Эссе психолого педагогическое сопровождение педагогами самообразования родителей в условиях доу

Обновлено: 05.07.2024

Исходя из темы психолого-педагогических чтений, проводимых в учебном заведении, основные вопросы, которое мы рассматриваем, являются – особенности психологического сопровождения, обучающихся на разных возрастных этапах, а также формирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную технологию, особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс). Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:

- с окружающими (взрослые, сверстники);

Данная тема мне близка, так как я работаю более 30 лет в должности педагога. Основная моя профессия-учитель начальных классов. Работала с младшими школьниками-шестилетками, работаю сейчас с подростками и совершеннолетними людьми. И каждый раз прихожу к выводу о том, что работа педагога-психолога образовательного учреждения невозможна без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка в определенном возрасте. Знания возрастных особенностей детей очень важны для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

На мой взгляд, высказывание В.А. Сухомлинского особенно подходит к теме психолого-педагогического сопровождения детей. Потому что в комплексном сопровождении ребенка в любом возрасте педагог-психолог является одним из главных сопровождающих, так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы.

Я считаю, что в высказывании В. А. Сухомлинского отражен определенный большой смысл:

  1. Обучение детей: как бы ни был долог и труден путь обучения, плодом (результатом) является получение образования и успешность ребенка в дальнейшем.
  2. Деятельность педагога: педагог должен иметь терпение, мудрость, профессионализм, чтобы дать детям возможность получить образование.
  3. Работа с детьми подросткового возраста и совершеннолетними: умение правильно реагировать на поведение ребенка с тем, чтобы взять ситуацию под контроль; профессионализм, терпение, старание и мудрость позволят принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка, улучшить качество его жизни и жизни его семьи.

Я уверена, что сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС просто необходимо, так как это не единовременная помощь ребенку и его родителям, а система деятельности всего педагогического коллектива, направленная на коррекцию нарушений в поведении и успешное развитие ребенка. И очень важно это понимать и отходить от модели, когда педагог-психолог действует в одиночку.

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению следующие:

- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.

- Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Использую методику Д. Голланда по определению типа личности студента, а также дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, дающий результат исследования склонностей к определенному типу профессий.

- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

- Развивающая работа (индивидуальная, групповая)

- Коррекционная работа (индивидуальная, групповая)

-Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Считаю, что построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения и избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

На современном этапе развития дошкольного образования включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада является актуальной задачей. Однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды - все это может привести к формированию личностных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

В основе сопровождения семьи лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия

2. Основные цели и задачи:

Целью является установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и педагога в воспитании полноценной личности ребенка.

1. Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и развития ребенка.

2. Приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

3. Развитие воспитательных ресурсов через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей.

4. Развитие непрерывных отношений с детским садом с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей.

5. Оптимизация детско-родительских отношений.

3. Основные направления деятельности

- Психолого-педагогическая диагностика :

- Психолого-педагогическое просвещение :

• родительские собрания

• индивидуальные и тематические консультации

4. Ожидаемый результат

1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

2. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды

3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности.

Тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания, но сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.

Мероприятия включают в себя несколько этапов:

1. Информационный этап включает в себя сведения об информировании родителей по вопросам семейного воспитания.

Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции.

2. Диагностический этап

В процессе проведения диагностического этапа решаются следующие вопросы: изучение детско-родительских отношений.

3. Консультативный этап

Задачи данного направления определяются оказанием консультативной помощи родителям по вопросам семейного воспитания. Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные и групповые формы консультирования родителей.

Плановые родительские собрания по результатам диагностических обследований.

Консультирование родителей по особенностям воспитания детей, имеющих ограничения здоровья.

Консультирование по личному запросу воспитателей.

В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном следующие вопросы:

- особенности познавательных процессов ребенка;

- личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т. д.);

4. Практико-развивающий этап

Комплексное психолого-педагогическое сопровождению семьи на практико– развивающем этапе может осуществляться по следующим формам:

- психологические практикумы;

*Экспресс-диагностика родительской компетенции

- самодиагностика типового семейного состояния;

- самодиагностика родительского отношения к детям;

- анализ семейных взаимоотношений

Проведение индивидуальных бесед с членами семей по вопросам воспитания, развития детско-родительских отношений.

Примерная тематика консультаций:

Организация и проведение тренинговых занятий, коррекционно-развивающих мероприятий и др.

Примерная тематика тренингов и практических занятитй:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого – педагогическое сопровождение семьи в дошкольном образование.

В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов: ныне материальные ценности часто доминируют над духовными, а семья, семейные традиции перестают быть значимыми. Но ведь именно в семье начинается формирование человека, его качеств, привычек. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями . Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса. Дошкольное учреждение, заинтересованная в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров, вынуждена активно вести поиск новых форм партнерства, позволяющих эффективно реализовать весь комплекс воспитательно-образовательных задач. Основной принцип такого взаимодействия — открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Каждый профессиональный педагог заинтересован с благотворной работой с семьей. Они готовы помогать родителям. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Ведущая цель психолого-педагогического сопровождения семьи в наш ем дошкольном учреждении - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры .

image

При выборе детского сада современные родители интересуются, есть ли в учреждении специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, так как в последнее время увеличивается число детей, имеющие различные отклонения в познавательной и речевой сфере. В нашем ДОУ созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.

Детский коллектив дошкольного учреждения

Дети среднего, старшего дошкольного возраста знают имена и отчества окружающих взрослых, при обращении спокойно выражают свои желания, просьбы. В своей речи употребляют вежливые слова. Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся к взрослым и их труду. С удовольствием выполняют различные поручения.

Ребята очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.

Атмосфера в группах доброжелательная, непринуждённая, дети чувствуют себя комфортно.

image
Детский коллектив подвижный, эмоциональный, любознательный. В процессе общения могут управлять своим поведением, контролируют свою речь и поступки. Друг к другу дети относятся с уважением. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. Легко устанавливают контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. В группах есть лидеры, они лидируют не только в игровой деятельности, но и в образовательной.

Дети групп знают и соблюдают правила детского сада. Адекватно реагируют на нарушения порядка в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, разговаривают негромко, не привлекают к себе внимания. Поведение в группе при наличии воспитателя и во время его отсутствия удовлетворительное. Двигательная активность у детей повышена.

Взаимоотношения положительные. Наличие изолированных детей нет. Преобладает устойчивость личностных отношений между детьми.

Социальная характеристика семей посещающих детский сад представлены в виде диаграммы.

Данные диаграммы показывают, что 31% семей посещающих дошкольное учреждение – неполные, 10% - малоимущие, 3% - безработные, 12% - многодетные. Данные о семьях позволят скорректировать дальнейшую работу по взаимодействию ДОУ и семьи.

Актуальность опыта

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие службы психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта

image
Для решения противоречий была организована служба психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении. Ведущая цель нашей службы в работе с родителями - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

Длительность работы над опытом (2009-2011гг).

Совместную работу с семьёй мы разделили на 3 этапа: организационно- диагностический, совместный и этап совершенствования (Приложение 1). На основании анкетных данных мы создаём банк данных семей, о неорганизованных детях и будущих воспитанников. Корректируем план работы службы с семьёй, намечаем новые задачи, цели.

Диапазон опыта

На базе детского сада организован консультативный пункт для неорганизованных детей, с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Цель и задачи

Цель опыта - создать единую систему службы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения и придать ей комплексный характер.

Достижение цели предполагает решение системы задач информационно-просветительского и содержательного характера.

- Организовать систему конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей;

- Оказать психолого-педагогическую помощь семьям, не посещающих детский сад.

- Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому просвещению и повышению квалификации специалистов образования, задействованных во взаимодействии с родителями.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Мы имеем небольшой положительный опыт взаимодействия службы с семьёй. Документация по работе с семьёй: план совместной деятельности с родителями детей (Приложение 2), перспективный план службы психолого-педагогического сопровождения (приложение 3).

Как мы решали задачи?

Из опыта общения с родителями, мы выяснили, что самый доступный вариант получения информации о ребёнке это – беседа, т.к. заполнение анкет у многих родителей вызывает негативную реакцию, и часто анкеты остаются незаполненными. В ходе беседы мы собираем банк данных о развитии ребёнка с самого рождения, о его характере, привычке, о поведении, интересах, выясняем условия, в которых рос ребенок, т.к. это имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Кроме того, можно сделать вывод, касающийся личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение консультируем семью. В период адаптации я как педагог-психолог принимаю непосредственное участие в приёме детей, знакомлю родителей с основными показателями развития ребёнка данного возраста. Готовим совместно с педагогами наглядную информацию об особенностях развития детей раннего возраста, учитель-логопед о речевом развитии детей.

. Третий год в детском саду организована работа консультативного пункта действующего на основании Положения о консультативном пункте, принятом на совещании при заведующем 19.10 2009 г. протокол №22 и утверждённым приказом заведующего № 93 от 19.10.2009г., с целью оказания помощи родителям по различным вопросам обучения, воспитания, развития детей 2-го года жизни (Приложение 4).

Работу с родителями осуществляют следующие специалисты: педагог-психолог – Ганиева И.Х, учитель-логопед – Бусоргина Е.С., старшая медсестра - Казакова М.А, врач-педиатр – Коваль С.М, музыкальный руководитель - Котова С.Г., руководитель физического воспитания – Магарамова И.А. В течение года проводились консультации согласно плану в первую половину дня: Родителям предлагали не только теоретический материал, но и практически обучали родителей, как правильно пользоваться предложенными пособиями. Два раза в неделю на два часа родители с детьми могут приводить ребёнка в младшую группу для адаптации. К сожалению, вместе с детьми родители приходили реже.

Списочный состав: 5 детей, возраст – с года до трёх лет. Дети вместе с родителями присутствуют на различных мероприятиях детского сада (утренники, развлечения).

Работа консультативного пункта позволила родителям повысить знания в вопросах воспитания и обучения детей 1-3 года жизни, а также у родителей появилась заинтересованность во всестороннем развитии ребёнка.

Каждый год дети поступают из консультативного пункта в наш детский сад. Адаптация к условиям дошкольного учреждения у детей проходит в лёгкой степени.

Согласно Программе Развития дошкольного учреждения в 2009 года с участием родителей и педагогов изготовлен буклет о положительном семейном воспитании в условиях семьи (приложение 5).

В последнее время уделяем большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключается педагог-психолог. Поэтому возникла идея разработать основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения. (Приложение 8)

В любом случае, итогом консультативной, просветительской работы должен быть договор о совместных действиях родителей и службы дошкольного учреждения в решении задач сопровождения ребёнка в период его пребывания в ДОУ.

В своей работе с семьёй мы придерживаемся следующих принципов:

  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость;
  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Индивидуально-дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.

Методы изучения семьи и психолого-педагогического взаимодействия

  • Беседа с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Посещение семьи ребенка;
  • Беседа с ребенком.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность службы, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские.

Информационно-ознакомительных форм взаимодействия с родителями

– является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т.д.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Эпизодические посещения родителями МДОУ

Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреждения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Познавательные формы взаимодействия с родителями:

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что мы, проводя консультацию, стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми . Плановые консультации проводим в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские конференции

Их организует дошкольное учреждение. Участвуют в них педагоги, учителя, родители, специалисты, гости. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад.

Наглядная пропаганда

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется:

Информационно – аналитические формы взаимодействия с родителями

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную психологическую помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится специалистам службы, они заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам

image
Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями

Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно-просветительских форм.

Информационные стенды

Традиционным является оформление в группах информационных стендов. Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки-передвижки

Папки-передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами развития и воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. Папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

Мини-газеты

Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании психолого-педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащения их знания.

Библиотека игр

Все игры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей к общению с ребёнком.

Благодаря налаживанию сотрудничества психологической службы, воспитателей и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей заниматься с ребёнком. Затем показываются возможности её решения. Активность родителей возрастёт, если они осведомлены о результатах своих усилий. Опыт общения с семьями показал, что работу с родителями необходимо проводить систематично и подход к семьям должен быть индивидуальным.

 Организационно-педагогические условия сопровождения самообразования родителей

Социокультурные преобразования, которые происходят в современном стремительно меняющемся мире, влекут за собой возрастание требований к психолого-педагогической компетентности родителей, их самостоятельности и ответственности в принятии решений относительно развития и воспитания своих детей. Очевидно, что ответственное, осознанное родительство становится возможным сегодня при условии непрерывного самообразования родителей, их готовности к самоизменению по мере взросления ребенка.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема оказания родителям дошкольников профессиональной педагогической помощи в повышении психолого-педагогической компетентности, в создании на базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) соответствующих условий, запускающих механизмы, побуждающие отцов и матерей к осмыслению своего родительского опыта, к рефлексии своих действий, к выявлению имеющихся противоречий и поиску путей их разрешения (в том числе с помощью самообразования).

Под организационно-педагогическими условиями педагогического сопровождения самообразования родителей мы понимаем комплекс процессов и явлений среды ДОО, обеспечивающих результативность процесса педагогического сопровождения самообразования родителей воспитанников.

На основании анализа научной литературы по проблемам педагогического сопровождения и взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, а также изучения особенностей самообразования родителей современных дошкольников нами был выделен следующий комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного обеспечения процесса педагогического сопровождения самообразования родителей воспитанников ДОО:

  • создание рефлексивно-образовательной среды ДОО;
  • ресурсное обеспечение процесса педагогического сопровождения самообразования родителей;
  • интеграция информального и неформального образования родителей.

В нашем понимании рефлексивно-образовательная среда это составляющая образовательной среды ДОО, которая включает в себя совокупность условий и отношений между педагогами и родителями, способствующих возникновению у них потребности в рефлексии и потенциальных возможностей для овладения методом рефлексивной самоорганизации, нахождения новых смыслов саморазвития, выбора различных форм и средств самообразования. Всю совокупность условий, составляющих рефлексивно-образовательную среду ДОО, мы условно разделяем на шесть групп.

Первая группа обеспечивает создание возможностей для актуализации родительского опыта, выявления затруднений, опасений и тревог отцов и матерей, связанных с воспитанием и развитием детей. С этой целью организуются родительские конференции, круглые столы, проводятся психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, опросы, беседы и пр.

Вторая группа связана с проблематизацией норм деятельности по образованию и развитию детей, выявление существующих противоречий между потребностями ребенка/родителей и возможностями их реализации в условиях современной семьи и ДОО. На достижение этих целей направлена организация и проведение проблемных дискуссий, презентации книжных новинок и фильмов о воспитании, просмотре и обсуждении, фильмов, спектаклей и т.д.

Третья группа обуславливает создание возможностей для освоения родителями метода рефлексивной самоорганизации. С этой целью могут организовываться семинары, тренинги, деловые игры и т.д.

Четвертая группа интенсифицирует и инициирует выход родителя в рефлексивную позицию: самопознание, самонаблюдение, самоанализ своих действий при реализации родительских функций. Активизации рефлексивных процессов родителей могут способствовать вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО (участие в занятиях, совместных детско-родительских проектах и пр.) с последующим анализом и самоанализом своих действий, ведение родительских дневников, заполнение анкеты самооценки и т.д.

Шестая группа определяет возможности для придания процессу самообразования родителей характера самоорганизации и самоуправления. Это становится возможным при создании устойчивых структур (творческих инициативных групп, ассоциаций, клубов, союзов и т.д.), объединяющих родителей.


Под ресурсным обеспечением процесса педагогического сопровождения самообразования родителей мы понимаем наличие специально подготовленных кадров, материально-техническое оснащение и методическое обеспечение. Под кадровым обеспечением мы понимаем педагогических работников ДОО (воспитателей, педагогов-психологов, методистов и др.), имеющих оптимальную позицию относительно самообразования родителей.

Данная позиция, проявляясь в процессах взаимодействия педагогов и родителей, включает следующие составляющие:

  • отношение к собственному самообразованию (потребность в самообразовании;
  • мотивы самообразовательной деятельности; ценностно-смысловое самоопределение в самообразовательной деятельности);
  • отношение к родителю и его самообразованию (характер взаимодействия с родителями;
  • принятие ценности и важности самообразования родителей;
  • учет особенностей самообразования родителей как взрослых субъектов);
  • отношение к организации процесса педагогического сопровождения самообразования родителей (понимание сущности процесса организации педагогического сопровождения самообразования родителей; осознание своей роли в развитии готовности родителей к самообразованию; потребность в изменении личной педагогической практики взаимодействия с родителями с целью обеспечения условий развития готовности родителей к самообразованию).

Материально-техническое обеспечение включает:

  • наличие необходимых площадей (для проведения консультаций и других мероприятий с родителями);
  • развертывание и оснащение библиотеки / видеотеки для родителей;
  • обеспечение процесса педагогического сопровождения необходимыми техническими средствами и возможностями (например, компьютеры, проекторы, возможность выхода в интернет, общение с родителями с использованием современных мессенджеров и пр.);
  • наличие специально выделенной страницы для родителей на сайте ДОО;
  • размещение информационных стендов и пр.

Поскольку реализация индивидуальных программ самообразования родителей преимущественно проходит вне стен ДОО, то важно использование современных информационно-компьютерных технологий, позволяющих организовать дистанционную поддержку и сопровождение самообразования родителей.

К компонентам методического обеспечения можно отнести:

  • навигатор образовательных ресурсов для родителей;
  • различные анкеты, опросники, памятки, буклеты для педагогов и родителей;
  • программы встреч родительского клуба и других родительских сообществ;
  • методические рекомендации по обеспечению необходимых организационно-педагогических условий и реализации процесса педагогического сопровождения самообразования родителей в условиях взаимодействия ДОО и семьи;
  • тематическое планирование образовательных событий с семьями воспитанников, обеспечивающих интеграцию неформального и информального образования родителей и др.

Интеграцию информального и неформального образования родителей можно за счёт расширения форм взаимодействия с семьями воспитанников: создание устойчивых родительских сообществ (семейных гостиных, родительских клубов, ассоциаций, групп в социальных сетях и пр., способствующих межличностному общению родителей друг с другом, взаимному обмену положительным опытом воспитания и др.); организация образовательных событий (в том числе досуговых), объединяющих усилия ДОО и семьи по воспитанию и обучению детей (детско-родительских проектов, совместных праздников, мастер-классов, экскурсий, походов и др.); проведение различных событий, актуализирующих положительный опыт родительства (конкурсов и конференций для родителей).


Автор: Абдуллина Лилия Энгелевна

Читайте также: