Проект по профориентации в школе для старшеклассников

Обновлено: 02.07.2024

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамета, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассика: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:

  • развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • активизация самопознания и саморазвития;
  • развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;
  • развитие представлений о профессиональном образовании.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.

В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.

Форма контроля.

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения

Уметь

Знать

Взаимодействовать в коллективе:

Слушать и слышать других;

Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения;

Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор.

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

О психологических особенностях основных видов деятельности;

О профессиональной деятельности.

Содержание образовательной программы.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.

Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.

Основная научная проблематика в VIII классе – психология деятельности.

В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:

Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.

Условия реализации программы.

Подбор участников программы проходил только на добровольной основе, ребята с желанием и интересом записывались в кружок, т. к. его захотели посещать их друзья, единомышленники, что способствует увлеченности, свободному общению и совместной увлекательной деятельности.

Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.

Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

«Ступени к будущей профессии.

Модель работы по профориентации

Автор: Скатова Ирина Викторовна,

заместитель директора по УВР

Паспорт проекта

Автор: Скатова Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 63.

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

Руководитель МБОУ СОШ № 63: Салова Наталия Петровна.

Актуальность проекта

Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult , в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).

Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.

Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.

Цель: Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.

Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.

Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.

Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

Разработка и внедрение элективных курсов.

Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.

Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Противоречия:

- между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

- между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательном учреждении, недостаточными для обеспечения данного процесса.

Основные направления работы

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

3. Организация работы с родителями учащихся и выпускниками школы.

4. Мониторинг качества профориентационной работы.

Участники проекта

Учащиеся 1 – 6 классов. Основное направление в работе - развитие интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Учащиеся 7 – 9 классов. Основное направление в работе – организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.

Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Координационный совет: классные руководители, родительские комитеты, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.

Учителя-предметники, социальный педагог, директор, библиотекарь.

Ожидаемые результаты

Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

Критерии оценки результатов проекта

- выбор профессии сделан;

- учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

- выбор профессии не сделан.

Уровень знаний о профессии:

- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

По причине выбора профессии:

- профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

- главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

- ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Нормативно-правовая база

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Закон об образовании.

Основные требования к общеобразовательной школе на новом качественном уровне

Повышение ответственности и активной роли школы в воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения.

Обеспечение широкого взаимодействия школы с семьёй, другими уровнями образования, органами управления образованием, детскими и молодежными общественными организациями для более эффективного воспитания и социализации детей и молодежи.

Повышение качества управления образовательно-воспитательной деятельностью на основе формирования демократического стиля руководства учебно-воспитательным процессом.

Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки учащихся.

Внедрение инвариантных моделей содержания образования с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода.

Профилактика асоциального поведения учащихся и молодежи округа, направленная на преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи.

Усиление взаимодействия школы со средствами массовой информации, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Развитие системы дополнительного образования как центра социализации не только для учащихся детей, но и для жителей, в первую очередь молодежи муниципального образования.

Основные принципы работы по профориентации:

- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;

- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;

- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

I . Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность.

Подготовить методические рекомендации преподавателям по организации профориентационной работы.

Сформировать, изучить и обобщить лучший опыт работы преподавателей по профориентации учащихся.

В течение учебного года

Создать банк методических материалов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

В течение учебного года

Систематизировать имеющиеся материалы для проведения профориентационной работы с учащимися, для пропаганды профзнаний среди родителей.

Расширить фонд библиотеки справочно-информационными материалами об учебных заведениях города, правилах приема, специальностях и т.д.

В течение учебного года

Сентябрь (обновление – 1 раз в месяц)

Организовать выставку литературы по профессиям.

Сентябрь (обновление – 1 раз в месяц)

II . Работа с педагогическим коллективом

Проверка рабочих программ по элективным курсам и профильным предметам.

Заместитель директора по методической работе

Организация взаимопосещений уроков, мероприятий по профориентации с целью обмена опытом

В течение учебного года

Уральский государственный экономический университет

Ведение профдиагностической карты классного коллектива, выявление интересов, склонностей учащихся.

В течение учебного года

Классные руководители, координатор

Фестиваль педагогических идей

III. Работа с учащимися

1 – 6 классы

Учителя русского языка

Учителя-предметники, заместитель директора по УВР

Классные руководители, библиотека № 7

Заместитель директора по воспитательной работе, родители

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

7 – 9 классы

Экскурсии в учреждения СПО и НПО.

В течение учебного года

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители, библиотека № 7

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители, родители

Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования

Директор, заместитель директора по УВР

Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности.

Школьный психолог, классные руководители

Заместитель директора по правовому регулированию, классные руководители

В течение учебного года

В течение учебного года

Классные руководители, диспетчер по питанию, кураторы из УрГЭУ.

10 – 11 классы

Создание профильных классов:

- социально-экономический (профильные предметы: алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ, обществознание; поддерживают профиль – физика и экономика).

Директор, заместитель директора по УВР

Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей.

В течение учебного года

Встречи с преподавателями и студентами вузов.

В течение учебного года

День науки. Защита проектов, рефератов.

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

IV . Работа с родителями

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель директора по правовому регулированию

Привлечение родителей к сотрудничеству, организация встреч с целью привлечения подростков к разным видам профессий.

В течение учебного года

Заместитель директора по правовому регулированию, классные руководители

V . Взаимодействие с выпускниками школы

Приглашение выпускников на школьный День науки.

Заместитель директора по УВР

КВН между старшеклассниками и выпускниками.

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель директора по воспитательной работе

VI . Мониторинг качества профориентационной работы

1. Провести анкетирование учащихся 10, 11 классов по выяснению уровня удовлетворенности проводимой работы в школе по профориентации.

2. Анализ дальнейшего продолжения образования и трудоустройства выпускников 9, 11 классов.

3. Анализ участия в конкурсах, выставках по профориентации, уровня проведения мероприятий со школьниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода поректов в профориентации учащихся является одним из самых эффективных форм работы со старшеклассниками.Результаты проведенного эксперимента показали насколько наши дети слабо ориентируются в мире профессий. Долг педагогов - помочь им в этом, чтобы они могли уверенно войти во взрослую жизнь.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10

1.2 Технологии и формы профориентационной работы со старшеклассниками……………………………………………………………..19

1.3 Метод проектов в становлении профессионального самоопределения

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Принципы педагогической помощи в становлении профессионального самоопределения старшеклассника в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………..37

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……. 75

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что как известно, трудовая деятельность человека представляет собой одну из важных сфер самореализации и самовыражения личности, которая в полной мере обеспечивает полноценное раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Но бывает, что выбрав профессию, выучившись и проработав определенное время, человек понимает, что выбор его был сделан не правильно, человек не может или не хочет себя реализовывать в выбранной профессии, она ему становиться не интересной, тяготит его. Бывает ситуация слаживается и так, что и профессия нравиться и намечены пути для карьерного роста, реализации себя, но молодые специалисты в данной отрасли не требуются и молодые люди, даже имеющие хорошее образование оказываются невостребованными, не нужными на рынке труда. Им приходится или переучиваться или же соглашаться на такую работу, где нет квалификационных требований или не требуется определенных навыков работы, что соответственно сказывается на дальнейшей судьбе молодого человека. И здесь возникает закономерный вопрос, почему так сложилась ситуация, где и почему был просчет при выборе профессии?

В нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старших школьников происходит очень часто стихийно, без осознанных твердых убеждений в правильности своего выбора профессии. В то же время современному обществу требуется, как правило, деловой, инициативный, предприимчивый, коммуникативный молодой человек, способный реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в коллективных, межличностных отношениях. В этой непростой ситуации именно школа должна помочь молодому человеку, дать конкретные знания и умения для профессионального самоопределения, так как именно в школьном, подростковом возрасте происходит самоопределение, молодой человек становится сформировавшейся личностью, со своими потребностями, запросами и желаниями. Старшеклассникам просто необходима результативная помощь в выборе профессии, в выборе жизненного пути. Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что профориентационная работа должна стать неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Основная задача нашей работы состоит в том, что бы доказать, что использование метода проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками является наиболее эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения старшеклассников. Мы попытаемся доказать, что используя метод проектирования молодой человек с помощью учителя способен сам смоделировать свое будущее и избежать ошибок с реализацией себя после окончания выбранного учебного заведения.

Профессиональное самоопределение всегда выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что самопознание, самоопределение личности происходит в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа выступает основным институтом социализации в этот период, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников с помощью различных методов, в нашем случае метода проектирования.

Традиционные способы профессиональной ориентации становятся малоэффективными. Результатом процесса профессионального самоопределения старшеклассников должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность самого учащегося к выбору профессии, профессиональному и карьерному росту, а также образованию и постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, а так же определять этапы их достижения, при этом оптимально используя уже имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь молодому человеку в правильном построении своей жизни и реализации личных планов.

Определение учащимися личностных профес­сиональных склонностей начинается уже с выбора темы проекта; выбор делается на основе собственных познавательных возможностей, личных интере­сов. Выбранная тема должна соответствовать типу мышления учаще­гося, его характеру, должно также быть достаточно времени, отводи­мого на выполнение и оформление работы, должна быть доступной информация и возможность консультаций по возникающим вопросам.

На данный момент ситуация в школах сложилась так, что в основном не ведется системная работа по профориентации, проводятся лишь элективные курсы, которые по большому счету сводятся к различным тестированиям и коротким рекомендациям, в больших городах существуют различные профориентационные центры, которые в определенной степени помогают старшеклассникам в самоопределении, но они не могут охватить всех учащихся, не решает полностью проблемы и профильное обучении, так как оно во – первых, не охватывает все общеобразовательные учреждения, и является приоритетом больших городов, во- вторых, в процессе обучения в профильном классе учащийся может поменять свои ориентиры, пересмотреть свое видение дальнейшего жизненного пути. Противоречие обуславливается тем, что работа по самоопределению и профориентации вроде ведется, но она не заинтересовывает ни учащихся, ни самих учителей. Как уже говорилось выше, все традиционные способы становятся малоэффективными. Необходима какая-то сравнительно новая деятельность, способная заинтересовать как самих старшеклассников, так и преподавателей, классных руководителей, педагогов-психологов, ориентированная на положительный результат. Такой деятельностью вполне может стать правильно разработанная, правильно организованная, спроецированная проектная деятельность, которая, мы попытаемся доказать это в процессе проведенного эксперимента, должна привести к определенно положительным результатам и оказать огромную помощь в становлении профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения проблемы рассмотрим современные теоретико – методологические основы выбранной темы.

Современные теоретико-методологические основы учебного проектирования представлены в работах О.Г. Прикота, В.Е. Радионова, И.В. Бестужева- Лады, В.Н. Виноградова, О.В. Эрлиха, Н.И. Элиасберг и других. Профессиональное самоопределение старшеклассников, как определенную проблему рассматривали в своих трудах Э. Эриксон, Б. Ливехуд, В.Г. Казанская , О.О. Петрова (с психологической точки зрения); В.Ф. Курлов, В.В. Тумалев, С.Г. Вершловский, А.П. Надточий, А.М. Осьминина, В.В. Вершинина, Е.Г. Королева (с социологической точки зрения);

О.Е. Лебедев, Н.И. Неупокоева, М.Б. Романовская, Н.Ю. Пахомова (с педагогической точки зрения) и другие.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у учащихся в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкиной, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Одним из ведущих направлений в решении задач профессионального самоопределения на наш взгляд, является метод проектов, основоположниками которого были Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик и, хотя этот метод имеет сравнительно вековую историю существования, именно в последнее время он выдвигается в ряд ведущих педагогических методов.

Работа над собственным проектом может помочь учащимся в формировании определенных качеств, как субъекта трудовой деятельности, позволяющих в своих действиях, ходе и результате своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его профессиональные ценности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность участников. Реальность собственной работы над проектом, рефлексивная оценка планируемых и прогнозируемых действий позволяют старшеклассникам осознать, что знания - это не самоцель, это средство, обеспечивающее способность человека логически мыслить, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность. Однако, специальные исследования, направленные на выявление роли проектной деятельности как средства профессионального самоопределения школьников не проводились. Этим определяется новизна исследования работы.

Цель исследования: теоретический анализ метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а так же экспериментальное применение его на практике.

Гипотеза: наибольшая эффективность профориентационной работы со старшеклассниками будет достигнута посредством детального анализа, проработки и использования метода проектов в работе по самоопределению старшеклассников.

Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков.

Предмет исследования – проектный подход при профессиональном самоопределении подростков.

В соответствии с гипотезой, целью исследования, его объектом и предметом были сформулированы задачи исследования:

Рассмотреть специфику профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Рассмотрение основных направлений профориентационной работы.

Проанализировать имеющийся опыт использования проектного подхода в процессе осуществления профессионального самоопределения подростков.

Определить сущность, принципы и методы реализации проектного подхода в процессе профессионального самоопределения подростков.

Применить метод проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками на практике, с целью эффективности решения проблем профориентационного самоопределения.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования:

1) анализ психологической литературы;

4) беседы,лекции,диспуты со старшеклассниками ;

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении сущности использования метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а также влиянии метода проектов на профессиональное самоопределение личности.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть полезны для педагогов - психологов, классных руководителей, родителей и самих учащихся.

Положения и выводы исследования свидетельствуют о повышении результативности профориентационной работы со старшеклассниками, разработана программа по профориентации школьников, которая может способствовать совершенствованию процесса самоопределения подростков.

Место проведения эксперимента : Муниципальное Бюджетное Учреждение Алупкинская средняя школа №1 им Амет-Хана Султана.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Во все времена одним из самых важных вопросов молодого поколения стоял вопрос о профессиональном самоопределении, условиях и факторах, способствующих успешности этого очень важного процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека всегда является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Проблемами профессионального самоопределения занимались многие педагоги и ученые в разные годы, им посвящены многие исследования. Существенный вклад в разработку методологических и теоретических основ профессиональной ориентации внесли советские педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.

Вопросы профориентационной работы рассматривались такими отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Интересно, на наш взгляд процесс профессионального самоопределения рассматривает Кудрявцев Т.В., он рассматривает процесс самоопределения как длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий:

– формирование профессиональных намерений,

– частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации располагает исследованиями Ф. Парсонса, З.Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследования, изучение проблем профессионального самоопределения, проводилось по разным направлениям. В контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Сьюпер и др.); в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.); в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, О.В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.); определение мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); взаимодействие школы и семьи в вопросах профориентации (Е.А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг).

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способы его реализации через слияние личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора профессии, выбора образа жизни,.

В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека при выборе профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения определенного социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве нового участника общественного труда.

Основной период выбора профессии совпадает с подростковым и с юношеским возрастами, для которых обычно характерно принятие важных, ответственных решений, определяющих в основном, всю дальнейшую жизнь человека. Старшему школьному возрасту уже не присущи импульсивность и неустойчивость, которые обычно характерны для младших подростков. Старшие школьники становятся более внимательными, стабильными и устойчивыми в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, поэтому в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии, если она была выбрана ранее.

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учениками старших классов, следует отметить существование определенных критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:

когнитивный – уровень представления старшеклассников о своих индивидуальных, личностных психофизиологических качествах, степень ознакомления с содержанием, структурой избираемой ими профессиональной деятельности, уровень информированности о возможности получения разного рода консультации у специалистов, занимающихся проблемой профориентации, знания о возможности получения необходимого образования, о общих профессионально важных качествах данной профессиональной сферы.

Мотивационный - характер мотивации и активности самих учащихся; осознание своей личной и общественной значимости будущей профессии; связь своих интересов с ценностными ориентациями.

Деятельно - практический - способность определения соотношения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований выбранной ими профессии; знания о владении основными приемами работы.

Профессиональное самоопределение только тогда может совпасть с выбором профессии, когда молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, со своими склонностями, устремлениями а так же соответственно своим способностям, учитывая и фактор пригодности к выбранной профессии. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, когда молодой человек делает выбор профессии случайно, стихийно, под впечатлением каких то факторов, например, по близости работы к месту жительства, общественной ситуативной моде на данную профессию, по знакомству, основываясь на советы друзей, знакомых, низкой самооценке

Можно с уверенностью определить тот ряд факторов, которые играют неоценимо важную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная направленность, знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности;

Использование профориентационных возможностей образовательного процесса;

Потребности рынка труда, возможности дальнейшего трудоустройства;

Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов;

Влияние родителей, других взрослых, сверстников, средств массовой информации;

Личностные качества, задатки, состояние здоровья, темперамент, потребности личности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Саратовской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

Принято на педсовете от 31.08.2015 г.

по профориентации

Проект разработан педагогами:

Пчелинцевой Валерией Владимировной,

Родиной Лилией Павловной,

Кухарук Наталией Сергеевной,

Базыма Людмилой Николаевной,

Кондрашовой Татьяной Николаевной,

Гура Татьяной Владимировной.

г. Энгельс, 2015 год

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность проекта.

3.Цель проекта.

4.Задачи проекта.

5.Срок освоения проекта

6.Ожидаемый результат.

7.Принципы реализации проекта.

8.Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений города Саратова и Энгельса.

9.Формы реализации проекта.

10.Участники проекта.

11.План реализации проекта.

Пояснительная записка

К.Д. Ушинский.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном.

Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии помогает ему организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), сохраняет его психическое здоровье и дает уверенность в завтрашнем дне.

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед

страной. Профориентационная работа должна занимать важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Актуальность проекта

Актуальность профориентации подростков очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.

Данная проблема стояла перед подростками всегда, но в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий в районе, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.

Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления поверхностные.

Это и послужило основанием для формирования системы профориентации на базе учреждения в рамках данного проекта.


Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Цель проекта:

Основной целью нашего проекта является формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически, это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Задачи проекта:

изучить потребности рынка труда района и профессиональные предпочтения подростков;

диагностика профессиональных интересов и склонностей участников;

организация профессиональных проб участников через тренинги по профессиям для самоопределения в выборе будущей профессии;

сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;

сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;

раскрытие личностных качеств и реализация творческих способностей участников;

формирование круга комфортного общения подростков;

обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.

Возраст учащихся: 14 – 18 лет.

Срок освоения программы: с сентября 2015 года по май 2016 года.

Ожидаемые результаты работы.

достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;

сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;

сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);

сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Принципы педагогической деятельности.

1). Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с 1 по 11 классы.

2). Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3). Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4). Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений, предприятий поселения, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5). Связь профориентации с жизнью (изучение рынка труда Дальневосточного региона).

Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений.

- на завод им.Урицкого г. Энгельса

- в аэропорт г. Саратова

- в Гагаринский колледж г. Саратова

Участники проекта.

В реализации проекта задействованы специалисты коррекционного учреждения: администрация школы, учителя и воспитатели школы, библиотекарь школы, родители учащихся, работники музеев. Их совместная деятельность направлена на достижение общей цели – формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.


Формы реализации проекта

Проект реализуется путём применения в работе различных форм внеклассной работы:

Проведение тестирования и анкетирования учащихся;

Сбор материалов о современном рынке профессий;

Проведение классных/воспитательных часов и бесед;

Проведение круглого стола;

Проведение экскурсий по г. Саратову и г. Энгельсу;

Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений;

Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

Читайте также: