Проект по творчеству рубцова в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель: знакомство дошкольников с именами знаменитых земляков.

Задачи: формирование знаний о живой и неживой природе Русского Севера, развивать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом, воспитывать любовь к Родине через поэзию Н. Рубцова.

Предварительная подготовка: серия литературных вечеров с детьми по ознакомлению с творчеством поэта Н. Рубцова. Прослушивание песен на стихи Н. Рубцова с последующим обсуждением. Подготовка выставки рисунков и фотографий на стихи Н. Рубцова.

Содержание:

Выбираются три команды из числа родителей и детей подготовительной и старшей групп. Команды выбирают кленовый лист желтого, красного или зеленого цвета. За каждый правильный ответ команде вручается лист клена такого же цвета.

(Вбегает Домовенок Кузя.)

Здравствуйте, гости дорогие, чувствуйте себя как дома.

Как это, как дома? А ты кто такой?

Я домовой. А зовут меня Кузя.

Как же ты здесь оказался?

Как, как. Из сказки убежал! Ой! А вы почему тут все собрались?

А мы, Кузя здесь собрались стихи почитать и вспомнить о нашем поэте Николае Рубцове.

(Баба Яга вылезает из-за занавеса на коленках, охает и причитает.)

- Ага! Попался голубчик! (Ловит домовёнка.) Вот теперь и у меня в доме будет счастье! Домовые в доме всегда к счастью!

Домовёнок (вырывается и кричит):

- Ой-ёй-ёй, не хочу к Бабе Яге, спасите, помогите!

- Кузенька, ты ж у меня будешь как сыр в масле кататься, что захочешь – всё для тебя сделаю!

- Отпусти меня, с детьми хочу остаться!

- Не могу я тебя, Кузенька, отпустить, да и дети без тебя обойдутся: вон посмотри, какие счастливые сидят, у них ведь мамы есть! Правда, ребята? (Дети говорят, что хотят играть с домовым.) Неужели, хотите, чтобы домовой с вами остался?

Баба Яга, ну как тебе не стыдно. Прибежала к нам в детский сад и так себя ведешь! У нас тут между прочим вечер стихов нашего поэта.

Стихов? А вот я из сказки! Про меня вот почему-то стихов никто не написал. (Плачет.)

А стихи-то красивые? А что ваши ребята и родители и поэтов знают? И даже вологодских?

Конечно. Вот тебе сейчас наши дети и родители скажут! (Называют местных поэтов.)

А сегодня о каком поэте речь пойдет? А-а. А у вас тут наверное скучно будет?

Ничего подобного. У нас сегодня здесь соревнования между группами будет.

Соревнование? Это я люблю. А можно и я посоревнуюсь?

Оставайся. Прошу команды занять свои места за столами.

Если команда выполняет задание правильно, то ей присуждается 1 кленовый лист, если ошибается, то этот лист я себе заберу, украшу свою избушку, вот красота –то будет. А ты, Кузя, будешь помогать мне листочки раздавать за правильные ответы.

На магнитной доске размещены портреты 10 писателей.

Среди портретов знакомых писателей найдите портрет Н. Рубцова (задание детям, подводятся итоги конкурса, за правильный ответ дается клееной лист команде).

Я буду задавать вопросы командам по очереди.

- Где родился Н. Рубцов? (В Емецке.)

- Где проходил действительную службу? (На Северном флоте в Североморске.)

(Подводится итог конкурса, за каждый правильный ответ дается кленовый лист определенного цвета. Баба Яга и домовёнок удивляются знаниям детей и родителей, хвалят их.)

- Я буду читать отрывки из стихотворений Н. Рубцова, а вы будете подбирать подходящие под описание рисунки и фотографии.

- О каких домашних животных написал стихи Н. Рубцов? (Коза, корова, лошадь, собака.) Ребята, а кто из вас знает и может прочитать стихи Н. Рубцова про домашних животных и птиц?

(Ребятам за стихи вручается шоколад с фотографией поэта.)

- Молодцы, справились со всеми заданиями. И всё-то эти дети знают! И родители не отстают! Придётся мне Кузеньку отпустить. А может, мне вас забрать с собой, детишечки, а то мне одной грустно, а с вами весело!

- Ай да Кузя, здорово придумал! Ну, мне пора!

- Баба Яга, какая-то ты некультурная! (Идет перепалка между Кузей и Бабой Ягой.)

- Почему это я некультурная?

- Дети старались? (Да.) Родители старались? (Да.) А награда где?

- Какая такая награда?

- Эх, бабка, всему-то тебя учить надо. Смотри, чудеса тебе покажу!

Открывает сундучок и видит, что в сундучке пусто.

Баба Яга: (Смеется.)

- Ха, ха, ха. Ну и где твои угощения? А вот у меня они есть.

(Баба Яга уходит за занавес и вытаскивает чемодан.)

Вот смотри, как колдовать надо: чуфырлы, муфырлы, чкф, чуф, чуф. (Разводит руками над чемоданом, открывает его и достаёт конфеты для всех детей и родителей.)

А командам вручаются настольные игры и пазлы.

(Награждение и угощение.)

Вот такой необычный у нас получился вечер. И даже с литературными героями. Я думаю, что сегодня всем было весело и главное — интересно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

для детей подготовительной к школе группы

Цель: закрепление знаний детей о жизни и творчестве поэта-земляка Николая Михайловича Рубцова; пополнение литературного багажа детей стихотворениями поэта.

Закрепить и систематизировать знания детей о фактах из биографии и творчестве поэта-земляка Николая Михайловича Рубцова, используя мнемосхемы, предметы-образы (соотнесение мнемосхемы, предмета-образа с конкретными жизненными фактами поэта).

Продолжать развивать у детей связную выразительную речь.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Продолжать формировать у детей любовь к малой Родине, природе, к миру животных посредством поэтических произведений Н. М. Рубцова.

Воспитывать чувство гордости за достигнутые успехи нашего поэта-земляка.

1. Экскурсия к памятнику Н. М. Рубцова.

2. Беседы о детстве, жизни, стихах Рубцова .

3. Рассматривание иллюстраций к стихам поэта .

4. Рассматривание фотографий поэта в разные периоды жизни, фотографий мест, где жил и работал поэт.

5. Чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова, отработка их выразительного чтения.

6. Слушание песен, написанных на стихи поэта.

Ход литературной гостиной.

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Дети, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную.

- А, как вы думаете, что такое литературная гостиная? (если дети затруднятся ответить, то можно порассуждать: гостиная – это большая комната, а слово литература произошло от латинского слова литера, которое обозначает буква, а литература – написанное, т.е. написанные тексты. Можно предположить, что литературная гостиная – это комната, где есть книги и в этой комнате беседуют о разных книгах, писателях, читают вслух рассказы, стихи).

- Дети, посмотрите, как много книг в нашей литературной гостиной. А вот еще один предмет. Что это? (чемодан).

- Давайте посмотрим, что же в нем лежит. (достаю тельняшку, бескозырку).

- Дети, эти вещи принадлежат одному очень известному поэту, Этот поэт наш земляк. Вы догадались, кто это? (поэт Николай Михайлович Рубцов) Как вы догадались? (Н.М. Рубцов служил на флоте, у него тоже была тельняшка и бескозырка).

- Правильно, дети. Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (о Николае Михайловиче Рубцове).

- Жизнь Николая Михайловича была не простой, но в то же время интересной. Давайте вспомним некоторые интересные факты из жизни поэта, а помогут нам в этом мнемосхемы и некоторые предметы. Вы можете обсудить факты из жизни поэта в своей группе, а один из вас даст общий ответ. Будем внимательно слушать друг друга. Готовы?
- 1 группа – мнемосхема с изображением семьи (предлагаю слайд - фото отца и матери Н.М. Рубцова).

1 группа – деревянный дом с фигурками детей ( Николай Рубцов, когда у него не стало родителей, воспитывался в детском доме в селе Никольском. Он считал это место своей Родиной (слайд детского дома).

2 группа – мнемосхема: учеба и занятия Коли в детском доме (слайд похвального листа за учебу и коля среди друзей).

1 группа – драже: как в детском доме праздновали день рождения Коли.

2 группа – бескозырка: служба Николая Рубцова на Северном флоте (слайд с фото Н. Рубцов – моряк).

На плацу
Я марширую на плацу.
И снег стегает по лицу!
Я так хочу иметь успех!
Я марширую лучше всех!
Довольны мною все кругом!
Доволен мичман и старпом!
И даже - видно по глазам -
Главнокомандующий сам!

Чтение детьми стихотворений.

- У поэта в стихах о животных много юмора. Дети с желанием обыгрывают эти стихи. Мы тоже с вами поиграем. Каждая группа может выбрать нужные для показа стихотворения вещи, предметы, распределите роли. Когда будете готовы, мы посмотрим ваши выступления. После выступления дети аплодируют артистам.

- Дети, как называется стихотворение?

- Понравилось вам выступление?

- Дети, вы молодцы, очень интересными были ваши выступления.

А сейчас, дети, у вас есть возможность прочесть стихотворения Н.М. Рубцова ( дети по желанию читают стихотворения ).

Итог. Вот и подошла к концу наша беседа в литературной гостиной.

- Дети, о ком мы сегодня говорили? ( О поэте Н. М. Рубцове).

- Что вам сегодня особенно запомнилось?

- Кому вы можете рассказать интересные факты из жизни Николая Рубцова?

- Что у вас вызвало затруднение?

- Какие стихи Н. Рубцова прочли дети?

- Дети, вы молодцы! Очень выразительно прочли стихи, интересно разыграли сценки.

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

- Мне хочется вам, дети, подарить небольшие портреты с изображением нашего поэта-земляка.

Выход из совместной деятельности . Дети, к стихам Николая Рубцова художники-иллюстраторы рисовали картинки. А что это за картины, вы сможете увидеть, собрав пазлы ( дети могут за столами собрать пазлы- картинки к детским стихам поэта ).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, учитель-логопед, родители, сотрудники Емецкого краеведческого музея, библиотекарь сельской зональной библиотеки.

В январские дни в нашем селе ежегодно проводятся памятные мероприятия, посвященные жизни и творчеству Н.М. Рубцова. К сожалению, немногие дошкольники знают своего великого земляка и знакомы с его стихами, поэтому мы решили обратиться к творчеству Н.М. Рубцова. В современном мире всеобщей компьютеризации дети читают мало. Задача педагогов добиться самого главного – сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг. Мы должны воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к своей малой родине, природе, животным. В этом нам помогут произведения Н.М. Рубцова.

  • развивать интерес к русской литературе;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • повышать речевую культуру воспитанников;
  • развивать эмоциональную выразительность речи;
  • обогащать словарный запас детей;
  • автоматизировать поставленные звуки на материале стихов Н. М. Рубцова;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • привлекать родителей к сотрудничеству.
  • развитие интереса к творчеству Н.М. Рубцова;
  • развитие познавательной активности;
  • расширение кругозора;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие словарного запаса и эмоциональной выразительности речи;
  • формирование эмоциональной отзывчивости;
  • самостоятельная музыкально-художественная, изобразительная и познавательная творческая деятельность детей.
  • опрос родителей и детей о том, знают ли дети поэта, есть ли в домашней библиотеке книги Н.М. Рубцова;
  • обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
  • подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • разработка занятий, бесед, сценария литературной гостиной;
  • создание презентаций к занятиям и беседам;
  • разработка плана по реализации проекта;
  • подбор экспонатов, фотографий, документов и книг поэта в мини - музей Н.М. Рубцова.

Портрет Н.М. Рубцова, иллюстрации к стихам, сборники стихов поэта, фотографии, документы, рисунки детей, иллюстрации

Познакомить детей с творчеством Н.М. Рубцова, фактами его биографии; развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта

Портрет Н.М. Рубцова, фотографии семьи Рубцовых, памятника Н.М. Рубцову, дома, в котором жил Н.М. Рубцов, сборники стихов Н.М. Рубцова, презентация

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихов, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение

Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить понимать красоту и силу русского языка, говорить красиво и правильно

Учить выразительно читать стихотворения, передавать интонацией, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о лирике Н.М. Рубцова

Обогащать впечатления детей, способствовать развитию фантазии, воображения, прививать любовь к музыке

  • оформление книги - рисунков на стихи Н.М. Рубцова;
  • создание мини-музея;
  • итоговое анкетирование родителей;
  • создание презентации по итогам проекта;
  • написание статьи о ходе реализации проекта на сайт детского сада и в газету.
  1. Прививать чувство гордости, интерес к истории родного края;
  2. Повышать речевую культуру воспитанников;
  3. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Издавна наша северная земля славится своими замечательными и великими людьми. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка, замечательного русского поэта Н.М. Рубцова. (Слайд №1. Фото Н.М. Рубцова)

3 января 1936 года в нашем селе родился Николай Рубцов. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых. Отец Николая Рубцова работал в леспромхозе начальником ОРСа, а мать была домохозяйкой. (Слайд №2. Фото отца Н Рубцова)

Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, который до сих пор стоит в Емецке, около перекрестка, на знаменитом старом архангельском тракте, по которому Михаил Ломоносов шагал в Москву. Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты. Недалеко от дома и река Емца, которая впадает в Северную Двину.

Отец очень любил музыку, играл на гармошке, хорошо пел, а Николай уже в детстве научился играть на гармонике и гитаре.

В 1937 году Рубцовы переехали в Няндому по новому месту работы отца. В 1940 году семья вернулась в Вологду, где их и застала война. Отец ушел на фронт. Мать умерла в июне 1942 года, и дети остались одни.

После смерти матери старших детей взяли к себе родственники, а младшие — Коля и Боря — попали в Красковский детский дом недалеко от Вологды. В октябре 1943 года Николая перевели в другой детдом — в селе Никольском Тотемского района. Там он начинает учиться в школе. (Слайд №4. Фото. Детский дом в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1943 – 1950 гг. жил Н.М.Рубцов)

Учился Николай Рубцов хорошо. Об этом говорят и похвальные грамоты, полученные им по окончании первого, третьего и четвертого классов за отличные успехи в учебе. (Слайд №5. Похвальная грамота)

Да, по-прежнему стоит на берегу реки здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…

- Как жилось тогда ребятам в детдоме? Конечно, трудно. Впрочем, как и всем в те годы. О сытом столе нечего было и мечтать. В спальнях было холодно. Не хватало постельного белья. До 1946 года детдомовцы ходили в башмаках с деревянными подошвами, и весь дом был переполнен деревянным стуком. Плохонькая одежонка. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. (Слайд №6.Коля Рубцов с воспитателями детского дома.)

У воспитанников детдома велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого.

Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.

Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несут связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой.

Коля прочитал это стихотворение. Ему все хлопали, улыбались, и он был счастлив. (Слайд №7. Фото Н Рубцов на елке в детском доме)

Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”. Колю любили в детском доме и взрослые и дети. Он был добрый и отзывчивый. Детям нравилось слушать его стихи. А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах - на гармошке и на гитаре.

Осенью 1955 года Николая призвали на военную службу. Четыре года он служил на эскадренном миноносце Северного флота в звании матроса, старшего матроса, а к концу службы — старшины второй статьи. Видимо, теперь, наконец-то, сбылась его романтическая, из детства, и связанная с морем мечта. (Слайд №8. Фото – “Северный флот”).

После армии закончил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. (Слайд №9. Фото Н Рубцова, диплом об окончании Литературного института)

Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.

При жизни Н. М. Рубцова вышло 4 книжки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Его стихи остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.

- Да, это школа имени Н.М.Рубцова и больница. (Слайд №10. Школа имени Н.М.Рубцова) В нашем селе есть музей и даже поставлен памятник, который находится рядом с детским садом. (Слайд №11. Памятник Н.М.Рубцову)





1. Родился Н. Рубцов в Архангельской области в многодетной семье. (схема: дом и маленький ребенок, старший брат и 3 сестры)





4. Но так было не долго.
"Вспомню, как жили
с мамой родною –
Всегда в веселе и в тепле…."
К сожалению, Коля рано остался без родителей, помнил и то, что было голодно, мама тяжело заболела: «Я подойду к ней, есть хочется, она мне возьмет и отломит хлеба. А у самой маленький – маленький кусочек. Она уже почти ничего не ела……







9. В детдоме, особенно запомнились ему дни рождения, сначала поздравляли, а потом угощали конфетами, горошинками драже. Как на чудо, смотрели дети на эти цветные шарики. Может быть, поэтому уже у взрослого Н. М. Рубцова, как вспоминают друзья поэта, всегда были конфеты, которыми он угощал встречную детвору…



10. Стихи Коля начал писать еще в детском доме. Ему нравилось участвовать в праздниках, концертах. Он очень хорошо играл на гармошке, и все думали, что будет учиться музыке.




12. Но по – настоящему Н. М. Рубцов нашел себя в поэзии. Он стал известным поэтом. Его стихи все чаще печатались в газетах и журналах. Издавались книги. Он закончил в Москве Литературный институт. Пришло признание его таланта.





Используемая литература: Касаткина Е. И. , Н. А. Реуцкая, В. М. Кузнецова, О. В. Лисенкова, И. В. Лыскова методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждени: Вологодские писатели детям.- Вологда, 2007

Читайте также: