Проект музей в чемодане для детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Идея проекта заключается в возможности быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что особенно важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Тематическая экспозиция умещается в одном чемодане с музейными экспонатами. Цель проекта: Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Задачи: • укрепление института семейных отношений, духовной близости и понимания между старшими и младшими поколениями; • формирование интереса к жизни своей семьи; • передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству; • воспитанию любви к своему дому, своей родине; • организация семейного досуга.

1

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект .

Отторжение подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

Знакомство с коллекциями стимулирует эмоциональное и духовное обогащение детей, расширяет культурный кругозор. Это вносит в дошкольное образование, новизну и стимулирует дальнейшее развитие всесторонней деятельности.

Объединение взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Практика показала, включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию нравственной готовности человека, к стремительным изменениям в мире, быть участником происходящих социальных преобразований.

В работе с музеем надо подходить, как к педагогическому процессу, исходить из строгого соблюдением возрастных особенностей. Даже маленький ребенок может оказаться в музейном пространстве, но знакомство с миром искусства надо построить с учетом его внутреннего мира.

А. Бакушинский первый в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и образовательной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

Целью создания музея является создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачами мини-музея стали:

  • Знакомство дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
  • Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
  • Формирование нравственных ориентиров и патриотических чувств у дошкольников.
  • Развитие творческого мышления, воображения, фантазии.
  • Повышение роли музеев в образовании и воспитании.
  • Повышение профессионального уровня педагогов.

Идея создания музея, который можно приносить детям и моделировать под возраст и особенности детей, возникла из-за отсутствия места для отдельной выставки. Музеем стали старые чемоданы, которые отыскали на дачах и антресолях. При выборе профиля мини-музея определились с направлениями. Рассматривали выбор направлений с точки зрения актуальности и возможности приобретения и сбора. Было собрано три коллекции для младшего возраста — это коллекция матрешек, для старшего возраста коллекция значков и фотоаппаратов.

Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала не охотно включались в процесс, но потом стали спрашивать и интересоваться, активнее приносили конечно же значки, по крупицам, все же удалось собрать экспонаты для мини музеев. Коллекции поместились в чемодан, а также рисунки, тексты, фотодокументы, слайды, фильмы, творческие задания по теме.

  • Сбор коллекций.
  • Составление библиографии по коллекциям.
  • Повышение квалификации педагогов путем изучения материала по коллекциям.
  • Использование электронных образовательных ресурсов, подбор материалов.
  • Подбор художественно-дидактических пособий.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:

подготовительный, практический, деятельный.

Рассматривалось все с точки зрения применяемости в повседневной жизни образовательного учреждения.

На подготовительном этапе:

Выбрали направление и обсудили возрастные интересы детей.

Определили перспективы создания коллекций и возможности сбора коллекций и их пополнения.

Определились с оформлением и размещением экспонатов.

Разработали формы работы с коллекциями, разработали конспекты с использованием коллекций.

Практический этап деятельности состоял в оформлении старых чемоданов под нужную коллекцию. Коллекция матрешек была оформлена в русском народном стиле. Коллекцию значков было решено оформить с элементами спорта и делать акцент на физическое воспитание, так как значков спортивных оказалось больше, а эта тема актуальна. Коллекцию фотоаппаратов, оформили старыми и новыми фотографиями, что сразу дает почувствовать контраст времен.

Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Не находясь постоянно в игровом пространстве, позволяет сохранять к нему интерес и не утомляет детей.
В процессе создания коллекций родители постепенно, становились активными участниками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей. Формировало партнёрские отношение, развивало доверие и уважение к педагогам со стороны родителей.

Деятельный этап работы был самый значимый. В нем постарались использовать все методы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании наших музеев учитывали эту особенность и чем младше возраст, тем с коллекцией больше можно действовать. Ведущей деятельностью является игра, ребенок не только смотрит, но и прикасается, производит познавательную деятельность, он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть в близи, произвести действия с экспонатом, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, заинтересованность помогает легче усваивать материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет визуально рассмотреть экспонаты, а тяга к общению подводит детей к множеству вопросов по поводу форм, цвета, фактур, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.

Работа с экспонатами строится по принципам:

Наглядности, коллекции содержать большой наглядный материал.

Интеграции, учитывается содержание образовательной программы ДОУ.

Научности, экспонаты рассказывают о явлениях в выбранной темы, доступным для ребенка языком.

Мобильности, композиции переносятся в нужное помещение.

Доступности, все экспонаты доступны для детей.

Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Практическое использование музея в чемодане при организации ОД по нравственн.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Практическое использование музея в чемодане при организации ОД по нравственн.

Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/сад № 48
Линенко С.А.

Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта.

Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.

Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие ку.

Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский и/ или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия: их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.

В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в сис.

В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в системе образования, способствуют осознанию необходимости присутствия музейной педагогики в образовательном процессе, её включению в процесс патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения.

Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих во.

Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное.

Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала.

Деятельностный этап состоял в размещении музея в группе и оформлении старинно.

Как можно построить занятие ? Поговорить с детьми, что такое изба, какая.

Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам: наглядности (кол.

Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МБДОУ);
научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
доступности (все экспонаты доступны для детей).
Перед занятиями по ручному труду мы проводили беседы о том, как раньше проводили вечера, когда не было электричества, техники, игрушек и т.д. Как вечерами, при лучине, делали тряпичные куклы, куклы- пеленашки, куклы- обереги, из тряпочек и лоскутков.
Так же на занятиях можно использовать беседу о том, для чего нужна в избе печь, как она устроена?

Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с дет.

Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, а его экспонаты становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства и интерес к народному творчеству.
Участие в работе музея и знакомство с его экспонатами в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и никто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческие мысли, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности.

Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем музе.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Так как в саду и в группе места не так много, мы решили создать свой мини-музей. Для воспитания патриотических чувств, знакомства с жизнью русского народа в далекие, старые времена, мы создали Музей в чемодане" Русская изба", где ребята могут увидеть избу в уменьшенном виде. Музей мобилен, предметы и мебель можно переставлять. Дети знакомятся с русской печью, колыбелью для ребенка, скамьей и столом, где обедала большая семья. С ребятами мы изготовили сами куклы-пеленашки, куклы-обереги и куклы-веснянки. Когда ребенок принимает участие в наполнении и создании такого музея, он лучше понимает и уважает традиции своего народа.

Населенный пункт: Магаданская область, г. Магадан

Я слышу — и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Музей – это то место возврата к национальной исторической памяти, социокультурный институт общества, где происходит поиск, сбор, хранение и изучение культурного и исторического наследия народа. Каким способом можно сделать музей доступным, понятным и интересным детям дошкольного возраста?

Музейная педагогика в стенах детского сада – инновационная технология в сфере патриотического и личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, в которой происходит трансляция знаний и ценностей культуры от поколения к поколению. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование познавательной активности, патриотическое и гражданское воспитание, творческое развитие личности ребенка.

Актуальность проекта заключается в его интерактивной форме подачи материала, доступности, и, как следствие, популяризации историко - культурного наследия поколений, прививание подрастающему поколению патриотизма, гражданственности и уважения к истории страны, через историю каждой отдельно взятой семьи.

Интерактивность экспозиции (близкое рассмотрение экспоната с возможностью проигрывания, видеофильмы и мультимедийные презентации, инсценировки, дидактические игры с предметом изучения) позволяет ребенку окунуться через конкретный экспонат в историческую эпоху, почувствовать себя участником событий, есть возможность манипулировать экспонатами, что очень важно для детей дошкольного возраста, поскольку они осваивают мир через игру, практические действия, посредством сенсорного восприятия.

Цель проекта:

Формирование у детей гражданско-патриотической позиции, чувства сопричастности к истории Родины. Создать условия для интерактивной и доступной музейной педагогики посредствам мобильной экспозиции.

В процессе работы над проектом для каждой из групп участников решается ряд задач:

Для педагогов:

Для родителей:

  • Побудить родительскую общественность участвовать в трансляции своих семейных исторических и культурных традиций, национальных обычаев, обрядовой культуры, самоуважения и преданности Родине.

Для воспитанников:

  • Познакомить дошкольников с отдельными историческими событиями посредством музейной педагогики.
  • Сформировать у детей чувство патриотизма и гражданственности через изучение семейных архивных ценностей.
  • Формировать музейную культуру.
  • Выработать навыки общения с музейными предметами.

Механизм реализации проекта: программа реализуется педагогами с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий. Экспозиции, могут состоять из предметов, которые принадлежат той или иной семье: реликвии, ценности, предметы с культурной и исторической ценностью, значимые и имеющие ценность, принадлежащие кому-то из близких, рассказывающие об истории семьи.

Методы, использованные в проекте: исследовательский, информационный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Выпуск брошюр для родительской общественности по расширению знаний о музейной педагогике в ДОУ.

Создание творческой группы по разработке проекта и методическому обеспечению его реализации.

Анкетирование родителей на предмет наличия семейных архивов, раритетов (фото, документ, видеоархив, вырезка статьи из газеты, макет здания, какая-либо вещь или предмет, имеющий историческую ценность: награда, грамота, предмет одежды или быта прошлых лет и т.п.) и важности данного проекта (Приложение 1).

Сбор и систематизация полученной информации, относящийся к конкретной семье, предоставившей материал, экспонат для составления перспективного плана по проекту.

Согласование плана с семьями воспитанников по совместной работе по реализации проекта.

Подготовка экспонатов для проведения мобильной экскурсии.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап

Анкета для родителей

  1. Есть ли в Вашей семье архивы, раритеты, значимые предметы, которые непосредственно относятся к истории Вашей семьи, историческим событиям страны?_________________________________________________
  1. Рассказываете ли Вы ребенку об истории своей семьи, о значимых событиях в истории страны, в которых непосредственное участие приняли члены семьи? _____________________________________________________
  1. Есть ли у Вас свои семейные раритеты, имеющие культурное и историческое значение?____________________________________________

а) во временное пользование ________________________________________

б) для постоянной экспозиции _______________________________________

Спасибо за участие!

Читайте также: