Педагогическая находка логопеда доу на конкурс воспитатель года

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

242750, Брянская обл., пгт. Дубровка, ул. Драгунского, 2, тел. (848332) – 9-19-57

ОГРН - 1023201737635, ИНН / КПП – 3210003677 / 324501001

Педагогический опыт работы

муниципального бюджетного дошкольного

Волошиной Любови Николаевны

Тема опыта: «Использование современных

логопедических технологий в практике учителя-логопеда

в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических

процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством

коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Актуальность. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века. Одной из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я использую в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать свою работу.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все больше дошколь-ников страдает нарушениями речевого развития. В то же время, в логопе-дической практике всё большую актуальность приобретают дизартрические расстройства речи. Они характеризуется множественными нарушениями речевой деятельности. Ведущим дефектом при стертой форме дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. К поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррек-ционную логопедическую работу подтолкнула меня особая значимость изложенной проблемы. В основу своего педагогического опыта я положила, наработанную годами, систему по коррекции звукопроизношении, (у детей с различного рода проявлениями дизартрии) с применением современных логопедических методик, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях детского сада без специальных логопедических групп.

Концептуальность. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы. Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:

- индивидуализировать объем, степень трудности, динамичность и повторяемость;

- осуществлять поэтапность предъявления материала с возможностью контроля и самоконтроля;

- предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

- усиливать занимательность, мотивированность познавательного процесса и процесса обучения;

- предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

В результате выработанной системы коррекции и умелого применения инновационных технологий, в работе систематически прослеживается положительная динамика, высокий уровень усвоения воспитанниками реализуемых программ.

Сегодня мир не стоит на месте, а наоборот двигается вперёд и развивается с немыслимой скоростью. Как следствие, появляются новые методы, способы и технологии в развитии современных детей школьного и дошкольного возраста. Именно поэтому, в 2013 году был утверждён новый федеральный государственный стандарт образования.

Для меня, как учителя–логопеда, главной образовательной областью является – речевое развитие. Цель конкретной области – это овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность, и обогащение речевого опыта детей. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых форм и методов коррекционно-развивающей работы. В специальной литературе, в разных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. А. Поваляева, Е. А. Пожиленко, М. И. Чистякова и др.

Часто логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, дизартрии различного уровня и даже полиморфная дислалия могут сочетаться с неврологической симптоматикой. Дети с такими нарушениями, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. Сложность коррекционной работы заключается в осуществлении повторности, длительности, максимальной опоры на практическую деятельность и опыт учащихся. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы и авторские пособия. Так поступаю и я в своей коррекционной работе.

Нетрадиционные методы и авторские пособия я стараюсь использовать во всех направлениях логопедической работы.

Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики. С уверенностью можно сказать о том, что комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.

Непосредственно в своей работе на индивидуальных и подгрупповых занятиях использую артикуляционные игры с ложками, с пуговицами, бусинами, чупа-чупсами, сосками, шпателями и т.д. Применяю игры с водой, логопедический массаж и самомассаж, биоэнергопластику. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение этого метода эффективно ускоряет исправление неправильных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Для повышения интереса, для разнообразия логопедических форм работы, для показа артикуляционных сказок мною были изготовлены специальные перчатки, которые мы с детьми используем вовремя, биоэнергопластики.

Ещё один нетрадиционный метод, который широко используется в моей практике на этапе совершенствования артикуляционной моторики – это работа с бусинами . Мною изобретён, специальный массажёр для щёк, губ и языка, придуманы движения и стихотворное сопровождение по каждому комплексу. Дети выполняют упражнения под спокойную мелодию, сидя на ковре или за партами. Каждая бусина индивидуальна, после занятия дезинфицируется в растворе Жавелиона, промывается проточной водой и убирается в одноразовый пакет на зип-замке. Спланированная работа с данным пособием зарекомендовала себя как доступное средство, которое можно применять в логопедической практике.

Все перечисленные методы способствуют достижению положительных результатов: нормализуется мышечный тонус органов артикуляции, стимулируются двигательные функции, активизируется речевая функция, повышается работоспособность.

Формирование фонематических функций.

  • Сосчитай количество звуков в слове (откладывают нужное количество бусин в левую сторону)
  • Найди где живёт звук (начало, середина, конец слова; распределяют бусины на проволоке в зависимости от местонахождения заданного звука)
  • Сколько слогов в слове (откладывают количество слогов с помощью бусин, а между слогами промежутки)
  • Какое слово получится (логопед называет отдельные звуки, а ребёнок откладывает их на счётах и называет слово, которое получилось)

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

На этом этапе коррекционной работы происходит наращивание словарного запаса, формирование языковых обобщений, изучаются различные способы словообразования и словоизменения (ед. и мн. число, уменьшительно-ласкательные суффиксы, согласование сущ. с числит., предлоги, обобщения, антонимы, синонимы и др.)

В своей работе широко применяю метод моделирования, который позволяет осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм и т.д.; метод подбора действия и признака, который позволяет подбирать слова-действия и слова-признаки к предмету; метод экспериментирования, который помогает слышать и исправлять аграмматизмы в речевых конструкциях и многое другое.

  • Подари гусенице нужную картинку. (На головах гусениц прицеплены картинки с обобщающим понятием. Ребёнку нужно разобрать разложенные перед ним картинки и поместить на нужную гусеницу.)
  • Найди ошибку. (Перед ребёнком гусеницы с картинками по лексической теме, но одна или две картинки не из этой темы. Ребёнок должен найти ошибку.)
  • 4-й лишний. (На гусенице 4 картинки, 3 по одной лексической теме, а 1 нет. Ребёнок находит лишнюю картинку.)
  • Один-много. (Перед ребёнком гусеница, с одной стороны которой, предметы в единственном числе, а с другой стороны - во множественном числе. Ребёнок сначала называет слова с одной стороны, потом с другой.)
  • Противоположности. (На гусенице с одной стороны картинки, а с другой их противоположности. Ребёнок называет их по парам.)
  • 1-3-5 (На головах гусениц прицеплены цифры 1-3-5, картинки перед ребёнком перевёрнуты вниз рисунком. Ребёнок берёт картинку, считает количество предметов, правильно называет и вставляет в нужную гусеницу.)
  • Кто? Что? (На головах прицеплены карточки со словами КТО? ЧТО? Ребёнок выбирает картинки и помещает на нужную гусеницу.)
  • Он, она, оно, они (см. предыдущее задание)
  • Мой, мои, моя, моё (см. предыдущее задание)
  • Угости гусеницу конфетой. (Ребёнку предлагают положить конфету на гусеницу, под, перед, за, около, рядом, подержать её над гусеницей, достать конфету из-под, из-за.)

Одновременно с совершенствованием лексико-грамматического строя идёт работа и над развитием мелкой моторики.

Развитие связной речи.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Каждый ребёнок должен научиться содержательно грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Постановка любого звука проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный – это подготовка артикуляционного аппарата
  • Постановка звука – традиционными и нетрадиционными способами
  • Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах
  • Дифференциация звуков (проводится в случае смешения или замены звуков)
  • Назови, что везёт на себе гусеница. (Перед ребёнком появляется гусеница со вставленными картинками. Он перечисляет что видит, выговаривая автоматизируемый звук.)
  • Поменяй звук, получи новое слово. (Перед ребёнком гусеница, с одной стороны которой, вставлены картинки с одним звуком. Меняя заданный звук на другой, у ребёнка получается новое слово. С обратной стороны гусеницы находятся картинки с дифференцируемым звуком.)
  • Произнеси парами. (С одной стороны гусеницы картинки с одним звуком, а с другой - с дифференцируемым звуком. Ребёнок произносит эти слова парами.)
  • Размести картинки на гусенице. (Перед ребёнком пустая гусеница. Нужно выбрать картинки с автоматизируемым звуком, правильно выговорить это слово и поместить в кармашек картинку.)

В заключении, опираясь на высокую результативность своего практического опыта, хочу отметить, что использование мною нетрадиционных методов, приемов, авторских игр и пособий значительно повышает эффективность логопедической работы и способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Персональный сайт учителя-логопеда Коневой Екатерины Александровны

untitled.jpg

Информационная система Навигатор дополнительного образования детей ( инструкция для родителей)

Информационная система Навигатор дополнительного образования детей ( инструкция для родителей).pdf (скачать) (посмотреть)


Дата последнего изменения на сайте: 27.02.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

К сожалению, приходится отмечать, что увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения речи. В современном мире в коррекционной работе с детьми всё чаще используются разнообразные методики и нетрадиционные технологии.

Я хочу вам рассказать об инновационных технологиях, помогающих мне проводить коррекцию речи более успешно.

1. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью происходит развитие мышц языка, щек. Это комплекс упражнений, которые мы выполняем перед зеркалом каждое занятие. Но можно добавить в нее новые элементы, и она становится более ярче и интереснее.

Например, музыкальное сопровождение, видео фрагменты, проводить некоторые упражнения можно с использованием ватной палочки или даже продуктов питания. Детям эти упражнения очень нравятся, и они готовы их повторять на каждом занятии.

3. Кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Все мы знаем, что мозг состоит из двух полушарий и каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее полушарие берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полному взаимодействию – одна из причин нарушения функций обучения и управления своими эмоциями. Чем лучше будут развиты межполущарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Поэтому в свою работу я включила упражнения на развитие межполушарных связей. В основном это упражнения на выполнение движений двумя руками одновременно.

4. Су-Джок терапия – позволяет развивать мелкую моторику, легко заинтересовывает ребенка за счет яркого шарика и колечка внутри него, мы выполняем разные упражнения, используя небольшие стихотворения, или же сами рифмуем строки. Данная методика не оставляет равнодушным ни одного ребенка.

Спасибо за внимание

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Речь – основа коммуникации, не является врожденной способностью человека, эту функцию необходимо формировать с раннего возраста, а совершенствовать, пожалуй, на протяжении всей жизни. Многообразные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию детей, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. В большинстве случаев нарушения речи обратимы, своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть ребёнку радость общения, предупредить развитие вторичных нарушений.

Во время совместной с детьми деятельности над созданием специальных комплексов упражнений были использованы разные технологии, которых на вооружении у современного педагога столько, что перечислить их все в одном эссе невозможно. Остановлюсь на некоторых из них, которые считаю наиболее эффективными. Информационно - коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, клипы, авторские игры для интерактивных досок) позволили мне организовать доступное объяснение особенностей выполнения упражнений. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия помогли создать условия для максимального положительного влияния на развитие индивидуальности ребенка, оказания помощи в поиске и обретении своего темпа и стиля деятельности. Технология использования мнемотехники способствовала быстрому и качественному запоминанию комплексов упражнений. Технологии исследовательской деятельности содействовали чёткому ориентированию в предметной области осуществле­ния исследования, определению способов и задач ис­следования, проведению исследования, анализу полученных данных.

Методическую новизну и оригинальность методического решения в своей практике, считаю в интеграции нескольких видов здоровьесберегающей технологии одновременно, а не по отдельности как это принято традиционно.

Зная, что дошкольное детство – самоценный этап в жизни, я развиваю в детях интерес к познанию окружающего мира. Мною был организован методический эксперимент, путём слияния здоровьесберегающих технологий с проектной деятельностью. Цель такого эксперимента: осознание детьми 6-7 лет роли здоровья в жизни человека, его влияния на качество жизни.

По итогам проведения проектов мною был проведён опрос среди детей и родителей. Участники опроса отметили следующее: сохранить здоровье можно выполняя ежедневно простые правила, а крепкое здоровье является фундаментом чистой речи, гарантией успешного обучения. Родители сообщили, что заметили у детей улучшение памяти, внимания, мышления, общего эмоционального состояния; повышение уровня развития речи, уровня самоконтроля над собственной речью, работоспособности. Согласитесь приятно наблюдать, как родитель из пассивного наблюдателя образовательного процесса преобразовывается в активного участника, предлагающего свои варианты использования образовательного продукта, а это очень ценный опыт, как для родителя, так и для педагога.

Творческий подход при внедрении здоровьесберегающих технологий в процесс коррекционно-логопедической работы повышает результативность, формирует у педагогов и родителей целостные ориентации, позволяет открыть новые точки соприкосновения участников образовательного процесса. Почему я люблю работать с детьми в творческом русле? Потому что нет для меня людей более открытых, непосредственных, искренних, со своей оригинальностью суждений и восприятия. Я часто смеюсь с детьми, они источник моего вдохновения, желания творить добро.

За простыми словами кроется титанический труд, который вкладывается в каждое слово. Оно может быть вдохновляющим, убеждающим, увлекающим в мир комфортного общения.

Представленный опыт, могут использовать педагоги и узкие специалисты ДОУ, а также учителя начальных классов. Некоторые комплексы специальных упражнений, разработанных на основе здоровьесберегающих технологий, продемонстрированы на открытом логопедическом занятии для учителей ОУ города в рамках работы по преемственности ДОУ и ОУ; опубликованы на персональном сайте учителя – логопеда.

Читайте также: