Проект ответственное родительство в доу

Обновлено: 05.07.2024

Семья – одна из необходимых и основных ступеней жизни человека. Именно в семье закладывается фундамент полноценного развития личности, происходит становление человека и индивидуальности. От семьи во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества.

Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

В случаях, когда семья переживает кризис (развод родителей, смена состава семьи, утрата работы, жилья и т.д.), снижается уровень и качество жизни, и семья из разряда благополучной переходит в разряд испытывающей трудности.

Одной из основных причин помещения несовершеннолетних в Центр, постановки семьи на патронажный учет, наряду с ухудшением социально-экономического положения семей (отсутствие жилья, сложность в трудоустройстве и отсутствие постоянного источника дохода в связи с отсутствием регистрации в городе и алкоголизацией родителей), является нарушение детско-родительских отношений, низкий уровень родительской компетентности, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей.

Помощь в решении этих проблем является особенно актуальной в сложный для семьи период и помогает предотвратить усугубление ситуации конфликта между родителями и детьми, повысить родительскую компетентность, воспитательный потенциал семьи.

Анализ оснований для зачисления несовершеннолетних в отделениедневного пребывания Центра показывает, что 100% несовершеннолетних зачислены по заявлению родителей или законных представителей, что подтверждает осознание родителями семейных трудностей, признание ими результативности деятельности специалистов учреждения и дает возможность проводить профилактическую работу с семьями на ранних стадиях неблагополучия.

В этой связи воспитательно-реабилитационная работа в условиях Центра указывает на необходимость не только создания условий для временного благополучного пребывания детей в условиях Центра и восстановления социального статуса детей, но и оказания содействия родителям в формировании и повышении ответственности в компетентности в воспитании детей.

В настоящее время с появлением значительных изменений в социуме возникла необходимость изменения подходов в оказании помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В связи с этим в социальной работе все большую необходимость приобретает использование инновационных технологий, ориентированных на выработку новых средств решения проблемы, реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни.

Цель, задачи, концептуальный подход, основное содержание, этапы и сроки реализации

Цель:

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Задачи:

-поддержка семьи, детей и их социального окружения на ранних стадиях семейного неблагополучия;

-формирование навыков ответственного отцовства и материнства через повышение воспитательной компетентности родителей;

-расширение спектра и повышение уровня доступности, качества и эффективности предоставляемых социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-развитие инновационных форм и технологий социальной работы, направленной на поддержку семьи, детей и их социального окружения на ранних стадиях возникновения проблем;

-поддержка добровольческого движения, направленного на оказание помощи нуждающимся в социальной поддержке семьям с детьми;

-широкое распространение информации об успешных проектах по формированию навыков ответственного родительства.

Работа по данной технологии осуществляется на основе психолого-педагогического подхода к рассмотрению ведущей роли семьи как социального института становления личности, актуальных проблем и особенностей семейного воспитания, типичных ошибок родителей и разнообразных форм оказания педагогической и психологической помощи семье, принципов и закономерностей социально-психологического сопровождения.

Основное содержание:

1.Проведение информационно-просветительской кампании, направленной на популяризацию семейных ценностей и пропаганды успешного опыта семейных отношений для укрепления института семьи.

2.Проведение воспитательно-реабилитационных мероприятий, направленных на правовое просвещение родителей (современное законодательство в сфере семейной политики).

3.Проведение воспитательно-реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми, риска суицидального поведения детей и молодежи, предупреждение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

4.Проведение цикла психологических тренингов, направленных на предупреждение и снятие эмоционального напряжения в семье.

5.Проведение культурно-досуговых мероприятий, приуроченных к празднованию знаменательных дат (Дня семьи, Дня матери, дня семьи, любви верности, Дня защиты детей и др.), направленных на организацию совместного досуга и выработку новых форм семейного общения.

Технология реализуется в соответствии со следующими этапами:

1.Организационный этап (обучение специалистов, обеспечение методической литературой,необходимой для реализации данной технологии, и ее изучение; изучение опыта работы по данному направлению в других регионах);

2.Диагностический этап(при зачислении несовершеннолетнего на социальное обслуживание в Центр илипостановке семьи на патронажный учет):проводится диагностика детско-родительских отношений, которая предполагает определение уровня сформированности детско-родительских отношений, знаний и представлений родителей о возрастных задачах развития детей, методах их воспитания, в результате чего выявляется уровень сформированности детско-родительских отношений, другие проблемы, которые требуют пристального внимания и помощи специалистов, определяется глубина проблем, среди которых могут быть:

-нарушения в системе детско – родительских отношений;

-игнорирование родителями нужд и потребностей детей;

-пренебрежение родителями своими родительскими обязанностями;

-жестокое обращение с детьми;

-алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость и, соответственно,созависимость членов семьи;

-трудности подросткового возраста;

-семейное насилие, эксплуатация и др. проблемы, способные привести к дезадаптации всех членов семьи.

3.Подготовительный этап — определение целей и задач работы с семьей по воспитанию ответственного

родительства, планирование мероприятий, направленныхна:

—правовое просвещение родителей, изменение их отношения к соблюдению различных прав детей для предотвращения риска нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, что будет способствовать обеспечению правовой компетентности в решении жизненных проблем;

-оказание психологической помощи, снятие психологического напряжения через посещение релаксационных занятий, расслабляющих и снимающих психологическую нагрузку, напряжённость;

—коррекцию нарушенных детско-родительских отношений,повышение педагогической компетентности родителей в ходе индивидуальных педагогических бесед, лекций по педагогической тематике, индивидуальных и групповых коррекционных занятий по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений, психологических тренингов, направленных на повышение родительского и воспитательного потенциала семьи;

—предотвращение проблем в детско – родительских отношениях, которые возникают в результате неправильного подхода взрослых к вопросам воспитания детей.

4.Практический этап (проведение реабилитационных мероприятий согласно индивидуальному плану предоставления социальных услуг).

На данном этапе осуществляется реализация реабилитационных мероприятий среди участников целевой аудитории, направленных на:

-продвижение позитивных образцов культуры семейных отношений;

-пропаганду семейных ценностей;

-коррекцию и профилактику нарушений детско-родительских отношений;

-формирование и развитие навыков ответственного родительства.

Формы проведения мероприятий:

-тематические встречи с родительской аудиторией;

-анкетирование среди несовершеннолетних и родителей;

-творческий конкурс работ декоративно-прикладного искусства;

-диспут с участием детей и родителей;

-развлекательно-игровая программа с участием детей и родителей;

-лекция по педагогической тематике;

-индивидуальная педагогическая беседа;

-индивидуальное и групповое коррекционное занятие по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений.

Также эффективной формой работы является проведение ежегодных социальных акций, направленных на предотвращение жестокого обращения в отношениидетей.

При выявлении такой деструктивной проблемы, как алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость членов семьи, являющейся одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, в индивидуальную программу реабилитации семьи включаются мероприятия, направленные на снятие синдрома зависимости и созависимости, оказание психологической поддержки созависимым членам семьи; при выявлении фактов жестокого обращения с детьми и другими членами семьи – мероприятия по оказанию психологической помощи, направленной на решение конфликтных ситуаций в семье.

5.Аналитический этап — оценка эффективности проведенной работы, степени реализациипоставленных задач и достижения цели.

Для оценки эффективности реализации мероприятий в рамках данной технологии используется параметрический метод, суть которого заключается в сопоставлении двух групп параметров: начальный уровень (на момент проведения первичной диагностики, до начала практической работы с семьёй), контрольный уровень — сформированность навыков ответственного родительства (на момент проведения контрольной диагностики).

В качестве параметров, отражающих уровень сформированности навыков, используются:

-способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации в семье;

-умение построить доверительные отношения, найти общий язык с ребенком;

-принятие ребенка как личности;

-знание родителями индивидуальных психовозрастных особенностей ребенка;

-осознание необходимости родителями повышения родительской компетентности в воспитании детей.

Работа по формированию и развитию навыков ответственного родительства не заканчивается на этапе отчисления ребенка из учреждения или снятия семьи с патронажного учета Центра, она подразумевает осуществление постреабилитационного сопровождения семьи, которое позволяет специалистам держать ситуацию в семье под наблюдением, а в случае необходимости — оказывать своевременную помощь и поддержку.

Технология реализуетсяс 2011 года– бессрочно.

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу технологии

Сведения о ресурсах (кадровых, финансовых, материально-технических) учреждения, применяемых для реализации социальной технологии

Кадровые ресурсы:

Реализацию технологии обеспечивают специалисты Центра – 39,5 шт.ед.:

-воспитатели – 11 шт. ед.;

-социальные педагоги – 4 шт.ед.;

-специалисты по социальной работе – 17,5 шт. ед.;

-педагоги-психологи – 3 шт. ед.;

-инструкторы по труду –4 шт. ед.

Организационную и контролирующую функции выполняют директор Центра, заместитель директора по ВРР, заведующие отделениями, специалист отделения социальной диагностики по необходимости оказывает содействие в осуществлении информационно-просветительской деятельности и методическом сопровождении и аналитической деятельности в рамках реализации технологии.

Контроль за финансовой стороной реализации технологии осуществляет главный бухгалтер Центра.

Финансовые ресурсы:

Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО,а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

Материально-технические ресурсы:

В Центре оборудованы кабинеты для специалистов, имеется необходимое оборудование: оргтехника, мебель; созданы условия для приема посетителей, проведения коррекционно-профилактических занятий с родителями в рамках педагогической и психологической реабилитации

Механизм реализации технологии

Инновационная технология реализуется на базе структурных подразделений Центра:

-отделения социальной диагностики;

-отделения дневного пребывания;

-отделения социальной реабилитации детей — инвалидов;

-отделения социально-правовой помощи.

-участковой социальной службы по работе с семьей и детьми.

Время работы специалистов с клиентами определено графиком работы Центра.

Для эффективной реализации технологии сформирована необходимая материально-техническая база.

Привлечение родителей для проведения с ними коррекционно-профилактической работы осуществляется путем приглашения на мероприятия, проводимые в рамках технологии. К участию в некоторых мероприятиях привлекаются несовершеннолетние.Также на мероприятия приглашаются успешные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей.

В ходе реализации технологии специалисты взаимодействуют с заинтересованными организациями и учреждениями системы профилактики по вопросам работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации на основе заключенных соглашений о сотрудничестве.

Принципы реализации технологии

-отношение к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, как к равноценному, равноправному партнеру;

-создание единого реабилитационного пространства для семьи через сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Основные группы, на которые ориентирована технология:

семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также успешные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей.

Методическое обеспечение реализации технологии:

повышение методической грамотности специалистов в вопросах реализации технологии, оценка эффективности реализуемых мероприятий осуществляются в рамках деятельности методического совета, прохождения специалистами курсов повышения квалификации

Результаты реализации социальной технологии, их социальная и экономическая эффективность

Об эффективности данной технологии свидетельствует наличие положительной динамики по результатам ее реализации на базе Центра:

-на первичном этапе реабилитации (до проведения первичного психолого-медико-педагогического консилиума) возвращены в родные семьи:

-в 2011 году — 27 н/л из 127 н/л, зачисленных в Центр, что составляет 21%;

-в 2012 году — 22 н/л из 145 н/л, зачисленных в Центр, что составляет 15%;

-в 2013 году — 46 н/л из 169 н/л, зачисленных в Центр, что составляет 27%;

-в 2014 году — 37н/л из 179 н/л, зачисленных в Центр, что составляет 21%,

что свидетельствует о своевременности проделанной работы по стабилизации ситуации в семье, снятию актуальности семейной проблемы и возвращению в неё несовершеннолетних;

— возвратились в родные семьи в связи с улучшением ситуации:

-в 2011 году-107из 121 н/л, выбывших из Центра, что составляет 88%;

-в 2012 году — 125из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет90%,

-в 2013 году-143 из 154 н/л,выбывших из Центра, что составляет 93%,

-в 2014 году —186из 195 н/л, выбывших из Центра, что составляет 95%;

-направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

-в 2011 году — 3 из 121 н/л, выбывших из Центра, что составляет 2%;

-в 2012 году — 1 из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет 1%,

-в 2013 году —4 из 154 н/л, выбывших из Центра, что составляет 3%,

-в 2014 году — 0из 195 н/л, выбывших из Центра, что составляет 0%;

-направлены в приемные семьи:

-в 2011 году — 3 из 121 н/л, выбывших из Центра, что составляет 2%;

-в 2012 году — 1 из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет 1%,

-в 2013 году —5 из 154 н/л,выбывших из Центра, что составляет 3%,

-в 2014 году — 4из 195 н/л, выбывших из Центра, что составляет 2%;

— снято с патронажного учета в связи с улучшением ситуации в семье:

-в 2011 году — 1 из 71семьи, состоящей на патронажном учете Центра, что составляет 8%;

-в 2012 году — 6 из 78 семей, состоящих на патронажном учете Центра, что составляет 8%;

-в 2013 году — 14 из 72семей, состоящих на патронажном учете Центра, что составляет 19%;

-в 2014 году — 19 из 69семей, состоящих на патронажном учете Центра, что составляет 28%;

-в 2010 году — 0 н/л из 211 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 0%;

-в 2011 году — 2 н/л из 159 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 1,3%;

-в 2012 году –2 н/л из 183 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 1,1%;

-в 2013 году –2 н/л из 213 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет0,9%;

-в 2014 году – 0 н/л- из 238 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 0%;

Организован комплексный подход к работе с проблемными семьями как через отлаженное межведомственное профессиональное взаимодействие, так и через тесное сотрудничество с бизнес-сообществами, общественными объединениями и организованными сообществами граждан г. Новый Уренгой, которые оказывали существенную помощь в ликвидации семейного неблагополучия в виде информационной поддержки, оказании содействия в возрождении духовно-нравственных ценностей, оздоровлении и трудоустройстве членов семьи, организации развивающего досуга, отдыха в организации лечения от зависимости к ПАВ.

Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации технологии

Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО,грантовых средств, а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация . В статье рассмотреныособенности системы формирования ответственного родительства в условиях дошкольной образовательной организации. Представлена разработка системы формирования ответственного родительства в ДОО на основе реализации инновационной проектной деятельности.

Ключевые слова : семья, родительство, ответственное родительство, взаимодействие ДОО и семьи.

Период дошкольного детства является уникальным в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период происходит развитие личности, формируются основы психического и физического здоровья, что составляет эмоциональное благополучие ребенка.Гармоничное психическое, физическое и эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника возможно только при согласованности действий двух основных социальных институтов – дошкольной образовательной организации и семьи ребенка.

В разное время проблемами взаимодействия ДОО и семьи занимались и занимаются различные ученые, педагоги и дидакты. Так, особенности работы ДОО и семьи раскрыты в трудах Е. П. Арнаутовой, О. А. Бочкаревой, Т. В. Волковой, С. В. Глебовой, Т. И. Гризик, А. Г. Гогоберидзе, А. В. Дронь, О. Л. Данилюк и др. Методические аспекты взаимодействия детского сада и семей воспитанников, а также современные формы партнерства отражены в работах Т. Ф. Бабыниной, И. И. Вепревой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, Т. Н. Зениной, Т. Е. Ивановой, Н. Ф. Лагутиной, Н. В. Микляевой, О. В. Макаровой, В. Л. Малашенковой, Е. В. Мигуновой и др.

Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е. П. Арнаутовой [3, с. 74], и результаты анкетирования педагогов и родителей, попытаемся далее обозначить существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка:

1. Со стороны педагогов:недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса; низкий уровень педагогического общения с родителями;некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

2. Со стороны родителей: непонимание важности периода – дошкольное детство; недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества; низкий социально-культурный уровень родителей; некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

3. Со стороны руководства детского сада: отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития; отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинского персонала, социального педагога) и, конечно же, воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия ДОО и семьи наблюдаются следующие противоречия: между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорирование родителями этой помощи; между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей; между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии [4, с. 19].

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки эффективных форм и методов взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Современное общество рассматривает родительство как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Потенциальную возможность стать родителями имеют практически каждые мужчины и женщины, достигшие половой зрелости. Но при этом психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли.Родительство – это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек – отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка [1].

Исходя из выше сказанного, предположим, что структура родительства должна включать следующие компоненты:потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические точки зрения мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общение с ним;ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания [6].

Несмотря на имеющиеся в резерве современной дошкольной образовательной организации новых методов, достаточно актуальными сегодня остаются традиционные формы работы с ДОО и семьи. К ним следует отнести посещение семьи ребенка-дошкольника, день открытых дверей, консультации, беседы с родителями, родительские собрания и т.д.

Существующие различные формы организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, как традиционные, так и современные, предполагают четкую и слаженную работу всех специалистов ДОО с целью обеспечения партнерского взаимодействиями с семьями воспитанников и формирования системы ответственного родительства.

Наше исследование показало неоднозначность состояния взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Мы определили, что большинство воспитателей акцентируют свое внимание непосредственно на воспитанниках, а взаимодействие с родителями сводят к минимуму, недостаточно уделяя времени работе в данном направлении. Итак, констатация опыта работы в дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями показала необходимость определения педагогических условий по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в контексте выстраивания системы ответственного родительства.

Основными целями реализации проекта являются:активизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников; комплексный подход в выборе и использовании средств общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Основной идеей проекта является необходимость разрешения потребностей и запросов родителей воспитанников, выявленных в ходе первого этапа работы. Необходимо таким образом спроектировать деятельность ДОО, чтобы она обеспечивала разрешение многих противоречий и способствовала приобретению родителями знаний в области педагогики, психологии, семейного воспитания, пониманию родителями проблем социально-личностного и познавательного развития своего ребенка, а также своевременному оказанию необходимой помощи и поддержки своему ребенку, иными словами формирование ответственного родительства.

В качестве необходимых психолого-педагогических условий организации и реализации проекта являются следующие необходимые составляющие: доверительное отношение между педагогами и родителями; обязательный учет особенностей взаимоотношений родителей и детей; системность и периодичность проведения встреч.

В проекте предусмотрены шесть основных направлений взаимодействия, условно названных блоками:

1. Психолого-педагогический включает в себя цикл бесед по вопросам воспитания, развития, образования детей дошкольного возраста, их взаимодействия со взрослыми (педагогами и родителями); отношение детей к книге, чтению, словотворчеству и т.д.

4. Наша игротека. Представление коллективных игр для детей дошкольного возраста, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и их родителей, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.

6. Встреча с педагогами детских творческих коллективов.

Иными словами итогами проекта могут стать: создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей; повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада; создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОО;разработка новых подходов к взаимодействию ДОО и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка;организация преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам досуга, обучения и воспитания детей.

Итак, на сегодняшний день родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской ответственности. Поэтому действия специалистов по формированию системы ответственного родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.

В своей статье мы попытались разработать механизм формирования ответственного родительства в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, который, несомненно, требует апробации.

Библиографический список

1 Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Р-н/Д.: Феникс, 2002. С. 447-448.

2 Акутина, С. П. Формирование осознанного родительства / С. П. Акутина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 133–143.

3 Арнаутова, Е. П. Педагог и семья: учебно-методическое пособие / Е. П. Арнаутова. М.: Карапуз, 2002. 264 с.

4 Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия ДОО и семьи / Т. Ф. Бабынина. М.: Сфера, 2016. 128 с.

5 Вепрева, И. И., Татарникова, Г. М., Бронивец, Ю. П. Современные модели и актуальные темы сотрудничества с родителями: методическое пособие для педагогов ДОО / И. И. Вепрева, Г. М. Татарникова, Ю. П. Бронивец. Волгоград: Учитель, 2016. 147 с.

Анкетирование "Что вы знаете о правах ребенка?", "Мои плюсы и минусы в общении с родителями" .

Консультации на сайте ДОУ:

Воспитатель Гутина Г.В.

Изучение нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детства: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Семейный кодекс РФ и т. д.

Выявление неорганизованных детей. Совместная работа с поликлиникой. Составление списков неорганизованных детей

Опрос и приглашение неорганизованных детей посещать кружки в ДОУ

Семинар "Организация профилактической работы по защите детей от жестокого обращения"

Консультация "Реализация прав ребенка в ДОУ"

инспектор по охране прав детства

Семинар-практикум "Социальная дезадаптация детей и задачи ДОУ по ее профилактике"

Выпуск газет, информационных листков

Взаимодействие ДОУ с семьями в области музыкального образования

зам. зав по ВМР, воспитатели групп

Проведение занятий с детьми по правовому воспитанию.

зам. зав по ВМР, воспитатели

Уполномоченный по правам ребенка Швец Г.Х.

Скорая педагогическая помощь родителям (Подбирается библиотечка для родителей по различным вопросам воспитания и обучения).

День семьи "Семейное счастье"

Консультация для воспитателей

инспектор по охране прав детства

Общественный инспектор по охране прав детства Вольхина Е.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства.


Ответственное родительство


План работы по ответственному родительству

План работы с неблагополучными семьями.


Консультация для родителей в рубрику "Школа ответственного родительства" на тему : "Безопасность детей на улице"

Консультация для родителей "Безопасность детей на улице".


Консультация для родителей в рубрику "Школа ответственного родительства" на тему : "Памятка по обучению детей безопасному поведению на дороге"

Памятка для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.

ответственное родительство

Это занятие в форме круглого стола для родителей, на котором раскрывается роль семьи в воспитании ребенка, ответственности родителей за его развитие. раскрываются стили воспитания и основные направлен.

Организация работы с родителями по формированию культуры семейной жизни и ответственного родительства

Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольной организации и семьи по достижению общей цели - в.


Аннотация . В статье рассмотреныособенности системы формирования ответственного родительства в условиях дошкольной образовательной организации. Представлена разработка системы формирования ответственного родительства в ДОО на основе реализации инновационной проектной деятельности.

Ключевые слова : семья, родительство, ответственное родительство, взаимодействие ДОО и семьи.

Период дошкольного детства является уникальным в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период происходит развитие личности, формируются основы психического и физического здоровья, что составляет эмоциональное благополучие ребенка.Гармоничное психическое, физическое и эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника возможно только при согласованности действий двух основных социальных институтов – дошкольной образовательной организации и семьи ребенка.

В разное время проблемами взаимодействия ДОО и семьи занимались и занимаются различные ученые, педагоги и дидакты. Так, особенности работы ДОО и семьи раскрыты в трудах Е. П. Арнаутовой, О. А. Бочкаревой, Т. В. Волковой, С. В. Глебовой, Т. И. Гризик, А. Г. Гогоберидзе, А. В. Дронь, О. Л. Данилюк и др. Методические аспекты взаимодействия детского сада и семей воспитанников, а также современные формы партнерства отражены в работах Т. Ф. Бабыниной, И. И. Вепревой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, Т. Н. Зениной, Т. Е. Ивановой, Н. Ф. Лагутиной, Н. В. Микляевой, О. В. Макаровой, В. Л. Малашенковой, Е. В. Мигуновой и др.

Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е. П. Арнаутовой [3, с. 74], и результаты анкетирования педагогов и родителей, попытаемся далее обозначить существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка:

1. Со стороны педагогов:недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса; низкий уровень педагогического общения с родителями;некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

2. Со стороны родителей: непонимание важности периода – дошкольное детство; недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества; низкий социально-культурный уровень родителей; некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

3. Со стороны руководства детского сада: отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития; отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинского персонала, социального педагога) и, конечно же, воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия ДОО и семьи наблюдаются следующие противоречия: между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорирование родителями этой помощи; между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей; между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии [4, с. 19].

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки эффективных форм и методов взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Современное общество рассматривает родительство как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Потенциальную возможность стать родителями имеют практически каждые мужчины и женщины, достигшие половой зрелости. Но при этом психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли.Родительство – это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек – отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка [1].

Исходя из выше сказанного, предположим, что структура родительства должна включать следующие компоненты:потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические точки зрения мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общение с ним;ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания [6].

Несмотря на имеющиеся в резерве современной дошкольной образовательной организации новых методов, достаточно актуальными сегодня остаются традиционные формы работы с ДОО и семьи. К ним следует отнести посещение семьи ребенка-дошкольника, день открытых дверей, консультации, беседы с родителями, родительские собрания и т.д.

Существующие различные формы организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, как традиционные, так и современные, предполагают четкую и слаженную работу всех специалистов ДОО с целью обеспечения партнерского взаимодействиями с семьями воспитанников и формирования системы ответственного родительства.

Наше исследование показало неоднозначность состояния взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Мы определили, что большинство воспитателей акцентируют свое внимание непосредственно на воспитанниках, а взаимодействие с родителями сводят к минимуму, недостаточно уделяя времени работе в данном направлении. Итак, констатация опыта работы в дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями показала необходимость определения педагогических условий по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в контексте выстраивания системы ответственного родительства.

Основными целями реализации проекта являются:активизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников; комплексный подход в выборе и использовании средств общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Основной идеей проекта является необходимость разрешения потребностей и запросов родителей воспитанников, выявленных в ходе первого этапа работы. Необходимо таким образом спроектировать деятельность ДОО, чтобы она обеспечивала разрешение многих противоречий и способствовала приобретению родителями знаний в области педагогики, психологии, семейного воспитания, пониманию родителями проблем социально-личностного и познавательного развития своего ребенка, а также своевременному оказанию необходимой помощи и поддержки своему ребенку, иными словами формирование ответственного родительства.

В качестве необходимых психолого-педагогических условий организации и реализации проекта являются следующие необходимые составляющие: доверительное отношение между педагогами и родителями; обязательный учет особенностей взаимоотношений родителей и детей; системность и периодичность проведения встреч.

В проекте предусмотрены шесть основных направлений взаимодействия, условно названных блоками:

1. Психолого-педагогический включает в себя цикл бесед по вопросам воспитания, развития, образования детей дошкольного возраста, их взаимодействия со взрослыми (педагогами и родителями); отношение детей к книге, чтению, словотворчеству и т.д.

4. Наша игротека. Представление коллективных игр для детей дошкольного возраста, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и их родителей, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.

6. Встреча с педагогами детских творческих коллективов.

Иными словами итогами проекта могут стать: создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей; повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада; создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОО;разработка новых подходов к взаимодействию ДОО и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка;организация преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам досуга, обучения и воспитания детей.

Итак, на сегодняшний день родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской ответственности. Поэтому действия специалистов по формированию системы ответственного родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.

В своей статье мы попытались разработать механизм формирования ответственного родительства в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, который, несомненно, требует апробации.

Библиографический список

1 Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Р-н/Д.: Феникс, 2002. С. 447-448.

2 Акутина, С. П. Формирование осознанного родительства / С. П. Акутина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 133–143.

3 Арнаутова, Е. П. Педагог и семья: учебно-методическое пособие / Е. П. Арнаутова. М.: Карапуз, 2002. 264 с.

4 Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия ДОО и семьи / Т. Ф. Бабынина. М.: Сфера, 2016. 128 с.

5 Вепрева, И. И., Татарникова, Г. М., Бронивец, Ю. П. Современные модели и актуальные темы сотрудничества с родителями: методическое пособие для педагогов ДОО / И. И. Вепрева, Г. М. Татарникова, Ю. П. Бронивец. Волгоград: Учитель, 2016. 147 с.

Читайте также: