Проект креативность в школьной среде

Обновлено: 02.07.2024

Креативность в школе — это миф или реальность? Кен Робинсон, англо-американский педагог и реформатор образования, считает, что школы убивают креативность. Так ли это и возможно ли вообще развивать творческие способности детей в рамках урока?

Креативность в школе: мифы и реальность о творческом подходе

Креативность в школе: реальность

Конечно, Робинсон говорит о западной системе образования, но по параметру креативности она очень схожа с российской.

Школа — только для вуза

Согласно Робинсону, современное школьное образование нацелено исключительно на поступление в университет. А это предполагает такую организацию учебного процесса, когда нужно сосредоточиться на научной деятельности и отодвинуть творчество на задний план. В итоге, обожаемые многими детьми изо, музыка, хореография изучаются как второстепенные, неважные для будущей жизни предметы. Такая иерархия предметов сохраняется уже много лет.

В условиях индустриальной революции это было оправдано, но сегодня мир настолько изменчив и непредсказуем, что вряд ли кто-то сможет точно определить, какие предметы окажутся полезными во взрослой жизни, а какие нет.

В наше время есть огромное количество примеров, когда люди кардинальным образом меняют свою профессию и занимаются вовсе не тем, чем собирались во время учебы в вузе, тем более в школе. Наши дети должны быть готовы к таким изменениям, а для этого всесторонне развиты. Дети любознательны и талантливы, и, если мы дадим им возможность полноценно проявить себя в любой сфере, скорее всего, обнаружатся умения и таланты, о которых никто даже не подозревал.

Право на ошибку

Кен Робинсон также говорит о том, что изначально дети готовы рисковать и ошибаться. Но все мы помним, что ошибки в школе часто наказуемы. Так школа отучает нас от желания творить, предполагать, размышлять. Мы должны просто запомнить правильный ответ. В крайнем случае, найти его и озвучить в подходящий момент.

Молодец не тот, кто рассуждал и сделал интересные, порой, неожиданные выводы, а тот, кто сделал правильно.

Талантливые личности требуют к себе повышенного внимания, дополнительного времени и энергии. Не проще ли подогнать всех под одну гребенку и руководить тихими, не проявляющими инициативы детьми? Пришли в школу, отсидели уроки, ушли домой. И никому ничего больше не надо.

Потом, правда, начинаются, вопросы о том, что могло бы быть больше победителей и призеров в конкурсах и на олимпиадах, но это уже потом. А в повседневной жизни так удобнее.

Подробнее о Кене Робинсоне, его идеях и книгах читайте здесь.

Мифы о креативности в школе

Призывая к революции образования, Робинсон предлагает отбросить старую систему и принять совершенно новую концепцию экологии человека, внутри которой начнется переосмысление богатства человеческих способностей. Но неужели все так ужасно на сегодняшний день?

Образование — это огромный и очень сложный механизм, включающий в себя много-много разных деталей. Можно вводить новые стандарты и использовать лучшие учебники, но, будет ли все это работать, зависит от учителей, от каждого педагога.

Дети меняют методики обучения…

Конечно, в школах еще встречаются учителя, застрявшие где-то в 90-х, не признающие и не принимающие изменения, выступающие против всего нового, но большинство все-таки готовы идти в ногу со временем и стараются найти пути, которые помогают выявить и развить детские способности. А для этого сначала нужно хотя бы попытаться понять детей и то, как устроен сегодня ИХ мир.

Нынешнее поколение Z показало нам, что мы воспринимаем информацию совершенно по-разному. Дети с клиповым мышлением очень неохотно реагируют на другие форматы. Часто таких учеников приходится подолгу тренировать, прежде чем они научатся слышать и видеть так, как понятно и привычно нам. По этой причине многие учителя перестраивают формат своей работы. То есть они получают такой же результат, но другими методами, комфортными для детей.

Помните, как нам задавали выучить написание слов наизусть и чего нам это стоило? Сегодня многие дети даже не догадываются или не задумываются о том, что выполнение такого задания может быть скучным. Они все запомнят, пока проходят испытания на игровых платформах. Там их интересуют рекорды, баллы, проценты, а учебный материал — это просто средство достижения цели.

…и формат образования

Сегодня сложно встретить ребенка, который станет всерьез работать над проектной или исследовательской работой просто потому, что надо. Сначала он должен получить ответ на вопрос, зачем ему это нужно. И здесь на первый план выходит роль руководителя, который увлекает, направляет и помогает воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Кто-то с удовольствием изучает труды современных ученых и даже спорит с ними, а кто-то с восторгом изучает архивы и находит такую информацию о своих предках, которая действительно способна удивить.

Что такое креативность в школе в принципе?

Когда мы говорим о творчестве вообще, нам кажется, что для самым главным для достижения успеха является свобода. Человек всего добьётся, если не мешать ему.

Творчество в школе — понятие более сложное. Учителю приходится создавать иллюзию свободы, при этом постоянно направляя ребенка и искусственно создавая благоприятные для него условия. Да, дети с удовольствием проявляют свои творческие способности в разных форматах, но, чтобы это стало возможно, сначала учителю пришлось все освоить и выстроить точный алгоритм работы.

Развитие креативности учеников — это очень тяжелый труд. Это непрерывный труд. Невозможно заниматься творчеством время от времени. Любая пауза будет означать конец истории. И, приступая к новому проекту, стоит сначала оценить свои силы – хватит ли их, чтобы довести начатое до конца.

Что нужно для развития креативности детей в школе?

Ответ прост — креативные учителя.

Образование — это система, а система не может сама по себе гарантировать развитие креативности. Да, есть попытки. Создаются точки роста и кванториумы, многие полезные ресурсы становятся доступными. Правда, в это же время учителей заваливают таким количеством бумаг и каких-то непонятных обязанностей, что у них уже не остается ни сил, ни времени, ни желания качественно заниматься творчеством.

Но все-таки всегда находятся такие педагоги, которые готовы тратить себя на развитие детей, поддерживать и направлять их творческие порывы. Человеческий фактор всегда будет в этом вопросе решающим. Им — нам! — бы еще немного поддержки от системы.

Вхождение в новый этап развития общества — информационное общество — совместно с развитием идей постмодернизма неизбежно влечёт за собой повышение значимости образования, творческого подхода к обучению и личностной креативности каждого отдельного члена общества. В связи с наблюдаемыми изменениями от учителей как никогда требуется понимание ценностей современной информационной эпохи. Поскольку креативность в XXI веке выходит на лидирующие позиции в разных областях человеческой деятельности по всему миру, то значимость творческого подхода в образовательном процессе возрастает.

Одной из целей современного образования в России, зафиксированной на уровне ФГОС, является развитие творческих способностей учеников. Учитель в таком случае попадает в очень непростую ситуацию, так как система образования ставит перед ним цель, но обнаруживает затруднения в организации условий для её реализации. В качестве иллюстрации можно привести данные одного из исследований, проведённого на территории Великобритании в 2005 году. Я заранее приношу извинения за то, что привожу данные зарубежного исследования, но аналогичных данных в отечественной науке у меня нет. В данном исследовании было продемонстрировано, что подавляющее большинство учителей согласны с тем, что креативность можно развивать в рамках школьной среды (80,6%) и что развитие креативности является необходимым условием повышения успеваемости учащихся (77,6%). Однако большинство учителей (67%) не считают, что они каким-либо образом несут ответственность за развитие творческого потенциала детей.

Данный факт можно интерпретировать по-разному. На мой взгляд, одна из причин подобных результатов кроется в том, что в связи с необходимостью развития творческих способностей учеников у учителей закономерно возникают два вопроса, на которые современные законодатели не способны дать ответы:

  1. Что такое креативность (творческие способности)?
  2. Можно ли развивать творческие способности и каким образом можно подойти к этой проблеме?

1. Что такое креативность?

Креативность можно определить как способность кого-либо создавать нечто оригинальное и полезное в определённых условиях среды.

Давайте рассмотрим данное определение по частям, чтобы лучше понять, что оно означает.

2. Можно ли развивать творческие способности?

Данный вопрос нередко трансформируется в другую форму: какова роль генетических и социальных факторов в развитии креативности? Одной из научных дисциплин, которая стремится дать ответ на поставленный вопрос, является психогенетика. С современной точки зрения под психогенетикой понимают научную дисциплину, занимающуюся изучением молекулярно-генетических закономерностей, лежащих в основе формирования психологических признаков. Одним из традиционных методов психогенетики является близнецовый метод. В нескольких близнецовых исследованиях было продемонстрировано, что, хотя генетические факторы влияют на развитие определённых компонентов креативности, средовые факторы (семья, школа, учителя, общение со сверстниками и т. д.) берут верх. Таким образом, социальные факторы оказываются ведущими в развитии творческого потенциала человека.

Из этого следует, что образовательная среда как один из социальных факторов может способствовать развитию творческих способностей детей. Однако каким образом можно подойти к процессу развития творческих способностей? Каким образом можно было бы представить себе схему самого процесса? Я приведу лишь один из возможных подходов к рассмотрению данной проблемы, который был предложен американскими психологами Дж. Кауфманом и Р. Бегетто.

Концепция четырёх уровней креативности

Концепция четырёх уровней креативности может быть полезна для понимания двух аспектов: (1) этапов развития креативности в жизни каждого отдельного человека и(2) уровней креативности, которые доступны для развития в рамках школьной образовательной среды. Если учитель фокусируется на интуитивном и всеобъемлющем понимании того, что такое креативность (творчество), то задача развития творческих способностей кажется абсолютно нереалистической. Однако концепция четырёх уровней позволяет провести более дробное деление и сосредоточить внимание учителя на тех уровнях, которые действительно можно стимулировать на уровне школьного образования. О каких четырёх уровнях идёт речь? С позиции концепции Дж. Кауфмана и Р. Бегетто каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:

Взгляд на развитие творческих способностей через призму концепции четырёх уровней

Каким образом выше описанная концепция может быть полезна при выстраивании собственных представлений о развитии творческих способностей и выстраивании образовательного процесса? Ниже я постараюсь представить несколько важных приложений данной концепции для образовательной среды.

Следствие 1. Развитие творческих способностей человека/ученика происходит путём продвижения по ступеням от мини-креативности к более высоким уровням креативности. Другими словами, иерархия четырёх уровней представляет собой совокупность стадий развития творческих способностей. Например,при получении поддержки и необходимой обратной связи от учителя, ученик может развить свою мини-креативность до малой креативности.

Следствие 2. В условиях образовательной среды школы наиболее реалистичным и значимым оказываются два уровня креативности: мини-креативность и малая креативность. Мини-креативность акцентирует внимание на переживании озарений (инсайтов) в понимании и построении интерпретаций изучаемого материала (базовые понятия, теории, алгоритмы решений и т. д.), что однозначно свидетельствует в пользу того, что творческая составляющая всегда присутствует в жизни школьника на протяжении всего образовательного процесса. С другой стороны, малая креативность в большинстве случаев представляет собой вершину, которую требуется достичь (зона ближайшего развития). Поэтому если конкретизировать цель, поставленную на уровне образовательного стандарта, в терминах рассмотренной концепции, то можно было бы сказать так: стимулирование мини-креативности учащихся и продвижение к уровню малой креативности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на значительный багаж опыта и теоретического материала по изучению креативности, давшего практические результаты, единой и стройной научной теории креативности до сих пор нет, равно как и четкого ее определения и общепризнанных методик диагностики данного феномена. Так что же такое креативность и как учителя могут развивать ее на занятиях для повышения мотивации учащихся.

Креативность и ее место в учебном процессе

Обобщенное определение креативности – неопределенная способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это качество мышления, проявляющееся в умении человека высказывать необычные идеи, находить нестандартные решения, отступая от традиционных, банальных мыслительных схем. К. Роджерс рассматривает под креативностью способность обнаруживать новые пути разрешения проблем и непривычные способы выражения. Несмотря на значительный багаж опыта и теоретического материала по изучению креативности, давшего практические результаты, единой и стройной научной теории креативности до сих пор нет, равно как и четкого ее определения и общепризнанных методик диагностики данного феномена. Тейлор отмечает, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности, которые можно сгруппировать в шесть основных типов:

1) гештальтистские – описывают процесс креативного мышления как разрушение существующего гештальта для создания нового, возможно лучшего;

2) инновационные – направлены на оценку креативности в аспекте новизны конечного результата;

3) эстетические (экспрессивные) – делают упор на самовыражении творца;

6) различные одиночные, часто расплывчатые определения, не поддающиеся предложенной классификации.

Исследователи включают в понятие креативности новые нюансы, которые постаралась упорядочить О. В. Буторина. Вот результаты ее систематизации различных пониманий креативности:

• творческий потенциал человека;

• нечто новое, оригинальное;

• выход за переделы имеющихся знаний;

• нестандартное кодирование информации;

• результат / отсутствие внутриличностных конфликтов;

• реструктуризация готовой системы;

• нетрадиционное мышление, с помощью которого быстро разрешается сложная спорная ситуация.

Дж. Гилфорд и другие ученые гипотетически вычленили 16 интеллектуальных способностей для анализа креативности:

• семантическая гибкость (способность выявить основное свойство объекта и по-новому его использовать),

• образная адаптивная гибкость (умение так изменить форму стимула, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его применения),

• спонтанная семантическая гибкость (продуцирование разнообразных творческих идей в нерегламентированной обстановке),

• оригинальность (качество мышления, позволяющее порождать отдаленные ассоциации, нетипичные ответы),

• любознательность (чувствительность к проблемным моментам в окружающей среде, мире), способность к разработке гипотезы,

• фантастичность (ирреальность ответа, его оторванность от действительности при наличии логической обусловленности стимула и ответной реакции).

Гилфорд объединил эти способности в понятии дивергентного мышления, которое может вполне проявить свою специфику лишь тогда, когда проблема еще не видна окружающим, и ее нужно выявить, сформулировать и найти способ решения при отсутствии каких-либо предписаний (в отличие от конвергентного мыслительного процесса, опирающегося на известное готовое решение). Позже Гилфорд определился с шестью основными параметрами креативности:

• способность увидеть и сформулировать проблему, как задачу для мышления;

• оригинальность (способность продуцировать нетривиальные идеи, отличные от общепринятых банальных решений, умение нестандартно, непредсказуемо отвечать на раздражители);

• гибкость – качество мышления, проявляющееся в умении порождать самые разные идеи;

• способность усовершенствовать объект, добавляя небесполезные детали;

• умение находить решение проблем посредством анализа и синтеза.

Гилфорд подразумевал под креативностью или дивергентным мышлением общую способность человека к творчеству. С 20-х по 90-е годы XX в. проблема наличия у людей креативного потенциала разносторонне исследовалась:

• с одной стороны, обществу не обойтись без креативных, творчески настроенных, активных личностей, которые будут направлять свой творческий импульс на систематическое, последовательное и качественное решение постоянно возникающих проблем, но нет достаточно разработанной системы педагогических средств и условий для повышения эффективности и оптимизации процесса креативной деятельности личности;

• с одной стороны, принцип креативности, внедряемый в школьную практику, приводит к завышенным требованиям к уровню знаний, которыми должен обладать школьник с творческими мыслительными задатками; в школе же, с другой стороны, еще нет достаточных условий для достижения и удержания высокого уровня развития креативных задатков учащихся;

• с одной стороны, развитие креативности школьников социально мотивировано и значимо. С другой, школе недостает научно-методической базы для организации креативного процесса мышления детей;

• с одной стороны, нужна объективная оценка творческого потенциала. С другой, разработанного единообразного педагогического инструментария, позволяющего объективно производить такую точную оценку уровня креативности школьников, просто нет.

• все дети нуждаются в новизне, они открыты для нового опыта,

• школьники в младших классах ищут стимулы для своей креативной мыслительной энергии и могут видеть проблемы,

• учащиеся в начальной школе обладают широким восприятием, у них богатое воображение,

• дети легко, непринужденно меняют способы мышления, гибко переключаются с одной идеи на другую,

• школьники испытывают неподдельный интерес и увлечены своими действиями.

Однако креативность мыслительной деятельности не обладает природой и не дается от рождения. Креативность в чистом виде не является энергией – это лишь имманентный человеку потенциал, на характер которого влияет личность. Он проявляется в мышлении и творческой деятельности, приводящей к появлению инновационного продукта. Трудно и почти невозможно сразу точно ответить на вопрос, как воспитывать в учениках творческий подход к обучению. Образование, стимулирующее креативность,- это не просто увеличение количественных показателей идей за максимально короткое время; такой образовательный процесс направлен на личность в целом, на ее всестороннее развитие с акцентом на креативность. Институт школы обязан создавать все условия для мотивации, стимуляции, системы поощрения и воспитания творческого мышления и креативной деятельности, а учителя должны на личном примере демонстрировать такое отношение и поведение, а также стиль мышления и действий, которые они собираются развивать в своих учениках. Идеальные гипотетические условия такого обучения:

• создание свободных развивающих условий для учебы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;

• принятие, положительная оценка и поощрение оригинальных идей;

• использование интересного для учеников материала, хорошо мотивирующего к учебе;

• одобрение и позитивная оценка попыток исследовательской деятельности, поиска проблемных моментов и дивергентного мышления, направленного на их разрешение;

• организация условий, при которых ребенок полностью вовлечен в школьную деятельность, что достигается благодаря поощрению, повышению самооценки, ответственности за работу;

• приобщение к социально ориентированному творчеству во время групповых занятий и общих проектов с самостоятельно выбранными партнерами;

• увлеченность задачей за счет высокой мотивации к понравившейся теме;

• создание комфортной атмосферы, в которой у детей не возникает беспокойства, неуверенности в своих силах и страха не успеть;

• обеспечение психологического комфорта, чувства открытости и свободы.

Таким образом, вычленим следующие аспекты успешного воспитания креативности в младшей школе.

1.Учитель должен стараться не выступать в роли дающего оценки организатора. Ему следует проявлять свои личностные, инициаторские, партнерские качества, свойства помощника и независимого эксперта.

2.Необходимо обеспечить условия последовательной смены активных периодов моментами расслабления, когда учащимся предоставляется возможность спокойно подумать над задачей.

3. Проявляйте юмор и умейте оценить иронию и юмор со стороны учеников.

5. Поощряйте стремление учеников задавать толковые вопросы и самостоятельно отвечать на них.

6. Организовывайте проблемные ситуации, подразумевающие творческий подход к их разрешению.

8. Позволяйте школьникам ошибаться на пути к поиску творческих решений. На ошибках полезно учиться и набираться опыта, поскольку они являются составляющими активного поиска решения.

9. Воспитывайте в детях адекватное (не болезненное и не восторженное) отношение к критике и похвале. В образовании, ориентированном на развитие креативности личности, ведущим принципом выступает безоговорочное признание ее индивидуального потенциала.

Образование, направленное на развитие активного творчества учеников, предусматривает:

• открытость всей системы, гибкость организации,

• творчески ориентированное отношение учителей и администраторов к процессу обучения,

• планирование и реализацию масштабных проектов, в которых все школьники смогут поучаствовать в процессе коллективного решения проблем, приводящего к видимым, значимым для детей результатам.

Чтобы реализация креативности применительно к учебному процессу имела успех, целесообразно использовать системный подход – единство разнообразных видов творческих заданий, приемов и методик их выполнения. Личностный подход педагога направлен на поощрение креативных способностей в процессе школьной деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, использование учащимися инновационных методов творчества в процессе выполнения заданий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект «Развитие креативного мышления детей младшего школьного.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогический проект «Развитие креативного мышления детей младшего школьного.

Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, влад.

Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.

В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и креп.

В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Современный человек должен быть компетентен во всех сферах жизнедеятельности, а активная жизненная позиция может иметь основания, если человек мыслит креативно, если видит возможность для совершенствования.


Новизна проекта заключается в создании системы применения форм, методов и сре.

Новизна проекта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития креативного мышления детей для раскрытия их индивидуальности.

Участники проекта обучающиеся начальной школы

Участники проекта обучающиеся начальной школы

Создание условий, позволяющих наиболее эффективно развивать креативное мышле.

Повышение качества знаний, уровня подготовлен-ности обучающихся. Привлечение.

Повышение качества знаний, уровня подготовлен-ности обучающихся. Привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информа-ции через проектную и исследовательскую деятельность. Увеличение числа участников различных конкурсов. Интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся. Положительная динамика уровня креативной деятельности.


Подготовительный этап

Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от трад.

Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативная личность способна: выдвигать идеи чувствовать проблему рисковать фантазировать быть оригинальной видеть прекрасное быть самодостаточной

Алгоритм сопровождения учащихся в творческом процессе Этап Характеристика эта.

Критерии развития творческих (креативных) способностей младших школьников и м.

совместная работа педагога и ребенка, направленная на раскрытие творческого п.

совместная работа педагога и ребенка, направленная на раскрытие творческого потенциала обучаемого; использование на практике формулы: внутренняя потребность - доверительные отношения - духовная общность; обязательное условие развития креативных способностей - научи самостоятельности или зачем нужны креативные способности; создание для каждого воспитанника ситуации выбора и достижения успеха; поддержка и одобрение родителей обучающихся

Основное содержание проекта

Основное содержание проекта

Систематизация творческих заданий и игр по предметам, ориентированных на разв.

Разработка новых цифровых образовательных ресурсов, контрольно-измерительных.

Участие детей в творческих конкурсах и олимпиадах Наименование мероприятия Ур.

Диагностика ″Определение творческих наклонностей школьников″ Результаты реали.

Диагностика ″Определение творческих наклонностей школьников″ Результаты реализации проекта

Результаты реализации проекта Развитие творческого мышления (креативности) д.

Результаты реализации проекта Развитие творческого мышления (креативности) детей (Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник)

 Качество знаний по предметам

Качество знаний по предметам

Выводы В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: полож.

Выводы В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: положительная динамика уровня креативной деятельности; повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся; привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность; увеличение числа участников различных конкурсов; интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся Цель проекта была достигнута — созданы условия, позво-ляющие наиболее эффективно развивать креативное мышление у младших школьников в образовательном пространстве школы.

Читайте также: