Проект по театрализованной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность темы: Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Программа Ершовой А.П. призвана не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы каждого учащегося обучить осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова.

Замысел эксперимента: Будет воплощаться через уроки чтения и русского языка, через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится театрализации, концертной деятельности, практическим занятиям по сценическому мастерству.

Объект экспериментирования: Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

Предмет: Учащиеся получают знания о сценическом искусстве, о способах овладения актерским мастерством. В ходе эксперимента планируется воздействовать на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия.

Педагогические цели:

  • Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально-эмоциональное развитие детей.

Задачи:

  • Создать условия для реализации творческих способностей учащихся
  • Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

Гипотеза. Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.

Диагностический инструментарий. Анкеты, интервью с учащимися и родителями, результаты сценической деятельности, конкурсы чтецов и театрального мастерства.

Критерии оценки результатов.

Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:

Сроки: сентябрь 1998 г. – май 2002 г.

Этапы:

Прогноз негативных последствий. В ходе эксперимента приходится корректировать нормы речи детей, сформировавшиеся в раннем возрасте, а это всегда осложняет результат. Трудность заключается в том, что обучение ведется комплексно: от звуков и фонем до выразительности речи одновременно, что затрудняет процесс обучения, не позволяет каждому ученику добиться желаемых результатов.

Способы коррекции.

  • Организация занятий с логопедом
  • Индивидуальная работа (учитель-ученик)
  • Работа учителя над собственной речевой культурой
  • Просветительская работа с родителями

Состав участников эксперимента

  • Гладышева Т.Н. – учитель начальных классов, исполнитель эксперимента
  • Алексеева Л.К. – учитель литературы и русского языка, консультант
  • Учащиеся класса

Распределение функций.

  • Исполнитель эксперимента Гладышева Т.Н. занимается экспериментально-опытной работой.
  • Консультант эксперимента Алексеева Л.К. оказывает содействие экспериментатору на всех этапах, осуществляет контроль,

Тип эксперимента. Формирующий.

Статус. Внутришкольный. Индивидуальный.

Форма представления результатов эксперимента. Итоги эксперимента будут представлены в форме программы, методических рекомендаций и выводов, творческого отчета на школьном методическом объединении.

Научно-методической обеспеченностью эксперимента является теория развивающего обучения Л.С.Выготского, труды Язовитского Е.В., Т.А.Ладыженской, работы К.С.Станиславского, Г.В.Артоболевского и др.

Программа и методические рекомендации по театральному обучению младших школьников.

I класс. Развивающие игры (34 ч.)

Главная задача театральных занятий в I классе – развивающие игры.

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение.

Рекомендуется в один из уроков в начале недели включить театральное задание-игру, повторять его каждый день, добавляя к нему игры-задания из прошлого опыта детей, так, чтобы в течение недели детьми осваивалась одна новая игра.

Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

Бобры добры до бобрят. Сеня вез воз сена.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Шесть мышат в шалаше шуршат.

Работа по выработке дикции начинается еще в добукварный период, когда дети изучают отдельные звуки, одновременно наблюдая за способом их произношения. В этот период необходимо следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука, обращая особое внимание на гласные е, я, ю, е и согласные л,г,к,х, произношение которых представляет для детей этого возраста большие трудности. Исправлять недостатки речи необходимо с помощью логопеда.

На занятиях сценическим искусством в 1 классе осваиваются театральные термины: драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, опера, балет.

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Предлагается, в конце I класса инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например,

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в драматический театр, прослушивание сказок в грамзаписи.

II класс. Знакомство с компонентами исполнительской деятельности (34ч.)

  1. Формирование сценической речи (7ч.)
  2. Пластическая выразительность (4 ч)
  3. Творческая деятельность (10ч.)
  4. Театр вокруг нас (8 ч)
  5. Формирование навыка коллективной работы (7ч.)

Три первых темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Основной является третья тема.

Главная задача программы во 2 классе – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей и т.д. Упражнение под музыку на этом этапе предполагает передачу сказочных образов, отличающихся особой характерностью.

Одной из задач второго этапа является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые на занятиях упражнения обсуждаются (при этом дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров, то зрителей). Основным критерием, по которому оцениваются детские работы на этом этапе, является достоверность (правдивость исполнения).

Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания. Предметом внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми.

Тренировка внешнего поведения должна выработать также доброжелательное отношение к работе своих одноклассников, что особенно важно именно в этот возрастной период (поддерживать, внушить уверенность, заинтересованность, а не заглушить зарождающуюся потребность пробовать, делать).

Продолжается работа над развитием речевого аппарата:

Предполагается, что в конце 2 класса в речь детей войдут понятия: театр (как здание и как явление общественной жизни), зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, исполнитель, зритель, афиша.

III класс. Освоение средств выразительности. (34ч.) (выполнение заданного характера действий)

  1. Элементы речевой выразительности (5ч.)
  2. Формирование представления о характере как об особенном поведении. (12ч.)
  3. Освоение рабочей терминологии актерского искусства (6ч.)
  4. Пластическая выразительность (6ч.)
  5. Формирование навыка коллективной работы (5ч.)

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие - выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль работы над художественным чтением.

Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений , развивающих именно эти навыки:

  • Домысливание предлагаемых обстоятельств;
  • Рассказ о герое от его собственного лица;
  • От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
  • Придумывание событий до этюда и после него;
  • Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

Развитие театрального образования в III классе происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, жест, мимика, поза.

IV класс. Формирование представлений об образе героя в театре. (34ч.)

  1. Элементы речевой выразительности (4ч.)
  2. Образ героя. Характер и отбор действий (10ч.)
  3. Театральное образование (6ч.)
  4. Жест, мимика, движение, речь, -слагаемые действия (4ч.)
  5. Творческий отчет (10ч.).

На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.

Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:

  • Шумы по ремаркам,
  • Монологи,
  • Логика действия в диалоге,
  • Обыгрывание элементов костюма,
  • Логика поведения и костюм,
  • Этюды по пьесе,
  • Импровизация при заданных обстоятельствах.

В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.

В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты", "Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.

В конце 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.

Заключительным этапам занятий является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки.

По результатам театрального обучения в начальной школе поводится экзамен-экспром концерт.

Ф.И. Общая Групповая Оформление Личный успех
Иванова О. 9 5 4 -
Шестакова Н. 10 5 5 -
Смирнов А. 15 5 5 5
Бушуев С. 8 5 3 -

В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения).

В конце каждого класса проводится диагностика, чтобы получить общую характеристику того или иного качества у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

Театральная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Важно научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, таким образом помогать ребенку развиваться всесторонне

Проблема Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны поэтому именно театральная деятельность была выбрана для решения проблем. Театральное творчество позволяет формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, чёрствости).

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для детей – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Тип проекта Творческий

Цель проекта Развитие связной речи и эмоциональности средствами театральной деятельности у воспитанников 1, 2 классов.

Задачи • Формировать читательскую грамотность;

• Побуждать детей к театральной игре, создавать условия для ее проведения;

• Развивать творческие способности воспитанников, умение перевоплощаться, импровизировать;

• Развивать диалогическую и монологическую форму речи, речь как средство общения;

• Обучать детей умению сочетать двигательное и речевое действие, умение чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;

• Обогащать словарный запас;

• Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

Период и этапы реализации проекта С октября по апрель

Возрастная группа Возраст 7-9 лет

Ожидаемые конечные результаты, :

• Осведомленность воспитанников пользоваться разными видами театра, самостоятельно организовывать показ театра;

• Проявлять интерес к театральной деятельности;

• Умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

• Овладение активной речью, включенной в общение.

• Раскрытие творческого потенциала, повышение темпа развития речи в целом, общительности, самооценки за счет включения в творческую деятельность.

• Создать информационную базу.

• Создать условия для благополучного и комфортного пребывания детей в интернате.

Участники проекта Дети 1-2 классов, воспитатели групп

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Подготовительный (ноябрь-декабрь)

Мотивация воспитанников на участие в проекте.

Чтение сказок, обсуждение.

Видео просмотр театральных постановок, сказок детьми.

Вечера развлечений. Импровизация сказок разных видов театра (настольный, кукольный, с куклами БИ-БА-БО, драматизации, хороводные игры со словами и пением.

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Основной этап (январь-февраль)

Деление на 3 группы.

Выбор сказки для инсценировки (воспитатели групп)

Знакомство с содержанием сказок, сценарием.

Просмотр мультфильмов, видео постановок.

Изготовление атрибутов и костюмов.

Презентация материалов проекта

Заключительный этап (март)

Инсценировка сказок 1гр, 2гр, 3гр.

Создание фотоальбома, видео.

Четвё ртый этап:

Ожидаемые результаты проекта

Презентация проекта Презентация материалов проекта

2. Создание альбома разных видов театра

Изготовление масок, костюмов, декораций к сказкам (при участии взрослых);

9. Инсценировка ненецких сказок И. Истомина

Этапы по приобщению школьников к театрализованной деятельности. Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям с правильной интонацией и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали. Далее дети сами прочитывают данный материал.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект “Сказочный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Задачи, структура и содержание обучения чтению во 2-х — 9-х классах специальной (коррекционной) школы Задачи, структура и содержание обучения чтению во 2-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы Основной задачей уроков чтения, как.

- Литературное чтение: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к спектаклю;

- Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш;

- Технология: изготовление костюмов и декораций, кукол для спектакля;

- Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю;

- Физическая культура: движение по сцене, ритмопластика, танцы и т.д.;

- Информационные технологии: осуществление информационного поиска, информационной поддержки проекта, звуковые эффекты, верстка афиш.

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Актуальность. В настоящий момент актуальным , на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного кругозора, повышение культуры поведения учащихся – все это возможно осуществлять через творчество. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, а знакомство с позицией актера – творца способствует накоплению и развитию эмоционального, интеллектуального, нравственного, социального и трудового опыта ребенка. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.

Анализ ситуации. Благодаря художественным произведениям ребёнок познаёт мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания. Исполняя роль, ребёнок учится ясно, чётко, последовательно излагать свою мысль. Формируется связная диалогическая речь, её грамматический строй, интонационная выразительность.

Неуверенные в себе дети, стесняются публики. Постепенно они преодолевают робость из-за повышенного интереса к произведению и творчески себя проявляют как актёры театра. Успешное решение поставленных задач возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется через:

• индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектакля, изготовлении костюмов, декораций, атрибутов);

• повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);

• выступление детей перед родителями на родительских собраниях;

• приглашение родителей на премьеру спектакля;

• подготовка и распространение афиш и рекламных буклетов спектакля.

Проблема проекта: обеспечить условия, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности.

Цель проекта : гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

  • изучить потребности и желания детей, родителей (законных представителей) в области дополнительного образования в образовательном учреждении;
  • привлечь внимание школьной и родительской общественности к развитию младшего школьника средствами театрального искусства;
  • выявлять и развивать индивидуальные способности младших школьников, давать им возможность проявлять себя через процесс создания и постановки спектакля;
  • формировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
  • вызывать у младших школьников интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках;
  • обогащение духовного мира через знакомство с литературой, изобразительным искусством, изготовление, декораций, костюмов, участие в подготовке и проведении театрализованных представлений.

Участники проекта: учащиеся 2-х классов, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (сентябрь – январь 2018/2019 уч. год)

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю (коллективные, групповые) с продолжительностью в 1 академический час (40 минут).

Этапы реализации Проекта:

I этап, подготовительный (сентябрь 2018г.)

1. Выявление запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Подбор сценария для постановки спектакля.

4. Разработка Проекта.

II этап, основной практический (октябрь-декабрь 2018г.)

  1. Репетиционно-исполнительский процесс.
  2. Подготовка костюмов, декораций.
  3. Работа по музыкальному оформлению спектакля.
  4. Показ спектакля.

III этап, обобщающий (январь 2019г.)

1. Соотнесение результатов с целями.

2. Оценка эффективности внедрения Проекта ( Определение эмоционального отношения ребёнка к внеурочным занятиям театральной направленности) ( Приложение 1.)

Основные мероприятия Проекта «Мир театра

Организационные формы работы

Выявление запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

Поиск сценария театральной постановки.

- условное распределение ролей

Дать детям представление о готовящейся постановке.

Знакомство со сценарием.

- дать представление о художественном образе героев спектакля;

Распределение и закрепление ролей: Витя Перестукин, Кот Кузя, Радио, Стражники, Восклицательный знак, Вопросительный знак, Царь, Верблюд, Печка.

- поиск шумов, фоновой музыки

-работа с песенным репертуаром.

Запись музыкального материала.

-разработка идеи костюмов, декораций;

Создание костюмов, декораций, недостающих атрибутов.

  1. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  2. Работа с текстом.
  3. Работа над воплощением художественного образа героев.
  4. Репетиции малыми группами.
  5. Репетиции отдельных сцен.
  6. Репетиции массовых сцен.
  7. Работа над вокальными партиями героев.
  8. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
  9. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.
  10. Хореография, постановка танцев.
  11. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
  12. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
  13. Работа над дикцией.
  14. Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью).

-Заучивание текста (литературного, музыкального);

-уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

- овладение музыкально-литературным материалом;

- анализ взаимоотношений действующих лиц ;

-умение воздействовать текстом на партнеров;

-умение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение;

-умение импровизировать, взаимодействовать с партнерами на сцене;

-разучивание вокальных партий героев;

-работа над дикцией;

-хореография, пластика, движения;

-выразительное вокальное исполнение партий героев;

-чистота интонирования, дикции, эмоциональной подачей певческого текста.

- анонсирование спектакля (афиши, объявление).

  • -Репетиция со всеми готовыми элементами оформления№
  • -выбор ответственных за смену декораций и реквизит№
  • -установка декораций, проверка готовности всех компонентов, музыки, света, костюмов, реквизита.

-обсуждение со зрителями и детьми;

-повторные показы спектакля.

Показ спектакля зрителю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • развитие творческих способностей младших школьников: выразительность речи, движений, изобразительные навыки, музыкальность;
  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как: театр, музыка, хореография;
  • повышение самооценки, избавление от комплексов;
  • овладение навыками сценического искусства;
  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме;
  • умение слушать; умение высказывать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения.
  • увеличение доли младших школьников, участвующих в конкурсах различных уровней художественно-эстетической направленности (не менее 50% от общего количества обучающихся);
  • увеличение числа родителей удовлетворенных качеством дополнительных образовательных услуг (не менее 60%).

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства;

- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- развивать самостоятельность и личную ответственность;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас.

- читать по ролям литературное произведение;

- овладеют элементарными приемами интерпретации текста (информации);

- ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- систематизировать информационные материалы при подготовке собственных работ;

- составлять письменные отзывы

ИЗО и технология:

- использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно – художественной задачей.

- различать театральные профессии и термины театральной деятельности;

-средствами художественной выразительности передавать характер героя

произведения, инсценировать фрагменты произведения;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;

- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- совершенствовать речевое оформление;

- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;

- готовить и проводить презентацию перед аудиторией.

Управление и обеспечение проекта:

Проект относится к социально-педагогическим проектам и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.

Проект реализуется в рамках системы внеурочной деятельности детей. Структура управления проектом представлена на схеме.

Стадия разработки Стадия реализации Стадия анализа

Кадровое обеспечение: педагоги ГБОУ НШ с. Красноармейское - Великанова Елена Васильевна, учитель начальных классов высшей категории, Инжуваткина Галина Николаевна, учитель начальных классов высшей категории.

Материально – техническое обеспечение: школьный кабинет, актовый зал школы, музыкальная аппаратура, компьютер, принтер, бумага, фотоаппарат .

Оценка результатов проекта. Результатом успешной деятельности обучающихся данного проекта является постановка спектакля. Оценка результатов проекта получила положительный отклик среди детей, педагогов и родителей.

При реализации проекта: повысился интерес педагогов к созданию совместных проектов, к использованию активных форм взаимодействия; удалось объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей; проводимые мероприятия, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми, родителями обучающихся и учителями; положительное эмоциональное удовлетворение детей в ходе реализации проекта.

Критерии и показатели эффективности проекта. Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности проекта осуществляется премьерным показом спектакля, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство.

Полнота реализации проекта.

Реализация в полном объеме всех целей, задач и содержания проекта.

Соответствие содержанию проектирования.

Соотношение результатов проекта с той средой, пространством, в которых он реализуется. Насколько полученный результат соответствует запланированному.

Анализ полученных объективных и субъективных результатов реализации проекта гражданско-патриотического добровольчества.

Оценка эффективности внедрения Проекта

Определение эмоционального отношения ребёнка к внеурочным занятиям театральной направленности (Приложение 1.)

Выявление степени удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством внеурочной деятельности.

Описание достигнутых образовательных результатов

1. Презентация результатов проекта на общешкольной конференции 2018/ 2019 учебного года.

Дети стали больше проявлять активность и инициативу, с большим желанием участвовать в играх, коллективных творческих делах. У детей в большей степени развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д. Возросла удовлетворённость родителей учащихся уровнем представляемых в школе образовательных и воспитательных услуг. (Приложение 3.)

Эмоционального отношения ребёнка к внеурочным занятиям театральной направленности достигло повышенного уровня (Приложение 4.)

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Для детей это было первое театрализованное представление. Наши артисты играли замечательно! Каждый из них получил громкие заслуженные аплодисменты. А что может быть важнее для ребенка?! Конечно, признание. Сколько положительных эмоций, блеска в глазах, общения друг с другом!

Учащиеся не просто осваивали чьи-то продукты деятельности, а производили их самостоятельно, то есть:

1. Узнали основы музыкальной и сценической грамоты.

2. Приобрели навыки самостоятельной работы с музыкальным и литературным материалом.

3. Приобрели навыки самостоятельной работы на сценической площадке.

4. Достигли определенного уровня информационной компетентности: приобрели опыт освоения приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектно - исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия для саморазвития личности школьника, способствует формированию универсальных учебных действий и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Проект может быть востребован образовательными учреждениями в целях эффективной реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Проект адресован учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассной работы в школе, всем, кто стремится построить воспитание и обучение детей на основе совместной творческой деятельности.

Проект может служить отправной точкой при планировании работы с одаренными и способными детьми, для развития личностных, метапредметных и предметных умений и творческих способностей младших школьников, создания развивающей образовательной среды.

Рост показателей уровня развития аспектов художественно - эстетической направленности у учащихся позволяет говорить об эффективности проекта и необходимости продолжения работы в данном направлении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самым популярными увлекательным направлением в воспитании учащихся начальных классов является театрализованная деятельность. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Реализация проетка позволит сделать жизнь детей интересней и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Образовательный проект

Проект разработала: Тупанова Ирина Вячеславовна

Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, практико-ориентированный, комплексный.

Сроки реализации: 04.03.2019-14.03.2019 (9 дней)

Участники: дети, родители, учитель начальных классов

Актуальность проекта:

(К. С. Станиславский).

Самым популярным и увлекательным направлением в воспитании учащихся начальных классов является театрализованная деятельность. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У школьников появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Развитию креативности у детей младшего школьного возраста придается особое значение в условиях новых стандартов начального общего образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого потенциала детей является театрализованная деятельность. К сожалению, в условиях сельской местности нет возможности часто посещать с детьми театр. Новизна проекта заключается в приобщение детей к театру через виртуальные экскурсии, театрализованные игры.

Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности младшихшкольников средствами театрализованной деятельности;

Задачи проекта:

Работа с детьми:

1.Формировать у учащихся начальных классов интерес к современной театральной деятельности;

2. Расширить знания детей о современном театральном искусстве, закрепить основы норм поведения в театре;

3. Развивать у младших школьников диалогическую речь, артистические способности, эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях;

4. Воспитать стойкий интерес и положительное отношение к сценическому искусству, использование навыков театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), желание выступать и умение быть слушателем

Работа с родителями:

1. Вызвать у родителей желание посещать спектакли;

2. Расширить знания родителей о видах театра, правилах поведения в театре;

3. Побудить родителей к занятиям театральной деятельностью дома

Работа с учителем:

1.Составить картотеки методической литературы о знакомстве с театром и театрализованных игр для учащихся начальных классов;

2.Разработка пособий, дидактических и консультативных материалов для работы с детьми и родителями

Ожидаемые результаты:

Работа с детьми:

- расширениеу учащихся начальных классов знаний о современном театре;

-развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью

Работа с родителями:

-укрепление взаимосвязи между учащимися начальных классов и их родителями через совместное посещение театра;

- заинтересованность родителей театральным искусством и подготовкой к выступлениям

Работа с учителем:

- использование учителями начальных классов картотеки и разработанных пособий в работе с детьми по театральной деятельности

Методы проекта:

Словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;

Практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.

Игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры;

Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).

Этапы проекта

1) Подготовительный этап:

1. Постановка проблемы, формулированиетемы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач;

2. Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений младших школьников;

3. Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций;

4. Составление тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности младших школьников и их родителей

2) Основной этап:

Работа с родителями:

-привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов, декораций и костюмов)

Работа с детьми

1. Просмотр иллюстраций и слайдов об истории театра и театрального костюма;

2. Виртуальная прогулка по театру;

3. Просмотр записей спектаклей по русским народным сказкам

2.Психогимнастические упраж11нения на изображение различных эмоциональных состояний;

1. Отгадывание загадок о театре;

2. Пословицы и поговорки о театре;

4.Чтение художественной литературы стихи о театре

1.Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов;

2.Разыгрывание этюдов по стихотворениям и потешкам;

3). Заключительный этап

Список литературы:

1. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. / – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре ./ Т.И.Ерофеева, О.Л.Зверева, - М.: Просвещение, 1994. – 128с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии./ - СПб.: Речь, 2005.

4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. / – М.: Лепта-Книга, 2007.

5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций./ – Ярославль: Академия развития, 2001.

Выразительное чтение и театральные постановки как средства социально - культурного воспитания младших школьников.



Автор: Смирнова Светлана Юрьевна,воспитатель в группе продлённого дня.
Описание: Данный проект разработан на ознакомление с сериями книг и итоговой театральной постановкой. Рассчитан на детей 7-11 лет.
Проект может быть полезен педагогам начальной школы, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных кружков. Данный проект направлен на представление выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы с младшими школьниками, способствующего возникновению и развитию у детей интереса, любви к книге, чтению, слову, стимулирующего творческие, эстетические способности, активизирующего возможность самовыражения, самопроявления, самоутверждения ребенка..

Методы и приёмы для достижения цели
-Выразительное чтение по книге,
-Выразительное чтение по ролям;
-Беседа о прочитанном;
-Детские рисунки;
-Герои книг оригами;
-Посещение детской библиотеки;
-Литературные игры, викторины, КВНы;
-Игры- драматизации;
- Театральные постановки.

Ожидаемые результаты.
Данный проект направлен на представление выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы с младшими школьниками, способствующего возникновению и развитию у детей интереса, любви к книге, чтению, слову, стимулирующего творческие, эстетические способности, активизирующего возможность самовыражения, самопроявления, самоутверждения ребенка. Он эстетически ориентирован на раскрытие индивидуальных творческих потребностей и возможности растущей личности.

Выразительное чтение естественно включает и читателя, и слушателя в процесс сотворчества с писателем и, одновременно, активизирует эстетические реакции, эмоции, стимулирует заинтересованное отношение к читаемому как источнику радости, игре, а игра - основная форма возрастных потребностей ребенка. Этот процесс тем действеннее, чем выше развита способность руководителя чтением детей (родителя, воспитателя, учителя, библиотекаря) выразительно читать произведения литературы.

Стратегия и тактика проектных действий.

Этапы проектирования:
Первый этап с целью: анализа современного состояния проблемы, изучения психологической, педагогической, методической литературы по теме проекта. Посредством анализа, обобщения школьного и внешкольного опыта, в процессе наблюдения определялись основные тенденции работы по выразительному чтению с детьми.

Второй этап с целью: выявить место и роль выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы; апробировать эффективность принципов педагогики сотворчества для формирования читательской деятельности детей.

Третий этап связан с анализом результатов проекта, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов.

Первый год проекта./сентябрь-декабрь/
Проектные мероприятия:

2.Дети охотно изображают героев сказок. Придумывают новый ход событий в сказках
3.Ребёнок – инвалид отлично справился с главной ролью в пьесе, самоутвердился, преодолел трудности в общении. Все дети артистичны, уверенно держатся на сцене.


Промежуточные результаты:
1.Дети охотно слушают и сами выразительно читают по ролям.
2.Для выполнения конкурсных заданий самостоятельно читают сказки.
3.Актёрское мастерство детей растет. Исполнитель главной роли освободился от внутренней скованности, улучшил память.



Результаты:
1.Дети проявляют инициативу выразительного прочтения. Соревнуются в количестве самостоятельно прочитанных сказок.
2. Огромное желание участия в постановках.


Выводы.
1. Выразительное чтение - творческая, индивидуальная деятельность ребенка-читателя. Воплощение личного заинтересованного отношения к произведению, героям художественной литературы происходит через свою трактовку, интерпретацию в звучащем слове, что является естественной потребностью ребенка реализоваться, выразить, проявить себя. Выразительное чтение формирует личные чувства, представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Так постепенно ребенок закрепляет и развивает личную потребность общаться с художественной литературой.
2.Театральная деятельность в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение театральной деятельностью.
3.Формирование интереса к искусству выступает противовесом негативному воздействию окружающей действительности.

Материально- технические ресурсы.
Проектная работа проводилась в группе продлённого дня МКОУ Мурзинская СОШ.
Для осуществления проекта требуется:
•Сборники художественных произведений;
•Средства для изобразительной деятельности;
•Цветная бумага для поделок оригами;
•Театральные костюмы для сценических постановок;
•Материал для изготовления декораций, масок;
•Музыкальная аппаратура с воспроизведением СД дисков;
•Копировальная техника и ксероксная бумага.

Читайте также: