Проект по совершенствованию системы образовательной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Акинина Оксана Григорьевна

Населенный пункт: г.о. Ивантеевка

Управленческий проект

«Повышение профессиональной компетентности педагогов

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Автор-разработчик

Старший воспитатель Ф.И.О.

Участники проекта

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

Сроки реализации проекта

Один учебный год

Основания для разработки проекта

Цель проекта

Совершенствование качества образовательного процесса в ДОО посредством индивидуализации обучения, воспитания и развития воспитанников.

Задачи проекта

1. Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для индивидуализации образовательного пространства в ДОО.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по индивидуальному обучению, воспитанию и развитию дошкольников.

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации индивидуально-личностного развития детей дошкольного возраста.

4. Разработать методическую Модель индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОО образовательного процесса на основе индивидуализации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

II этап. Внедренческий

Цель: Реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование развивающего образовательного пространства ДОО для каждого воспитанника.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Планируемые результаты проекта

1. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база ДОО с целью индивидуализации образовательного процесса.

2. Разработана методическая Модель индивидуализации образовательного процесса.

3. Сформирована профессиональная компетентность педагогов ДОО по проектированию индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника.

4. Обобщен и популяризирован опыт по вопросам проектирования образовательного пространства в ДОО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Форма проведения итогового мероприятия

Продукты проекта

1. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса.

2. Методическая Модель организации образовательного пространства ДОО по индивидуализации обучения, воспитания и развития дошкольников.

Пояснительная записка

Актуальность индивидуализации дошкольного образования заключается в создании такого взаимодействия педагога с ребенком, при котором открываются педагогические возможности для появления индивидуальной траектории развития воспитанника, с характерными именно для него спецификой и скоростью. При этом, индивидуальная траектория учитывает интересы дошкольника, мотивы, способности, возрастные и психологические особенности.

То есть профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка.

Индивидуализация достигается за счет планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому воспитаннику возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии дошкольника, включая здоровье, уровень физического, эмоционального и других областей развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Индивидуализация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей - законных представителей), педагогов и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
  3. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудничество с родителями, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом для индивидуализации развития ребенка. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
  4. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей. ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, удовлетворению их особых потребностей, оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки в случае необходимости.
  5. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогами содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
  6. Принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования и парциальных программ.

Актуальность данного направления требует поиска новых эффективных способов повышения профессиональной компетентности педагогов и предполагает знание новых образовательных технологий, а также умение использовать важнейшие методы индивидуализации обучения: метод наблюдения и педагогического реагирования, метод тщательного отбора материалов, гибкость в ходе осуществления педагогической деятельности и др.

Средствами организации индивидуальной траектории детей являются индивидуальные образовательные программы, планы, маршруты, проекты педагогов, которые обеспечивают сопровождение образовательной деятельности и благодаря которым каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей.

Напрямую с индивидуализацией образовательного процесса связаны модернизация и целенаправленное повышение качества всей системы дошкольной образования. В свою очередь, качество образования зависит от компетентности педагогов, их всесторонней подготовки.

Проблема

Однако, анализ результатов мониторинга качества образования в нашей дошкольной организации позволил выявить некоторые проблемы в индивидуализации образовательного процесса и затруднения (профессиональные дефициты) в этом направлении у воспитателей и специалистов ДОО.

Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний педагогов об особенностях принципов и подходов индивидуализации дошкольного образования.
  2. Недостаточность практических умений для разработки, организации и реализации индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
  3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты индивидуализации образовательного процесса.
  4. Недостаточность знаний об организации условий для стимулирования самостоятельности ребенка и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

В соответствии с результатами, выявленными посредством мониторинга, а также в соответствии с требованиями ФГОС ДО, были определены цель и задачи проекта.

Цель: Совершенствование качества образовательного процесса в ДОО посредством индивидуализации обучения, воспитания и развития воспитанников.

Задачи:

  1. Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для индивидуализации образовательного пространства в ДОО.
  2. О рганизовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по индивидуальному обучению, воспитанию и развитию дошкольников.
  3. Сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации индивидуально-личностного развития детей дошкольного возраста.
  4. Разработать методическую Модель индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Образовательная миссия проекта состоит в том, чтобы:

1. Реализовать индивидуально-личностный подход при взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

2. Реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

3. Обновить содержательный компонент основной образовательной программы, реализуемой в ДОО.

3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОО.

Ресурсы проекта:

1. Материально-технические. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО по индивидуализации образовательного процесса может и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО.

2. Кадровые. Необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника.

3. Методические. Требуется разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих:

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- создание методической Модели индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие педагогов в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по индивидуализации образовательного пространства.

3. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс индивидуализации обучения, воспитания и развития своих детей.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС и организации образовательного процесса на основе индивидуализации.

2. С оздание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.

3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи.

7. Взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию качества образовательного процесса на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Механизм оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование родителей (законных представителей).
  2. Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам индивидуализации образовательного процесса.
  3. Анализ реализации этапов проекта.
  4. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по данному направлению.
  5. Проведение диагностических наблюдений по освоению воспитанниками ООП.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОО образовательного процесса на основе индивидуализации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

1. Создание творческой группы по реализации проекта.

2. Анализ соответствия условий ДОО требованиям ФГОС ДО.

3. Разработка пакета документов, регламентирующих индивидуализацию образовательного процесса в ДОО.

4. Разработка и утверждение плана-графика повышения профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

5. Пополнение фонда методических пособий и литературы ДОО по индивидуально-личностному развитию дошкольников.

6. Оснащение дошкольной организации средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием, способствующим индивидуализации дошкольного образования.

7. Заключение договоров с социальными партнерами.

II этап. Внедренческий

Цель: Реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование развивающего образовательного пространства ДОО для каждого воспитанника.

1. Реализация плана методических мероприятий.

2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.

3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

4. Вовлечение в проект социальных партнеров и родителей.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

1. Подведение итогов работы над проектом:

- представление продуктов проекта.

2. Анализ мониторинговых мероприятий.

3. Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом.

План-график реализации проекта

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

С оздание творческой группы по организации в ДОО мероприятий, направленных на:

- совершенствование РППС дошкольного учреждения;

- формирование профессиональных компетенций педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

члены творческой группы

Разработка управленческих мероприятий и принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в ДОО (приобретение материалов и оборудования, подготовка рекреаций и помещений ДОО под различные развивающие Центры, Зоны релаксации, Сенсорные комнаты, Уголки уединения и пр.).

Заведующий, ст. воспитатель

Разработка методических буклетов, консультаций и презентаций для педагогов:

члены творческой группы

Разработка плана управленческих и методических мероприятий II этапа (внедренческого).

члены творческой группы

Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по индивидуализации образовательного процесса (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).

члены творческой группы

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

Организация педагогических тренингов:

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы,

члены творческой группы,

Проведение консультаций для родителей:

Организация самообследования педагогов по индивидуализации образовательного процесса в группе.

Размещение информации на сайте ДОО, отражающей деятельность учреждения по организации индивидуального развития воспитанников.

Организация взаимодействия с социальными партнерами:

- создание условий для сетевого взаимодействия по эффективному использованию ресурсов партнерских организаций для индивидуализации образования;

- разработка и проведение совместных образовательных и досуговых мероприятий;

- совместная организация развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников.

члены творческой группы,

III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

члены творческой группы

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств по индивидуализации образовательного процесса требова­ниям ФГОС ДО.

члены творческой группы

Представление опыта в форме:

члены творческой группы,

Приложение

Методическая Модель

индивидуализации образовательного процесса в ДОО

Структура Модели

Содержание

деятельности

Система методического сопровождения педагогов

- организация обучающих методических мероприятий: семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, консультаций и др.;

- разработка методических информационно-цифровых материалов, обеспечивающих разнообразную деятельность по теме;

Организация психологически комфортной и личностно-развивающей профессиональной среды

- создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений;

- переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества;

- поддержка каждого педагога в самореализации и саморазвитии;

- повышение мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования и повышения престижности труда в образовательном учреждении;

- поддержка инициативы и творчества педагогов посредством организации конкурсов и проведения методических мероприятий;

- разработка новой системы контроля на основе индивидуального, дифференцированного подхода к оценке качества образовательной деятельности педагогов;

- обеспечение дифференцированного подхода к обобщению и распространению опыта педагогов по данной теме с целью планомерного повышения их профессионализма.

Индивидуализация образовательного процесса для воспитанников

- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала каждого помещения ДОО материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников;

- обновление содержания образовательного процесса посредством внедрения новых форм и методов взаимодействия педагогов с детьми;

- организация всех видов развивающих деятельностей дошкольника: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской;

- создание условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- обеспечение доступности образовательной среды для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Повысить качество образования — общая задача педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет внутренняя оценка функционирования системы образования в ДОО и принятие управленческих решений по ее улучшению. Обозначим ключевые положения, которые помогут систематизировать представления о системе оценки качества образования на уровне дошкольной образовательной организации.

Это означает, что в каждой дошкольной образовательной организации должна функционировать собственная система оценки качества образования.

Цель ВСОКО — систематически отслеживать и анализировать состояние системы образования в ДОО для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.

Существует ряд нормативно-правовых актов, регламентируют организацию ВСОКО.

На уровне дошкольной образовательной организации работу по оценке качества образования регламентируют :

• положение о ВСОКО (разрабатывается самостоятельно ДОО);

• иные локальные акты (регламент проведения оценочных процедур в рамках ВСОКО; положение о создании рабочей группы по оценке качества образования с указанием ответственных лиц за конкретное направление оценки; распоряжения, приказы).

ВСОКО – это динамичная целостная система диагностических и оценочных процедур, совокупность организационных структур и нормативных материалов, обеспечивающих управление качеством образования; констатирующий непрерывный контроль качества образования, необходимый для определения его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений.

ВСОКО - система процедур установления соответствия содержания и условий реализации ООП ДО требованиям ФГОС ДО,

Основная задача ВСОКО – определить соответствие качества образовательного процесса общероссийским стандартам.

Внутренняя система оценки качества дошкольного образования (ВСОКО) позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС.

Согласно № 273-ФЗ, внедрение и обеспечение функционирования модели ВСОКО осуществляется администрацией ОО (ч. 13 п. 3 ст. 28). И каждый детский сад самостоятельно разрабатывает оценочную систему.

Государственные органы надзора в обязательном порядке контролируют наличие и качество внутреннего мониторинга образовательной системы в ДОУ.

ВСОКО выполняет пять функций:

1) Информационная функция заключается в том, что ВСОКО дает возможность получить сведения о ходе образовательного процесса и его результатах, создании и развитии системы условий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса. Она позволяет определить уровень актуального развития дошкольной организации, каждого конкретного педагога, каждого ребенка, который посещает ДОО.

2) Аналитическая функция ВСОКО позволяет констатировать факты о сложившемся положении дел и объяснить причины успехов и недостатков в реализации образовательного процесса, его сильных и слабых сторон.

3) Побудительная функция заключается в том, что участие в оценке качества образования ориентирует работников дошкольной организации к развитию, обновлению профессиональных компетенций для достижения более высокого качества педагогической деятельности.

Ответственность за реализацию ВСОКО ложится на администрацию ДОУ, однако в число исполнителей входят не только заведующий и старший воспитатель, но и узкие специалисты, и воспитатели, медицинский работник (если имеется, представители родительской общественности.

Внутренняя оценка качества образования в детском саду может проводиться в форме мониторинга качества образования.

Объектами мониторинга следует определить:

• порядок приема в образовательную организацию;

• методы обучения и воспитания и др.

Педагогический коллектив и совет детского сада могут определить дополнительные объекты мониторинга.

Среди позиций, качество которых должен отслеживать мониторинг, необходимо выделить качество условий образовательной деятельности, качество процессов в образовательной деятельности, качество результатов образовательной деятельности.

К условиям, которые обеспечивают образовательную деятельность, относят:

• материально-техническое и информационное обеспечение;

• методы обучения и воспитания, образовательные технологии;

• обеспечение охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников;

• условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

• организация научно-методической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) позволяет дополнить перечисленные позиции следующими условиями: финансовое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, предметно-пространственная развивающая среда.

Так же к процессам, которые обеспечивают образовательную деятельность, относят:

• основные образовательные программы дошкольного образования (необходимо привести в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и контингентом воспитанников);

• дополнительные образовательные программы (должны соответствовать запросам родителей воспитанников);

• качество непрерывной образовательной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками.

Большое внимание во ФГОС ДО уделяется взаимодействию с родителями (законными представителями) детей по вопросам воспитания и образования, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

ФГОС ДО предусматривает психолого-педагогическую и консультативную поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Следовательно, вопросы удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования, степень их участия в образовательной деятельности также должны оцениваться.

Основные формы организации ВСОКО :

- Мониторинг – анализ документов, анкетирование (педагогов, родителей воспитанников, тестирования, сравнения, собеседования, наблюдение, диагностика.

- Контроль и взаимоконтроль – итоговый, фронтальный, тематический и оперативный.

Инструмент оценки выбирают в зависимости от критериев и показателей, которые необходимо оценить и проанализировать. Если это касается педагогической диагностики воспитанников, то приоритетный метод – наблюдение за деятельностью детей в разные моменты их пребывания в группе и в разных видах активности (режимные моменты, свободная деятельность, организованная деятельность и пр.). Для этого учреждение самостоятельно разрабатывает инструмент (диагностику) или использует готовые варианты диагностики, которые предлагают авторы комплексных программ дошкольного образования.

Если оценивается качество условий, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, то используются количественные и качественные методы. Они позволят оценить и зафиксировать результат в специальных ведомостях (оценочных листах). Возможна балльная (уровневая) оценка, которую учреждение может разработать самостоятельно. Можно использовать балльную шкалу от 0 до 3, чтобы обработать результаты анализа. При этом нужно подробно описать, в каком случае и сколько баллов будет присвоено конкретному показателю. Такие индикаторы сделают процесс анализа объективным.

Если оценочный механизм позволяет выявить слабые места дошкольного образования, устранить пробелы, принимаются соответствующие управленческие решения. Оценочный процесс захватывает как субъективные, так и объективные факторы.

Сбор, хранение и анализ полученной информации регламентируется Положением. В приложение к Положению или как отдельный документ должны быть вынесены показатели ВСОКО конкретного ДОУ. Их перечень и изменения утверждаются на заседании педсовета. Эталонные значения параметров и показателей качества определяются нормативными актами, регулирующими самообследования (для нас – ФГОС ДО).

Мероприятия ВСОКО включаются в годовой план работы детского сада, где выносятся в отдельный раздел, в котором отражается не только план проведения оценочных процедур, но и перечисление всех видов контроля, объектов и ответственных лиц.

За две недели до предстоящей проверки (и не позднее) заведующий издает приказ, определяющий тематику, сроки и характер мониторинга. В документе регламентируются сроки подачи отчетности, назначаются ответственные лица, представляется план-задание оценочных процедур.

Если контроль проводится на основании жалобы родителей на нарушение прав ребенка, трудового или иного законодательства, оценочные процедуры считаются экстренными и проводятся без предварительного предупреждения сотрудников. Рекомендуется мониторинг проводить не дольше 5-10 дней. Работников детского сада должны проинформировать о результатах проверки в течение 10 дней после ее завершения. Ответственные лица подают отчет или аналитическую справку, как альтернативную форму отчетности, а заведующий вновь издает приказ, в котором представляет результаты оценки и административные решения, которые за этим последуют.

В ДОУ проводятся административные совещания, заседания педсовета, общие родительские собрания. В конце учебного года аналитические справки и отчеты анализируются, поскольку на их основании оценивается эффективность работы коллектива и учреждения в целом, выявляются проблемы и варианты их решения, ставятся приоритетные задачи на будущий год.

Результаты ВСОКО используются для решения задач, указанных в ООП, годовом плане, а также для повышения эффективности деятельности учреждения в программе развития.

Отчетные документы ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС – это сводные таблицы, аналитические справки, карты фиксации и контроля, которые заполняют ответственные лица из числе педагогов или администрации учреждения, определённые приказом заведующего. В аналитической справке должны быть отображены : форма работы (мониторинг или контроль, цель и тема, сроки проведения процедуры, полный состав мониторинговой группы или комиссии, перечень мероприятий, положительные и негативные аспекты, общие выводы и рекомендации. Документ своими подписями заверяют все члены комиссии и педагоги, которые были подвергнуты проверке.

По результатам ВСОКО заведующий поощряет или привлекает к дисциплинарной ответственности сотрудников. Он также может принять решение о проведении повторных оценочных процедур, обсуждении коллегиальным органом итоговых материалов. В рамках своей компетенции заведующий принимает решения и издает соответствующие приказы. Он следит за тем, чтобы результаты, высказанные предложения и замечания нашли свое отражение в ежегодном отчете о самообследовании ДОУ и номенклатуре дел.

Если оценочные процедуры были выстроены правильно, они станут и самообследованием, и оценкой качества образовательной деятельности. Результатом организации ВСОКО в ДОУ является публичная отчетность и доклад, информация на официальном сайте учреждения.

Таким образом, внутренняя система оценки качества образования обеспечивает образовательную организацию востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур и принимать эффективные управленческие решения, способствующие повышению качества образования в учреждении.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

1. Задачи государственной региональной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект заявителя.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” Президент Российской Федерации, акцентируя внимание на школьном образовании, предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном образовательном пространстве.

Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования, что позволяет “…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране…”

Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: “Для реализации цели инновационной модели общего образования на основе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” будут решены четыре стратегические задачи: создание комфортных условий для обучения и воспитания; достижение нового образовательного результата; поддержка талантливых детей и молодежи; создание единого информационного пространства округа на основе ИКТ технологий…”

2. Инновационные механизмы в сфере дошкольного образования, которые будут разработаны на муниципальном уровне в результате реализации проекта:

– Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

3. Институциональный регулятор на муниципальном уровне, который будет получен по результатам реализации проекта:

Методические рекомендации и практические разработки по реализации инновационных направлений, представленных в проекте.

4. Проект направлен на разработку дополнительного (помимо уже указанного) инновационного контента: разработку модульных программ.

5. Анонсирование кейсов, которые войдут в годовой отчёт:

По итогам и результатам проведения мероприятий педагогической лаборатории предполагаем, сформировать следующие портфели: “Нормативные документы”, “Программно-методические материалы”, “Мониторинговые мероприятия”.

II. Содержание проекта

1. Наименование проекта – “Единая информационно-коммуникационная среда как средство оптимизации образовательного процесса в условиях развития ДОУ””.

2. Заинтересованные стороны, благополучатели:

  • дети, посещающие МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • родители детей, посещающих МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения.

3. Организации-партнеры с указанием их функций:

  • МУ “УДО”: общее руководство, консультационная площадка;
  • МКДОУ “Детский сад “Родничок”: педагогическая лаборатория;
  • СОШ № 6 и СОШ № 9: организации преемственности;
  • ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”: организация курсовой подготовки по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

4. Краткое обоснование инновационности проекта

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; активное использование Интернет-ресурсов в образовании.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Современный дошкольник входит в компьюторный мир так же естественно, как учиться ходить, говорить, заниматься с игрушками, общаться с окружающими людьми. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ могут использоваться по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Главное преимущество прикладных программных средств: решая игровую задачу, ребенок является субъектом (его оценивает не воспитатель, а сказочный герой), а педагог становится равноправным партнером детей в игре.

Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни ДОУ, группы, расписании непосредственно образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада будет для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного ДОУ, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города.

5. Ожидаемые продукты:

  • Разработка дидактического и методического инструментария, для использования в работе с интеллектуально одаренными и творчески развитыми детьми в условиях ДОУ;
  • Новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество, компьютерное музицирование и изобразительное искусство;
  • Модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • Структурно-функциональная модель методической службы МКДОУ “Детский сад “Родничок”, построенная на принципах инновационного развития;
  • Создание сайта МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • Кейсы по направлениям деятельности педагогической лаборатории;
  • Организация единого информационно-компьютерного пространства по средствам сетевой системы ДОУ.

6. Ожидаемые результаты

  • Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
  • Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
  • Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

– используемое программное обеспечение;
– индивидуализацию процесса обучения;
– повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения)

7. Ожидаемые внешние эффекты

  • Повышение конкурентоспособности среди дошкольных учреждений города и района.
  • Трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ.
  • Повышение социального статуса воспитателей и специалистов ДОУ в городе.
  • Формирование содержательной единой информационной-коммуникативной среды при осуществлении преемственности между ДОУ и СОШ.

Повышение эффективности управления образовательным процессом ДОУ и обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

  • Создать единое информационное пространство ДОУ.
  • Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
  • Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
  • Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
  • Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
  • Формировать интеллектуально-творческий потенциал у дошкольников, умения работать с информацией.

10. Срок, на который рассчитан проект – 5 лет: с 2012 по 2017 гг.

11. Алгоритм реализации проекта

  • анализ состояния проблемы, изучение теоретической базы и практического опыта;
  • выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи;
  • разработка пакета нормативной, методической документации;
  • создание творческих групп;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • участие педагогов в обучающих семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации.
  • план мероприятий по реализации проекта;
  • критериальные показатели и диагностический инструментарий для определения эффективности проекта;
  • создание материально-технической базы ДОУ;
  • апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • подготовка педкадров;
  • выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды;
  • совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей.
  • структурно-функциональная модель методической службы;
  • годовые публичные доклады МК ДОУ;
  • представление результатов маркетинговых исследований, промежуточных и итоговых результатов по реализации проекта;
  • модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • выступления в СМИ;
  • анализ результатов,
  • корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение и трансляция педагогического опыта.
  • Аналитические, информационно-методические материалы по результатам реализации проекта.

12. Ресурсное обеспечение

12.1. Кадровое обеспечение

ФИО специалиста Должность, образование Функционал в проекте
1. Ростовщикова Ю.А. Заведующий МКДОУ, высшее руководитель
2. Романюк Г.И. Зам. заведующего по УВР, высшее куратор, исполнитель
3. Нижельская А.И. Педагог-психолог, высшее исполнитель
4. Коткова Н.И. Старший воспитатель, высшее исполнитель

12.2. Нормативно-правовое обеспечение

Наименование нормативного правового акта (федерального, регионального, локального) Обоснование, почему именно этот акт будет являться нормативно-правовой рамкой проекта
1 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”
2 Концепция проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, от 1 июня 2009 № 20 “п.1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования: динамичное развитие системы образования, способствующее увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, апробация и использование новых образовательных технологий, педагогических методик”
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 “р.IV, п.22: В системе образования должны быть созданы условия для: – оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций”.
4 Основные направления

деятельности Правительства Российской Федерации

Меры, направленные на реализацию задач:

Основные направления реализации мероприятий:

– разработка и внедрение интерактивных, проектных, индивидуально-ориентированных дистантных форм повышения квалификации, создание условий для их функционирования;

12.3. Финансовое обеспечение

Источник финансирования Планируемые статьи расходов
1 Муниципальная долгосрочная целевая “Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011 – 2015 г”, от 31.12.2010 г. №662 По направлениям: “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”; “Развитие процесса научно-методического сопровождения”.
2 Муниципальная целевая программа “Реализация приоритетного национального проекта “Образование” в муниципальном образовании Надымский район” на 2009-2012 годы, от 27.01.2009 г. №55 По направлению “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”
3 Местный бюджет Материальное стимулирование педагогов.

13. Перспективы развития проекта. Создание на базе МКДОУ – стажёрской площадки.

14. Способы апробации и диссеминации результатов. Размещение продуктов реализации проекта на сайте; участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

15. Риски и пути преодоления

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков интерактивных досок и столов, ноутбуков, проекторов.;)
2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
3.Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций. Высокий уровень управления ДОУ, показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ.
4.Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (членов рабочей группы и педагогов, др.). Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация.

16. Механизм самооценки

  • анализ образовательного содержания в совместной деятельности ДОУ и других учреждений;
  • результативность проектной и инновационной деятельности педагогов с использованием ИКТ в воспитательно – образовательном процессе;
  • диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ развития компетентности детей и анализ уровня квалификации педагогов ДОУ;
  • анализ уровня участия родителей в жизни ДОУ.

Источники сбора информации: статистические данные, анкетирование, экспертиза.
Методы сбора информации
: маркетинговые исследования, статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос. Периодичность: годовая


В процессе анализа системы управления педагогическим коллективом был сделан вывод, что система мотивации требует обновления и совершенствования.

В МБДОУ д/с № 31 в первую очередь необходимо внедрить нематериальную систему мотивации, которая поможет персоналу получить моральное удовлетворения от работы, что предполагает формирование корпоративной культуры во взаимосвязи со стратегией развития человеческих ресурсов.

Одним из немаловажных способов мотивации персонала является корпоративная культура. Руководство МБДОУ д/с № 31 должно создать такую культуру, которая будет служить своеобразным способом, скрепляющим всю организацию. В первую очередь необходимо формирование корпоративной культуры, которая представляет алгоритм действий, обеспечивающий адаптацию руководства МБДОУ и его сотрудников к требованиям внешнего окружения и внутренней среды организации.

Для каждого сотрудника ежегодно должен составляться индивидуальный план развития, в соответствии с которым он получает возможность проходить необходимое лично ему обучение, причем в различных областях. Результаты обучения должны курироваться: система ежегодной оценки персонала должна отслеживать эффективность выполнения поставленных задач, а также потенциал конкретных сотрудников и их готовность к дальнейшему росту. Недостающие знания и навыки фиксируются в детальных планах индивидуального развития.

Также выделим мер, которые бы смогли повысить продуктивность труда педагогов детского сада. Для этого необходимо:

- проводить опрос удовлетворенности – выявление основных демотиваторов у сотрудников и на основании выявленных демотиваторов разрабатывать предложения по изменениям;

- постоянно повышать квалификацию персонала, уделить особое внимание повышению профессионального уровня всего коллектива;

- организовывать досуг коллектива, заинтересовать коллектив в проведении досуга совместно иначе это будет серьезный демотивирующий фактор и получиться обратный эффект, спортивные мероприятия выступают как инструмент мотивации, с помощью которого происходит сплочение коллектива, поддержание дружественной атмосферы, особенно в командной игре;

- больше внимания уделять отношениям между руководящими должностями и подчиненными, но четко осознавать границу, за которой это может перейти в панибратство и использование для личных выгод;

- мотивировать стремления персонала к самообразованию, к инновационной деятельности, сделать больший упор на молодых специалистов, чтобы сработать на перспективу;

Для успешной реализации поставленных целей необходимо затратить не только усилия и время, но и финансовые ресурсы. Конечно, затраты необходимо всегда постараться свести к минимуму, однако определенные суммы придется затратить.

Рассмотрим возможность внебюджетного финансирования, как один из вариантов пополнения бюджета нашей организации, отношения между ДОУ и муниципалитетом.

Муниципалитет должен заботиться о развитии своей системы образования, принимать необходимые нормативные акты, обеспечивающие самостоятельное использование заработанных средств муниципальным дошкольным учреждением. Тем более не чинить препятствия в привлечении и использовании внебюджетных средств, к которым бюджетное законодательство относит пожертвования, гранты и целевые поступления.

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

- осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

- обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов);

- создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

- учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

- предоставление ресурсов образовательного учреждения – помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса – в аренду, пользования;

- взносы юридических и физических лиц – благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.

1) Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как:

- заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании;

- стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом;

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим – нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Читайте также: