Проект по коллекционированию в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

2 Коллекционирование одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Коллекционирование это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку. Оно имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

3 Цель детского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

4 Задачи: формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; способствовать проявлению избирательных интересов; развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; расширять кругозор воспитанников; прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; формировать бережное отношение к хранению коллекций; обогащать и активизировать словарь детей; активизировать участие родителей в образовательном процессе.

5 Коллекционирование это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически. Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

6 Поэтапное коллекционирование Коллекционирование это процесс, включающих в себя четыре последовательных этапа: 1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями 2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности 3. Продуктивная деятельность дома или детском саду 4. Презентация выставки собранных предметов.

7 Виды коллекционирования На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования: киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек. легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. плангонология собирание разных кукол. филолидия собирание упаковок. филателия собирание почтовых марок. бонистика собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. нумизматика собирание различных монет.

8 Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки открытки магнитики с картинками листья и цветочки для гербария модельки машин диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

9 Признаки коллекционирования Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности: нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды; можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции; обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу; в работе должны принимать участия все дети группы.

10 Коллекции используются для работы с дошкольниками как: объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований и просто любования; при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом; на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д. в процессе игр; для формирования выставок в детском саду; для организации встреч с интересными людьми; в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии; в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета это формирование связной речи). при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником.

11 Группы коллекций Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.

Педагогический проект

I. Информационная карта педагогического проекта:

(структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)

Автор проекта: Ильяшенко Светлана Валентиновна – воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

г. Ухта Республика Коми

Продолжительность проекта : долгосрочный, 3 года.

Тип проекта : исследовательско - творческий.

Участники проекта : педагоги, родители, дети группы №4, сотрудники краеведческого музея, музея Газпрома г. Ухты

Возраст детей: 4 – 7лет.

Проблема , на решение которой направлен проект:

В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребёнку. А ведь в детях заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Задача взрослых – научить ребёнка не просто собирать, а коллекционировать (классифицировать), осваивать родовидовые отношения.

Проанализировав некоторые программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста видно, что в них раскрыты только темы коллекций, ну а деятельность с детьми и содержание не раскрывается.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность учит детей классифицировать собранные объекты, определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. У многих детей детское увлечение перерастает в хобби на всю жизнь.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, проект основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

1. Научиться собирать предметы, оформлять из них коллекцию.

2. Узнать интересную информацию о предметах своих коллекций.

3. Познакомиться с детьми – коллекционерами (внутри дошкольного учреждения), коллекционерами – взрослыми.

для педагогов:

1. Изучить технологию коллекционирования.

2. Познакомиться с этапами коллекционирования.

3. Рассказать детям о коллекциях, коллекционерах; заинтересовать их коллекционированием.

4. Создать условия для развития детского коллекционирования.

5. Научить детей классифицировать, систематизировать предметы.

6. Развивать инициативность, любознательность и познавательную активность детей; расширять кругозор воспитанников.

7. Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

8. Обогащать и активизировать словарь детей.

9. Способствовать развитию творческих, коммуникативных навыков, креативности дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.

10. Формировать бережное отношение к хранению коллекций.

11. В овлечь родителей в совместную деятельность на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

12. Сформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.

13. Познакомить родителей с оформлением коллекций.

для родителей:

1. Способствовать формированию положительного отношения детей к коллекционированию.

2. Научиться правильному оформлению коллекций.

для социальных партнеров:

1. Вызывать интерес детей к коллекционированию.

2. Пополнять знания детей о свойствах некоторых предметов, материалов; обсудить возможности их дальнейшего применения.

Форма проведения итогового мероприятия:

· Чтение художественной литературы,

· рассказ, разъяснение, беседа, дискуссии

· ситуация выбора деятельности,

· анализ конкретной ситуации,

· метод положительного примера, поощрения,

· метод контроля, самоконтроля и самооценки,

· Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.

· Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.

для педагогов:

· Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;

· классификационные карты предметов коллекций;

· предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;

для родителей:

Индивидуальные и домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.

Сильные стороны проекта:

Значимость и целесообразность использования коллекционирования в современном образовательном пространстве объясняется тем, что коллекционирование:

· Способно помочь решить множество педагогических задач (помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы детей; развивает коммуникативные навыки, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать; способствует творческому развитию личности; помогает формировать эстетическое и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики);

· Включает разнообразные педагогические методы и приёмы;

· Интегрированность в разных видах совместной деятельности;

· Обеспечивает эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса;

· Поддерживает индивидуальность и инициативу детей;

· Способствует установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

· Позволяет взаимодействовать с родителями воспитанников.

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию, но, к сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает (коллекционирование – не просто собирательство предметов, а классификация их по родовидовым отношениям).

Ожидаемые результаты по проекту:

Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии), коллекционерах. Дети владеют практическими навыками оформления коллекций. Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Презентация коллекций детей перед аудиторией детского сада, на городских, республиканских конкурсах и фестивалях детских исследовательских работ.

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.

Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.

Имеется достаточное количество материала, предметов, атрибутов для организации мини-музеев в группе, в детском саду. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у вновь пришедшего в группу коллектива детей.

Использование коллекционирования как культурной практики в работе педагога.

Участие в городских, республиканских конкурсах и фестивалях исследовательских работ.

Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.

Для родителей:

Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.

Собраны домашние, индивидуальные коллекции.

Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.

Включение коллекционирования в совместную деятельность с детьми и родителями. (Я считаю, что после реализации проекта у 22% (3 ребёнка) детей полученные навыки перерастут в хобби, которым будут заниматься всю жизнь; 22% (3 ребёнка) – проявят пассивность в классификации предметов коллекций. 3% (2 человека) родителей не примут активного участия в проекте).

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада. Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у вновь пришедшего в группу коллектива детей.

Использование коллекционирования как культурной практики в работе педагога.

Возможность педагога обобщить опыт по организации коллекционирования для детей дошкольного возраста.

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины , иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей );

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

Действия членов семьи и соц. партнеров

Подготовительный

Дети рассматривают коллекцию воспитателя, участвуют в беседе о разнообразных коллекциях и коллекционерах. Просматривают видео презентацию об различных коллекциях. Тимофей рассказывает о коллекции папы, Егор – о начале собирания (под руководством дедушки) своей коллекции камней – минералов. Выражают желание собирать коллекции.

Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации - озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений.

Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке книжной литературы, иллюстративного материала, объектов для коллекций.

Деятельностный

Участвуют в совместной и самостоятельной деятельности. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности.

Под руководством взрослых правильно оформляют свои коллекции, ухаживают за ними. Заполняют классификационные таблицы.

Помогают организовать выставку своих коллекций, выступают в роли экскурсоводов.

Презентуют свои коллекции перед детской и взрослой аудиторией детского сада; участвуют в муниципальных и Республиканских конкурсах исследовательских работ.

Создают условия для развития детского коллекционирования. Проводят с детьми занятия, организуют экскурсии, проводят игры; знакомят детей с произведениями художественной литературы, детскими журналами, рассматривают и помогают собирать коллекции. Помогают в оформлении коллекций. Организуют насыщение развивающей предметно-пространственной среды.

Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации.

Принимают участие в коллекционировании; осуществляют помощь детям. Собирают информацию по теме с использованием печатных источников, интернета.

Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью.

Проводят экскурсии, викторины по темам.

Завершающий

Познавательное развитие

-Наблюдение за явлениями в общественной жизни (по ситуации и желанию детей);

-Чтение и рассматривание познавательной литературы;

- Экскурсии в краеведческий музей, музей Газпрома г. Ухты;

- Просмотр презентаций о коллекционерах и коллекциях;

-Встреча с коллекционерами (папа и дедушка воспитанников);

- Занятие познавательного цикла по тематическим лексическим темам и по запросу детей;

-Использование предметов коллекции в счёте и отсчитывании предметов, сравнивании и др.;

- Участие в познавательно-исследовательской деятельности, проведение опытов, экспериментов;

-Обучающие игровые ситуации;

-Организация мини-музеев, выставок в группе, детском саду.

Речевое развитие

- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением содержания;

- Чтение и заучивание стихотворений;

-Составление описательных рассказов о предметах коллекции с использованием схемы;

- Заучивание стихотворений про предметы коллекций;

-Составление стихов по методике дидактического синквейна;

- Занятия по развитию лексико – грамматических средств языка, по звуковой культуре речи и подготовке детей к обучению грамоте, связной речи;

Социально-коммуникативное развитие

-Сюжетно-ролевые, режиссёрские игры с предметами коллекций;

- Настольно – печатные игры;

- Оформление выставок по темам коллекций;

-Организация мини-музеев с использованием коллекций;

- Изготовление, украшение коробочек для коллекций;

-Трудовые действия по уходу за коллекциями;

- Использование считалок, поговорок;

- Проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация предметов, явлений по изучаемым лексическим темам.

Игра на музыкальных инструментах.

Физическое развитие

- Пальчиковые игры, упражнения, гимнастика;

- Тактильные обследования предметов коллекций.

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

В проект вовлечены все родители и дети группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.

Для детей и родителей созданы условия для творческого самовыражения, развития инициативы, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.

Реализован принцип индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника; содействие позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание коллекций дало возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворить возрастные потребности детей в познании окружающего мира, повысить авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Дети владеют практическими навыками коллекционирования, оформлением коллекций; c формирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Получены углубленные знания о технологии коллекционирования у родителей.

Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:

Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.

Данный проект позволил педагогам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения; обобщить опыт по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.

Презентация проекта

2. Ознакомление детской аудитории МДОУ № 94 с тематическими коллекциями.

3. Выступление на городских конкурсах, республиканских фестивалях по теме проекта.

V . Методические материалы по проекту

2. Анкета для родителей.

4. Компьютерная презентация проекта.

1. Веракса Н.Е., Галимов О.П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. – М.; Синтез, 2014

2. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.; Сфера, 2006

4. Плешаков А.А., Мир вокруг нас. – М.; Просвещение, 2003

6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

Руководитель проекта: воспитатель Васютина Т.С.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:

включает ребёнка и его семью;

По числу участников:

воспитатель, старшая группа, родители воспитанников;

По времени проведения:

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Гипотеза: В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители и воспитатели поддерживают интересы детей, если направляют познавательную деятельность ребёнка, то формируется ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

1.Создать условия для развития детского коллекционирования.

2.Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

3.Развивать познавательный интерес и познавательную активность детей.

4.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность по созданию некоторых видов часов (песочных, огненных, водных).

5.Обогатить знания об объектах живой и неживой природы.

6.Обогатить бережное отношение к природе.

7.Изучить семейный архив.

Актуальность

В современное время интерес к коллекционированию слаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно, и что хотелось бы ему собирать. Потерян интерес к коллекционированию. Коллекционирование-это увлекательно, познавательно и интересно. Это очень полезное увлечение, которое способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. Тяга к коллекционированию способствует сплочению семьи и сохранению художественных ценностей. Коллекционирование выступает как одной из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.

Этапы проекта:

Подготовительный этап-определение темы; названия проекта, формирование проблемы, цели и задач проекта. Выбор места для размещения собранных коллекций. Привлечение родителей к созданию коллекций, показ семейных коллекций.

Основной этап- практическая реализация проекта. Сбор коллекций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План реализации проекта.

Тема: "Коллекционирование"

Дата проведения: 01.11.2020 - 31.01.2021 г.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы,

Ф.И.О. воспитателя Григорьева А. Н.,

Ф.И.О. воспитателя Смирнова Т. В.,

Ф.И.О. учитель-дефектолог Петрова А. А.

Вид проекта: информационно-ориентированный, творческий, групповой, интегрированный.

Актуальность: Технологию исследовательской деятельности следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, в чем я убедилась на практике, является коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;

закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

развивать творческий потенциал воспитанников;

пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;

организовать детско-взрослое сообщество по интересам.

Ожидаемые результаты.

Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.

Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).

Повышения уровня удовлетворённости родителей организацией образовательного процесса.

Перспективный план по коллекционированию для детей старшего дошкольного возраста

Совместная деятельность

Связь с другими занятиями

Самостоятельная деятельность

Развивающая среда

Расширять кругозор детей о коллекционировании людей.

Собирание коллекции листьев с разных растений.

Изготовление домика для листовичков.

Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.

Пополнение коллекции разнообразной тканью

Альбом с образцами ткани,

Познакомить детей с рукотворным материалом – бумагой, продемонстрировать им разнообразие бумаги в жизни человека.

Альбом с образцами бумаги

Обогатить знания детей о животных, о материалах, из которых изготавливаются предметы и игрушки.

Пополнение и рассматривание коллекции.

Продолжать знакомить с разнообразием бумаги в жизни человека.

Вызвать интерес у детей к коллекционированию

Создание и пополнение коллекции

Праздник конфетных фантиков.

Пополнение и рассматривание коллекции.

Пополнение и рассматривание коллекции.

Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека.

Расширять кругозор детей, формировать у них умение общаться с людьми, вступить с ними в контакт, поддерживать беседу.

Расширять знания детей об игрушках, различать и называть игрушки, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

Составление рассказов о своей собаке.

Наблюдение на прогулке за собакой.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре

Познакомить детей с природным материалом – глиной, продемонстрировать им разнообразие глины в жизни человека.

Лепка по замыслу.

Организация выставки поделок из глины.

Коррекционно-образовательная деятельность

Этапы работы

1этап-подготовительный

Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.

Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной:

Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

Чтение познавательной литературы, энциклопедий;

Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми

Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

Читайте также: