Проект по развитию речи в доу долгосрочный

Обновлено: 07.07.2024

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, ребенок плохо адаптируется в школе.

Цель: создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.

1. Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг, механизмы оценки результативности Проекта.

3. Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды.

4. Обобщить опыт работы педагогов по речевому развитию через участие в конкурсах различного уровня.

5. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам становления связной речи детей.

заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому развитию дошкольников.

Участники: В оспитанники, педагоги, родители (законные представители)

Срок реализации проекта: (2020 - 2022г.г.)

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – 2020г.

2 этап – основной – 2021 г.

3 этап – заключительный – 2022 г

Для воспитанников: повышение уровня компетентности воспитанников:

- высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, высокий уровень владения конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми на выходе в школу;

- расширение объема пассивного и активного словаря;

- повышение эмоциональной выразительности речи.

- повышение компетентности в области речевого развития детей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей речевое развитие детей;

- достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников;

- популяризация инновационного опыта работы детского сада

Для родителей (законных представителей):

- активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе; обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей; удовлетворѐнность родителей (законных представителей) образовательным процессом

Основное содержание проекта

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое речетворчество, способствовали формированию коммуникативных навыков, культуры общения, умению кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, созданию языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Современные педагогические технологии, такие как синквейны, мнемотаблицы, кинезиология, биоэнергопластика, театрализация, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: оснащенная материально-техническая база детского сада, развивающая предметно-развивающая среда в группах, оборудованные и оснащенные участки дошкольных групп.

Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно - методические семинары, педагогическая мастерская, недели педагогического мастерства и т.п. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты по развитию речи, дополнительная и справочная литература, электронные пособия, программно - методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет - ресурс.

Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера

Партнеры: библиотека и СДК с. Мостовского, другие дошкольные образовательные организации.

Целевые группы и их интересы в проекте

- формирование коммуникативной компетенции;

- развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых воспитанники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли в свободной форме; формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности

- осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

- определение собственного уровня педагогического мастерства;

- представление собственных научно-методических достижений;

- обобщение опыта, публикации научно-методических материалов;

Родители (законны представители): совместные проекты, творческие задания с воспитанниками и педагогоами - детского сада; психолого - педагогическое просвещение по речевому развитию дошкольников;

- мониторинг уровня профессионализма педагогов;

- представление материалов на награждение педагогов;

- изучение и систематизация материалов, накопленного в ходе реализации Проекта;

- создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

План-график выполнения Проекта

1. Мониторинг кадрового потенциала.

2. Постановка цели и задач, определение направлений деятельности проекта.

3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп

4. Анкетирование родителей (законных представителей) по выявлению образовательных запросов.

5. Разработка планов, схем по оснащению развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах.

Мероприятия по оснащению РППС

1. Оборудование и оснащение уголков речевого развития в каждой группе.

Мероприятия с педагогами

1. Заседания творческой группы по вопросам организации и реализации основных направлений проекта

2. Участие педагогов в конкурсах различного уровня по направлению речевое развитие

3. Распространение опыта работы педагогов детского сада по речевому развитию

4. Повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогов (прохождение курсов)

5. Разработка и апробация рабочей программы по развитию речи.

6. Методические рекомендации, консультации, семинары - практикумы, мастер-классы и др. формы по вопросам речевого развития дошкольников

7. Участие педагогов в вебинарах, видеоконференциях

Мероприятия с родителями (законными представителями)

1. Участие семей воспитанников в творческих конкурсах, проектах.

2. Совместные заседания педагогических советов по речевому развитию дошкольников

3. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды с привлечением родителей (законных представителей)

Мероприятия с воспитанниками

1. Конкурсы стихов, театрализованных представлений

2. Литературные, интеллектуальные игры по произведениям детских писателей и поэтов

3. Литературная гостиная с участием сотрудников сельской библиотеки

4. Экскурсия в библиотеку с. Мостовского.

5. Проведение открытых занятий, мероприятий

6. Неделя книги и театра (ежегодно)

Заключительный – 2022 г

1. Анализ и оценка результатов реализации Проекта.

2. Размещение на сайте детского сада результатов реализации Проекта

3. Мониторинг эффективности реализации Проекта: динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)

4. Определение результативности реализации проекта путем анализа данных мониторинга

5. Выпуск информационно-методического вебинара по итогам реализации проекта

Перспективы дальнейшего развития Проекта

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школой в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Накопленный опыт и материал будет обобщен и представлен педагогическому сообществу как на уровне города на заседаниях ГМО, так и на уровне области (конкурс профессионального мастерства, научно-практические конференции и др.).

В дальнейшем будет продолжена работа по:

- реализации образовательных программ по речевому развитию и апробации новых программ формирования коммуникативных способностей у дошкольников;

- расширению учебно-дидактического комплекса для детей дошкольного возраста, совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды;

- активизация работы консультационного пункта для родителей (законных - представителей) детей, не посещающих детский сад по вопросам формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чистопольского муниципального района

Долгосрочный проект

по развитию звуковой культуры речи

с детьми 5-6 лет

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель,

Салеева Елена Николаевна

Визитная карточка проекта

Основные этапы проекта

Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта

Оценка эффективности реализации проекта

Визитная карточка проекта

Забегаева Людмила Викторовна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Никитина Наталья Валерьевна, воспитатель, первой квалификационной категории

Недостаточно сформированно у дошкольников овладение грамотной , четкой звуковой культуры речи и речевой активности.

Совершенствовать у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий.

1.Развитие рече двигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата);

2.Развитие восприятия речи(слухового внимания. речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха)

с 01.09.2017г по 31.05.2018г

-дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

-у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;

-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук

Почему нужен проект?

Проект разработан с целью развития звуковой культуры речи детей через использование игровых технологий

Кому нужен проект?

Проект рекомендуется для использования педагогам с детьми 5-6 лет

Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: Совершенствовать у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка и отрабатывать интонационную выразительность речи с помощью игровых технологий.

1.Развитие рече двигательного аппарата(артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата);

2.Развитие восприятия речи(слухового внимания. Речевого слуха, ритмичного и звуковысотного слуха)

Каким образом проект реализуется?

Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми старшей группы

Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?

Проект реализуется в процессе игровой деятельности и совместной деятельности с детьми 5-6лет

с 01.09.2017г по 31.05.2018г

Актуальность проекта

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Культура речи-это умение правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами(звуковыми, интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Поэтому звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Овладение звуковой культуры речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слово сложной слоговой структуры. Очень важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, овладение чтением слогов и слов, а следовательно, и обучение грамоте.

Методы реализации проекта:

-дидактические, словесные, интерактивные игры,

-образная физкультурная пауза

- показ иллюстраций, картинок, просмотр видеороликов;

-образец правильного произношения

-упражнения на развитие речевого аппарата,

-рассказы, чтение пословиц и поговорок,

-образец правильного произношения

Вопросы, направляющие проект:

Факторы риска в реализации проекта.

На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:

1.Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности на доске почета группы.

2.Часто болеющие дети

Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся также:

- Обязательное наличие предметно-развивающей среды, наличие соответствующим материалом;

Личностный фактор, где от самого педагога зависит, как заинтересовать ребенка в игре, какая речь у педагога и умение педагога преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе;

Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы.

Основные этапы реализации проекта

1.Подготовительный

Цель:исследование условий реализации проекта:

-умение детьми воспроизводить ритм речи, различать на слух и воспроизводить все звуки родного языка;

Работа с детьми:

1.Теоритический анализ состояния проблемы –знакомство с новыми технологиями.

2. Подготовка диагностического инструментария.

Будет собран необходимый материал для работы над проектом

Сентябрь 2017 г

Цель:развитие у детей рече- двигательного аппарата, фонематического слуха на основе инновационных методов обучения.

Работа с детьми:

1.Познавательные занятия, беседы, игры

2.Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий

3.Использование интерактивных игрсо звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 6 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова.

Появиться устойчивый интерес к умению правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами для развития речевой культуры

3.Заключительный

Цель:анализ эффективности реализации проекта путем оценки знаний и умений детей по развитию звуковой культуры речи

Работа с детьми:

Получение, обработка, систематизация результатов.

Проведение итогового мероприятия конкурс чтецов

Работа найдет продолжение в работе с детьми подготовительной группы

Методическое сопровождение:

1.Подборка методической и художественной литературы.

2.Разработка интерактивных игр со звучащим словом на развитие у дошкольников 5 – 6 лет фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи, способности проводить анализ звукового и слогового состава слова.

3.Презентация проекта педагогами в рамках педагогического совета

В течение реализации проекта

Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта

Игры на развитие речевого дыхания

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Цель: Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения шипящих звуков

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Автоматизация звука ш.ж

Интерактивная игра на формирование шипящих звуков

Упражнения с язычком

Цель: разработка жевательно-артикуляционных мышц

Цель: мотивация детей на развитие грамотной речи и воспитание культуры речи.

Игры на развитие речевого дыхания

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения шипящих звуков

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Автоматизация звука ч,щ

Интерактивная игра на формирование шипящих звуков

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность языка

Цель: формировать понятие у детей, что речь находится в прямой зависимости от окружающей среды

Игры на развитие речевого дыхания

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Цель: Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения шипящих звуков

Игры на развитие фонематического слуха

Цель: Автоматизация звука с.

Интерактивная игра на формирование свистящих звуков

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность языка

Игры на развитие речевого дыхания

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения звуков Л-ЛЬ

Игры на развитие фонематического слуха

Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.

Интерактивная игра на формирование свистящих звуков

Упражнения с язычком

Цель: разработка жевательно-артикуляционных мышц

Цель: Формировать у детей грамматически-правильную речь

НОД по речевому развитию

Игры на развитие речевого дыхания

Цель : развитие сильного плавного выдоха.

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения звуков Л-ЛЬ

Игры на развитие фонематического слуха

Цель: Автоматизация звука з.

Интерактивная игра на формирование свистящих звуков

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность языка

Цель:познакомить детей с таким выразительным средством речи как интонация и сила голоса.

Игры на развитие речевого дыхания

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ

Игры на развитие фонематического слуха

Цель: Автоматизация звука р.л

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность языка

Цель: повышение уровня звуковой культуры речи детей через ознакомление с малыми формами фольклора.

Чтение и разучивание пословиц и поговорок про речь

Игры на развитие речевого дыхания

Цель:Выработка правильного диафрагмального дыхания

Объяснение, показ, практическое упражнение

Игры на развитие слухового внимания

Объяснение, практическое решение

Игры на формирование звукопроизношения

Цель:коррекция произношения звуков Р-РЬ

Игры на развитие фонематического слуха

Цель: Автоматизация звука к.г

Упражнения с язычком

Цель: упражнять подвижность языка

Цель:Формировать у дошкольников познавательный интерес к культуре речи народов Поволжья

Цель: формировать звуковую культуру речи посредством театральных постановок

Мастер-класс с детьми

Цель: Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить стихотворение и выразительно читать его.

Проведение конкурса чтецов

Ожидаемые результаты реализации проекта:

На уровне детей:

-дети научаться воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

-у детей разовьется умение слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

-у детей разовьется умение слышать в отдельном слове интонационно выделяемый гласный или согласный звук;

-дети научаться произносить слова интонационно подчеркивая в них нужный по артикуляции звук

Оценка эффективности реализации проекта

Данный проект интересен тем, что предусматривает использование системы комплексного подхода для решения задач по развитию звуковой культуры речи посредством игр и упражнений, а так же использование новых игровых технологий по развитию звукопроизношения. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Развитие культуры звуковой речи является неотъемлемой частью дошкольного детства, которая формирует так же и мыслительные процессы. Весь материал по подбору методов и средств, направленных на развитие звуковой культуры речи, систематизирован в картотеке игр и упражнений, что позволяет с интересом в течение года организовывать разные виды игровой деятельности. Так же необходимо отметить осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. По результатам повторного обследования логопедом анализ результатов уровня развития звуковой культуре речиу детей старшего дошкольного возраста увеличился на 23% (сентябрь 2017г. -61%(13д), май 2018г. – 90%(19д)). Дети овладели правильным четким произношением, научились определять звуковой состав слова, умеют использовать различные средства интонационной выразительности речи, что является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

Список литературы:

Интернет-ресурсы:

Сайт: Конспекты занятий с детьми htt :// www . vor . ru / culture / cultarch 192

Сайт: Все для детского сада htt :// www . ivalex . vistcom . ru

Из всего выше сказанного можно определить цель проекта: развивать и обогащать речь ребенка, через различные виды деятельности.
Задачи проекта: Создать необходимые условия для речевого развития детей. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей через различные виды деятельности. Привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.


Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в средней и старшей группе ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" ставит перед собой цель осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника, а также обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение


Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явление обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
  5. Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

  1. научности (учёт современных достижений науки и практики);
  2. целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  3. целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
  4. интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
  5. динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
  6. преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:


В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Читайте также: