Проект по профилактике девиантного поведения подростков в школе

Обновлено: 05.07.2024

Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).Именно образовательное учреждение, где с подростками работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди студентов и реабилитации подростков с девиантным поведением.

Оценить 5667 0

Социальный проект " Профилактика девиаций подростков"

Социальный проект " Профилактика девиаций подростков"

1.Паспорт проекта

Профилактика девиаций подростков

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростками, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных подростками, проживающими в общежитии.

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий подростками.

2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи подросткам, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.

3. Выявление подростков и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании подростков.

4. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты подростков путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.

5. Помощь студентам, родителям в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения подростков, здорового образа жизни.

6. Обеспечение успешной адаптации подростков в общежитии.

7. Развитие студенческого самоуправления, творческих способностей и социальной активности студентов.

По количеству участников – групповой;

По содержанию – воспитательный;

По продолжительности – долгосрочный.

Ожидаемые результаты проекта

- увеличение числа подростков, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных подростками общежития.

- уменьшение количества подростков, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Количество подростков, состоящих на учете в КДН.

% охвата студентов мероприятиями по ПАВ.

% студентов, употребляющих алкоголь.

% студентов, употребляющих наркотики.

Положительная динамика сокращения правонарушений;

Число участников акций по ПАВ.

Количество проведенных мероприятий по профилактике девиаций подростков.

ответственное отношение студентов к своим действиям и поступкам.
Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек.

2.Постановка проблемы

Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Опыт показывает, что деятельность по предупреждению асоциальных поступков более эффективна, когда, во-первых, начинается рано (дошкольный возраст), во-вторых, осуществляется комплексно и, в-третьих, является позитивной в своей основе, то есть предполагает изначальное формирование психологически здоровой, социализированной, законопослушной личности ребенка. Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике.

Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Понятия, употребляемые в работе по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами , акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Конвенция о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Законы Российской Федерации:

- Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Принципы профилактической работы:

• аксиологический (ценностный) подход, предпо­лагающий формирование у учащихся представ­лений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Ресурсы проекта

Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение проекта:материально-техническая база колледжа.

Кадровое обеспечение

Финансовое обеспечение

Программа реализуется за счет средств колледжа и спон­сорских вложений.

Механизм реализации проекта

• Управление и контроль хода реализации проекта осуществляются заместителем директора по воспитательной работе.

• Основные направления и положения проекта ежегодно уточняются.

• Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сро­ков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Цель и задачи проекта

Главной целью проекта является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростками, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных студентами колледжа.

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий подростками.

2. Выявление проблемного поля ребенка и его се­мьи на ранних стадиях возникновения асоциально­го поведения.

3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи подросткам, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.

4. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

5. Обеспечение внеурочной занятости студентов и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

6. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты подростков путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.

7. Помощь студентам, родителям, педагогам в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.

8. Обеспечение успешной адаптации студента к колледжу и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

9. Развитие студенческого самоуправления, творческих способностей и социальной активности студентов.

Основные направления деятельности.

1. Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности студента, отслеживание влияний социума, саморегуляции.

2. Консультативное: консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

4. Коррекционно-развивающее: коррекционные программы, развивающие занятия.

5. Организационно-методическое: разработка методических материалов.

В работе по данному проекту необходимо учитывать следующие компоненты

1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

2. Цель и задачи проекта

Главной целью проекта является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростками, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных студентами колледжа.

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий подростками.

2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи подросткам, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.

3. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

4. 4. Обеспечение внеурочной занятости студентов и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

5. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты подростков путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.

6. Помощь студентам, родителям, педагогам в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.

5. Основные направления деятельности.

1. Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности студента, отслеживание влияний социума, саморегуляции.

2. Консультативное: консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

4. Коррекционно-развивающее: коррекционные программы, развивающие занятия.

5. Организационно-методическое: разработка методических материалов.

6. В работе по данному проекту необходимо учитывать следующие компоненты

1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

8. 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

9. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

- увеличение числа студентов, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных студентами колледжа;

- уменьшение количества студентов, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия.

10. Проект осуществляется в три этапа.

Первый этап реализации проекта является диагностическим и заключается в изучении специализированной литературы и проведении исследования, направленного на выявление несовершеннолетних, имеющих склонность к девиантному поведению и анализ профилактической деятельности.

Второй этап – реализация проекта. Заключается в проведении различных мероприятий в соответствии с задачами проекта.

Третий этап – оценочный. Заключается в подведении итогов реализации мероприятий в рамках проекта.

11. Мероприятия по профилактике девиантного поведения подростков.

Мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Разработка программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (психоактивных веществ)

Социальный педагог, зам. директора по УМР

Проведение лекций по профилактике наркомании, токсикомании и других социально-опасных заболеваний в группах:

Зам. директора по УВР,

социальный педагог, кураторы групп

Воспитатели общежития Кураторы

Зам. директора по УВР,

Распространение памяток, брошюр на социально- значимые темы среди студентов

Зам. директора по УВР,

Анкетирование студентов с целью выявления знаний о ВИЧ-инфекции

Зам. директора по УВР,

Профилактические беседы с привлечением инспекторов полиции ПДН Советский

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Проведение тематических классных часов:

Зам. директора по УВР,

Профилактические беседы с привлечением инспекторов полиции ОДН ЮУ ЛУ МВД России

Зам. директора по УВР,

Профилактическая беседа с привлечением капитана полиции УНК ГУ МВД России по Челябинской области

Зам. директора по УВР,

Проведение лекций специалистами Центра мониторинга социальных сетей

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Проведение родительского собрания, с участием специалистов Центра мониторинга социальных сетей

Зам. директора по УВР,

Проведение социально-психологического тестирования на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Заседания Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Зам. директора по УВР,

Проведение родительских собраний по вопросам

правовой защиты несовершеннолетнего, девиантного поведения подростков

Проведение семинара – тренинга для педагогов

Зам. директора по УВР,

Зам. директора по УВР,

Индивидуальные беседы с обучающимися

Привлечение к общественно-полезному труду, участие в военно-патриотических, культурно-массовых мероприятиях

Зам. директора по УВР, социальный педагог

Тематические книжные выставки, библиотечные уроки

В заключении можно сказать, что данный социальный проект, направленный на предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних, оказывает воздействие на различные факторы возникновения девиантного поведения. Мероприятия в рамках проекта направлены как профилактическую работу с несовершеннолетними, так и на профилактическую деятельность с его социальным окружением. Содержание мероприятий направлено на формирование социально важных качеств личности, активной жизненной позиции.

Исследовательский проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Грибов Тимофей Дмитриевич

Обучающийся 9 класса

Куратор проекта:

Ионова Ольга Васильевна

Социальный педагог

Высоковск, 2020 г.

1.1. Что такое девиантное поведение…………………………………….… .. с. 5

1.2. Формы девиантного поведения…………………………………………. с. 6

1.3. Причины девиантного поведения у подростков………………………. с. 8

1.4. Профилактика девиантного поведения…………………………. …. с. 10

Глава 2. Практическая часть……………………………………………….…с. 11

2.1. Описание тестирования ……………………………………………….…с. 11

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..с. 12

Список используемых источников и литературы………………………. с. 15

Цель проекта: собрать информацию и обобщить материал о девиантном поведении в подростковом возрасте, выявить основные виды и причины девиантного поведения.

Проблема проекта . В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живёт. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы находят своё воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всём том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ большинства населения, поддерживается общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение у подростков стало особенно актуальной темой в последнее время. На сегодняшний день современная социальная ситуация приобретает черты выраженной нестабильности, наблюдается разрушение государственной системы общественного воспитания, смена моральных ценностей, послабление воспитания и духовной функции семьи.

Гипотеза: Возможно, девиантное поведение в подростковом возрасте является следствием ослабления воспитательной и духовной функции семьи, плохим отношением к ребёнку в детстве и трудными межличностными отношениями в семье.

Задачи проекта:

1. И зучить теоретический материал.

2. Р ассмотреть проблему девиантного поведения в подростковом возрасте.

3. Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.

Объект: подростки.

Предмет: причины девиантного поведения.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести анкетирование среди подростков.

3. Анализ полученных данных.

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап — подготовительный, в процессе которого изучалась научная, исследовательская литература по вопросу выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения;

2 этап — практический, в процессе которого проводилось анкетирование у группы подростков и интерпретация результатов.

Заключение: нашла ли подтверждение гипотеза о причинах девиантного поведения подростков, как следствие проблем в семье.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Сроки исследования: октябрь 2019 г. - февраль 2020 г .

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам .

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

1.2. Формы девиантного поведения

Проблемой девиантного поведения занимались представители различных наук, таких как философия, юриспруденция, медицина, педагогика, психология, биология и конечно социология. Исследования девиантного поведения в социологии во многом сыграли роль в ее становлении как науки посредством таких фигур как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Роберт Мертон, Питирим Сорокин и других.

Ученые исследовали разнообразные формы социальных патологий, таких как

Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.

Причины преступности несовершеннолетних:

Неблагополучная обстановка в семье;

Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.

Минусы правоохранительной сферы;

Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.

Недостатки школьного образования.

Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.

Алкоголизм - хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.

Последствия:

• Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство;

• Сбои в работе желудочно-кишечного тракта;

• Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей;

• Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;

• Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

Наркомания — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.

Причины употребления

• Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию);

• Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий);

Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Причины суицидов у подростков

• Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку;

• Конфликты в школе, издевательства сверстников;

• Влияние СМИ и компьютерных игр;

• Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.

1.3. Причины девиантного поведения у подростков

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Среди причин, которые определяют девиантное поведение человека, выделим наиболее значимые:

Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:

- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;

- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;

- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.

Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.

Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.

Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.

Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность .

Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, причины, по которым подросток выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера.

1.4. Профилактика девиантного поведения

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики.

Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости.

Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Описание тестирования

Анкетирование проводилось с учениками девятого класса МОУ- ВЫСОКОВСКОЙ СОШ №1. Количество учеников составляло 29 человек. Возраст учеников составлял от 15 до 16 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, обучающиеся приступали к выполнению задания.

В эксперименте использовался анонимный тест, составленный мною и куратором проекта, с помощью которого определил: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоял из трех вопросов, на два которых подростки должны были выбрать ответ из выдвинутых вариантов, а на третий высказать свое личное мнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа, направленна на профилактику девиантного поведения подростков в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

профилактики девиантного поведения подростков

Гусева Н.И., педагог психолог;

Основная идея программы

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Пояснительная записка

Актуальность и концептуальные идеи программы

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, психолога, родителей, работников ПДН.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Ухудшение социального положения семей.

Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

Высокий уровень подавления и насилия.

Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Цель программы

Адаптация учащихся школы девиантного поведения в социуме.

Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

Задачи программы

Осуществление диагностической работы с целью выявления девиантных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)

Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе

Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов

Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.

2.Сотворчество педагогов и детей.

3.Развитие детской инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 12-16 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год.

Ожидаемые результаты и способы оценки

2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.

Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап — организационный (анализ состояния, непосредственное планирование, согласование планов).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

Диагностика

Информация об учащихся (сбор сведений; акты)

Информация о семьях (сбор сведений, акты)

Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)

Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся

Списки состоящих на учете

Списки уклоняющихся от учебы

Папка классного руководителя

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

— работа с учащимися;

— работа с семьей;

— работа с педагогами;

— организация досуга детей

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

— просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа — семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая — приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.

Принцип реализации работы с семьей:

-опрос родителей и детей;

-творческие семейные выставки

Основные направления работы с семьей:

— возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;

— формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;

Работа с педагогами

Цели и задачи:

— расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

— дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

— расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Работа с учащимися

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения , алкоголя, наркотиков);

-пропаганда здорового образа жизни.

— адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа

— создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

— сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

— укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

— переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

— метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

— изучение интересов и потребностей детей данной категории;

— расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

— методическое сопровождение мероприятий досуга;

— организация социально-значимой деятельности детей.

Профилактика правонарушений

Беседы по факту

Лекции специалистов, классные часы

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями

Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы

Выступления с информацией о состоянии преступности

Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями

Профилактика употребления ПАВ

Организация летнего отдыха

Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы

Работа родительского комитета

Работа органов ученического самоуправления

Индивидуальные карточки учета

Рейды в семьи повторные

Рейды в вечернее время

Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН

Совместная работа с инспектором по охране прав детства

Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий

Проверка занятости после уроков

Анализ социального паспорта семей школы

Совещания при директоре

Психологическое сопровождение

Специально — коррекционные занятия

Программа профилактики и коррекционной работы с девиантными подростками

Организация педагогической помощи

Формирование положительной Я — концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.

Организация медицинской помощи

Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

Организация психологической помощи

Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Организация свободного времени учащихся

Изучение интересов и способностей детей.

Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей .

Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми девиантного поведения:

Читайте также: