Проект песочная терапия в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Участники проекта: дети старшей логопедической группы (для детей с ОВЗ), их родители, воспитатели.
Предполагаемый продукт проекта:
Картотека игр с песком на развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Цель проекта:
Развитие психических процессов через игры с песком.
Задачи проекта:
-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
-Формировать познавательные функции
(восприятие, мышление, память, внимание)
-Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Задачи проекта по образовательным областям
- Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.
- Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость.
- Развитиеинтеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
- Стимуляция творчества у детей.
- Обогащать речь детей, учить обозначать результаты сравнения словами.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть ракушек, четыре геометрические фигуры и т. д.)
- Развиватьмыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, выделение характерных признаков, обобщение.
- Совершенствовать изобразительные навыки, обогащать сенсорный опыт.
Научная новизна и отличительная особенность:
Планируемые результаты проекта:
- Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
Работа с детьми представлена следующими формами:
-Организованная образовательная деятельность с детьми;
-Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
-Самостоятельная игровая деятельность детей;
Условия работы с детьми:
- Согласие и желание ребенка.
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
- Я использую следующие виды работы в педагогической песочнице:
– рисование песком и на песке;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Этапы реализации проекта
1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2.Диагностическое обследование детей
3. Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
4.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
5. Составление перспективного плана.
6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
1.Работа по перспективному плану
2.Работа с родителями (анкетирование), воспитателями (консультации)
Педагог-психолог, дети, воспитатели.
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Обработка и обобщение полученных данных.
Перспективный план
Период
Индивидуальная деятельность
Подгрупповая деятельность
1.Знакомство с правилами игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
3. НОД с элементами песочной терапии
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
3. НОД с элементами песочной терапии
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
3. НОД с элементами песочной терапии
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил игры с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
1.Повторение правил с песком.
Практический этап
Начиная свою работу по данной теме, я рассмотрела факторы, облегчающие достижению моих целей. Один из таких факторов – совмещать несколько психических функций. Так, например чтобы нарисовать какую либо картину ребенок может наглядно посмотреть на демонстрационный материал, сориентироваться на плоскости стола, определить размер его рисунка, воспринимать и ощупывать песок во время рисования, что развивает тактильное восприятие. Тем самым одно упражнение может развивать у ребенка несколько процессов. Так же при рисовании сказки у детей развивается не только речь но и воображение, мелкая моторика, тактильное восприятие и умение работать в коллективе, приходить к общему результату.
Для старшего возраста мною была создана картотека игр для индивидуальной деятельности и для подгрупповой. Для развития каждой психической функции созданы определенные задания.
Я как педагог-психолог заинтересована в том чтобы при поступлении в школу у детей были сформированы полностью все познавательные процессы. Но большую роль играет не только выполнение заданий ребенком, но и его интерес. Ведь если ребенку будет интересно выполнять задания, тогда и усвоение материала будет наиболее успешнее. А значит придя в подготовительную группу ребенок сможет полностью подготавливаться к поступлению в школу.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека
Целью коррекционной деятельности является развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на « эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;
2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;
3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей;
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:
• с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,
• во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,
• на совместных тренингах с родителями,
• на педагогических советах,
Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
- Световой планшет для рисования песком .
-Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
- Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
-теоретическая и методическая литература,
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
световой планшет для рисования песком, песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.
Автор: Краузе Анастасия Андреевна
Населенный пункт: Свердловская область, п. Калиново
Актуальность проекта:
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.
Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию речи средствами песочной терапии.
Новизна проекта состоит в усовершенствовании организации процесса развития речи, в оптимальном комбинировании различных методов с использованием элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
для развития речи детей старшего дошкольного возраста, будет помощью педагогам дошкольной образовательной организации.
Миссия проекта: повышение качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
Ведущая идея: повысить уровень речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для развития речи детей через использование метода песочной терапии.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2019 года - май 2020 года).
Задачи для детей:
- Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.
- Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей.
- Активизировать словарный запас детей.
- Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Для педагогов МБДОУ № 22:
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через игры с песком.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить перспективный план работы игр с песком.
4. Подобрать и оформить картотеку и пособия игр с песком для детей старшего дошкольного возраста.
5. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи через игры с песком.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние игр с песком на речевое развитие детей старшей группы.
Этапы реализации проекта:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.
- Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей.
- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
- Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи детей через игры с песком.
- Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность с детьми; игровые ситуации (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: игры с песком.
Продукт проекта:
- Картотека игр с песком.
- Картотека консультаций для родителей и педагогов.
- Перспективный план работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через игры с песком.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития речи через игры с песком.
2. Обоснование путей реализации проекта.
Основной (практический) этап
1. Составление перспективного плана работы по развитию речи:
- упражнения с элементами игр с песком;
- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
- закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности;
- рассказывание сказок: лепим героев или рисуем, сопровождая рассказом;
3. Работа с педагогами:
4. Работа с родителями:
По ходу реализации проекта
По ходу реализации проекта
1. Подведение итогов и анализ:
- диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
- анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Постановка задач на будущее.
План выполнения проекта
Изучение тематики, формулировка проблемы.
Стимулировать речевое развитие, психические процессы через игры и упражнения с песком.
Составление перспективного плана проведения игр.
Систематизировать использование игр с песком в работе с детьми.
Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
Познакомить воспитателей с новыми играми с песком.
Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.
Акцентировать внимание родителей на значимости игр с песком.
Диагностика уровня развития речи у детей.
Определить эффективность проводимой работы в формировании речевого развития детей.
Анализ проделанной работы по проекту с педагогами ДОУ.
Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения игр с песком, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Отмечается положительная динамика в развитии речи детей.
- Улучшение познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников.
- Усовершенствование предметно-развивающей среды.
- Повышение квалификации педагогов и родителей по данной теме.
Список литературы:
3. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010.
5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - № 5.
6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
7. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.
Приложение 1
Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
- балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
- балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
- баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в старшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или, когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
НОВИЗНА:
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
2.Как влияет развивающая среда на развитие их художественных способностей?
3.Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе?
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.
- развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Познавательное развитие: - Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.
Художественно-эстетическое развитие:
- использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.
- Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
- использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире.
Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.
Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.
ЦЕЛЬ:
•Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
•Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка на световом столе.
•Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
•Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
Развивающие:
•Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
•Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
•Развивать мелкую моторику.
•Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
•Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
•Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
•Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
•Воспитывать художественно-эстетический вкус. Формировать коммуникативные навыки.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Рисование песком:
- развивает мелкую моторику, тактильную
чувствительность, пластику движений рук;
-улучшает память;
-стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1.знакомство со средствами песочной анимации (световой стол)
Художественным материалом (песок различной фактуры, манкой, различными крупами).
2. Знакомство с приемами рисования песком, как художественным материалом;
3. Самостоятельное создание детьми изображений с творческим применением полученных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей со средствами песочной анимации, вызвав желание создать свои образы возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки песком.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ:
- дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
- смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
- смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
- смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
РИСКИ:
1.Низкое художественно-эстетическое развитие детей.
2.Низкая заинтересованность родителей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ:
1.Организовать самоконтроль за реализацией проекта.
2.Провести цикл консультаций в целях повышения развития художественных способностей детей.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
•Метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
•Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков на песке, использование различных инструментов и материалов для изображения;
•Эвристический (развитие находчивости и активности);
•Частично-поисковый;
•Метод экспериментирования (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество;
•Мотивационный (поощрение).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РАБОТ:
•Имеет представление о использование светового стола для создания изображения
•Умеет самостоятельно провести анализ изображения
•Самостоятельно определяет последовательность выполнения изображения.
•Отличает приёмы создания фона (наброс, насыпание, расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
•Умеет создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
•Умеет участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
Уровень воображения, фантазии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ.
Сроки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало проекта 18 % 52 % 30 %
Конец проекта 38% 54% 8%
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для создания светящего стола. Сроки выполнения – октябрь 2017 г. – май 2018 г. Финансирование: внебюджет.
ВЫВОД:
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Читайте также:
- Политика геноцида осуществление плана ост кратко
- Благодаря развитию какой школы управления на смену экономическому человеку пришел социальный человек
- Какие по температуре течения движутся вдоль экватора как они называются кратко
- Чем занимались сегодня в детском саду информация для родителей в
- Как иву удалось стать хирургом кратко