Проект музыкально оздоровительной работы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Музыкально- оздоровительная работа в детском саду." — Транскрипт:

1 Музыкально- оздоровительная работа в детском саду

2 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

3 Результатами этой работы являются: 1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка 2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями) 3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей 4. Повышение уровня речевого развития 5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

4 Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки- распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее

5 МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

8 ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.

9 СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

10 ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

11 ИГРОТЕРАПИЯ Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы

13 МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

14 . Надо отметить, что успех проводимой музыкально- оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. проект долгосрочный, расчитан на 1 год, где в рамках системы разработаны фррмы ргранизации музыкально-оздоровительных мероприятийдля детей сстаршего дошкольного возраста. система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

ВложениеРазмер
proekt_zdorove.docx 49.82 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

на музыкальных занятиях в детском саду

Полякова И. Э музыкальный руководитель

Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год, где в рамках системы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.

Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Приложение 1. Пальчиковые музыкальные игры для старшего возраста.

Приложение 2 Дыхательная гимнастика для детей 6-7 лет

Приложение 3. Музыкально подвижные игры

Приложение 4. Валелогические песенки распевки

Приложение 5. Песенно-речевые игры

Приложение 6. Сценарии, досуги и развлечения.

Приложение 11. Упражнения для ритмопластики для детей старшего возраста

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Сущность проекта : музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Проект направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, можем комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Организация оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников .

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
  1. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Виды деятельности оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольника

- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

-развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

-музыкально- валеологические занятия

-музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

- музыкально- физкультурные развлечения

Методы и приемы для реализации проекта

- упражнения на развитие дыхания (распевки)

- подвижные музыкальные игры

- музыкальные паузы вне занятий

- музыкальные оздоровительны занятия

- музыкальное сопровождение режимных моментов на занятиях.

- совместная музыкальная деятельность родителей и детей (досуги, праздники, развлечения)

- использование антистрессовой гимнастики.

Формы взаимодействия с родителями:

- встречи на родительских собраниях, праздниках, открытых занятий.

- проведение мастер класс «Танцевально-образные игры для

Участники проекта : дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, , родители.

Тип проекта: музыкально-творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2016г. по май 2017г

Этапы реализации проекта

I этап – организационно-подготовительный

- изучение ситуации, изучение литературы

- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

- разработка проекта, знакомство с проектом

- накопление методического материала

- составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий .

- с оставление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

- подготовка развивающей среды

II этап – основной

- со здание методических разработок для реализации проекта

-музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

-музыкально- валеологические занятия.

- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

-музыкально- физкультурные развлечения

-музыкальные занятия, развлечения, консультации в течение всего периода

-консультации для педагогов и родителей.

III этап – заключительный

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь 2016г. - октябрь 2017г.)

Изучение ситуации, изучение литературы.

Разработка проекта, знакомство с проектом

Составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий .

Составление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Сентябрь- октябрь 2016г

Подготовка развивающей среды

2 этап – основной, практический (ноябрь 2016г. – май 2017г.)

Образовательная деятельность с воспитанниками с ноябрь 2016 - Май 201г

Пальчиковые музыкальные игры.(Приложение 1)

Валелогические песенки распевки.(Приложение3) Подвижные музыкальные игры (Прилоение4)

Декабрь 2016г-май 2017г

Декабрь-2013 май 2016г

Обогащение развивающей среды

Декабрь 2016-май 2017г

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей (праздники, досуги, развлечения)

Ноябрь 2016г- май 2017г

Работа с педагогами:

Взаимодействие с родителями:

Декабрь 2016-май 2017г

Провести анализ занятий с позиций здоровьесбережения..

Сделать подборку психогмнастических упражнений для старшего возраста

. Сделать подборку упражнений по ритмопластике для старшего возраста.

Мастер класс «Танцевально-образные игро-танцы, для

Тип проекта: педагогический, познавательный, практико-ориентированный, групповой.

Цель проекта: внедрить в образовательную деятельность на музыкальных занятиях оздоровительную работу.

Проект предназначен для музыкальных руководителей в системе использования здоровьесберегающих технологий.

Мельник Ксения Вячеславовна со своими воспитанниками.

Задачи проекта

Общие задачи:

  1. Разработать комплекс мер музыкально-оздоровительной работы на музыкальных занятиях.
  2. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.
  3. Вовлечь воспитанников ДОУ, воспитателей.
  4. Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Задачи для воспитанников:

  1. Формировать гигиенические навыки, правильную осанку.
  2. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  3. Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус воспитанников.
  4. Развивать положительную мотивацию к музыкально-оздоровительной работе.
  5. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Ожидаемый результат

Разработан комплекс мер по музыкально-оздоровительной работе в ДОУ:

Воспитанник:

  • владеющий правильным дыханием, ровным звукоизвлечением;
  • расширил представления о влиянии музыки на собственное здоровье;
  • повысил адаптивную возможность своего организма (активизировались защитные свойства,
  • накопилась устойчивость к заболеваниям);
  • способный понимать значимость музыкально-оздоровительной работы;
  • проявляет инициативность в выборе средств музыкального оздоровления;
  • обладающий положительной мотивацией к занятиям по музыкально-оздоровительной работе.

Вид проекта

  • По продолжительности: краткосрочный.
  • По характеру деятельности: творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, возраст 5-6 лет, родители, педагоги.

Методы и приемы

  • Игровые (пальчиковая гимнастика, коммуникативные танцы, валеологические песенки, игровой массаж).
  • Словесные (дыхательные, фонопедические, артикуляционные упражнения, восприятие музыкальных произведений).
  • Наглядные (показ педагогом, презентации, видеоролики).
  • Практические (музицирование, пропевание попевок, пение, утренняя гимнастика).

Форма реализации проекта

  • Музыкальные занятия
  • Утренняя гимнастика

Форма работы с родителями: консультации, беседы с родителями.

Формы работы с педагогами: консультация, практические рекомендации в использовании здоровье сберегающих технологий в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей в группах.

Сфера использования: все образовательные области педагогического проекта процесса, в работе музыкальных руководителей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Предполагаемый продукт

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Программа оздоровления детей в ДОУ ориентирована на формирование чувства ответственности за укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие направления:

проведение музыкально-логоритмических занятий;

музыкально-физкультурные досуги и развлечения;

взаимодействие специалистов ДОУ по музыкально-оздоровительному направлению;

совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия (НОД), в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее эстетическое, умственное и физическое воспитание, формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Оздоровительные и фонопедические упражнения (разработки В.Емельянова, М.Картушиной) способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

Артикуляционная гимнастика, способствующая тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Пальчиковые игры благоприятно воздействуют на все внутренние органы, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Слушание правильно подобранной музыки в повседневной жизни дошкольника повышает их иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Валеологические песенки-распевки, с которых начинаются все музыкальные занятия. Они поднимают настроение, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствует восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Физкультурно-оздоровительные игры и упражнения:

- Ходьба и маршировка в различных направлениях;

- Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

- Упражнения на развитие физиологического дыхания;

- Упражнения с предметами;

- Упражнения на ориентировку в пространстве;

- Игры с элементами спорта;

- Игры на развитие внимания.

Организатором профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в оздоровительной работе является старший воспитатель, который оказывает помощь воспитателям, специалистам с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.

Воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и медицинская сестра, работают в тесном контакте друг с другом, стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду был разработан план организации взаимодействия специалистов, определены основные задачи, которые включили в себя:

1.Тесное взаимодействие специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей) и повышение их профессионального уровня.

2.Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ, стимулирующего физическое развитие ребенка.

3.Совместное составление перспективного плана оздоровительной работы.

4.Совместная подготовка и проведение музыкально-спортивных досугов, логоритмических, тематических и интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

5.Тесное взаимодействие с родителями, основной задачей которого является помощь педагогов родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками оздоровительного процесса в ДОУ.

Взаимодействие психолога с музыкальным руководителем осуществляется следующим образом:

Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.

Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упраж­нений на музыкальных занятиях.

Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развле­чений и досуга, распределении ролей; участвует в их организации и проведении.

Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. Разрабатывается план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.

2. Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара, составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен и т.д.

3. Учитель-логопед принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, логоритмических и открытых занятий.

4. Организуются совместные выступления музыкального руководителя и логопеда на педагогических советах на темы, касающиеся логоритмики.

Инструктор по физической культуре и медицинская сестра дошкольного учреждения, после проведения антропометрического обследования и определения уровня физического развития детей, медицинского осмотра дошкольников, выделения контингента часто и длительно болеющих детей:

- дают рекомендации по проведению двигательных занятий, по закаливанию;

- определяют, в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, физическую и зрительную нагрузку;

- дают рекомендации по вопросам организации и проведения занятий (касающиеся освещения, охраны зрения ребенка).

И подробнее о взаимодействии инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.

Можно ли проводить непосредственно образовательную деятельность по физкультуре без музыки?

Конечно можно, но с музыкой физическое развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально. Попытаемся, это обосновать.

Музыка и физкультура очень тесно взаимосвязана.

Конечно, прежде всего, это зарядка вместе с музыкальным руководителем; в водной части, в ОРУ и, конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.

Одна из особенностей музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Поэтому музыку мы можем сделать активным помощником воспитания.

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова,- музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность.

У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце непосредственно образовательную деятельность по физкультуре, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.

На занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.

Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.

Так же очень хороший помощник музыка в основной части при общеразвивающих упражнениях. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, ножницы, подъем туловища из положения, лежа, отжимание и т. д.), не следует проводить под музыку.

Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет инструктора по физической культуре. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.

Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.

Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Но в мало подвижных играх музыка может быть использована на протяжении всей игры.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений.

Музыка делает физкультурные занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.

Результатами взаимодействия специалистов ДОУ в системе музыкально-оздоровительной работы являются:

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

повышение уровня речевого развития;

снижение уровня заболеваемости;

стабильность физической и умственной работоспособности.

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель. 2011.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

3. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002.

Читайте также: