Проект по валеологии в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

При реализации перспективного планирования формируется здоровьесберегающее сознание детей, а также здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний; формируется осознанная потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни. Развиваются знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья. У детей воспитывается здоровьесохраняющее мировоззрение, сознательная установка на ведение здорового образа жизни.

Старший дошкольный возраст

Предварительная работа
3. Подобрать литературу по данной теме (загадки, пословицы, поговорки)
4. Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье. Подбор дидактических игр, наглядного материала.

Предварительная работа
1.Пополнить физ. уголок новым инвентарем.

Предварительная работа
Рассматривание фотографий и иллюстраций детей разного возраста
Подборка художественной литературы, пословиц и поговорок по теме

Предварительная работа:
Подбор художественной литературы, пословиц и поговорок, иллюстративного материала по теме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по валеологии

hello_html_5068907c.jpg

Подготовила Скопцова Н.В.

2015 г

Вид проекта :

- по направленности : информационно практико ориентированный

-по количеству участников : коллективный (23 ребенка)

-по контингенту участников : дети 6- 7 лет

- по продолжительности : краткосрочный (1 неделя)

с 16.02.2015 по 20.02.2015

Актуальность

На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология - стала интенсивно развиваться.

Научиться рассуждать о здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные:

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений о человеческом организме.

расширить знания детей о здоровье и происхождении болезней;

расширять представления детей о том, что полезно и что вредно для здоровья.

Воспитательные:

Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки

Профилактические:

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах

физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты.

Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье, физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни

Повышение уровня адаптации к окружающему миру ( в т.ч. к обучению в

Проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления

Активное участие в проекте по физическому развитию и оздоровлению

Повышение уровня педагогической культуры

( освоение положительного опыта семейного воспитания).

Проявление активной воспитательной позиции по вопросам

оздоровления детей ( принятие помощи педагогов и

Методы реализации проекта

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.

Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии);

Закаливание по схеме.

Чтение художественной литературы.

Организация выставок, конкурсов.

Личный пример взрослых

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);

- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);

- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;

- беседы с родителями.

Работа по созданию проекта была разделена на три этапа : мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.

1. Мотивационно – целевой этап . Выбор темы проекта.

2. Содержательно – организационный этап.

Эксперименальная деятельность (мини проект Пепси Кола)

Дошкольники активно вовлекались в решение проблемных практических ситуаций, связанных с изучением основ здорового образа жизни. При этом взаимодействие детского сада и семьи строилось по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики тесного взаимодействия. В ходе проекта дети целенаправленно включались в ситуации, обеспечивающие постепенное накопление опыта в формировании понятий и правил здорового образа жизни.

Для реализации проекта были намечены совместные мероприятия с родителями:

- информирование родителей, консультации (Полезные советы) ;

- совместное создание предметно - развивающей среды в группе, дома;

- выпуск общих стенгазет.

3. Результативный этап: на этом этапе были проведены совместные мероприятия:

-Организация образовательного пространства (покупка спортивного оборудования, прикроватных ковриков для тренировки стопы в группе и оборудование спортивных уголков дома т. д.) ;

Анализ проведенной работы показал, что у детей появился живой интерес к познанию своего организма и сохранению своего здоровья. Дети с удовольствием стали использовать разные способы, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. У детей появилась потребность в сохранении безопасного поведения в обществе и доброжелательного отношения друг к другу.

Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.

Я разработала перспективный план, который позволит целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.

К ачественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины;

• о своих органах, их работе и значении;

• что такое режим, гигиена и закаливание;

• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;

• что полезно для моего организма;

• как работает наш главный орган;

• что такое микробы и вирусы;

• какие бывают болезни, что их вызывает;

• как предупреждать болезни;

• некоторые правила оказания себе первой помощи

• что такое аптека, для чего она нужна;

дети под дождем

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Суть понятия

Дети выполняют физическое упражнение в спортивном зале

Валеология приобщает детей к активному образу жизни

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

Педагог показывает детям, как нужно чистить зубы

На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье

Виды образовательной деятельности по валеологии

Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:

  • досуговых мероприятий, развлечений;
  • прогулок;
  • утренников;
  • режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).

Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

Педагог показывает на плакате куда девается еда

Объяснение должно дополняться наглядностью

Беседа

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

  • Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
  • Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
  • Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).
  • Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик — запах различать, Руки — чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога — Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Педагог показывает малышам жест тише

Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику

Чтение

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

Сказки

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.

Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

Материалы для занятий по валеологии

Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься спортом и физической культурой.

Заложить основы физического, психического, нравственного здоровья детей.

Развивать потребность к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.

Воспитать самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждение в своей индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

Актуальность проблемы.

Искусство долго жить состоит прежде всего в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Комплексно – тематическое планирование.

Коммуникация: Закреплять навыки составления повествовательного рассказа,

Составление закреплять представление о здоровом образе жизни.

Рассказа на тему:

«Как я буду заботиться

о своём здоровье

ФЭМП : "опасные прогулки" Упражнять в ориентировке на листе бумаги, закрепить

правила общения с опасными для здоровья предметами.

Чтение художественной литературы: "Чистота " Крупская Уточнить знания о режиме дня, правильном питании. Уточнить представления о правилах безопасного поведения

для сохранения здоровья

Рисование6 "дети делают зарядку" Учить представлять фигуру человека, соблюдая пропорции. Учить отображать в рисунке здоровый образ жизни.

Аппликация6 "Витаминный салат" Закреплять знания о пользе овощей для здоровья. Учить детей использовать знакомые приёмы вырезания и сгибания.

Конструирование: Конструктор "zoob"- "Мы-спортсмны"; магнитный конструктор "Моя внутренняя кухня". Стимулировать познавательно-творческую активность ребёнка. Развивать потребность познания своего организма и умение заботиться о нём.

Познавательно- исследовательская деятельность: опыты "узнай по запаху". Помочь освоить основные приёмы сбережения здоровья, органов дыхания – дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.

Познание (ЗОЖ): "Правила навсю жизнь" Закрепить знания о пользе здоровьесберегающих условий Развивать умение объяснять пользу различных

Лепка: "Мой любимый вид спорта" Закреплять знание различных видов спорта. Упражнять в лепке человека в движении, соблюдая пропорции.

Формирование элементарных математических представлений: "Здоровье в пордке- спасибо зарядке" Закрепить счёт в пределах 7, знание дней недели. Совершенствовать умение упорядочивать предметы по

Конструирование6 "Стадион" Побуждать самостоятельно придумывать план постройки,

использовать взаимозаменяемость деталей.

Чтение художественной литературы : М.Яснов "Мирная считалка" (заучивание); Ю.Тувим "Письмо ко всем детям по одному очень важному делу" (чтение) Закреплять представления о соблюдении культурно-гигие нических правил и навыков. Воспитание дружеских взаимоотношений.

Физическое развитие.

Упражнять детей в беге с увёртыванием и с препятствиями. Развивать ловкость, глазомер, силу, выносливость, быстроту реакции. Воспитывать чувство взаимопомощи, внимание к сверстникам.

Основные виды движений:

1) Прыжки на двух ногах, скамейка между ногами, руки на поясе.

2) Перешагивание через скамейку, стоя лицом к ней, поочерёдно то одной, то другой ногой, высоко поднимая согнутую в колене ногу, руки за головой в замок.

3. Точечный массаж – пальчиковая гимнастика:

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом ты утри – раз, два, три;

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять;

Вытри пот теперь со лба – раз, два;

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три;

Сзади пуговку найди и застегни,

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку,

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики –

Вот как славно потрудились и красиво нарядились,

Осталось пальцы растереть и не будем мы болеть.

Формировать умения прокатывать набивные мячи руками, стопами ног в паре. Развивать у детей координацию движений, силу мышц и точность толчка ногами, быстроту движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве. Воспитывать силу воли, организованность, взаимопомощь.

Основные виды движений:

Закроем дети глазки – представим мы, что в сказке.

Мы словно цветы на полянке лесной,

Согретые солнцем, умыты весной.

Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,

И ласковый ветер нас тихо качает.

И нежные песни нам птицы поют,

И соки земные нам силу дают.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Организация прогулок.

Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца.

Наблюдение за специальным транспортом – скорой помощью .

Самостоятельная игровая деятельность детей, игры по выбору.

Дыхательная гимнастика: “Дышим по разному”.

Исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:

1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

2. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

"Ладошки" - Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

"Насос" ("Накачивание шины") - И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Работа с родителями.

Использование современных методов.

Динамическая пауза во время занятий.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для снятия психо – эмоционального напряжения.

Традиционные виды упражнений.

Танцевально – ритмическая гимнастика.

Самомассаж для активации биологически – активных точек.

Психофизические игры – игры- перевоплощения.


Ожидаемые результаты.

Дети понимают значение здорового образа жизни для личного здоровья.

Осознают особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Устанавливают связь между отношением к своему организму и возможным заболеваниям.

Взаимодействуют с окружающей средой, понимают, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни.

Знают и перечисляют предметы, необходимые для поддержания жизни, профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать врачи.

Научились приёмам самомассажа, различным гимнастикам (пальчиковой, кинезиологической, дыхательной и др.).

Понимают, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Знают, как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Диагностика уровня развития детей на начало года.

Диагностика уровня развития детей на середину года.

Сравнительный мониторинг.

Используемая литература.

Комплекс утренней гимнастики ( с палками)

Ходьба друг за другом на носках, на пятках, в полуприседе, мелким и широким шагом, с разным положением рук. Бег друг за другом, боковым галопом. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.

Сон закончился – встаём!

Сначала ручки проснулись – потянулись. (дети лежат в кроватях на спине, движения прямыми руками вперёд вверх, согнутыми руками в стороны).

Поплясали немножко. (Движения стопами вправо – влево, вперёд – назад, переступание согнутыми ногами по кровати).

А потом на спинку снова –

А теперь поедем на велосипеде (Имитация движений велосипедиста).

Лежать больше не желаем (садятся).

И вниз головку наклоните.

Выпрямляясь, глубоко вздохните,

И ещё раз повторите.


Развивающая среда.

t1581237680af.jpg

t1581237680ag.jpg

t1581237680ai.jpg

t1581237680aj.jpg

Гимнастика пробуждения.

t1581237680as.jpg

t1581237680at.jpg

t1581237680au.jpg

t1581237680av.jpg


Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

t1581237680aw.jpg


Совместные рисунки.

Читайте также: