Проект по развитию речи в доу по сказкам

Обновлено: 06.07.2024

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Направленность развития деятельности: интегрированная (познавательная, речевая, художественно-эстетическая).

Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию речи ребёнка и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данный проект по сказкам способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

- недостаточные коммуникативные навыки детей, отсутствие умения общаться со взрослыми, контактировать в паре (в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия);

- возникновение затруднений в связном рассказывании о чём-либо;

- низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей.

Развитие художественно- творческих и коммуникативно-речевых способностей детей через обогащение выразительности детских работ и интереса к познавательно-исследовательской деятельности, основанных на самовыражении детей, их саморазвитии, а так же на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых, возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

- знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки;

- содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи;

- развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов;

- воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность;

- вызвать интерес детей к истории сказки, устному народному творчеству;

- развитие речи детей посредством составления и рассказывания сказок.

Развитие интереса к сказкам, эмоциональной отзывчивости у детей. Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.

Содействие творческому развитию детей и родителей.

Повысить уровень речевого развития детей;

Повысить интерес к книге, как к произведению искусства.

Первый этап: подготовительный.

Постановка цели, задач.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление плана работы.

Подборка консультаций для родителей.

Домашние задания для выполнения с родителями.

Второй этап: основной (практический).

Чтение разных сказок (русские народные и авторские сказки);

Беседы по содержанию прочитанных сказок.

Знакомство с русскими народными сказками, сказками русских и зарубежных писателей.

Рассматривание репродукций художников к сказкам

Прослушивание аудиозаписи сказок

Пересказы сказок (каждый по очереди, рассказывает кусочек сказки).

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по развитию речи

в средней группе №5

Воспитатели: Котова Ю.А.

Проблема : развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Актуальность проблемы : в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Образовательные:

- Создание условий для игровой деятельности детей.

- Формирование грамматического строя речи .

- Расширение словарного запаса.

- Развитие связной речи .

Развивающие:

-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

-Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные:

-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.

-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Предполагаемый результат : при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.

Основные формы реализации проекта : образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.

Работа с родителями:

- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

1.Оснащение развивающей среды в группе.

- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.

2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта. 5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.

I этап - подготовительный.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап - заключительный (результат).

Этапы проекта

Предметно - развивающая среда.

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

Основной этап

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.

Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).

Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.

Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.

Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.

формировать умение пересказывать знакомую

сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки,

Работа с интерактивной книгой- лэпбук

Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.

Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.


Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Список использованной литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.

Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий".– М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Подготовительный этап (разработка проекта)

Цель: самосовершенствование по теме.

Декабрь (1 неделя)

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Изучение литературы, технологий по вопросам речевого развития детей.

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору материалов и необходимой литературы.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Этап: формулирования проблемы

Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.

Декабрь (2 неделя)

Осознание и личностное восприятие проблемы.

Принятие задач проекта.

Формулирует проблему: детям трудно общаться между собой из-за речевых нарушений и ограниченности словаря. Кроме того, большинство детей мало знает русских народных сказок.

Цель: дать знания детям о русских народных сказках, оформить выставку художественной литературы.

-обогащать словарный запас детей с помощью русских народных сказок;

-выбрать форму получения информации (занятия, экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов);

- Определить наиболее интересные темы для детей

Этап: систематизация информации

Участие в театрализованных играх.

Участие в конкурсе рисунков, коллективной работе.

Участие в музыкально-литературном досуге.

Участие в конкурсе сказок (театральная деятельность с родителями).

Проведение анкетирования для родителей.

Проведение бесед по теме проекта с детьми.

Проведение группового конкурса театров.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству.

Организация музыкально-литературного досуга.

Организация выставки детского творчества.

Этап: практическая деятельность детей.

в течение всего проекта.

Выбор материалов для рисунков, коллективной работы.

Совместное составление схемы выполнения работы, изготовление поделки по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности.

Предоставляет различные изобразительные материалы и музыкальное сопровождение.

Оказывает практическую помощь детям (по мере необходимости).

Организует подгрупповую и индивидуальную работу.

В течение всего проекта.

Оформление выставки работ, театров, выставки книг.

Этап реализации проекта в образовательную практику

Декабрь (3 неделя) – Май

Предоставление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта.

Совместная деятельность с родителями.

Разработка презентации по проекту.

Организация театрализованных игр.

Изготовление разных видов театров.

Проведение совместных мероприятий с родителями.

Совместная деятельность с педагогами ДОУ.

Организация театрализованных игр .

Организация выставки р. н. сказок.

Оформление макетов сказок.

Оформление рисунков и коллективной работы.

Организация конкурса сказок.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Проект по развитию речи

Вид проекта: семейный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: Воспитатели старшей группы; дети 5-6 лет; родители.

Форма представления – презентация, инсценировка сказки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;

2. Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

3. Совершенствовать навыки, самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

4. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

5. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

6. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

1. Чтение разных сказок;

2. Рисование детьми героев сказок.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Самостоятельное составление сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадки о сказках, героях сказок.

8. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Содержание работы с родителями:

2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

3. Чтение сказок с детьми.

4. Придумывание сказок с детьми.

5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Компетенции:

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе,

определяют жанровую принадлежность;

владеют расширенным словарным запасом;

владеют навыками продуктивной деятельности;

владеют выразительными способами общения.

Коммуникативные навыки:

получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

пользуются выразительными средствами речи.

Предпосылки научной деятельности:

имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

способны выражать эмоции, поддерживать диалог.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап:

Срок реализации этапа: 01.10.2018 г. - 30.10.2018 г.

Задачи этапа:

· Создать условия для реализации проекта.

· Довести до участников проекта важность данной проблемы.

· Провести анкетирование родителей.

· Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме.

· Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности, изобразительной и

· Составить план мероприятий.

2. Основной этап:

Срок реализации этапа: 01.11.2018 г. – 15.03.2019 г.

Задачи этапа:

· Реализовать мероприятия по теме проекта с детьми согласно перспективному плану.

3. Заключительный этап:

Срок реализации этапа: 16.03 2019 – 31.03.2019г .

Задачи этапа:

· Собрать и обработать материалы.

· Обобщить и проанализировать результаты работы в различной форме.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития познавательного интереса, развития речи навыков безопасного поведения детей.

Декорации, театральные атрибуты.

Домик (избушка) для показа фольклорных произведений

Картинки для потешки.

Атрибуты для ярмарки.

Аксессуары сказочных героев, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.

Информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.

Техническими средствами обучения: Телевизор. Мультимедийная установка для просмотра: мультфильмов и сказок. Компьютерные презентации, сказки и др.,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Читайте также: