Проект музыка и здоровье в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы

• пропагандировать здоровый образ жизни у детей;

• желание заботиться о своем здоровье, используя различные методы оздоровления;

Цель проекта:

• формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности вести здоровый образ жизни путём приобщения к музыкальной культуре через ознакомление с музыкальными произведениями и физической культуре через двигательную деятельность

Задачи проекта:

• создать условия для возникновения мотивации у детей и их родителей к занятиям спортом, физкультурой, следованию здоровому образу жизни;

• развивать умения общаться и сообщать о себе, своём настроении, своих эмоциональных переживаниях с помощью музыки

Продукты проекта:

• Консультации для родителей.

• Оздоровительно-двигательная деятельность детей.

Подготовительный этап

• создание условий для реализации проекта, подбор методической литературы, пособий, дидактических и подвижных игр, загадок, пословиц и поговорок, видео материалов, материально технической базы;

• организация развивающей среды, подбор пособий и инвентаря, пополнение уголка здоровья, подборка художественной литературы, иллюстраций о ЗОЖ;

• подбор музыки для релаксации и отдыха, ритмопластики, песен

Практический этап реализации проекта

• укреплять физическое здоровье детей;

• формировать у детей потребность быть здоровым;

• развивать физические качества – выносливость, быстроту, ловкость;

• воспитывать настойчивость, желание выполнять двигательные действия правильно и красиво, получать от этого удовольствие;

• обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей современной детской музыкой;

• поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимных моментах.

Понедельник

Утро радостных встреч

Девиз дня: "Я и дома и в саду с ритмопластикой дружу"

Игровая утренняя ритмопластика с Вишняковым М.Н.

Утро радостных встреч

(с использованием подвижных игр, малоподвижных и народных игр).

Игровая утренняя зарядка с Вишняковым М.Н.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в спортивных уголках групп и на прогулке (под руководством воспитателя)

Утро радостных встреч

Девиз дня: Кто со спортом дружит крепко,

Кто с утра прогонит лень

Будет смелым и умелым,

И веселым, целый день.

Игровая утренняя ритмопластика с музыкальным руководителем Заводовой Е.А.

НОД по физической культуре

Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (под руководством воспитателя)

Утро радостных встреч

Игровая утренняя зарядка с инструктором по физической культуре Вишняковым М.Н.

Утро радостных встреч

Девиз дня: Не унывать! Всё пройти и все узнать!

Игровая утренняя ритмопластика с музыкальным руководителем Заводовой Е.А.

Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, воспитатели.

Срок реализации: октябрь- декабрь 2017

Обеспечение проекта :

1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, ф-мы современной и классической музыки для проведения упражнений.

2. Технические средства : ноутбук.

3. Раздаточный материал: мячи, флажки, пышные султанчики и т. п.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта :

1. Сценарии спортивно-музыкальных праздников.

2. Картотека игр.

4. Алгоритм музыкальной организованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий (старшая группа). Общая длительность музыкальных занятий - 25 мин.

Вводная ходьба (1 мин)

Валеологическая песенка – распевка с самомассажем (2 мин)

Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5 мин)

Пассивное слушание музыки (2 мин)

Дыхательная гимнастика (2 мин)

Артикуляционная гимнастика (1 мин)

Пение, песенное творчество (в качестве физминутки – пальчиковая игра) (5 мин)

Активное слушание музыки (пляски, танцевальное творчество) (5 мин)

Речевые и музыкальные игры, хороводы (3 мин)

Презентация проекта

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровьявоспитанников нашего детского сада.

Цель: Разработать и проводить музыкально-образовательную деятельность, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

• Изучение литературы по данной проблеме

• Накопление методического материала

• Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы Сент-окт 2017

Создание методических разработок для реализации проекта НОД по музыке с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

Музыкально- валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Музыкально- физкультурные развлечения

Самообразование НОД по музыке, развлечения, консультации В течение всего периода

Исследование результатов практической деятельности Создание методических рекомендаций и пособий Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий.

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные и музыкальные мероприятия проводятся в групповых комнатах и на территории ДОУ.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

В групповых комнатах проходят все виды НОД по музыке, развлечения, досуги, праздничные утренники. Группы хорошо освещены, регулярно убираются и проветриваются.

Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

музыкальные инструменты : пианино, набор детских музыкальных инструментов;

библиотека методической и музыкальной литературы;

фонотека; подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

ноутбук для показа презентаций; музыкальные игрушки; атрибуты и декорации для игр и театрализаций.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с набором музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или совместно с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности.

На территории ДОУ расположены спортивная площадка. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.

НОД по музыкальному воспитанию использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Формы работы – индивидуальные, групповые, фронтальные По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий :

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Музыкотерапия.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

Как в саду цветочки! Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем

Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

"Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок" (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И. П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка" (закаливание зева)

И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала. На кувшинку села,

Песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1 точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2 точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3 точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4 точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5 точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6 точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7 точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

С такими глазами! (показывают "большие глаза")

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для самостоятельной деятельности.

1. И. С. Бах. "Шутка".

2. И. Брамс. "Вальс".

3. А. Вивальди "Времена года"

4. Д. Кабалевский "Клоуны"

5. Д. Кабалевский "Петя и волк"

1. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

2. "Будьте добры" А. Санин

3. "Веселые путешественники" М. Старокадомский

4. "Все мы делим пополам" В. Шаинский

5. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

6. "Если добрый ты" Б. Савельев

7. "Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

8. "Настоящий друг" Б. Савельев

9. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков

10. "Антошка" В. Шаинский

Музыка для пробуждения после дневного сна

2. А. Дворжак "Славянский танец"

3. Лютневая музыка XVII века

4. Ф. Лист "Утешения"

5. Ф. Мендельсон "Песня без слов"

Музыка для релаксации

1. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"

2. Л. Бетховен "Лунная соната"

НОД по музыкальному воспитанию с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Результатами музыкально- оздоровительной работы являются :

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

повышение уровня речевого развития;

снижение уровня заболеваемости;

стабильность физической и умственной работоспособности.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Музыка из всех видов искусств является самым сильным средством воздействия на человека. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект "Музыка и здоровье"

МКДОУ БГО детский сад №21 комбинированного вида город Борисоглебск.

Семёнова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель

Пояснительная записка

Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.

Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов. Нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Образовательная область: музыка

Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, приобщение к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, творческий, долгосрочный.

Создании педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования при использовании возможностей музыкального искусства.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

Образовательные:

Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии

. Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара

Обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.

Развивающие:

Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности

Развивать способности к самосозиданию и самовыражению

Формировать коммуникативные навыки

Оздоровительные:

Укреплять психическое и физическое здоровье детей

Уделять внимание профилактике простудных заболеваний

Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.

Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства

Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики

Формировать четкую и правильную дикцию

Пополнять словарный запас, образность речи

Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования

Воспитательные:

Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус

Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;

Организационные условия реализации проекта:

Возраст детей: 5-7 лет

Состав группы: от 10 до 15 человек

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю, после дневного сна; индивидуальное – по необходимости

Продолжительность проекта долгосрочный

Планируемые результаты:

Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.

Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.

Улучшение общего состояния здоровья детей.

Повышение их самооценки и уверенности в себе.

Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.

Содержание проекта:

Слушание музыкальных произведений:

Пение музыкальных произведений:

Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)

Дыхательная гимнастика (по методу А.Н. Стрельниковой)

Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)

Музыкально-ритмические упражнения:

Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)

Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)

Игровое творчество:

Музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой)

Приемы и методы организации образовательного процесса:

Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)

Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)

Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)

Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)

Итоговые мероприятия:

Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих программ для родителей и детей

Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференций

Отчет музыкального руководителя.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

Распределение материала на блоки, составление плана работы.

Изучение компетентности родителей по теме проекта

Планирование работы воспитателей с детьми.

Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

Создание базы данных о концертных залах города Тюмени.

Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Методическая основа проекта.

Дыхательная гимнастика А.П. Стрельниковой

Теория Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей

Теория Н.А. Ветлугиной о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников

Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.

Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов. Нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

Образовательная область: музыка

Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, приобщение к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, творческий, долгосрочный.

Цель проекта:

Создании педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования при использовании возможностей музыкального искусства.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии
  2. . Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара
  3. Обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.

Развивающие:

  1. Развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности
  2. Развивать способности к самосозиданию и самовыражению
  3. Формировать коммуникативные навыки

Оздоровительные:

  1. Укреплять психическое и физическое здоровье детей
  2. Уделять внимание профилактике простудных заболеваний
  3. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей.

Речевые:

  1. Воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства
  2. Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики
  3. Формировать четкую и правильную дикцию
  4. Пополнять словарный запас, образность речи
  5. Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования

Воспитательные:

  1. Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный вкус
  2. Формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;

Организационные условия реализации проекта:

Возраст детей: 5-7 лет

Состав группы: от 10 до 15 человек

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Количество занятий: групповое – 1 раз в неделю, после дневного сна; индивидуальное – по необходимости

Продолжительность реализации проекта: 2 года

Форма организации учебного занятия: кружковое.

Планируемые результаты:

  • Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора.
  • Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
  • Улучшение общего состояния здоровья детей.
  • Повышение их самооценки и уверенности в себе.
  • Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.

Содержание проекта:

Слушание музыкальных произведений:

Пение музыкальных произведений:

  1. Вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара)
  2. Дыхательная гимнастика (по методу А.Н. Стрельниковой)
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы)

Музыкально-ритмические упражнения:

  1. Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации)
  2. Логоритмика
  3. Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах)

Игровое творчество:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Музыкальные игры.

Релаксация:

  1. Музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой)
  2. Улыбкотерапия.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  1. Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры)
  2. Словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения)
  3. Наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал)
  4. Методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка)

Итоговые мероприятия:

  1. Показ музыкально-творческих номеров, проведение творческих программ для родителей и детей
  2. Участие в фестивалях детского творчества, родительских конференций
  3. Отчет музыкального руководителя.

1 этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

2 этап:

3 этап:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Методическая основа проекта.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (5-6 лет)

Методика

Количество времени, часы

Всего

Теория

Практика

Слушание

Читайте также: