Проект по музыкальному воспитанию в доу русские народные игры

Обновлено: 08.07.2024

Воспитатели и специалисты сходятся во мнении, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей, воспитателей, логопедов. Но особо следует отметить роль музыкального руководителя.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Цель проекта:

Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.

Задачи проекта:

-Разнообразить игровой досуг детей вне НОД.

-Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.

-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.

-Более подробно знакомить с русскими народными потешками, пополняя словарный запас детей.

Ожидаемые результаты:

-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом.

-Овладение новыми словами.

-Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

-Улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.

Этапы проекта: Этапы Деятельность педагога

1 этап- Подготовительный этап

Информирование родителей по теме проекта:

- Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов по теме проекта

2 этап – Основной этап

- Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них

Шумовое оформление потешек

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

Дидактические упражнения на развитие словаря:

Настольные дидактические игры:

Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.)

3 этап – Итоговый этап

Формы и методы реализации проекта

Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Планирование музыкально-игровой деятельности :

Логоритмические игры на материале русских потешек.

Дидактические задачи: Познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.

Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка

-большой стол и стулья по количеству детей.

Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.

Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу.

что ты рано встаешь,

ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.

Голосисто поешь, Одна ложка.

ку-ка-ре-ку! Две ложки.

Деткам спать не даешь, Одна…

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети)

-еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.

Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.

Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога

Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.

Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке …

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке

Бац! Одной шишкой себе по лбу.

Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.

Организация работы с детьми.

Жили- были Дед да Баба

Да была у них курочка Ряба:

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил-не разбил ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била,била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК

Яичко упало и разбилось

А курочка кудахчет:

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

Бежали по дорожке:

БУБЕН

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ПОГРЕМУШКА

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает. БУБЕН

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Художественное слово

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка -

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон

Малыш – дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки (демонстрация). Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.

Материал для наглядной информации в родительский уголок

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.

Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.

Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик, потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.

Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.

Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.

Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!

Так детьми любимы!

Развивают детский слух

Дудки, бубны, барабаны,

Звучит со всех сторо

Консультация для воспитателей

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки, музыкально-дидактических пособий и игр.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Формы работы с шумовыми инструментами:

- Импровизация звуковых картин на заданную тему

- Звуковая иллюстрация стихов

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Городищенский детский сад.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Городищенский детский сад.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Городищенский детский сад Музыкальные народные игры Разработала: музыкальный руководитель I кв. категории Новоселова Н.А. участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители 2010 г.

Основополагающий вопрос: Можно ли с помощью народных игр донести до потомков.

Основополагающий вопрос: Можно ли с помощью народных игр донести до потомков традиции, содержащие в себе богатейший фольклор, колорит обычаев? Гипотеза: Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное , уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности России, малой Родине.

Актуальность проекта: Актуальность проекта считаю в том, что игры являются в.

Актуальность проекта: Актуальность проекта считаю в том, что игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Активное использование музыкальных народных игр способствует углублению знаний детей о народе, его традициях и быте, которые от нас уходят. Это нужно возрождать.

Музыкальные народные игры. Большое место отводится музыкальному воспитанию.

Музыкальные народные игры. Большое место отводится музыкальному воспитанию. Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей. Развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью , быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Цель проекта: Познакомить дошкольников с музыкальными народными играми и игра.

Цель проекта: Познакомить дошкольников с музыкальными народными играми и играть в них самостоятельно. Задачи проекта: Повысить уровень своих знаний о народных музыкальных играх. Создать условия для проведения народных музыкальных игр. Вызвать интерес к народным музыкальным играм, научить самостоятельно их организовывать. Воспитывать уважительное отношение к играм русского народа, воспитывать любовь к родному краю.

Центры активности Музыкальные народные игры музо физо Художественная литерат.

Центры активности Музыкальные народные игры музо физо Художественная литература Развитие речи изо

План работы Игра Задачи Срок изучения По грибы. Яблонька Научить детей иг.

План работы Игра Задачи Срок изучения По грибы. Яблонька Научить детей играть активно и самостоятельно. Воспитывать дружелюбие.Сентябрь Дедушка Сысой. Капустка.Выполнять движения, чтобы водящий угадал. Воспитывать чувство коллективизма.Октябрь Мышка . Воробей.Петь песенку, а после изображать мышку, её повадки. Воспитывать самостоятельность.Ноябрь Заинька. Арина. Петь песенку отображать шустрого зайца. Воспитывать дружелюбие.Декабрь Карусель .Следить, чтобы выполняли движения согласно словам текста. Воспитывать коллективизм.Январь Вот так. Горелки.Точно выполнять движения, которые показывает водящий. Воспитывать самостоятельность.Февраль Весна. У медведей.Следить, чтобы играли точно по правилам, действовали по сигналу. Воспитывать дружбу.Март Вербушка. Колокольцы-бубенцыВодить хоровод, выполнять движения под музыку. Воспитывать самостоятельность.Апрель Час народных музыкальных игрДоставить детям радость от игр по желанию, закрепить навыки самостоятельно организовывать игры. Обобщение проекта.Апрель

По грибы Дети становятся парами друг за другом. Оставшийся без пары проходит.

По грибы Дети становятся парами друг за другом. Оставшийся без пары проходит под вытянутыми руками, выбирая кого либо.

Дедушка Сысой Дети, договорившись, о том, что будут изображать движениями, п.

Дедушка Сысой Дети, договорившись, о том, что будут изображать движениями, подходят к водящему, поют и выполняют особые движения. Если водящий угадает правильно, все разбегаются, а он ловит. Пойманный будет водящим.

Капустка В середине круга, размеченного мелом, сидит водящий. Внутри круга л.

Мышка Каждый из детей становится на нарисованный кружок, только ведущий без.

Заинька Дети ведут хоровод вокруг «заиньки, а он старается выскочить из круг.

Арина Дети ведут хоровод вокруг водящего, у которого завязаны глаза. После п.

Арина Дети ведут хоровод вокруг водящего, у которого завязаны глаза. После песенки водящий подходит к одному из детей и угадывает кто это и называет его имя. Если не угадал – водит еще.

Карусель Содержание игры напоминает ребятам катание на карусели. Кружась в т.

Карусель Содержание игры напоминает ребятам катание на карусели. Кружась в темпе, который задается музыкой и словами, дети все вместе задают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется, и вместе переживают ощущения от такого катания. Это общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое сближает детей.

Вот так Дети стоят в кругу вокруг водящего, который на словах «вот так, вот.

 Вербушка Дети ходят змейкой или водят хоровод.

Вербушка Дети ходят змейкой или водят хоровод.

Колокольцы-бубенцы Дети образуют круг. Один ребенок ходит внутри круга с кол.

Колокольцы-бубенцы Дети образуют круг. Один ребенок ходит внутри круга с колокольчиком, а другой, с завязанными глазами, ловит его. (возможен вариант, когда дети хлопают в ладоши, а водящий с закрытыми глазами ловит , а затем угадывает его имя)

Считалки для игр

Считалки для игр

 Час музыкальных народных игр

Час музыкальных народных игр


Результаты проекта: С помощью народных игр донесла до детей традиции, содерж.

Результаты проекта: С помощью народных игр донесла до детей традиции, содержащие в себе богатейший фольклор, колорит обычаев. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Сформировано устойчивое, заинтересованное , уважительное отношение к культуре родной страны, создана эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности России, малой Родине. Активное использование народных игр способствовало углублению знаний детей о нашей стране. Воспитала у детей чувство коллективизма с помощью народных музыкальных игр.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Собственный опыт работы показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

• между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ русской народной культурой;

• между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие:

• в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей;

• в недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания игр фольклорно – музыкального характера будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.

Цель: Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

1. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры.

2. Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность.

3. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.

4. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.

Пробуждение интереса детей к истории и культуре своей Родины.

Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.

Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, потешки, считалки, скороговорки для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.

Осмысленное участие детей в русских народных праздниках, развлечениях (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, заклички, прибаутки).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сентябрь - октябрь

1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.

2. Выбор методов диагностики.

3. Изучение литературы по музыкальным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.

Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель

деятельности Вид деятельности Название мероприятия

Сентябрь Работа с детьми Народные игры

Октябрь Работа с детьми Народные игры

Ноябрь Работа с детьми Народные игры

Декабрь Работа с детьми Народные игры

Январь Работа с детьми Народные игры

Февраль Работа с детьми Народные игры

Март Работа с детьми Народные игры

Апрель Работа с детьми Народные игры

Май Работа с детьми Народные игры

1. Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.

2. Обобщение, систематизация и диссеминация опыта.

Участники проекта :

1. Воспитанники подготовительных групп;

3. Родители воспитанников

Длительность проекта : 8 месяцев

Проект построен на основе главных методических принципов:

1. учет возрастных особенностей детей;

2. доступность материала;

3. постепенность его усложнения

Общий результат: создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект)

1. Изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.

2. Презентация проекта.

Посвященного дню рождения сада

Задачи: Расширять кругозор детей о русских традициях, обычаях. Вызывать у детей радость при проведении народных игр. Развивать речь детей активизировать словарь.

Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками.

Костюмированные дети входят в зал, их встречает хозяйка, она встречает и провожает остей на места.

Хозяйка: Заходите детушки,

Мы вас очень ждали

Слышен шум музыкальных инструментов за дверью, вбегают скоморохи, распределяются по залу.

Хозяйка: А вот и скоморохи весельчаки

Скоморохи: 1. Рас два, три, четыре, пять,

(поочереди) Будем дружно мы играть.

2. Расписные наши ложки

3. Наши струны трень да трень,

Веселиться нам не лень.

Как начинаем мы играть,

Слушает вся улица.

4. Петух да курица, кот и кошка

Мой друг Ермолка и я немножко.

Вместе: Играем, играем, всех потешаем!

Хозяйка: Так начинайте же играть.

Мы будем запевать.

(Поют все дети)

Хозяйка: Все ли гости пришли?

Да не видать Вани – молодца.

Вани нет. Не слышно Вани – удальца.

Хозяйка: Вот и Ваня - молодец,

Хозяйка: Что с тобой случилось?

Что ты запоздал?

Хозяйка: Долго ты к нам добирался, Иванушка. Садись, отдыхай. Вот и собрались все наши гости

Хозяйка: Долго ты к нам добирался. Иванушка. Садись, отдыхай вот, и собрались все наши гости на добро да на веселье в нашей горнице. Как в ней тепло, светло да пригоже. Я хозяюшка, а это мои помощницы – девушки – веселушки.

Ах, красавицы, пироги берите

Да гостей обойдите.

Радости, веселья всем пожелайте

Да величальную запевайте.

(Девочки обходят гостей с поклоном, с пирогами, исполняя песню)

Хозяйка: А теперь садитесь, меж гостей

Ну, вот и хорошо.

Позвала вас сюда в горницу

Позабавиться да потешится.

Песни играть да пляски плясать,

Потому что праздник в нашем доме:

День рожденье саду твоему,

Твоему, твоему и твоему

(Ходит между детьми и говорит эти слова, каждому ребенку)

День чудесный, день рожденья

Очень любит детский сад!

Все: Хорошо, что день рожденья

Есть у всех, у всех ребят!

Хозяйка: И конечно, всем играть пора.

До того играть хочу.

Выходите все вперед

Музыка играть зовет.

Хозяйка: Все мы весело играли…

И маленечко устали.

Вы на лавочки спешите.

Семеновна: Добрый вечер, щедрый вечер

Всем вам на весь вечер (поклон)

Я – тетушка Семеновна, а это мои друзья:

Козлик диковинный, котик, серый лобок.

Намела пороша, снега беленького.

Как по этой по пороше, мои саночки летели.

Подлетели мои сани, к вашему саду терему.

Терем ваш высокий стоит, а в нем веселье стоит.

Хозяйка: В нашем доме празднество да виселице.

Отмечаем мы день рождение.

Семеновна: Поздравляю, поздравляю!

Расти вам помощниками,

Добрым, умным, да здоровым

А испрошу вас, попытаю вас,

Любите ли вы играть,

Себя забавлять? (дети отвечают)

Пусть мой котик у печи погреется,

А котику дозвольте тут поскакать.

Пойди, пойди, котик ближе,

Поклонись, поклонись по ниже

Хозяевам, да хозяюшкам,

Да малым детушкам.

А теперь ногами топ – топ,

Да копытцами стук - стук

А вот козел рогом, рогом

Да вертит хвостом,

Как снежным кустом.

Хозяйка: Иди, козлик, ко мне

Я тебя пожалею, побудь около меня.

Семеновна: Иди сюда, котя – котенька, коток (гладит)

Как у нашего кота, шуба очень хороша.

Как у котика усы, удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Хозяйка: Мои гости – детушки хотят с котиком

Поиграть, мышками стать

Семеновна: Поиграйте, поиграйте.

Правила игры : После исполнения Семеновной песни кот затаивается, а дети мышки бегают легко, приговаривая:

Три – та – та, три – та – та,

Не боимся мы кота. 3 раза

Семеновна: Распотешила я вас, разыграла с котиком.

А с песней играть умеете?

(смотреть карточку)

Семеновна: Эх, весело

До чего же весело!

Захотелось мне плясать,

Хозяйка: Семеновна, Семеновна,

(напевает) А ну давай пляши, пляши.

Семеновна: Буду я теперь плясать

А музыканты будут мне играть.

Хозяйка: Будем все теперь играть,

День рожденье отмечать.

Семеновна: Вот так славно погуляли!

В гостях у вас на дне рожденья побывали.

А на день рожденья дарят угощенья.

Котик, козлик. Гостинцы давайте,

Да детушек угощайте. (Угощают детей)

А теперь прощайте. Пора нам уходить.

Хозяйка: И нам пора расставаться,

С горницей и друг другом прощаться.

Спасибо что в гости пришли.

Прощайте, прощайте. Еще заходите. (Дети благодарят и уходят)

• Формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера;

• Приобщать детей к традициям русского народа, используя:

Устное игровое творчество, игровую деятельность. Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей

• Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, игр, фольклора.

• Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.

• Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.

• Стимулировать познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость.

• Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.

• Воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.

• Воспитывать интерес к яркому образному родному языку.

Ход развлечения

Хозяйка. (Встречаю детей)

День добрый, детушки - касаточки!

Проходите не стесняйтесь,

Всем ли место хватило?

Много у меня ребят и для каждого

Ласковое слово найдется!

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду

Сладки яблочки в саду.

Не замерзли в дороге ребята? Стужа на улице!

Дети. Холодно, зимушка-зима! Хозяйка: Давайте - ка мы погреемся, да в игру поиграем.

Хозяйка. А месяц-то как называется?

Хозяйка. А в народном календаре его звали-называли: Стужайло! Почему? (Да потому, что это первый зимний месяц, он всегда морозный, холодный).

Хозяйка. И пословицы, и поговорки есть про декабрь, да про зимушку:

• Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет;

• Декабрь год кончает, зиму начинает,

• Зима лодыря морозит,

Даты: 1 декабря. Платон да Роман

"Каков Платон да Роман, такова и зима" А если на Платона да Романа ворона ходит по дороге - к теплу.

7 декабря. Екатерина Санница

Первое катание на санках, все выходили на пригорок и катались на санках.

Хозяйка: Собирайся народ, Кто играть идет.

14 декабря. Наумов день, Наум - грамотник

(Сына грамоте учи, уму разуму учи, учи, как учили нас, учи, чаще плеткой хлещи);

(" Учителя: отставной солдат или церковнослужитель).

13 декабря. Новым Годом Первозванный - слушали воду

Тихая вода - хорошая зима,

Шумная вода - предстоят морозы, бури, метели.

25 декабря. - Спиридон солнцеворот

Медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

Солнце на лето - зима на мороз.

День прибывает на воробьиный скок.

Хозяйка. (Выбираем ребенка - Кузю) Хозяйка: Кузя, давай поиграем, Солнышко зазываем.

Тебе привет прислала

Что вкуснее: слива или вишня?

Дразнилка: А ты Ваня простота. Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться. Привязал корытце,

А ты Лена егоза. Съела мышку без хвоста. Одну овцу

Свинью пакостницу. Пятьдесят поросят.

Одни ножки висят.

(Слышится плач ребенка-младенца)

Хозяйка. Разбудили Катеньку! (усаживаемся на скамейке, Дети. передают аккуратно куклу и поют колыбельные).

Баю-баю-байки. Прискакали зайки,

Они спрятались в траву. Не сказали никому.

Мать пошла за рыбою,

Отец пошел по воду. Приморозил бороду

Ай - люли, ай- люли. Прилетели к нам гули

Гули стали ворковать,

Нашу Катеньку качать

Хозяйка. А какие веселые праздники ожидают нас впереди?

Дети. Новый год! Рождество!

Хозяйка. В народе, в старину эти праздники назывались - Зимние Святки.

Святки - это от слова "святой". Ведь на Рождество родился Христос - сын бога.

На святки был такой обычай:

Собиралась молодежь. Дети, ходили по домам, поздравляли хозяев с Новым Годом, Рождеством, желали всего самого хорошего. Играли в веселые игры.

Чего можно пожелать в праздник? (Ответы детей)

Хозяйка. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками- колядками. А еще любили рядиться. Давайте мы тоже с вами нарядимся, и пойдем колядовать! (все надевают маски и др.)

Первый дом (Дети берут зерно)

Дети. Сеем, сеем, просеваем.

С Новым Годом поздравляем,

Уродись пшеничка, горох, чечевичка.

На столе пирогами!

Не уйдем отсюда так! Ну – ка весело встаем, И игру вес заведем.

(выходит первая Хозяйка дома)

Вот вам награда

Конфеты, печенье - кому что надо!

все благодарят, низко кланяются, и идут дальше со словами: "Пошла Коляда - отворяй ворота"

Дети. Коляда, коляда.

Не дадите пирога,

Мы корову за рога,

Боровка за бока,

Уведем на мороз!

(выходит вторая Хозяйка дома)

Хозяйка. Не плясали и не пели,

Дети. Мы плясать-то мастера,

Не боимся пляски,

Пляши не скучай

(Звучит музыка плясовая и Дети пляшут)

Дети. Коляда, коляда,

Мы нашли коляду,

У хозяйки во дворе,

Вели скоро подавать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

(Хозяйка выслушивает колядку, благодарит детей и угощает детей караваем)

Хозяйка. Вот вам пышный каравай

Его с поклоном получай!

(Дети благодарят хозяйку 2,кланяются, радуются угощению и уходят)

(Дети снимают маски)

Хозяйка. Ребята, какое у вас настроение сейчас?

Дети. Нам весело, радостно.

Хозяйка. А где живет ваша радость, веселье?

(Дети прижимают руки к сердцу)

Хозяйка. Давайте же поделимся нашей радостью с гостями.

(Хозяйка обращается к гостям)

А сейчас идем угощаться

1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н. Н / Учебное пособие / — М. : Педагогическое общество России 2005.

3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М. : Айрис-Пресс, 2003.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

5. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С. и др Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Музыкально-литературный досуг для старших дошкольников, посвященный Агнии Львовны Барто Цель: закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто. Задачи: развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный.

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольного учреждения. Базируясь на обязательных.

Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.


Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.

Мы предлагаем вам подборку лучших народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста. Их можно проводить как на детских праздниках или утренниках, так или просто во время прогулки на детской площадке.

Лучшие музыкальные народные игры для дошкольников и младших школьников

Эта игра подходит для небольших групп детей в возрасте старше 3 лет. Она развивает находчивость, сообразительность и внимательность.

Правила игры: выбирается один ведущий, который смотрит в небо и поёт. Пока исполняется песня, все остальные разбегаются и прячутся. Ведущий ищет спрятавшихся, и тот, кого найдут последним, сам становится ведущим.

Эта музыкальная народная игра подходит как для дошкольников, так и для детей более младшего возраста и даже взрослых. Она развивает ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.

В воде рыбки живут, Нет клюва, а клюют. Есть крылья – не летают, Ног нет, а гуляют. Гнёзда не заводят, А детей выводят!

Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.

Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх), Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны), Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот), Режь его скорей!

Эта игра подходит для детей любого возраста. Она развивает творческие способности, фантазию, умение быстро и нестандартно мыслить.

Правила игры: выбирается ведущий, который начинает напевать, в то время как остальные танцуют вокруг него.

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская (сюда можно вставить любое другое прилагательное – смешная, большая и т.д.) фигура на месте замри!

Играющие должны замереть на месте, постаравшись изобразить заданную фигуру. Ведущий ходитот игрока к игроку и просит их назвать, кем же они стали (дети постарше могут пытаться угадать это сами). Тот, кто не справился и не смогу придумать фигуру, либо не смогу в ней удержаться доприхода ведущего, сам становится ведущим.

Музыкальные хороводные игры для детей

Для всех хороводов дети становятся в круг вместе со взрослыми, которые по началу будут показывать пример, как и когда нужно исполнять движения.

Три весёлых братца гуляли по двору. Три весёлых братца затеяли игру. Делали головками: ник – ник — ник, (все кивают головами вверх и вниз) Пальчиками ловкими: чик – чик — чик. (хлопают сложенными в щепоть пальчиками) Хлопали ладошками: хлоп – хлоп — хлоп. (все хлопают) Топотали ножками: топ – топ — топ. (все топают)

Дует ветер на всём белом свете, Сильный ветер на всём белом свете (хоровод, держась за руки, расходится и снова сходится). Ветер дует, задувает, Осенью ветер листочки сдувает, Листики от веточек отцепились И закружились (все расцепляют руки и кружатся, словно листики).

Мы надеемся, что эта подборка народных музыкальных игр для детей станет вашим подспорьем в преддверии лета. Ведь в тёплую погоду так приятно проводить время на улице, набираясь сил и хорошего настроения!

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Библиографическое описание:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Народная игра;
  3. Творческая работа.


Творческая работа. Музыкальный фольклор не только способствует музыкальному развитию ребенка, но и служит хорошей мотивацией для собственного творчества. Одним из интересных заданий для детей 3-х классов является сочинение колядок и колыбельных песен. Предварительно преподаватель должен указать на музыкальные особенности этих песен (например, мелодику, размер, диапазон, типичные для данного жанра ритмоформулы), разобрать сюжетные мотивы текста, характерные для данного жанра. Затем предложить детям самим сочинить песню на заданный преподавателем текст. Это задание подходит как для урока, так и для домашней работы. Как показывает опыт, самые яркие творческие образцы были придуманы детьми дома, когда у них было время сочинить более интересные текст и мелодию. Вот некоторые примеры детских работ:


Результатом всей творческой работы должно стать проведение в музыкальной школе праздников на основе народных традиций. В первую очередь, праздник создает для детей дополнительную мотивацию на уроках при изучении песенного и игрового материала. Во-вторых, помогает раскрыть их музыкальные и творческие возможности, так как дети будут и исполнителями песен, и участниками игр. На примере праздников можно показать народные костюмы или даже предложить детям самим придумать свой сценический образ. Например, на Святки дети могут нарисовать маску какого-либо животного или сказочного персонажа. На Масленицу предлагается создать чучело, одеяние которого будет содержать элементы народного костюма.

В заключение следует подчеркнуть, что соприкосновение с традиционной народной культурой благотворно влияет на развитие ребенка. Ведь главным фактором воспитательного воздействия фольклора следует считать его многофункциональность. Как известно, прежде фольклор принимал активное участие в физическом, умственном, нравственном и творческом развитии личности. Результатом такого воспитания являлось формирование человека, в котором гармонично сочетались и духовная, и телесная красота.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, пальчиковая гимнастика, игра, творческая работа, форма работы, музыкальное образование, музыкальное оформление, припевка, фольклорный материал, Царскосельская гимназия искусств.

Читайте также: