Проект по экологии в средней группе детского сада долгосрочный

Обновлено: 08.07.2024

Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.

Задачи:
• Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
• Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Цель игры:
• Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
• Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
• Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
• Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
• Развивать память, внимание, речь.

• Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

Цели:
• Расширять представления детей о растительном и животном мире.

• Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
• Развивать творческие способности, воображение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

( Образовательная область: Познавательное развитие)

Средний дошкольный возраст

Воспитатель: Юдкина В.С.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

· устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей

· бережного отношения к природе

· моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений

· эмоциональной отзывчивости к живой природе

· положительных эстетических ощущений от любования природой

· умений познавать особенности окружающего мира

Люди стоят перед лицом экологической катастрофы. Важно донести до человечества, что причиной нарушения экологического равновесия является потребительское отношение людей к окружающему миру. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Важно с детства донести до детей, что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Именно в дошкольном возрасте формируются экологические позиции , которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем , которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Поэтому из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что наша проблема актуальна.

Цель: Формирование экологической культуры детей; расширение представлений о природе родного края, развитие познавательного интереса к проблемам охраны окружающей среды.

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

2. Подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;

3. Помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

5. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

6. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

7. Привлечь детей других групп детского сада принять участие в проекте.

Срок реализации проекта: один год

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Прогнозируемые результаты:

- сформированность элементарных экологических знаний и понимание самоценности природы;

- развитие положительного интереса к явлениям и объектам природы;

- бережное отношение к природе.

- приобретение педагогами опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- обогащение уровня экологических знаний родителей, экологической культуры родителей,

- понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Результат :

- выступления детей с защитой своего рисунка-плаката.

Этапы проекта :

1этап: подготовительный:

• Беседы о растениях и животных наших краев, о людях – защитниках природы, о красоте окружающего нас леса, о загрязнении родников и водоёмов, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе.

· Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

• Рассматривание иллюстраций, картин художников, плакатов с природоохранным содержанием.

• Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, скороговорок о природе.

2 этап: продуктивная деятельность.

• Проведение экспериментов с водой, песком, воздухом, почвой.

• Изготовление кормушек для птиц, подкармливание птиц зимой.

3 этап: Презентация проекта

«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Проблема:

Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое- не сохранение природы, а уничтожение.

способствовать формированию экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;

-подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;

-помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

-формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

- учить детей отражать полученные знания во всех видах деятельности;

- способствовать созданию единого воспитательно - образовательного процесса ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Ожидаемые результаты:

- организация предметно-развивающей среды экологической

-расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте

- повышение экологической компетентности родителей, их социальной

-создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

-проявление интереса к объектам и явлениям природы.

-бережное отношение к природе, стремление к правильному

поведению по отношению к миру природы;

-стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать

выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,

объяснять связи и цепочки в природе;

Новизна проекта состоит:

-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ

-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ

-сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности

Период проведения проекта сентябрь 2021-май2022 г. г

Материал и техническое обеспечение:

-предметно – пространственная развивающая среда

-наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды

-подбор художественной литературы

-мультимедийная установка, экран

-материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)

-картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр

-разработка НОД (ЭКОЛОГИЯ)

Участники проекта:

-дети и родители средней группы (4 -5лет)

-воспитатели: Э. Г. Прокопенко, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети подготовительной группы

Вид проекта

: фронтальный, социальный, долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта:

Методы:

наглядный, практический, словесный, интерактивный.

Форма:

-НОД, интегрируемая с другими видами деятельности;

-конкурсы, олимпиады, викторины;

-индивидуальная работа с детьми;

-праздники, досуги; театрализация;

-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;

Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)

Подготовительный :

-этап постановка цели и задач,определение направлений работы, объектов и методов исследования. Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта).(май-август2021г)

Основной этап-исследовательский (сентябрь2021г-апрель2022г)

-воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

-вызывать у детей желание помогать объектам природы: растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;

-развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии; закреплять знания о животных, птицах, растениях Ростовской области;

-развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.

Заключительный этап (май 2022г)

-обобщить результаты работы, полученные знания;

-провести анализ деятельности участников проекта;

-сформулировать выводы, составить рекомендации.


Направления и последовательность реализации проекта (интегрируемые со всеми видами деятельности)

Организация в группе познавательно - экологической среды, пополнение центра природы


Чтение о природе

Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях: Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова: учить слушатьпроизведения, знакомиться со способами зверей, птиц насекомых; пытаться спасаться от врагов расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Расширение представлений о мире природы, явлениях природы, растениях,. Организация информационных стендов

1. учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники, выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). (Познавательное развитие)

2. расширять словарный запас детей (Речевое развитие)

3. развивать воображение, мышление, память, любознательность детей (Социально-коммуникативное развитие)

4. воспитывать бережное отношение к природе (Социально-коммуникативное развитие)


Подбор дидактических, сюжетно –ролевых игр. Расширение представлений о мире природы, развитие психических процессов в процессе игры

Развитие двигательной активности детей посредством игр, закрепление знаний о передвижении животных, их взаимосвязях, природных явлениях


Участие в акция, фестивалях, викторинах, конкурсах



Участие в праздничных мероприятиях


Работа с родителями

-Привлечь родителей к участию в конкурсах, олимпиаде

-Наглядная информация экологической направленности


Продукт проектной деятельности


Новостная неделя:

Продукт проекта

Список литературы:

-Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебноепособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

-Николаева С. Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005

-Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011

-Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.

-Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный экологический проект для детей средней группы. Изучение всех времён года.

Администрация Вознесенского муниципального района

Вознесенское 2016 – 2017

Не перестану удивляться красоте,

Смотрю на мир влюблёнными глазами,

Волнует явь, подобно трепетной мечты,

Любуюсь лугом, речкой, небесами.

Люблю смотреть на чудо дивных облаков,

Красиво, если в небе бродят тучи,

Вмиг небеса очистить может от оков,

Чудесный ветер, свежий и могучий.

Смотрю на мир и насмотреться не могу,

Подобен он блистательному чуду,

Всю красоту в душе я сберегу,

Её любить и верить ей я буду.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: долгосрочный.

Возраст: 4 – 5 лет.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание пейзажей, чтение народных примет, чтение стихотворений о природе.

Актуальность темы.

В 4 – 5 лет дошкольник проявляет активный интерес к окружающей его природе, погодным условиям, изменениям в природе. Возникающие в этом возрасте вопросы: почему, зачем, откуда, - порой ставят взрослых в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой снежинки, буйством красок осени, свежей яркой зеленью весенней травы, капельками росы на листьях деревьев, буйством цветения летних цветов, величием гор, простором полей, то у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир, в дальнейшем научится заботиться о природе.

- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

- развивать эстетическое восприятие природных явлений;

- формировать осознанное бережное отношение к природе;

- формировать начало экологической культуры.

Образовательные цели:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

Сущность проекта.

Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать детям представление о временах года, их характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети могут приобрести новые знания о сезонных изменениях, приметах через наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, художественное творчество, рассматривание иллюстраций и картин. Так, как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре дети в непринуждённой форме вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Родителям в помощь в родительском уголке предлагаются рекомендации, информация о временах года, игры, загадки, стихи, конкурсы по изготовлению поделок из природного и бросового материала, бумаги.

Реализация проекта.

Вхождение в проблему.

Во время общения с детьми группы, выяснилось, что одни дети любят только зиму, другие только лето, многие дети не любят осень. Но при этом дети затруднились объяснить, почему они по – разному относятся к временам года. Однако всем детям нравится снег, кататься на санках, летом купаться, осенью гулять в лесу, а весной рассматривать первые цветы.

Результаты совместной продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

- тематические выставки совместных работ (дети и родители) по темам:

- изготовление книги рассказов детей о временах года;

- изготовление альбома с детскими рисунками с приметами времён года.

1 – ый этап – подготовительный:

- постановка целей и задач, определение направлений, объектов, методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор материала и оборудования.

Читайте также: