Проект молекулярная кухня в доу

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование представлений о том, что домашняя кухня похожа на химическую лабораторию.

1. изучить литературу по теме исследования,

2. узнать, что такое химия,

3. познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне,

4. доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория,

6. представить презентацию.

Объект исследовательски-творческого проекта : вещества, которые мы используем для приготовления пищи на домашней кухне.

Предмет исследовательски-творческого проекта : изучение явлений, происходящих с веществами на домашней кухне.

Гипотеза исследовательски-творческого проекта : предположить, что, домашняя кухня – химическая лаборатория.

Место исследования : домашняя кухня.

Период проведения исследования : март 2019 года (3 недели).

2. Основная часть

2.1. Химия и вещества

Химия – наука, изучающая вещества, их состав, строение и их превращения, когда они вступают в контакт друг с другом. Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, древесина, камень и другие.

Известно, что мел, которым мы пишем на доске – это кальций с примесями; воздух, которым мы дышим – это вообще сплошной коктейль из химических ингредиентов. Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – резина, стекло, пластмасса и другие.

Я еще не изучала химию, но мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Вода – это смесь водорода и кислорода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния – жидкое, твердое, газообразное. Именно на кухне с мамой я проследила все ее состояния. Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар – газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям разных профессий — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Наш организм – это целый химический реактор. Ведь он превращает съеденный творог – в кальций для зубов и костей, яйцо –в белок для мышц, шоколадку – в энергию для мозга. Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М. В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические реактивы на домашней кухне

Приготовление пищи – это химический процесс. Ведь именно кулинары предоставили древним алхимикам самое разнообразное оборудование: печи, котлы, ступки, миски и, наконец, кухню – первую химическую лабораторию. Даже в наше время химическое оборудование лаборатории пополняется из арсенала кухонной утвари. Кухонная утварь очень похожа на химическую посуду. И служат та, и другая одинаковым целям: для измерения, перемешивания, размалывания, нагревания.

Интересно, чем же домашняя кухня напоминает научную лабораторию?

Раскрыв мамины кухонные шкафчики, на полочках я увидела уксус, соду, масло растительное, соль, муку, крахмал и т. д. Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Эти же вещества можно встретить и у химика, но называться они будут по – научному. Например: соль - это хлорид натрия; уксус – уксусная кислота; сахар – сахароза; молоко – лактоза. Сплошная химия! Эту химию моя мама использует каждый день. Когда мама продукты варит, солит, жарит, парит, то в них происходят сложные химические процессы. И всё это для того, чтобы еда была вкусной. Настало время провести ряд химических опытов на домашней кухне. Все опыты, я, проводила с помощью мамы и воспитателя.

2.3. Опыты на домашней кухне

Как только человек начал готовить себе пищу, он, становился химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические процессы. И все для того, чтобы пища была вкуснее и полезней.

Итак, приглашаю в химическую лабораторию.

Для опыта понадобится: уксус 9% - 50 мл, сода пищевая – 2 столовые ложки, шарик воздушный, бутылка, воронка.

Цель: углекислым газом надуть шарик. Описание опыта: В бутылку наливаем уксус, а в шарик насыпаем соду. Одеваем шарик на горлышко бутылки и потихоньку высыпаем соду из шарика в бутылку. Вывод: Итак, газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается, точно также. Для выпечки можно использовать соду с уксусом или лимонную кислоту с содой. Тесто становится “воздушным” благодаря молекулам углекислого газа,

Для опыта понадобится: молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.

Цель: доказать, что молочные буквы потемнеют и станут видны.

Вывод: молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.

Для опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Цель: приготовить пластмассу из молока.

Описание опыта: Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось, cнимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса, получившаяся масса похожа на жидкую резину. Эту массу аккуратно промываем под струёй воды, заливаем её в формочки, ждём три дня, пластмасса готова.

Вывод: Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.

Для опыта понадобится: краски, молоко, любое средство для мытья посуды, ватная палочка.

Цель: Мыло, расщепляет жиры.

Описание опыта: В тарелочку налить небольшое количество молока. Добавить красители. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдают, как появляются цветные узоры. Чтобы получить интересные завихрения можно подуть на молоко. Ватную палочку окунают в моющее средство и опускают в красочную смесь. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Эффект происходит потому, что средство расщепляет жир, находящийся в молоке. Пищевые красители можно заменить гуашью, акриловой краской.

Вывод: Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Для опыта нам понадобится: масло подсолнечное, вода, гуашь.

Цель: доказать, что подкрашенная вода не растворится в масле.

Описание опыта: Налили в прозрачный стакан масло. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом а просто плавали в стакане.

Вывод: В первую очередь, я подтвердила то, что масло и краски не смешиваются, т. к. краска, смешанная с водой. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже если попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Когда Вы льете краску в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.

Для опыта нам понадобится: cода пищевая – 2 столовых ложки, уксус– 1 чайная ложка, вода, красная гуашь.

Цель: узнать, как выделяется газ, который называется углекислым.

Описание опыта: Насыпали внутрь кратера 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой

Вывод: Итак, гидрокарбонад натрия больше известный, как сода пищевая вступает в реакцию, при которой происходит активное выделение углекислого газа, тех самых пузырьков, которые мы видим.

Продукты, как и всё во Вселенной, состоят из химических элементов, поэтому, готовя, мы, в сущности, производим химические реакции и надеемся, что получится вкусно! Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен знать химию, биологию, биохимию, физиологию питания. В процессе проектной деятельности у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказала, что домашняя кухня — это целая химическая лаборатория.

4. Список литературы

1. Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н. М. Зубкова. - М. : Речь, 2013. – 64с.

2. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М. : Дет. Лит., 2002. – 175 с. : ил. – (Знай и умей).

3. Качур, Е. Увлекательная химия/. Е. Качур. – М. : Детство, 2017. – 80с.

Автор: Катиркина Альфия Фаридовна

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

День Рождения Незнайки в Цветочном городе

или День рождения Дружка

(можно взять семью Барбоскиных, где Дружок – именинник, а Гена – исследователь. Музыку с мультфильма,

в качестве музыкального сопровождения)

Задачи приоритетной образовательной области:

Задачи ОО в интеграции:

Задачи в работе с родителями: Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в ДОУ, воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи. Поддерживать желание родителей активно участвовать в жизни своего ребенка и детского сада. Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей, а также способах развития и воспитания детей через взаимодействие с педагогами ДОУ и совместную продуктивную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: Умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого.

Оборудование:

Предварительная работа

С педагогами:

С родителями:

  • Подготовка и изготовление атрибутов к занятию – создание Цветочной поляны, костюмов жителей Цветочного городка.

С детьми:

Ход НООД:

Гунька: Незнайка! У тебя скоро день Рождения!

Незнайка: Да.

Гунька: Ты планировал его как-то справлять?

Незнайка: Конечно, планировал… Только как? Еще не наппланировал. Мне хочется необычное День Рождение, ни как у всех в Цветочном городе.

Гунька: Это было бы здорово! Необычное День Рождение! Но я тебе ничем не могу помочь, я про необычное ничего не знаю… Давай обратимся к Знайке. Он – умный и любознательный, а еще – читает много книг!

Отыскивают Знайку. Знайка, в это время, как всегда был увлечен чтением книг.

Знайка: (чешет затылок) Надо подумать… (после минуты молчания) Итак, День рождения, значит, должно быть обязательно, во-первых, вкусно, во-вторых, интересно и весело. Знаете, друзья, если подумать про угощение, и чтобы было необычно, я могу предложить необычную кухню – молекулярную, я как раз сейчас увлекся изучением молекулярной кухни.

Незнайка и Гунька: (в два голоса) А что это такое?

Знайка: Молекулярная кухня – ультрамодное направление кулинарии, которое постоянно развивается и ищет новые, нестандартные пути к нашему желудку. С помощью самых разных технологий и химических веществ, привычных нам, продукт изменяется до неузнаваемости: яичница со вкусом фруктов, прозрачные пельмени, арбузная икра, кофе в виде печенья и многое другое.

Незнайка и Гунька: А где же мы возьмём эту научную лабораторию и поваров-ученых, которые всё это приготовят?

Знайка: Это всё несложно. Для молекулярной кухни не нужна специальная лаборатория. И специальные повара, тоже. В ней используются четыре важных технологии, запомните – желирование - это когда продукт получается в виде желе, эспумизация – способ приготовления пены, сферификация – придание жидкостям сферической формы, эмульсификация - смешивание нерастворимых веществ, которая используется для получения воздушных, легких и низкокалорийных соусов, шоколада и других блюд.

Незнайка и Гунька: Как это сложно…

Знайка: Ничего сложного! Мы можем приготовить всё это сами, используя определенные ингридиенты.

Незнайка: Здорово! Мне эта идея ОЧЕНЬ нравится! Выходит, угощения для друзей мы будем готовить сами, все вместе, так сказать, экспериментировать?! Это я очень люблю!

Гунька: Мы поймаем сразу двух зайцев – это будет и вкусно и интересно! А что для этого нужно?

Незнайка и Гунька: А где же нам всё это взять?

Знайка: Это всё продается в аптеке и в продуктовых магазинах, а что-то есть и дома…

Незнайка: Это же все химия! Я против этого! Зачем отравлять гостей!

Знайка: Вот наши сосуды (Знайка берет прозрачную трубку, это может быть любой прозрачный шланг от сантехники). Сосуды, от жирной пищи, засоряются, на них образуются холестериновые бляшки. (Знайка пускает в трубу немного жидкого теста, которое прилипает к стенкам сосудов).

Вот, видите, сосуды засорены. А по ним движется кровь от сердца и к сердцу.

Возьмём поршень (сделать из пенопласта и палки), попробуем протолкнуть кровь по сосудам, видите, как тяжело потоку крови пройти к сердцу!

(на конце трубке находится сердце (оно из шарика–сердца, которое надувают гелием, не резинового а из блестящей слюды).

Теперь возьмем альгинат натрия, разведем с водой, и промоем сосуды – сосуды очистили. Возьмём поршень и опять протолкнём кровь, кровь проходит быстрее и ничто им мешает.

Знайка: Таким образом, мы видим, что альгинат натрия, помогает укрепить сердце и очистить сосуды.

Незнайка и Гунька: Здорово! Нам понравилось! А какие блюда мы приготовим?

Знайка: Я предлагаю сделать: Апельсиновое спагетти, Мятную икру, Сферу из смородины, а на десерт - Лимонное облако или Ягодный соус.

Гунька: А что, если вдруг, гостям не понравится инновационная кухня, они останутся голодными, или будет не вкусно!

Знайка: Это исключено! Молекулярная кухня тем и отличается, что в малом количестве еды собран концентрат, то есть, насыщенный компонент блюда! А ещё, это блюдо не надо подвергать высокой температуре, что тоже очень полезно, значит, оно сохраняет все витамины и полезные качества!

Гунька: Мы, на всякий случай, всё же приготовим, традиционные – картофельное пюре с сосисками, а на десерт – мороженое. Вот тогда сравним! Где будет вкуснее и сытнее!

Незнайка: Пусть гости выберут сами! Остаётся только придумать пригласительные открытки! Но, здесь я обращусь к Тюбику! Спасибо, Знайка! До встречи!

Незнайка идет к Тюбику.

Незнайка: Дорогой Тюбик, помоги мне, пожалуйста, нарисовать пригласительные мой День Рождения!

Тюбик: Конечно! Но какова тематика праздника?

Тюбик: Это про что?

Незнайка: Это про молекулярную кухню. Всё не могу рассказать, это секрет!

Тюбик: Но хотя бы в общих чертах…

Незнайка: На моём День рождении мы будем сами готовить и экспериментировать. Эх, ты! Всё в мире развивается. И кухня тоже… она перестаёт быть традиционной кухней, а становится молекулярной. С помощью самых разных технологий и химических веществ, продукт изменяется до неузнаваемости: яйцо-помадка, свекольный ролл с мягким сыром, кофейное мясо и многое другое.

Тюбик: Здорово! Тогда так и напишем:

Приглашаю тебя на мой День Рождения, который состоится (…число, месяц, год)

в Цветочном городе, на поляне цветов, в 12.00.

Тюбик: Всё хорошо, только не хватает какой-нибудь картинки!

Незнайка: Можно нарисовать колбы, банки, склянки, ложки, трубочки, в общем, лабораторию…!

Тюбик: Хорошо! Ребята! (обращается к зрителям) Помогите Незнайке сделать пригласительные открытки на День Рождения для друзей. Сколько у тебя друзей, Незнайка?

Незнайка: Пальчиковая разминка. Так, помогите ребята, посчитать, - загибайте пальцы, итак, жители Солнечного городка – Гунька - раз, Ромашка - два, Мушка - три, Ворчун - четыре, Гусля – пять, Тюбик – шесть, Пилюлькин – семь, Пончик – восемь, Винтик и Шпунтик – девять десять, Стекляшкин – одиннадцать, Пёстренький – двенадцать и конечно Знайка - тринадцать!

Разрезаем лист пополам, с двух сторон делаем рамку для приглашения с помощью фломастера и линейки. На одной стороне делаем надпись, на другой рисуем пищевую лабораторию. Здесь работает ваше творчество. Вы можете нарисовать профессора, который делает опыты или научную мастерскую с предметами – колбами, мензурками, трубочками. В общем, закрыли глаза и представили …

Дети делают открытки-пригласительные.

Тюбик: Ну, вот, Незнайка, открытки готовы, можешь раздавать друзьям!

Незнайка идет к почтовому ящику и отсылает открытки друзьям.

Знайка: Устали? Проведем паузу–разминку!

Физминутка.

Я сегодня утром встал и на кухню побежал (потянулся, бег на месте)

Я люблю эксперименты, опыты научные (имитация движения – перемешивание супа в кастрюле, круговые движения рукой в воздухе)

И решил я приготовить блюдо необычное… (плечики вверх, имитация движения удивления)

Это блюдо не простое, а молекулярное! (указательным пальцем поднять вверх и, как будто грозить пальцем)

Здесь четыре всё процесса – эспумизация, сферификация, эмульсификация и желирование. (загибаем пальцы, считаем)

Ингредиенты тоже не простые, а научные такие! (указательным пальцем поднять вверх и, как будто грозить пальцем)

Альгинат натрия, лактат кальция, лецитин, агар-агар, ксонтановая камедь, хлорид калия… (загибаем пальцы, считаем)

Блюда необычные, оказались, совсем непривычные! (плечики вверх, имитация движения удивления)

Острые трюфели, тыквенная сфера, глазированный тофу с жемчужинами…(загибаем пальцы, считаем)

Тюбик: Ну, вот, Незнайка, открытки готовы, можешь раздавать друзьям!

Все гости наряженные, пришли с подарками к Незнайке, поздравляют его.

Предлагаю вам познакомиться с меню вечеринки:

Молекулярная кухня - апельсиновое спагетти, мятную икру, сферу из смородины, а на десерт - ягодный соус и лимонное облако. Традиционная кухня - картофельное пюре с сосисками, а на десерт – мороженое.

Незнайка: Хочу вам сообщить, что блюда молекулярной кухни мы будем делать вместе. Итак, начнем! Я приглашаю всех в молекулярную кухню.

Для первого блюда используется процесс желирование. Для Апельсинового желе нам потребуется - вода, апельсиновый сок, агар-агар, силиконовая трубка, шприц.

Смешиваем агар-аграром и оставляем на 15 минут для гидрации. Затем доводим до кипения смесь. С помочью шприца наполняем силиконовую трубку соком и опускаем в холодную воду на несколько минут. Извлекаем готовые спагетти использую пустой шприц.

Второе блюдо - Мятная икра. Здесь используется процесс сферификация. Нам необходимо взять - вода, альгинат натрия, кальция хлорид, шприц.

Смешаем хлорид кальция с водой, добавим в ёмкость с водой альгинат натрия и мятный сироп, чтобы альгинат лучше растворился с водой, перемешиваем блендором. С помощью шприца добавляем мятную смесь в раствор хлорида кальция. Оставляем сферы на одну минуты до образования оболочки. Промываем икринки в тёпой воде. Вот что получилось!

Третье блюдо - Сфера из смородины. Здесь используется процесс сферификация. Мы возьмём - воду, альгинат натрия, лактат кальция, ягоды смородины, сахар.

Смешиваем альнинат натрия с водой, добавим в ёмкость ягоды смородины лактат кальция и сахара, смешиваем всё блендором, специальной ложкой зачерпываем смесь и погружаем в стакан с альгинатом натрия. Оставляем сферы минимум на две минуты для образования твёрдой оболочки, промываем все водой.

Десерт - Ягодный соус. Здесь процесс называется эмульсификация. Нам потребуется ягодное пюре, ксантановая камедь, сито, сахар. Все добавим в ёмкость и перемешаем блендором, процеживаем через сито и продавливаем пальцами.

Итак, последнее блюдо – десерт - Лимонное облако. Здесь используется процесс эспумизация. Для этого блюда нужно взять - воду, лимонный сок, соевый лецитин, сахар. Все смешиваем в ёмкость и перемешиваем блендором. Несколько секунд отстоится и собрать пену шумовкой или ложкой.

Дети в зале тоже танцуют флешмоб. Движения в соответствии со словами текста.

Незнайка: А теперь. Я всех вас приглашаю попробовать эти блюда!

Но, то, кому они не по душе, могут угощаться традиционной кухней!

Гунька: А теперь, не будем нарушать традицию, Каравай!

Как на Незнайкин День Рожденья

Не пекли мы Каравай,

Ни такой вышины, ни такой ширины,

А сготовили мы сферу из смородины оно,

Вот такой ширины, вот такай ужины,

А потом икру из мяты,

Очень вкусная она,

Вот такой ширины, вот такой ужины!

Каравай, каравай, кого любишь, выбирай!

Незнайка: Друзья! Вам понравились угощения?

Пончик: Я боюсь, что с этого блюда я поправлюсь еще больше!

Знайка: Нет, Пончик, эта кухня без жира, она низкокалорийная, она может использоваться, как диетическая!

Незнайка: А давайте выясним положительные и отрицательные свойства этой кухни!

Если мы знаем плюс кухни, то кладём цветок справа в корзину, если минус, то кладем жучка слева в корзину.

Пончик: Я первый, кладу цветок, потому, что это питание диетическое!

Гунька: Кладу цветок, потому, что в молекулярной кухне нетермической обработки, поэтому пища не теряет свои полезные качества – витамины, минералы, микроэлементы.

Ромашка: Я тоже кладу цветок, потому, что соли альгиновой кислоты являются хорошими энтеросорбентами, которые связывают и выводят из организма радионуклиды и тяжелые металлы, а также ускоряют процесс заживления ран. Кроме того, альгиновая кислота и ее соли снижают уровень холестерина в крови.

Мушка: Агар является благоприятной средой для размножения бактерий, именно это делает его отличным пребиотиком, регулирующим микрофлору кишечника. Агар может впитывать часть углеводов, снижая гликемический индекс продуктов, употребленных вместе с ним. Также он забирает на себя часть жиров и холестерина, не давая им усваиваться.

Ворчун: Страшно осознавать, что ваше блюдо было приготовлено из ингредиентов с помощью определенных химикатов, ощущение, будто лекарства ешь! Я кладу жучка! Ж-Ж-Ж!

Гусля: Лецитин очень полезен для детей и для взрослых. Он стремительно расщепляет вредный холестерин и выводит его. Цветок в корзину!

Тюбик: Я слышал, что лецитин используют в качестве профилактика желчекаменной болезни – лецитин препятствует загустеванию желчи, что снижает риск накопления твердых жировых отложений в желчном пузыре и желчных протоках. Мой цветок вам!

Пилюлькин: В медицине в микродозах хлористый калий используется в препаратах, способствующих укреплению мышцы сердца. Это здорово! Цветок!

Винтик и Шпунтик: Агар является благоприятной средой для размножения бактерий, именно это делает его отличным пребиотиком, регулирующим микрофлору кишечника. Агар может впитывать часть углеводов, снижая гликемический индекс продуктов, употребленных вместе с ним. Также он забирает на себя часть жиров и холестерина, не давая им усваиваться. Тоже положительное – цветок!

Пёстренький: Ксантан из-за низкой аллергенности допустим для применения в диетическом и детском питании. Опять – плюс, цветок!

Стекляшкин: Молекулярная кухня большого количества экспериментов, специального оборудования и дополнительных химических соединений, которые позволяют реконструировать ингредиенты или создавать новые. Это означает, что ваша еда будет содержать неестественные молекулы. Это минус, жучка в корзину слева. Это жирный минус – жучек полетел в корзину – Ж-Ж-Ж!

Знайка: Я читал, что лецитин снижает риск инфаркта – незаменимая для мышечных тканей аминокислота L-карнитин вырабатывается в организме с участием лецитиновых фосфолипидов. Она наделяется мышцы гибкостью, прочностью и энергией. Это обеспечивает защиту сердечной мышцы от преждевременного ослабевания. И, кроме того, соли альгиновой кислоты являются хорошими энтеросорбентами, которые связывают и выводят из организма радионуклиды и тяжелые металлы, а также ускоряют процесс заживления ран. Кроме того, альгиновая кислота и ее соли снижают уровень холестерина в крови.

Кладу два цветка в корзину!

Незнайка: А мне больше всего нравится, что эта молекулярная кухня всех удивила! Это очень красиво, интересно и необычно! Цветок в корзину!

Гунька: Посчитаем цветы! Считаем вместе – загибаем пальцы! Всего 13 цветов! Все они тебе, Незнайка! Ты же именинник! И очень удивил нас сегодня!

Все: Здорово!

Незнайка: День рождения продолжается! Предлагаем:

Проект "Молекулярная кухня" был создан в рамках развития ранней профориентации. Дети, с которыми мы работали над проектом, мечтают стать шеф-поварами.

Оценить 1959 0

Департамент образования и науки города Москвы

Педагогический проект

Направление (секция) инновации в образовательном процессе

Тема проекта Молекулярная кухня

Автор, руководитель проекта:

Синяева Елена Юрьевна,

воспитатель старшей группы

1.1.История возникновения и развития молекулярной кухни…….5

1.2.Необычные технологии и ингредиенты на кухне……………. 6

2. Экспериментальная часть работы………………. ……………8

Предполагаемый результат:Изучив технологию приготовления простых блюд молекулярной кухни и опираясь на составленный сборник рецептов, приготовить несколько блюд в домашних условиях. Действовать самостоятельно, умение преподносить свои результаты, давать им свою оценку.Этапы работы над проектом: 1.Подготовительный этап•Определение цели, задач проекта и изучение литературы по данной теме,определение основных направлений работы над проектом;•Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала.2. Основной этап•Знакомство с историей развития и особенностями молекулярной кулинарии;•Совместная деятельность с детьми;•Привлечение родителей к предстоящему мероприятию.3. Завершающий этап•Оформление материалов проекта;•Подготовка презентации для выступления.

1.Теоретическая часть1.1.История возникновения и развития молекулярной кухни

1.2.Необычные технологии и ингредиенты на кухне

2.Экспериментальная часть работы

Существуют простые рецепты, которые можно готовить в домашних условиях. Не пугайтесь — вам не придется становиться химиками. Но удивить гостей вполне получится.Икра из фруктового сока.Ингредиенты: фруктовый сок, агар-агар, вода, сахар, растительное масло.Инструменты: пластиковый шприц, два стакана, сито.Время приготовления: 30 минутВ молекулярной кухне икра — практически главное блюдо. Мы попробовали сделать икру из яблочного сока, смешав 120 мл воды, 250 мл яблочного сока, 1 ст. л. сахара и один пакетик с агар-агаром. Довели смесь до кипения, кипятили 1 минуту, пока она не начала густеть, сняли с огня и дали слегка остыть. Налили в стакан заранее охлаждённого (2 часа) 100 мл растительного масла, набрали в шприц без иглы полученную смесь и аккуратно выдавливали капли в масло. Старались, чтобы икринки не соприкасались друг с другом, а потом достали их, откинув содержимое стакана на дуршлаг. Похожим образом делается в молекулярной кухне фруктовые спагетти из любого сока, свежевыжатого или магазинного.Шоколадный мусс.Это еще один рецепт молекулярной кухни для начинающих. Ингредиенты: 225 шоколада горького, 200 мл холодной воды, лёд.Инструменты: два глубоких блюда, блендер.Время приготовления: 30 минут. Шоколадный мусс по консистенции находится между кремом и взбитыми сливками. Рецепт шоколадного мусса включает в себя минимум ингредиентов, а само создание не занимает много времени. Для начала мы поломали плитку шоколада (225 гр.), брали тёмный горький шоколад (от 60%). И переложили в сотейник. Сверху посыпали сахаром (4 ст.л.). Залили простую воду (200 мл.). Поставили сотейник на средний огонь и помешивали лопаткой. Главной нашей задачей было, не перегреть шоколад. Иначе он свернулся бы комками. Поэтому мешали активно, огонь не высокий. Сначала масса была хлопьями, так и должно быть. Затем мы взяли две одинаковых чаши. На дно первой уложили лед и налили воды. Так, чтобы дно второй чашки касалось их. Когда шоколадная масса стала однородной, перелили её в чашу и установили на ледяную ванну. Начали взбивать венчиком. Минуты 4 вообще ничто визуально не менялось, продолжали взбивать. Самое интересное произошло позже. Мусс начал хорошо густеть. Главное было не перестараться. Иначе его сложно было бы переложить в посуду. Наш мусс готов.Домашний творогЗная, как приготовить домашний кальцинированный творог, можно обогатить свой рацион полезным и натуральным продуктом. Рецепт предельно прост.Ингредиенты: молоко, 10% раствор кальция хлорида.Инструменты: сито, марля, кастрюля, кухонная плита.Время приготовления творога: 30 минутДля приготовления творога с хлористым кальцием купили в аптеке 10% раствор кальция хлорида.Молоко нагрели до температуры 40 градусов и добавили в него раствор хлористого кальция. Пропорции: на 0,5 л свежего молока – 1-1,5 ложки раствора (можно заменить на 3 грамма сухого порошка). Смесь довели до кипения. Молоко стало превращаться в сгусток. Сразу же после этого молоко охладили, полученный творог откинули на сито, застеленное марлей, сыворотку слили. Мягкий и полезный кальцинированный творог в домашних условиях приготовлен! Если кто-то предпочитает слегка суховатый продукт, то творог следует завернуть в марлю и ненадолго положите гнет. Из полулитра молока у нас получилось около 100 грамм творога.

2.Карен Пейдж, Эндрю Дорненбург. Азбука вкуса. – М.: Арт-Родник, 2014.

6.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

7.Рафаэль Омонт. Молекулярная кулинария. Новые сенсационные вкусы в еде. – М.: Центрполиграф, 2015.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли смешать продукты и получить совершенно необычное блюдо? Рыба со вкусом шоколада, зеленый горошек в виде пены, макароны в виде чая или икра со вкусом апельсина?

Волшебная кухня или молекулярная кулинария

Научно – исследовательская работа

Руководитель: Стаховская Е.А.

Гипотеза: Можно ли смешать продукты и получить совершенно необычное блюдо? Рыба со вкусом шоколада, зеленый горошек в виде пены, макароны в виде чая или икра со вкусом апельсина?

Над чем я работал?

В своем исследовании я постараюсь раскрыть волшебную тайну кулинаров и убедить вас, взрослых, что апельсиновые макароны – это реальность.

История появления молекулярной кулинарии

Николаус Курти

История появления молекулярной кулинарии

В поисках идеального вкуса Молекулярная кухня меняет старые представления о кулинарии. Ее целью становится достижение идеального вкуса. Молекулярная кухня — это обращение к уму и воображению.

В поисках идеального вкуса

Молекулярная кухня меняет старые представления о кулинарии. Ее целью становится достижение идеального вкуса. Молекулярная кухня — это обращение к уму и воображению.

Здорова ли молекулярная кухня? Молекулярная кухня – это не вредные вещества такие как, усилитель запаха и вкуса или красители, которые мы встречаем практически каждый день на магазинных полках, это 100 % натуральные ингредиенты. Так что, можете смело пробовать эти волшебные блюда, не остерегаясь, нанести вред своему здоровью.

Здорова ли молекулярная кухня?

Молекулярная кухня – это не вредные вещества такие как, усилитель запаха и вкуса или красители, которые мы встречаем практически каждый день на магазинных полках, это 100 % натуральные ингредиенты. Так что, можете смело пробовать эти волшебные блюда, не остерегаясь, нанести вред своему здоровью.

Хестон Блюменталь и его волшебная мастерская Хестон Блюменталь, повар-самоучка, один из немногих обладателей трех звезд Мишлен в Великобритании.

и его волшебная мастерская

Хестон Блюменталь, повар-самоучка, один из немногих обладателей трех звезд Мишлен в Великобритании.

Звезда Мишлен Звезда Мишлен – это наивысшая награда в области кулинарии. Если ресторан имеет одну звезду Мишлен — это очень серьезная награда. Две звезды — блюда ресторана уже считаются произведением искусства. Три звезды имеют рестораны с авторской кухней только величайших шеф-поваров — гениев своего дела.

Звезда Мишлен – это наивысшая награда в области кулинарии. Если ресторан имеет одну звезду Мишлен — это очень серьезная награда. Две звезды — блюда ресторана уже считаются произведением искусства. Три звезды имеют рестораны с авторской кухней только величайших шеф-поваров — гениев своего дела.

The Fat Duck или Жирная утка Хестон Блюменталь не сразу стал таким популярным. Ему пришлось многое пережить прежде чем найти свое место в обществе. Но к 29 годам ему все-таки удалось достичь той самой вершины, к которой стремится каждый. Он открыл свой ресторан The Fat Duck (Жирная утка), который через девять лет получил сразу три звезды Мишлена!

The Fat Duck или Жирная утка

Хестон Блюменталь не сразу стал таким популярным. Ему пришлось многое пережить прежде чем найти свое место в обществе. Но к 29 годам ему все-таки удалось достичь той самой вершины, к которой стремится каждый. Он открыл свой ресторан The Fat Duck (Жирная утка), который через девять лет получил сразу три звезды Мишлена!

Шоколадный мусс по технологии, разработанной выдающимся шеф-поваром Эрве Тисом

Шоколадный мусс по технологии, разработанной выдающимся шеф-поваром Эрве Тисом

Что же нам понадобиться? Список ингредиентов Плитка горького шоколада (85%); Сахар; Стакан воды; Лед; Зефир для украшения.

Что же нам понадобиться?

1) Для начала я разломал шоколад на маленькие дольки.

Процесс приготовления Сверху я посыпал все сахаром (3-4 столовые ложки) и добавил стакан чистой воды.

Сверху я посыпал все сахаром (3-4 столовые ложки) и добавил стакан чистой воды.

Процесс приготовления 2) Под четким руководством мамы я поставил кастрюлю на плиту на маленький огонь. Я старался постоянно помешивать, чтобы шоколад не свернулся комками.

2) Под четким руководством мамы я поставил кастрюлю на плиту на маленький огонь. Я старался постоянно помешивать, чтобы шоколад не свернулся комками.

Процесс приготовления 4) Затем начался мой самый любимый момент! Я взял миксер и принялся взбивать шоколадную массу. Спустя четыре минуты все оставалось прежним, но я все еще продолжал взбивать. Масса постепенно стала загустевать, и через пару минут мой шоколадный мусс был полностью готов.

4) Затем начался мой самый любимый момент! Я взял миксер и принялся взбивать шоколадную массу. Спустя четыре минуты все оставалось прежним, но я все еще продолжал взбивать. Масса постепенно стала загустевать, и через пару минут мой шоколадный мусс был полностью готов.

Процесс приготовления 5) Затем я разрезал зефир на маленькие дольки, чтобы украсить шоколадный мусс.

5) Затем я разрезал зефир на маленькие дольки, чтобы украсить шоколадный мусс.

Процесс приготовления 6) Готовый мусс я разделил на небольшие порции, а сверху все украсил кусочками зефира.

6) Готовый мусс я разделил на небольшие порции, а сверху все украсил кусочками зефира.

Читайте также: