Проект многозначные слова доу

Обновлено: 04.07.2024

Словарный запас – это лексическая компетентность речи, которой человек пользуется для общения и адаптации в социуме. У детей словарный запас должен быть достаточным для общения со сверстниками, успешного обучения в школе, понимания произведений художественной литературы.

У детей старшего дошкольного возраста объем словаря достаточно велик, т.е. лексический компонент не нарушен. Но нарушен семантический компонент речи детей (значение слова). Поэтому мы должны обратить особое внимание на знание и практическое использование детьми слов – синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.

Цель проекта:формирование семантического компонента речи детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами.

Задачи проекта:

2) Оформить картотеку игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами, неизменяемыми словами.

3) Изготовить книжки – малышки о неизменяемых словах.

4) Уточнить и актуализировать знания родителей о словах – синонимах, антонимах, омонимах, неизменяемых словах.

5) Обобщить знания педагогов о семантическом компоненте речи.

Срок реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2015 гг.

Участники проекта: дети старшей группы, учитель-логопед, воспитатели.

Предполагаемый продукт проекта:

Содержание проекта

Работа с детьми:

Работа с семьей:

Работа с педагогами:

Проект еще не завершен, но уже есть первые практические результаты (см. Приложение).

Приложение








Книжки-малышки о неизменяемых словах со стихами, загадками, пословицами и поговорками.







Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели. Так создаются предпосылки для обогащения лексики ребенка.

Подчёркивая значение лексической работы, необходимо отметить и важность работы над словом как единицей языка, и над многозначностью слов.

В раскрытие многозначности слова, мы показываем детям жизнь самого слова, потому что предметы и явления, которые соответствуют разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом.

Раскрытие смыслового богатства многозначного слова (а многозначительно большинство слов славянских языков) играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Многозначным является слово, имеющее несколько лексических значений (2 и более). Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Какое значение является прямым, а какое переносным решается на языковом срезе, а не переводится в область истории языка.

Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместны для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию уровня общей речевой культуры.

При разработке конспектов занятий мы определяем цель: познакомить детей с многозначными словами и ряд задач:

- учить детей выделять предметы, которые обозначают многозначные слова

-упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении

-развивать мышление, способность к умозаключению

-совершенствовать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической групп.

Развитие активного и пассивного словарей детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в настоящее время, является одной из главных проблем педагогов, работающих в детских садах. Отмечается, что к старшему дошкольному возрасту появляются существенные различия в уровнях сформированности экспрессивной речи детей с нормой речевого развития и детей с нарушениями речи.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование качественной стороны детской лексики, повышение уровня развития общей речевой культуры.

1. Способствовать повышению интереса у детей к слову, к его смысловой стороне.

2. Познакомить с разнообразием значений многозначных слов.

3. Формировать умения и навыки воспитанников по использованию многозначных слов в своей речи.

4. Развивать точность и выразительность языка, мышление, память, внимание, воображение, фантазию.

Сроки реализации проекта

I этап (подготовительный)

15. 10. 2013 – 20.10.2013

II этап (основной)

III этап (заключительный)

Перечень основных мероприятий

2. Практические консультации для родителей и педагогов

1. Дети старшей группы

2. Учитель-логопед и педагоги старшей группы

Ожидаемые конечные результаты

1. Дети правильно понимают смысловые значения многозначных слов, употребляемых в том или ином контексте.

2. Умеют правильно подбирать и использовать многозначные слова в собственной речи.

1) кадровое: учитель-логопед, воспитатели группы;

2) материально-техническое: фотоаппарат, компьютер, интерактивный комплекс;

3) информационно-методическое: литература по проблеме речевого развития дошкольников, информация интернета, литература для детей по теме.

Актуальность проекта

В настоящее время, в связи с возросшими требованиями к культуре речи, возникла необходимость работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса детей. Эта работа должна идти, на наш взгляд, не только по пути накопления новых лексических единиц, но и в направлении систематического раскрытия и усвоения многозначности слов.

Дошкольники зачастую не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Роль изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка трудно переоценить: понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ребенка, предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников.

В рамках данного проекта мы планируем показать детям в игровой форме жизнь самого слова, раскрыть смысловое богатство многозначного слова, способствовать умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа послужит для развития уровня общей речевой культуры детей.

Целевые группы

Целевые группы

Их интересы

Интерес детей к пониманию смыслового значения многозначных слов.

Просветительная работа с родителями по расширению словарного запаса детей, уточнению лексических значений слов и их разнообразных обозначений.

Реализация творческого подхода педагогов к работе по уточнению и расширению активного словаря детей старшего дошкольного возраста, а также совершенствование устной речи.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

1. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

3. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Содержание деятельности учителя-логопеда.

1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

Содержание деятельности воспитателей.

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

Содержание деятельности родителей.

2. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

3. Анализ полученных данных.

Календарный план мероприятий

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта.

Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся! Это слова – близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.

Лук Взял я лук, одну стрелу, Натянул я тетиву. Ты лети моя стрела В голубые небеса! Прилетела в огород, Где на грядке лук растёт.

Ключ Много есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ – скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной.

Коса Право, я причёска – чудо. Заплести меня не худо. Коса На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. Коса В воду я вдаюсь полоской Узкой, серенькой и плоской. Песчаная коса

Лисичка Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? У лисички. Что вы ели там? Лисички.

Иголка Есть иголки у ежа. И, конечно, у ерша. У сосны и ёлки Тоже есть иголки. Это швейная игла. Всем одежду шьёт она.

Овсянка Вот этой овсянки не хочется киске. (Вот этой овсянки, которая в миске). Какой же овсянки она захотела? Не той ли, что мимо сейчас пролетела.

Разбить Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила. Брат её, мальчик Иван Тоже разбил…стакан!

Идёт: снег дождь человек время

Растёт: ягоды, грибы, цветы дерево дом (строится) дети, животные овощи, фрукты

Бежит: река время человек молоко

Летит: птица самолёт машина (очень быстро едет) человек (падает)

Золотой Стало вдруг светлее вдвое, Двор весь в солнечных лучах. Это платье золотое У берёзы на плечах. Колечко, колечко, Выйди на крылечко! А колечко не простое – Золотое! Говорят, у мамы Руки не простые. Говорят, у мамы Руки золотые!

Конец Презентацию составила Яловая О.А., воспитатель

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 439 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.03.2016 5605
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 147 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яловая Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: