Проект по созданию образовательной среды в школе

Обновлено: 05.07.2024

Обеспечить повышение доступности и качества общего образования в Российской Федерации за счет создания к 2025 году 6531,287 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, в том числе путем строительства объектов инфраструктуры общего образования с применением современных архитектурно-планировочных решений (далее - "Школы нового типа"), увеличения к 2025 году доли общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в одну смену в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 100%

Число новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, в том числе реализуемых в субъектах Российской Федерации , мест

1. Созданы 6531,287 тыс. новых мест, в том числе: 4506,641 тыс. мест для обучения детей в одну смену; 2024,646 тыс. мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые здания школ .

2. Сформированы и утверждены функциональные требования к современной образовательной среде "Школы нового типа", создан эталонный проект (модель) "Школы нового типа", реализованы семь пилотных проектов "Школы нового типа" в субъектах Российской Федерации, внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие строительство и эксплуатацию зданий общеобразовательных организаций, реестр типовой проектной документации, строительство школ осуществляется в соответствии с новыми проектами.

Описание модели функционирования результатов проекта

Создание новых мест будет обеспечено за счет строительства зданий общеобразовательных организаций. При строительстве будет учитываться применение эталонных проектов "Школы нового типа".

Для формирования модели "Школы нового типа" будет осуществлен анализ потребностей общества (включая запросы всех участников образовательного процесса) в изменении образовательной среды с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также необходимости повышения эффективности, качества и адресности образовательного процесса за счет интеграции различных уровней основного и дополнительного образования, включая поддержку кооперации общеобразовательных организаций с организациями среднего и высшего профессионального образования. По итогам анализа с привлечением профессионального экспертного сообщества, а также широкого общественного обсуждения будут созданы и утверждены функциональные требования к современной образовательной среде для школьника. Данные функциональные требования станут основой для дальнейшего проектирования зданий общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации.

На основании функциональных требований будут созданы эталонные проекты зданий школ, оптимальные для применения на территории всех регионов Российской Федерации, определены пилотные регионы, в которых будет осуществлено строительство "Школ нового типа", при необходимости внесены изменения в правила предоставления субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.

По итогам реализации пилотных проектов в ряде субъектов Российской Федерации будет произведен анализ действующей нормативной правовой базы, регулирующей строительство и эксплуатацию зданий общеобразовательных организаций, изменены подходы к ценообразованию при строительстве зданий общеобразовательных организаций, внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие строительство и эксплуатацию зданий школ, реестр типовой проектной документации.

При решении задач по ликвидации ветхого фонда и сменности обучения дальнейшее строительство зданий общеобразовательных организаций в Российской Федерации будет осуществляться по проектам "Школ нового типа".

Базовое значение показателя на отчетную дату (на основе данных отраслевой статистики за 2015 - 2106 учебный год).

Требуется ежегодное уточнение в соответствии с объемами финансирования, в том числе число мест, планируемых к вводу на период 2020 - 2024 гг.

В случае обеспечения финансирования в соответствии с объемами, предусмотренными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".

Динамика изменения показателя в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".

В случае обеспечения финансирования в соответствии с объемами, предусмотренными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель и задачи проекта

Цель: создание в образовательной организации современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней .

1. Разработать концепцию информационного обеспечения образовательного процесса,

2. Обновить информационно-коммуникационную инфраструктуру образовательной организации

2. Обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования в условиях школы

3. Стандартизировать и актуализировать информационное наполнение сайта образовательной организации;

4. Создать систему получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования;

6. Обеспечить подготовку высококвалифицированных административно-управленческих и педагогических кадров, обладающих метапредметными компетенциями, в том числе в области цифровизации образования;

ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности;

8. Создать специальные условия (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ.

Целевые индикаторы

План мероприятий по реализации проекта

обеспечения образовательного процесса

обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы

творческая инициативная группа

Использование цифровых технологий для решения задач управления школой

Доработка и усовершенствование АСИОУ

В течение всего периода

Создание единой цифровой платформы для педагогических работников школы

Развитие информационной инфраструктуры школы

Оборудование рабочих мест

учебно- вспомогательного персонала

школы в соответствии с

современными требованиями и с набором лицензионных программ и продуктов, выходом в Интернет

Обновление и оснащение новым оборудованием кабинетов (проектор, интерактивная доска, документ камера, МФУ и т.д.);

Обновление программного и технического обеспечения компьютерного класса

Оснащение интерактивным оборудованием и специализированным аудиоцентром кабинетов иностранного языка

Оснащение интерактивным оборудованием кабинета лингвистики (для устного собеседования) и центра дистанционного образования

Оснащение цифровым лабораторным и компьютерным оборудованием кабинетов биологии, химии, физики

Оснащение цифровым лабораторным и компьютерным оборудованием начальной школы

Развитие библиотеки как

центра (пополнение книгами на электронных носителях,

оборудование современной техникой) Медиацентр

Формирование цифровых компетентностей учащихся

Развитие системы участия учащихся в дистанционных викторинах, конкурсах и олимпиадах

Формирование сообщества школьников, использующих информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет

Создание информационных продуктов с применением цифровых технологий и компьютерной техники в рамках проектной деятельности

Использование цифровых технологий в учебном процессе

Обеспечение обучения на уровне среднего общего образования по индивидуальным образовательным траекториям (в том числе с использованием дистанционных технологий)

Расширение программ внеурочной деятельности по направлениям информационно-технологической деятельности в начальной и основной школе

Внедрение дистанционного обучения по основным и дополнительным программам для детей, получающих образование на дому и детей с ОВЗ

Создание специальных условий (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ

Обеспечение электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса

Развитие сайта школы как источника информации для всех участников образовательного процесса (соответствие требованиям законодательства, создание электронной библиотеки методических ресурсов, регулярное информирование о мероприятиях и их итогах и т.д.)

Включение электронной почты в систему взаимодействия между участниками образовательных отношений (учитель-родитель, администратор-родитель)

Формирование корпоративного портала

Организация работы школьной команды учащихся, учителей и родителей в Интернет-сообществах

Развитие сайтов учителей, организация сетевого взаимодействия учителей и обучающихся

Создание системы электронного документооборота

Введение в деятельность учреждения электронного календаря

делопроизводства в электронном виде

Усовершенствование работы с электронным журналом и электронными дневниками

Разработка электронной базы мониторинга деятельности классного руководителя, учителя-предметника

Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий

Осуществление переподготовки кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования

Проведение открытых уроков и м астер – классов для педагогов по овладению цифровыми технологиями

Организация круглого стола «Анализ освоения ЦОР. Проблемы и перспективы.

Управление цифровой трансформацией ОО

Информационная грамотность (работа с большим объемом информации и данными);

Коммуникация и сотрудничество (обмен информацией с помощью ЦТ, этикет в сети);

Создание цифрового контента (авторские права и лицензии, интегрирование и переработка контента);

Кибер-безопасность (защита цифрового контента);

Определение пробелов в цифровой компетентности.

Ожидаемые результаты:

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию обучающихся

Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации

Создание системы получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования;

Повышение уровня учебной мотивации и образовательных результатов обучающихся

Создание специальных условий (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ.

Переподготовка кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования



Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда

За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:


В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:

- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

- устойчивость отражает стабильность среды во времени;

- широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].

При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.

Характеристика среды

Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики

- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня

- Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа

- Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня

- Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности

- Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей

- Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности

- Усиление экскурсионной работы

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности

- Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18)

- Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др.

- Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся

- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение

- Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам

- Повышение квалификации педагогов

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела

- Регулярное обновление информации на сайте школы

- Проведение мастер-классов для родителей

- Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей

- Проведение родительских конференций

- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей

- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся

- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена

- Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий

- Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества

- Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе

- Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

- Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся

Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.

2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.

3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.

5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Опыт создания развивающей образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Проектирование современной информационной образовательной.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Проектирование развивающей образовательной среды.

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.

Читайте также: