Проект музей в чемодане для детского сада
Обновлено: 04.07.2024
Идея проекта заключается в возможности быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что особенно важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Тематическая экспозиция умещается в одном чемодане с музейными экспонатами. Цель проекта: Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Задачи: • укрепление института семейных отношений, духовной близости и понимания между старшими и младшими поколениями; • формирование интереса к жизни своей семьи; • передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству; • воспитанию любви к своему дому, своей родине; • организация семейного досуга.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект .
Отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Знакомство с коллекциями стимулирует эмоциональное и духовное обогащение детей, расширяет культурный кругозор. Это вносит в дошкольное образование, новизну и стимулирует дальнейшее развитие всесторонней деятельности.
Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.
В работе с музеем надо подходить, как к педагогическому процессу, исходить из строгого соблюдением возрастных особенностей. Даже маленький ребенок может оказаться в музейном пространстве, но знакомство с миром искусства надо построить с учетом его внутреннего мира.
А. Бакушинский первый в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и образовательной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.
Целью создания музея является создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Задачами мини-музея стали:
- Знакомство дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
- Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
- Формирование нравственных ориентиров и патриотических чувств у дошкольников.
- Развитие творческого мышления, воображения, фантазии.
- Повышение роли музеев в образовании и воспитании.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
Идея создания музея, который можно приносить детям и моделировать под возраст и особенности детей, возникла из-за отсутствия места для отдельной выставки. Музеем стали старые чемоданы, которые отыскали на дачах и антресолях. При выборе профиля мини-музея определились с направлениями. Рассматривали выбор направлений с точки зрения актуальности и возможности приобретения и сбора. Было собрано три коллекции для младшего возраста — это коллекция матрешек, для старшего возраста коллекция значков и фотоаппаратов.
Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала не охотно включались в процесс, но потом стали спрашивать и интересоваться, активнее приносили конечно же значки, по крупицам, все же удалось собрать экспонаты для мини музеев. Коллекции поместились в чемодан, а также рисунки, тексты, фотодокументы, слайды, фильмы, творческие задания по теме.
- Сбор коллекций.
- Составление библиографии по коллекциям.
- Повышение квалификации педагогов путем изучения материала по коллекциям.
- Использование электронных образовательных ресурсов, подбор материалов.
- Подбор художественно-дидактических пособий.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
подготовительный, практический, деятельный.
Рассматривалось все с точки зрения применяемости в повседневной жизни образовательного учреждения.
На подготовительном этапе:
Выбрали направление и обсудили возрастные интересы детей.
Определили перспективы создания коллекций и возможности сбора коллекций и их пополнения.
Определились с оформлением и размещением экспонатов.
Разработали формы работы с коллекциями, разработали конспекты с использованием коллекций.
Практический этап деятельности состоял в оформлении старых чемоданов под нужную коллекцию. Коллекция матрешек была оформлена в русском народном стиле. Коллекцию значков было решено оформить с элементами спорта и делать акцент на физическое воспитание, так как значков спортивных оказалось больше, а эта тема актуальна. Коллекцию фотоаппаратов, оформили старыми и новыми фотографиями, что сразу дает почувствовать контраст времен.
Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Не находясь постоянно в игровом пространстве, позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.
В процессе создания коллекций родители постепенно, становились активными участниками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей. Формировало партнёрские отношение, развивало доверие и уважение к педагогам со стороны родителей.
Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании наших музеев учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать. Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть в близи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.
Работа с экспонатами строится по принципам:
Наглядности, коллекции содержать большой наглядный материал.
Интеграции, учитывается содержание образовательной программы ДОУ.
Научности, экспонаты рассказывают о явлениях в выбранной темы, доступным для ребенка языком.
Мобильности, композиции переносятся в нужное помещение.
Доступности, все экспонаты доступны для детей.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/сад № 48
Линенко С.А.
Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.
Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский и/ или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия: их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.
В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в системе образования, способствуют осознанию необходимости присутствия музейной педагогики в образовательном процессе, её включению в процесс патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МБДОУ);
научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
доступности (все экспонаты доступны для детей).
Перед занятиями по ручному труду мы проводили беседы о том, как раньше проводили вечера, когда не было электричества, техники, игрушек и т.д. Как вечерами, при лучине, делали тряпичные куклы, куклы- пеленашки, куклы- обереги, из тряпочек и лоскутков.
Так же на занятиях можно использовать беседу о том, для чего нужна в избе печь, как она устроена?
Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, а его экспонаты становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства и интерес к народному творчеству.
Участие в работе музея и знакомство с его экспонатами в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и никто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческие мысли, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности.
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Так как в саду и в группе места не так много, мы решили создать свой мини-музей. Для воспитания патриотических чувств, знакомства с жизнью русского народа в далекие, старые времена, мы создали Музей в чемодане" Русская изба", где ребята могут увидеть избу в уменьшенном виде. Музей мобилен, предметы и мебель можно переставлять. Дети знакомятся с русской печью, колыбелью для ребенка, скамьей и столом, где обедала большая семья. С ребятами мы изготовили сами куклы-пеленашки, куклы-обереги и куклы-веснянки. Когда ребенок принимает участие в наполнении и создании такого музея, он лучше понимает и уважает традиции своего народа.
Населенный пункт: Магаданская область, г. Магадан
Я слышу — и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Музей – это то место возврата к национальной исторической памяти, социокультурный институт общества, где происходит поиск, сбор, хранение и изучение культурного и исторического наследия народа. Каким способом можно сделать музей доступным, понятным и интересным детям дошкольного возраста?
Музейная педагогика в стенах детского сада – инновационная технология в сфере патриотического и личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, в которой происходит трансляция знаний и ценностей культуры от поколения к поколению. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование познавательной активности, патриотическое и гражданское воспитание, творческое развитие личности ребенка.
Актуальность проекта заключается в его интерактивной форме подачи материала, доступности, и, как следствие, популяризации историко - культурного наследия поколений, прививание подрастающему поколению патриотизма, гражданственности и уважения к истории страны, через историю каждой отдельно взятой семьи.
Интерактивность экспозиции (близкое рассмотрение экспоната с возможностью проигрывания, видеофильмы и мультимедийные презентации, инсценировки, дидактические игры с предметом изучения) позволяет ребенку окунуться через конкретный экспонат в историческую эпоху, почувствовать себя участником событий, есть возможность манипулировать экспонатами, что очень важно для детей дошкольного возраста, поскольку они осваивают мир через игру, практические действия, посредством сенсорного восприятия.
Цель проекта:
Формирование у детей гражданско-патриотической позиции, чувства сопричастности к истории Родины. Создать условия для интерактивной и доступной музейной педагогики посредствам мобильной экспозиции.
В процессе работы над проектом для каждой из групп участников решается ряд задач:
Для педагогов:
Для родителей:
- Побудить родительскую общественность участвовать в трансляции своих семейных исторических и культурных традиций, национальных обычаев, обрядовой культуры, самоуважения и преданности Родине.
Для воспитанников:
- Познакомить дошкольников с отдельными историческими событиями посредством музейной педагогики.
- Сформировать у детей чувство патриотизма и гражданственности через изучение семейных архивных ценностей.
- Формировать музейную культуру.
- Выработать навыки общения с музейными предметами.
Механизм реализации проекта: программа реализуется педагогами с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий. Экспозиции, могут состоять из предметов, которые принадлежат той или иной семье: реликвии, ценности, предметы с культурной и исторической ценностью, значимые и имеющие ценность, принадлежащие кому-то из близких, рассказывающие об истории семьи.
Методы, использованные в проекте: исследовательский, информационный.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Выпуск брошюр для родительской общественности по расширению знаний о музейной педагогике в ДОУ.
Создание творческой группы по разработке проекта и методическому обеспечению его реализации.
Анкетирование родителей на предмет наличия семейных архивов, раритетов (фото, документ, видеоархив, вырезка статьи из газеты, макет здания, какая-либо вещь или предмет, имеющий историческую ценность: награда, грамота, предмет одежды или быта прошлых лет и т.п.) и важности данного проекта (Приложение 1).
Сбор и систематизация полученной информации, относящийся к конкретной семье, предоставившей материал, экспонат для составления перспективного плана по проекту.
Согласование плана с семьями воспитанников по совместной работе по реализации проекта.
Подготовка экспонатов для проведения мобильной экскурсии.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап
Анкета для родителей
- Есть ли в Вашей семье архивы, раритеты, значимые предметы, которые непосредственно относятся к истории Вашей семьи, историческим событиям страны?_________________________________________________
- Рассказываете ли Вы ребенку об истории своей семьи, о значимых событиях в истории страны, в которых непосредственное участие приняли члены семьи? _____________________________________________________
- Есть ли у Вас свои семейные раритеты, имеющие культурное и историческое значение?____________________________________________
а) во временное пользование ________________________________________
б) для постоянной экспозиции _______________________________________
Спасибо за участие!
Читайте также: