Проект колыбельные песни в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный проект позволяет родителям вернуться к давней традиции - укладывать спать малыша под колыбельную песню, которая успокаивала, настраивала на сон, вселяла чувство защищенности и умиротворения. На протяжении многих веков это было неизменно, но сейчас все чаще мамин голос заменяет звук телевизора, под который и засыпают современные дети. Данный проект поможет вспомнить давно забытые колыбельные песни, в совместной детско - родительской деятельности нормализовать детско - родительские отношения.

П. В. Кириевский, собиратель русского фольклора

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью : традициями, обычаями, бытом собственного народа, способствуют развитию речи детей, формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, воздействуют на воспитание эстетических чувств ребенка. Колыбельные заключают в себе могучую воспитательную силу.

Не зря с давних времен люди твердили, что воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Ведь начинать петь колыбельные рекомендуется еще не рожденным детям, т. е. с внутриутробного возраста. Слушая ее, малыш словно в ней купается. Он ощущает ласку, уверенность и чувствует себя защищенным. Во время прослушивания спокойной колыбельной песни у ребенка гармонизируется сердцебиение. А у мамы во время исполнения песни своему малышу расслабляется дыхание, нормализуется давление. Колыбельные песни положительно влияют и на мать, и на ребенка.

Информационная карта проекта

Автор проекта : музыкальный руководитель высшей категории Кузина Л. В.

Тип, вид проекта : творческий, информационный, игровой, групповой

Тип проекта по предметной области: музыка

Объект проекта : колыбельная песня

Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта : дети младшей и средней групп, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Возраст детей: 3-5 лет.

Области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук телевизора.

В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной, как средства развития ребёнка и общения с ним.

Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал. Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. И хочу доказать, что, несмотря на то, что в современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь, сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.

К сожалению, многие современные мамы не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм в развитии детей, не поют своим детям колыбельные,

ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей и дефицит времени.

Поэтому основная задача данного проекта – приобщить родителей и детей к колыбельным песням. Колыбельные песни не востребованы в современном мире.

Гипотеза: "Использование колыбельных песен способствует духовно-нравственному воспитанию детей, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Если петь ребёнку колыбельные песни, это будет положительно влиять не только на процесс засыпания, но и на дальнейшее развитие ребёнка в целом".

Цель проекта : приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

1. Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами, с жанром

народного творчества – русской народной колыбельной песней;

2. Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желания слушать

и петь народные песни, колыбельные песни;

3. Продолжить формирование нравственных качеств воспитанников (доброта,

4. Способствовать развитию у детей интереса к играм-действиям под музыку, под

звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм, в частности,

с применением колыбельных песен;

5. Внедрить колыбельные песни в режимные моменты, ООД;

6. Вовлечь родителей в реализацию проекта, используя различные формы

и методы работы. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций

исполнения колыбельных песен;

7. Создать условия для укрепления эмоциональной связи между родителями и

1. Проявление эмоциональной отзывчивости воспитанниками при прослушивании

колыбельных песен;

2. Проявление активности воспитанников при подпевании и пении колыбельных

3. Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

4. Появление игровых действий с куклами, подражающих действиям взрослых

при пении колыбельных песен;

5. Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;

6. Более широкое использование колыбельных песен родителями в воспитании

Реализация образовательных областей

Расширять представление детей о народных колыбельных песнях, об их значении и содержании.

Познакомить детей с музыкальным жанром колыбельной песни. Развивать интерес и любовь к народному песенному творчеству.

Способствовать развитию и активизации речи посредством разучивания колыбельных песен различного содержания.

Развивать навыки взаимоотношений между детьми и взаимоотношений со взрослыми. Развивать у детей потребность применения колыбельных песен в игровой деятельности.

Краткое содержание проекта

- беседы о жанре колыбельной песни, о ее значении в жизни человека;

- ознакомление с художественной литературой, чтение художественной

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изображающих укладывание

- прослушивание и обсуждение колыбельных песен;

- разучивание колыбельных песен;

- пение колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности;

- просмотр мультфильмов и видеоклипов по данной теме;

- включение звучания колыбельных песен в режимные моменты (засыпание);

- вовлечение детей в интерактивную музыкально-дидактическую игру

- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей по теме

проекта;

- проведение занятий ООД по данной теме, (игровое тематическое занятие во

- проведение консультации для воспитателей «Значение колыбельных песен в

Взаимодействие с родителями

(в начале работы над проектом).

2. Консультации для родителей:

3. Совместная деятельность родителей и детей в создании иллюстраций

к любимым колыбельным песням.

7. Анкетирование родителей №2 (в заключение работы над проектом).

1. Организованная образовательная деятельность

2. Образовательная деятельность в режиме дня.

3. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Взаимодействие с семьями воспитанников.

План реализации проекта

Этапы работы над проектом :

3. основной (реализация)

4. заключительный (итоговый)

Подготовительный 1. Изучить истоки колыбельных песен, литературу о

колыбельных песнях.

2. Провести сравнительную характеристику сюжетов

старинных и современных колыбельных песен.

3. Выявить особенности содержания колыбельных, которые

влияют на сон ребёнка.

4. Провести анкетирование родителей «Колыбельная песня

5. Выяснить мнение взрослых о значении колыбельных

песен в жизни ребенка. Организовать родителей для

помощи в проведении данного проекта.

6. Собрать картотеку русских народных и авторских

колыбельных песен.

7. Подобрать художественную литературу,

иллюстрированный и игровой материал для детей по

(реализация) 1. Создать информационную базу по теме проекта.

2. Подбор и оформление в сборник колыбельных песен.

4. Выступить на родительском собрании с консультациями.

5. Оформить папку-передвижку с темой «Пойте детям перед

6. Создать медиатеку по данной теме: видеоклипы,

7. Проведение игрового тематического занятия

(2 младшая группа).

(итоговый) 1. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Мамина

2. Создание презентации для отчета на педагогическом

совете, для трансляции в интернет-сети с целью

распространения педагогического опыта.

Ход проекта

День недели № Цель

1-я неделя Понедельник 1. Анкетирование родителей

2. Консультация для воспитателей

3. Включение колыбельных песен в режимные моменты (перед дневным сном)

Пение колыбельных песен

-детьми (поочередно)

Вторник 4. ООД музыкальное занятие -2 мл. гр.

5. Работа по созданию сборника

Среда 6. Сюжетно-ролевая игра

7. ООД музыкальное тематическое занятие- 2 мл. гр.

Четверг 8. Кукольный театр – 2 мл. гр.

Пятница 9. ООД музыкальное занятие – ср. гр.

10. Консультация для родителей 2 мл. гр.

2-я неделя Понедельник 11. ООД по нетрадиционному рисованию

Поделки-из пластилина (колыбелька)

Вторник 12. Вечерний досуг

13. Консультация для родителей средней гр.

14. Создание папки-передвижки

Среда 15. Сюжетно-ролевая игра

Четверг 16. Развлечение совместно с родителями- средней гр.

17. Анкетирование родителей

18. Создание презентации

Пятница 19. Педагогический совет ДОО

Выступление музыкального руководителя с презентацией по теме проекта

20. Создание буклета для родителей

Программное содержание Репертуар

Показ кукольного театра

Продукт проекта :

колыбельные песни, колыбельные песни современных композиторов;

- интерактивная музыкально-дидактическая игра «Узнай колыбельную песенку и

Результативность проекта :

1. Наблюдения показали, что дети стали проявлять доброжелательность и

эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам;

2. Дети проявляют интерес к народной музыке, эмоционально откликаются при

прослушивании музыкальных произведений, повысилась активность детей при

подпевании и пении;

3. Наблюдаются изменения в игровой деятельности детей (укладывают кукол

спать, поют им колыбельные песни, качают на руках);

4. Отмечено повышение речевой активности детей, обогащение словарного запаса.

5. При первоначальном опросе выявилось, что родителям наших воспитанников

пели в детстве колыбельные песни, а сами они своим детям поют не всегда.

А повторный опрос родителей воспитанников показал, что родители глубоко осознали

значимость колыбельных песен в жизни ребенка и стали чаще использовать их,

также некоторые родители отметили улучшение взаимоотношений с детьми;

Этим проектом мы постарались ответить на поставленные мною вопросы и

сделали следующие выводы:

1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие

на ребёнка и позволяют установить тесную связь между мамой и ребёнком,

положительно влияют на интеллектуальное и физическое развитие.

2. Образцы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и

бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми

3. Колыбельные - это первые уроки русского языка. Они развивают память,

слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.

4. В результате проекта гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Т. о., колыбельная песня является (обладает) волшебной силой,

воздействующей на душу и сердце ребенка. Она успокаивает, вызывает

эмоциональный отклик, благотворно влияет на организм ребенка,

духовно сближает взрослого и малыша. Выработанная веками

практика пестования детей имеет полное право на существование.

Колыбельные – то немногое, что мы можем еще вернуть из утраченного

Прикреплённые файлы:

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт)

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт) Лепка, как и игра, являются любимыми занятиями моих воспитанников. Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем им трудно забыть,.

Роль театра в жизни ребенка

Роль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возраст детей: вторая младшая группа

Автор проекта:

(вторая младшая группа)

Автор проекта: Укконен А.В.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Тип проекта: групповой.

Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст: младший дошкольный.

Проблема: что такое колыбельные песни? Зачем они нужны?

Актуальность: В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Колыбельные песни - удивительный дар прошлого, однако современные мамы почти не поют колыбельных, не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребёнок должен привыкать к современным ритмам. А ведь именно материнская песня несёт ребёнку здоровье и спокойствие.

В наше время колыбельные – это умирающий жанр народного творчества.

Молодые родители знают колыбельные песни только из книг. А жаль! Считается, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человек начинает познавать окружающий мир. Сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.

Цель: развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.


Задачи:
1.Познакомить детей с жанром колыбельных песен.
2.Формировать знания детей о традициях русского народа.
3. Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональный отклик на музыку.
4. Расширять представления детей и родителей о значении колыбельных песен.
5. Способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.
6. Вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность.


Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, художественно –эстетическое развитие.

Этапы проекта:

2. Основной этап.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование представлений о колыбельных песнях.

2.Обогащение словарного запаса детей.

3.Совместная деятельность детей, педагогов, родителей для воспитания гармонически развитых детей.

Реализация проекта.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, средств, необходимых для реализации проекта, определения содержания всех участников проекта.

2.Основной этап.

Познавательно - речевое развитие:

-Рассматривание книг и иллюстраций.

-Чтение колыбельных песен.

-Разучивание колыбельной песни.

-Слушание аудиозаписи с колыбельными песнями.

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-творческая деятельность.

Совместная работа воспитателя и детей:

Взаимодействие с родителями:

- Анкетирование родителей

3. Заключительный этап.

Ожидаемые результаты:
1.Развитие познавательной активности, любознательности.

2.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

3.Создание условий для проявления у детей, творчества, воображения.

4.Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство и разучивание колыбельных песен.

5 . Повышение педагогической грамотности родителей.

Продукты проекта.

Перспективный план работы с детьми

1.Познакомить детей с

2.Дать образное представление об истоках и значении колыбельной песни.

-Рассматривание книг и иллюстраций.

-Чтение колыбельных песен с рассматриванием иллюстраций.

-Прослушивание колыбельных песен

"Присутствие колыбельных песен в жизни вашего ребёнка"

1.Познакомить ребят с особенностями колыбельных песен.

2. Рассказать о любви русского народа к песне.

1.Познакомить детей со значением устаревших слов, встречающихся в колыбельных песнях.

2. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

Оформление выставки детских работ

1.Познакомить ребят с героями колыбельных песен.

2.Развивать интерес к русскому народному творчеству.

- Чтение колыбельных песен, беседа о героях, встречающихся в песнях.

-Заучивание колыбельной песни

1.Познакомить ребят со старинными колыбельными песнями, которые сочинил русский народ.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

-Слушание русских народных колыбельных

-Создание картотеки старинных русских народных колыбельных песен в виде альбома.

1.Закрепить знания детей о колыбельных песнях.

2. Закреплять умение использовать их в игровой деятельности.

«Влияют ли колыбельные на сон ребёнка

Значение колыбельной песни

Наши предки предавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша, через мамин голос со всем окружающим миром.

Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную песню до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире.

Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры,“обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком.

Колыбельная песня, выполняющая роль оберега, защищала малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. И поэтому главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Люди считали, что колыбельная обладала особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зёрна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым.

Современные психологи считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельных использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают и первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, у младенцев закладываются ощущение, что, он ценен, любим. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.

Тематика колыбельных песен

Колыбельных песен не так много, но они передавались из поколения к поколению, просто каждая мама пела их по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождалась как бы заново. Сколько матерей, столько и песен. Но каждая из них оригинальна по содержанию.

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дремы или Сна. Дрёма — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам.

Котя, котенька -коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе, коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

И на шейку повяжу;

Шубку новую куплю

И сапожки закажу.

В колыбельных песнях часто встречаются рассказы о животных. Весёлые зайцы, злой зубастый волчок – частые гости колыбельных.

Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,

И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

П роходит время, мы взрослеем, а колыбельные песни все также остаются с нами, в нашем сердце. Они продолжают задевать в нас какие-то особенные струны, вызывают воспоминания, возвращают в детство. В них есть что-то теплое и родное. Колыбельная песня очищает и лечит душу.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный проект позволяет родителям вернуться к давней традиции - укладывать спать малыша под колыбельную песню, которая успокаивала, настраивала на сон, вселяла чувство защищенности и умиротворения. На протяжении многих веков это было неизменно, но сейчас все чаще мамин голос заменяет звук телевизора, под который и засыпают современные дети. Данный проект поможет вспомнить давно забытые колыбельные песни, в совместной детско - родительской деятельности нормализовать детско - родительские отношения.

Читайте также: