Проект по русским народным сказкам в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (Валентин Берестов)

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально — волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Актуальность: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Цель проекта : Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству .

Были поставлены следующие задачи :

— формировать у детей знания о русских народных сказках.

— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, чувство долга, справедливость, искренность.

— прививать любовь к книге.

— развивать речь, активизировать словарный запас.

— развивать творчество, фантазию, воображение.

— укреплять взаимоотношения с родителями.

Предусматривались следующие этапы реализации проекта:

Подготовительный

Информационный

- Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

- Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

- Информирование родителей о реализации данного проекта;

- Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

- Оформление информационно – читательского уголка в группе;

- Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;

Что такое сказка?

Какие сказки ты знаешь?

Чем отличаются русские народные сказки от обычных сказок?

Чему она учит?

- Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений.

Информирование родителей о реализации данного проекта.

Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ .

II этап

Практический

Определение методов работы.

- Разрабатывать план действий над проектом.

Составление картотеки стихотворений, загадок о сказках.

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;

-просмотр мультфильмов по сказкам;

- чтение стихов про героев сказок ;

Привлечение родителей к созданию экспонатов

( изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам.)

Коммуникативный

Организация познавательной деятельности детей. Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

- Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Позновательно-исследоватслская

Организация исследовательской деятельности детей.

Провести серию познавательных мероприятий

Проследить линию положительных и отрицательных героев.

Какие герои чаще всего повторяются в сказках?

Художественная литература

Бытовой труд

Изготовление альбома для рассматривания

Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)

Конструирование

Аппликация, конструирование, лепка.

Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).

Музыкальная деятельность

подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Занятие - развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку

Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями

Игровая деятельность

Двигательная деятельность

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ :

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

2. Оформление книжек-малышек.

3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".

Изобразительная деятельность

Рисование красками. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

III этап

Завершающий

Фотоотчет по проекту.

Благодарственное письмо родителям В конце проекта.

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.

В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:

— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;

— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

В самостоятельной деятельности:

— дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.

Воспитатели вместе с детьми создали и нарисовали сказки — перевертыши, а родители и дети сочинили сказки на новый лад, проиллюстрировали их.

В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

11. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
12. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского 12.

Вид проекта : познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность: 4 недели.

Участники проекта : дети средней возрастной группы (4-5 лет, родители, воспитатели.

Актуальность: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Цель проекта : познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.

- формировать у детей знания о русских народных сказках;

- воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;

- научить детей оценивать поступки героев;

- развивать речь, активизировать словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

- вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Этапы реализации проекта :

- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой;

- подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;

- подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;

- познакомить с жанровыми особенностями сказки;

- чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;

- подобрать раскраски по русским народным сказкам;

- узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Работа с детьми:

3. Речевое развитие:

- рассказывание сказки по иллюстрациям;

- заучивание пословиц по сказке;

4. Художественно-эстетическое развитие:

В самостоятельной деятельности:

- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

- составляли сказки с помощью пазлов;

- лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);

- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

5. Физическое развитие:

Работа с родителями:

- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

- развитие интереса к русскому народному творчеству;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;

- совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;

- укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

- позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе






3.ООД: Пересказ сказок.
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.






















8. Оформление книги для рассматривания
Цель: оформить из рисунков и аппликаций книгу для рассматривания.



Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.


Цель:Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных

Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.

Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".

Читайте также: