таком обновлении.
База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.
Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.
5.Выявление эффективности данного проекта.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.
Вид проекта : творческий , практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования : план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;
-доброжелательный стиль общения;
-индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- тематические консультации;
-консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Этапы работы :
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность :
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
- проведение ряда запланированных мероприятий
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
Проект, направленный на вовлечение семьи в единое образовательное пространство, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Содержимое публикации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №104 Г. ТОМСКА
Автор работы:
Воспитатель Грушецкая Людмила Александровна
ТОМСК - 2018г.
Вид проекта: практико – ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный – в течение одного года.
Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети.
Актуальность:
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Имеются противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада. Третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им научиться взаимодействовать с ребенком с позиции СО-творчества, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Ожидаемый результат:
Создание системы комплексной работы с родителями.
Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Обобщение опыта семейного воспитания.
Продукты проектной деятельности: Стенгазеты ко Дню матери, к 8 Марта, к 23 Февраля; выставки детско-родительских работ; консультации для родителей.
Виды деятельности и формы работы:
Коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание, консультации, анкетирование)
Трудовая (совместный труд на детской площадке)
Подготовка к праздникам, развлечениям;
День открытых дверей.
Механизм отслеживания результатов:
Выставки детско-родительских работ
Этапы работы над проектом (реализация проекта):
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы, дидактических пособий.
Подбор и систематизация наглядного, дидактического и познавательного материала.
Разработка плана реализации проекта.
Основной этап:
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
- выставки совместных работ;
Заключительный этап:
Оценка эффективности реализации проекта. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ //Современное дошкольное образование. Апрель 2009, с. 16-19;
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. — М., 2012;
Войнич Н. И. Метод проектов в детском саду;
Копейкина С. Проектный метод в краеведческом образовании детей дошкольного возраста;
Проект направлен на создание благоприятного эмоционального фона в группе в период адаптации к детскому саду детей младшей группы. Данное взаимодействие обуславливает создание единого комплекса "детский сад - семья".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чемезова Оксана Михайловна
Пояснительная записка
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого общества
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Немаловажным является и участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Цель проекта – организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный
Сроки реализации: август – ноябрь
Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители
Задачи проекта:
- Создавать условия для плодотворного взаимодействия с семьями воспитанников.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
- индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами детского сада;
- изучение детских работ;
- анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Формы работы с семьей
Форма работы
Адаптация детей
Задача: обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ.
Консультации, беседы
Задача: помочь родителям решить проблемы, возникшие в процессе воспитания ребенка.
Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.
Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.
Мини-библиотека
Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.
Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.
Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).
Анкетирование
Задача: сбор информации о родительском составе, об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения; тематические анкеты
Развлечения и праздники
Задача: привлечь внимание родителей к событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.
Информационные уголки и папки - передвижки
Задача: информировать родителей о воспитании детей в детском саде:
- о программах воспитания и развития детей в детском саде;
- о профилактике заболеваний;
- о правилах безопасности;
Задача: информировать родителей о произошедших за неделю мероприятиях в детском саду, в группе, проведенных занятиях
Дни открытых дверей
Задача: привлечь внимание родителей к воспитанию и обучению в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.
Принципы реализации проекта:
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• непрерывности и целостности;
• постоянства обратной связи;
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (август):
II. Основной этап (сентябрь - октябрь):
• различные мероприятия с привлечением родителей
III. Заключительный этап (ноябрь):
• подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Прогнозируемые результаты:
организация психологически комфортного взаимодействия с семьями воспитанников;
повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “помощника” семьи в воспитании детей.
Читайте также: