Проект музей музыкальных инструментов в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Срок проекта: долгосрочный, 2015 -2019г.

Участники проекта: воспитанники, педагоги,

Актуальность:

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов которые использовали люди.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель проекта: познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.

Задачи проекта:

1.Расширить представления детей о музыкальных инструментах: ДМИ, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

2.Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщении полученной информации;

3.Обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

4.Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий

( игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, загадки и др.)

6.Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

  1. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Форма реализации проекта:

  1. Чтение художественной литературы;
  2. Тематические беседы;
  3. Просмотр видеоматериалов;
  4. Прослушивание аудиоматериалов;
  5. Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);
  6. Театрализованные игры;
  7. Изготовление макета музыкальных инструментов;
  8. Создание индивидуальных мини – проекта.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Подготовительный этап сентябрь- ноябрь 2015г

  1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

-Методическая литература для педагогов и родителей;

-Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

-музыкально-дидактические игры, творческие игры с элементами ТРИЗ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП декабрь-2015г – март 2019г.

-просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

-Организация и проведение творческо-речевых игр (с элементами ТРИЗ)

-Загадывание и отгадывание загадок про муз.инструменты

-Разгадывание музыкальных кроссвордов

-Разгадывание музыкальных ребусов

-Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты

-оформление муз.уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами

-проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов

-беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

-слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

-онлайн игры по теме проекта;

-чтение стихов и сказок про музыкальные инструменты

-чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты

-беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

-беседа с детьми о профессии музыканта

-организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

-рисование детьми ДМИ (традиционных и с элементами ТРИЗа);

-раскрашивание картинок ДМИ;

-рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно открыть передвижной мини-музей музыкальных инструментов.

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду

С его помощью дети рассматривают музыкальные инструменты, слушают их звучание, сравнивают внешний вид, узнают об их истории возникновения.


В музее можно познакомиться со всеми видами музыкальных инструментов : струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Духовые инструменты делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот.


Медные духовые инструменты задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.


Струнные инструменты - одна из самых главных групп любого оркестр.


Клавишные инструменты.


Ударные инструменты


В музее есть не только классические


но и народные – лютня, домра, мандолина, лира и современные инструменты – гитара, джазовая гитара, саксофон.


В музее можно организовать развлечение, провести музыкально-дидактические игры.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать общую культуру детей, условия их интеллектуального, нравственного и эстетического развития

Задачи: Образовательные, развивающие и воспитательные:

расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах : русских народных и инструментах симфонического оркестра;

обучать разным приёмам звукоизвлечения и способам игры на детских ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах;

развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах;

воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам;

формировать культуру поведения в социуме (при посещении мини-музея)

1. Музыкальный руководитель приглашает детей в мини-музей музыкальных инструментов. Дети получают билет на посещение музея.

Информационный материал для беседы с детьми

Скрипка - струнный смычковый инструмент высокого регистра, часто солирует певучие и виртуозные мелодии. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в 16 веке, получила широкое распространение в 17 веке. Имеет всего четыре струны. Самые лучшие мастера изготовления скрипки – это итальянцы Страдивари, Гварнери, Амати. Самый великий скрипач – виртуоз – Николо Паганини. Загадки, например, в лесу росла, домой пришла, на печи высохла, без слез заплакала

.Или, например, балалайка - русский народный струнный щипковый инструмент, имеет корпус треугольной формы, струн – три. Характерным приёмом звукоизвлечения балалайки является бряцанье – удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка - один из инструментов, ставший символом наряду с гармонью русского народа. Популярность балалайки была настолько велика, что кроме припевок сочинялись и загадки. Например, в лесу выросла, из лесу вынесла, на руках плачет, а по полу скачет. Упоминается и в детских считалках, но чаще всего в частушках.


3. Слушание музыки. Дети присаживаются на стулья и слушают музыку, где солируют разные музыкальные инструменты, например, скрипка

4. Музыкальный руководитель проводит музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры совершенствуют слуховое внимание, тембровый слух. Например,

Угадай музыкальный инструмент - познакомить дошкольников с музыкальным инструментом. Звучит фрагмент классической музыки. Дети – игроки должны узнать главный солирующий инструмент и поднять карточку вверх и назвать, если правильно отгадали этот инструмент.

Оркестр - дети во время исполнения должны услышать знакомые инструменты и показать жестами движениями характерную игру на этих инструментах

Дирижёр - во время исполнения ребёнок – дирижёр, который стоит на возвышении, показывает дирижёрской палочкой, какой группе детей с музыкальными инструментами нужно исполнять соответствующую часть музыкального произведения

Мини-музей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Мини-музей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду В уголке собраны некоторые элементы ХМАО и России. Цель этого мини- музея – создание системы нравственного и патриотического воспитания.

Мини-музей в детском саду

Мини-музей в детском саду Мини-музей - это маленькая коллекция чего-то, о чем дети хотели бы узнать, к чему проявили интерес или о чем хочется им рассказать. Тема.

Ребенок в мире музыкальных инструментов. Презентация Ребенок в мире музыкальных инструментов. Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ

Выполнила:
Музыкальный руководитель МДОУ №30
г. Красноуральска
Боброва Наталья Григорьевна


C:\Users\Наташа\Desktop\Мои документы\фото садик\фото сад\музей муз инст\P1000080.JPG

C:\Users\Наташа\Desktop\Мои документы\фото садик\фото сад\музей муз инст\P1000073.JPG

Ч то такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Проектная часть

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта:

перспективное планирование, состоящее из четырех блоков: образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями, конкурсы и выставки

конспекты, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности ), разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников;

практические советы для воспитателей и родителей.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения.

Ресурсное обеспечение

1 ) основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки и шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 30 видов;

2) вспомогательный фонд :

иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;

раскраски с изображением музыкальных инструментов;

поделки и рисунки детей.

В рамках музейной педагогики используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

Мини-музей музыкальных инструментов – это совместная творческая деятельность всего педагогического коллектива детского сада и родителей.


Критерии и показатели результативности образовательной деятельности

1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.

2. Знать приемы и способы игры на инструментах.

3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.

Перспективный план

Интеграция с другими образовательными областями

Мероприятия с родителями

Мероприятия с педагогами

Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.

Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков

Организация музыкального уголка в группе

История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов.

Консультация для педагогов

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Знакомство со струнной щипковой группой инструментов

Знакомство со струнной смычковой группой инструментов

Знакомство с духовой группой инструментов

Знакомство с духовой группой инструментов

Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Нарисовать картинки ударных инструментов

Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.

Игра на детских ударных инструментах

Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов.

Знакомство с симфоническим оркестром

Выступление детей ДМШ

Посещение детской школы искусств

Посещение детской школы искусств

Оркестр русских народных инструментов.

Знакомство с русскими народными инструментами.

Знакомство с русскими народными инструментами.

Посещение городского музея

Посещение городского музея

Раскрашивание музыкальных инструментов

Знакомство с музыкальными инструментами народов мира

Знакомство с инструментами народов мира.

Изготовление самодельных кастаньет

Изо раскрашивание музыкальных инструментов

Знакомство с инструментами народов мира.

Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты)

Совместное посещение культурных центров города

Совместное посещение культурных центров города

Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Познавательно-развивающие экскурсии

Звук это то, что мы слышим с тобой.

Он может быть звонкий (колокольчик) или глухой (ложки),

Тихий (p на колокольцах ) и громкий (f на барабане),

Свистящий (свистулька ), шипящий (маракас),

Нежный (металлофон) и резкий (глиссандо по гвоздям),

Поющий (фортепиано) , шуршащий (бумага),

Задорный (тамбурин), напевный (голос), но не кричащий.

После этого педагог поясняет, что мир звуков делится на 2 группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Он просит детей воспроизвести любые звуки и определить, к какой группе они относятся (используются инструменты, которые уже находятся в руках у детей).


Песенка о звуках.

Звуки – разные такие:

Есть на свете шумовые .

Вот послушай, как они звучат,

Оглушая всех ребят.

Проигрыш. Сопровождая хлопками, притопыванием, щелканьем пальцами

Звуки музыкальные – другие:

Нежные, поющие, живые.

Мы сейчас споем вам звуки эти –

Нет чудесней звуков тех на свете!

Проигрыш. Исполняется мелодия с гласными звуками на примере вокализа.

Звуки музыкальные – назовем вокальные.

Ими можно все изобразить:

Дождь, грозу, собак рычанье,

Цокот, хрюканье, мычанье,

Только очень надо полюбить ко-неч-но петь!

Весело и дружно,

Но при этом вам запомнить нужно:

Чтобы хорошо, красиво петь

Надо очень многое уметь.

Цель: познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов; помочь осознать пути возникновения ударного инструмента через самодельное его изготовление.

Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил и получился многострунный щипковый инструмент (показать инструмент арфу). Но от щипка звук быстро угасал. Кому из первобытных гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетиву об тетиву? Кто он, великий изобретатель смычкового струнного инструмента?! От трения звук стал тянуться, как человеческий голос. Инструмент запел!

И еще чисто охотничья идея: хорошо звучит натянутая крепкая жила животного, а трет лучше длинный волос животного – из конского хвоста или конской гривы. А если этот волос сухой смолой натереть, ему просто цены нет (показать инструмент скрипку).

Цель: познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них, привлечь их внимание к богатству и разному миру звуков, издаваемых деревянными инструментами; познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами; развивать фантазию; развивать темброво-ритмический слух; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.

В начале занятия скажите детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Предложите им найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, двери, пианино, оконные рамки и т.д.)

Давайте послушаем стихотворение о деревянном звуке:

Деревянный звук, какой?

Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

А сейчас послушайте деревянные звуки и попытайтесь угадать, откуда они взялись?

Вы уже назвали некоторые деревянные инструменты, которые услышали. А посмотрите сколько деревянных инструментов есть в нашем зале, давайте познакомимся.

Ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными стиральными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками.

Педагог представляет каждый инструмент, называя его и показывая приемы игры на нем.

Я думаю, вам очень хочется сейчас что-нибудь исполнить на этих инструментах. Выбирайте и присаживайтесь поудобнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г.Урень Нижегородская область

Е.В.Голубева воспитатель 1 квалификационной категории

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

Основными задачами создания мини – музея являются:

• обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

• формирование у дошкольников представления о музее;

• расширение кругозора дошкольников;

• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

• вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада

Основные принципы, которые учитываются при организации мини-музея в ДОУ.

• обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ;

• последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

• поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

• подвижность структуры занятий-экскурсий.

Руководители выставки музея

Воспитатель Голубева Е.В.

Участники выставки музея

Средняя группа (4 – 5 лет)

Профиль музея:

Цель организации музея:

Создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах,(внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, и шумовых инструментах.

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Развивающая предметно – пространственная среда (экспонаты музея) Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте, где находятся доступные для детей экспонаты. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в НОД. В мини-музее представлены следующие экспонаты: Ударные инструменты. Шумовые инструменты.

Развивающая предметно – пространственная среда (экспонаты музея)

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте, где находятся доступные для детей экспонаты. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в НОД.

В мини-музее представлены следующие экспонаты:

Перспективы:

- мини-музей музыкальных инструментов стал частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно;

Читайте также: