Проект край мой северный в доу

Обновлено: 07.07.2024

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Чувство любви к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. То, что заложим мы сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни, знаний о своём городе, родном крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к родной культуре.

Программа предполагает осуществление регионального компонента по нескольким блокам, что позволит более полно познакомиться со своей малой родиной. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления в процессе приобщения детей к национальной культуре. Это способствует систематичному, целенаправленному выполнению задач в ходе реализации программы.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Актуальность

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у его чувства патриотизма.

У каждого человека есть место, где он родился и вырос. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своей жизни, из своего детства. И у каждого человека любовь к своему городу проявляется по разному, одним просто нравится то место, где они родились, другие пишут стихи, музыку, рисуют картины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, дать доступные для ребенка исторические сведения, показать то, что чтут свято люди, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из важных задач педагогов.

Данное содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности.

Основные принципы

- принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и ребенка;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип наглядности (иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и. т. д.);

- принцип сотрудничества с социальными институтами: семья, краеведческий музей, библиотека, центр национальных культур.

Педагогические условия

- создание предметно - развивающей среды группы;

- организация эффективного взаимодействия с социумом.

Цель программы

Направление воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Образовательные задачи

- расширить представление о семье, родственных связях, вызвать, уважение к семейным традициям;

- ознакомить детей с историей своего города, района, округа, его символикой;

- знакомство с особенностями народно – прикладного искусства коренных народов Севера;

- сформировать представление о флоре и фауне родного края;

- дать представление о быте и труде коренных народов Севера (охоте, оленеводстве, рыбном промысле);

- ознакомить с природными богатствами родного края;

- рассказать детям о историческом событии - Дне Победы, о традициях его празднования, ВОВ.

Развивающие задачи

- развитие познавательного интереса, стремления как можно больше узнать о своем крае;

- развитие способности чувствовать красоту культуры и быта народов Севера;

- развить стремление к познанию национальных традиций;

- формирование нравственных качеств.

Воспитательные задачи

- воспитание чувства привязанности к родному краю, бережного отношения к природе;

- развитие у дошкольников чувства гордости за свой народ, бережного отношения к культуре народов Севера.

Направленность программы

Программа направлена на тесное взаимодействие всех образовательных областей.

Все блоки программы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою образовательную ценность и цель. Предусматривается взаимосвязь теоретических и практических знаний, работа с родителями, сотрудничество с краеведческим музеем, центром национальных культур, посещение выставок.

Возраст детей, участвующих в программе

Программа по региональному компоненту реализуется в течение 4 лет, во второй младшей группы поквартально. в среднем возрасте ежемесячно,1 раз в неделю в виде факультативных занятий вне образовательного процесса в старших дошкольном возрасте.

Методы работы:

- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций;

- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, экспериментирование.

Формы работы

Наблюдения, экскурсии, выставки, музыкальные и спортивные досуги, литературные встречи, клуб веселых и находчивых, устный журнал, игры-беседы, игры путешествия, экспериментально - исследовательская деятельность, выставки продуктивной деятельности, встречи с партнерами по реализации данной программы. Итоговой формой реализации программы является выставка продуктов детского творчества, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности дошкольников.

Тематическое планирование.

Основное содержание программы проходит по блокам.

1блок - Моя семья.

2 блок – Мой город.

3 блок - Пуровский район, ЯНАО

4 блок - Коренные жители.

5 блок - Животный мир

6 блок - Растительный мир

7 блок - Природные богатства Севера (нефть, газ).

8 блок – Их имена в памяти народа.

Планирование образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с родным краем

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

• Изучение интернет ресурсов по теме.

• Посещение семинаров по теме.

2 этап. Разработка проекта.

1. Анкетирование родителей. Цель: выявить потребности и желание родителей в воспитании чувства патриотизма у своих детей.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

4. Составление плана работы над проектом.

3 этап. Выполнение проекта :

2. Формы и методы работы с детьми

• чтение наизусть стихов северных поэтов;

Ознакомление с художественной литературой;

• чтение сказок народов севера;

• чтение стихов А. Пичкова, П. Явтысого;

Формы и методы взаимодействия с родителями.

• беседы с родителями о важности данной проблемы;

• привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами ненецкой и коми культуры;

4 этап. Завершающий.

1. Оформление и представление проекта.

4. Выставка продуктов детской деятельности.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов.

В заключении хочется отметить, что все дети и родители принимают активное участие в реализации проекта. Дети с интересом играют в предложенные игры, с удовольствием рассматривают альбомы с фотографиями, задают много вопросов, делятся впечатлениями друг с другом, рассказывают о событиях из личной жизни связанными с походами в музей, поездками в чум, наблюдениями за животными и птицами севера. Работа в данном направлении будет продолжена.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: краткосрочный

Длительность проекта: 3 недели (10.11 – 28.11. 2014г.)

Актуальность проекта:

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

ВложениеРазмер
Край мой северный 48.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Творческий и познавательный проект

для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет)

Воспитатель: Дейнега Ольга Минжуровна

г. Новый Уренгой – 2014года

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Тип проекта: творческий, познавательный

Вид проекта: краткосрочный

Длительность проекта: 3 недели ( 10.11 – 28.11. 2014г.)

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма , который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Основными формами работы являются:

- создание картотеки подвижных игр народов Севера;

- составление перспективно – тематического плана по теме.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты, изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)

2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). Родители воспитанников станут активными участниками реализации проекта.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.

Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.

Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.

Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.

Расширять представление о родном городе: чем славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории появления города, познакомить с гербом города.

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера.

Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни ненецких детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, играют.

Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Ознакомление с художественной литературой

Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.

Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.

Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Ознакомление с природой родного края

Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.

Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособлении к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.

Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширить представления об обитателях северных водоемов.

Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе

Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Сформировать системное представление о Северном крае.

Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.

Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ознакомление с художественной литературой

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Что нам стоит чум построить?

П.С.: Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Слушание музыкального репертуара:

П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера

П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой.

Пересказ ненецкой сказки

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Путешествие по Сибири.

П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае.

Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов.

П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами.

П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму.

П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

П.С.: Сформировать представления детей о традициионном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове

П.С.: Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

П.С.: Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками).

Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Совушка – сова (рисование)

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!".

П.С.: Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа.

Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.

Самовыражение детей в театральных этюдах.

П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю.

Совместно с коллегой разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познавательное занятие на тему "Край наш северный"

Занятие для детей подготовительной группы.

Перспективное тематическое планирование по теме:" Организация работы с детьми по ознакомлению с историей русского северного костюма."

В работе указаны цели, условия реализации задач, организация работы с родителями и непосредственно само содержание.

Методический материал к занятиям по теме "Особенности северного костюма".

Данный методический материал поможет воспитателям в подготовке к занятиям по ознакомлению дошкольников с национальным северным костюмом.


Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие на северный полюс"

занятие в старшей группе.

"Поморское диво" (методический материал по теме: " Национальный северный костюм.")

Данный методический материал является хорошей теоретической базой при подготовке к НОД и дополнительной образовательной деятельности.


Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.

Обоснование актуальности проекта

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного города Надыма и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории г. Надыма, ЯНАО;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории г. Надыма, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения г. Надыма из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

  1. 4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностейкоренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 апреля 2012г. по 31 мая 2014г.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Родной город Надым.

- Природа северного края.

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- оформление Красной книги природы Ямала;

- создание фонотеки фольклора народов Севера;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Руководитель проекта:

Воспитатель I категории

Паспорт проекта

Вид проекта: среднесрочный групповой информационно – творческий, познавательный.

Продолжительность проекта: 3 месяца (с 1февраля по 30 апреля 2016г.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое.

Актуальность проекта : Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи проекта:

1. Дать знания детям о родном городе: история, достопримечательности, люди, природа.

2. Расширить знания детей о растительном и животном мире северного края.

3. Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Познакомить с бытом, культурой и традициями коренных народов севера. 5. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Предполагаемый результат:

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

2. Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

3. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Обеспечение проектной деятельности:

1. Интернет- ресурсы

2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации)

3. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.

4. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.

6. Создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление музыкального зала).

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования изо

В основе работы с детьми лежат следующие принципы :

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным–давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный: (с 1.02 по 10.02)

2. Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.

3. Разработка перспективного плана.

4. Ознакомление с проектом родителей.

5. Подготовка детей к выполнению проекта

II. Организационно-практический. (с 11.02 по 10.04)

1. Познакомить детей с историей родного края.

4. Чтение познавательной и художественной литературы (сказки, загадки, пословицы).

6. Посещение тематических мероприятий в музее (ЦНК).

III. Контрольно-рефлексивный ( с 21.04 по 30.04)

2. Презентация проекта для педагогов.

Формы и методы реализации проекта:

Образовательные

Виды деятельности

Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

1. Беседы тематические (с опорой на наглядность, ИКТ):

2. Творческие рассказы:

3. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

4. Рассматривание иллюстраций, открыток, эстетически привлекательных объектов природы, коми быта, произведений искусства, достопримечательностей г. Воркуты

5. Оформление игротеки дидактических игр:

Найди животных нашего края.

Когда это бывает?

Что нам нужно взять в поход?

6. Изготовление, обновление атрибутов сюжетно – ролевых игр:

7. Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

9. Организация уголка краеведения в группе

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Художественное

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Животные, птицы, растения Коми края

4. Изготовление поделок, коллажей из природного материала, макетов зданий города из бросового материала.

С амостоятельная деятельность детей:

4. Конструирование: здания родного города.

культура, Здоровье

Совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей:

1. Коми народные подвижные игры

2. Беседы с детьми:

Спортивные праздники, развлечения.

художественной

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

1. Чтение художественной литературы коми писателей, стихотворений, преданий, коми загадок.

2. Заучивание стихов коми писателей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Разучивание песен о Воркуте, Коми крае.

Самостоятельная деятельность детей:

Танцевальная деятельность детей под коми музыкальные композиции на CD дисках.

Взаимодействие с родителями

1. Оформление построек из снега на участке;

3. Консультации для родителей:

Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

4. Словотворчество детей с родителями:

частушки о родном крае

Читайте также: