Проект инновационной деятельности в доу на тему художественно

Обновлено: 06.07.2024

2 Образовательный процесс Творческая личность

3 Глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.

4 Проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены: при условии повышения качества научно- методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

6 Цель: создание системы работы по художественно- эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

7 Задачи: Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. Пропагандирование и демонстрация педагогических технологий в художественно- эстетическом развитии дошкольников.

8 Процесс, направленный на поиск, разработку и внедрение новых технологий будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия: - обеспечение программно-дидактическим материалом; - создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей; - разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания; - изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме; - определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.

9 Методы работы: - теоретические – это изучение и анализ психолого- педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию; - экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий); - эмпирические (наблюдения, беседы, оценка результатов игр, занятий, деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса)

14 Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В.А. Сухомлинский

15 Художественно-эстетическое развитие Ценностно-смысловое восприятие Понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы -становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

16 Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть: · сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности; · взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом; не должна быть завершенной, застывшей

20 Система работы по художественно-эстетическому воспитанию обновление содержания образования создание условий для эстетического воспитания координация работы с другими учреждениями и организациями организация учебно- воспитательного процесса сотрудничество воспитателей всех специалистов ДОО старшего воспитателя заведующего детским садом

21 Направления работы заведующего ДОО: - организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; - сотрудничество с органами управления образованием; - организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания; - организация развивающей предметной среды; - решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.); - работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания; - координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой).

22 Направления работы старшего воспитателя: - ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно- эстетического воспитания; - выбор программы и методики (совместно с педколлективом); - определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями; - контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода; - мониторинг деятельности всего коллектива; - участие в диагностике детей и анализе её результатов; - проведение методических семинаров для членов коллектива; - участие в совершенствовании развивающей предметной среды; - участие в распространении опыта работы ДОУ; - организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно- эстетического воспитания; - обобщение результатов работы. - анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста; - участие в составлении диагностических карт; - присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.); - работа с родителями.

23 Направления работы руководителя изостудии: - закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации; - оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам; - совместное проведение занятий с музыкальным руководителем; - участие в создании выставок детских работ; - подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций; - координация своей программы с программой воспитателей; - использование элементов фольклора в целях художественно- эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

24 Направления работы инструктора по физической культуре: - согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; - включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; - участие в праздниках.

25 Направления работы воспитателя: - использование элементов фольклора в целях художественно- эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); - включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества; - участие в конкурсах детского художественного творчества; - создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; - работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; - участие в диагностике; - оформление портфолио личных достижений воспитанников.

26 Направления работы музыкального руководителя: - проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; - согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, руководителя хореографического кружка, руководителя театральной студии; - разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; - подбор музыкальных произведений к программе руководителя хореографического кружка и театральным постановкам; - музыкальное сопровождение игр; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; - подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества; - согласование программы с программой воспитателя с целью интеграции деятельности; - использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; - постановка танцев для детских спектаклей; - участие в концертной деятельности.

Проект включает в себя инновационный потенциал игровых технологий в настоящее время.

ВложениеРазмер
proekt_innovats.poten_._igr.docx 44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Инновационный потенциал игр, направленных

на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Кондратьева Елена Анатольевна воспитатель

Галимзянова Диляра Фаридовна воспитатель

Зарипова Райса Исмагиловна, воспитатель1 кв.категории

Краткое описание проекта

Цель и задачи проекта

Участники проекта. Проектное решение

Программа проектных мероприятий

Риски реализации проекта

Основные критерии эффективности проекта

Список литературы и интернет источников

Краткое описание проекта

Наименование инновационного проекта

Инновационный потенциал игр, направленных

на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Основная идея инновационного проекта

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношение к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через игровые технологии.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

Данная проблема не полностью изучена в системе дошкольного образования.

Обоснование значимости инновационного проекта для развития системы образования в РТ

Основная значимость инновационного проекта для развития системы образования в Республике Татарстан_ реализовать основные напрвления стандарта дошкольного образования, формирование национальной культуры, реализация национального регионального компонента в контексте стандартизации дошкольного образования.

Цели и задачи инновационного проекта

Ввести в практику инновационные игровые технологии в ДОУ для приобщения к художественно-эстетическому развитию дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.

Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МАДОУ . 1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Определить и разработать структуру эстетической развивающей среды, игровых технологий в организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников, механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ с помощью инноваций.

3. Апробировать созданные модели в ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации проекта

Предполагаемая эффективность проекта

Повысить качество дошкольного образования в области художественно-эстетического развития, реализовать основные показатели развития ребёнка в форме целевых ориентиров (подготовка к школе)

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

Результаты инновационного проекта предлагаются всем воспитателям, работающим в детских садах и педагогам дополнительного образования.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию, всестороннее развитие деией в области художественно-эстетического развития.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала.

В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства. Организовать образовательный процесс помогает игра. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Игра как творчески активный процесс развития и есть механизм творчества. Игра помогает педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются.

Внедрение инновационных игровых технологий творчества предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, даёт возможность сформировать культуру взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольной образовательной организации (ДОО), очень важной остается задача приобщения детей к художественно- эстетическому развитию через игровые практики.


В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Ключевые фразы: художественно-эстетическое развитие, инновационная деятельность, внедрение, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, родитель,творческий потенциал, воспитание ребенка, личность ребенка.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!

В. А. Сухомлинский

Что есть художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста?

В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. п. 2.6 — Художественно-эстетическое развитие предполагает:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

– становление эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование элементарных представлений о видах искусства;

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4, с. 7].

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу (Казакова, Л. А. Парамонова, И. А. Лыкова и др.). Особенно заинтересовалась инновационными технологиями.

Цель моего опыта: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации, с использованием инновационных технологий, а также технологии сотрудничества родителей и педагогов ДОУ.

– Повышение профессиональной компетенции педагога, как условие повышения качества образования;

– Пропагандирование и демонстрация различных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников;

– Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;

– Реализация технологии взаимодействия с родителями, обеспечивающей благоприятные социально-педагогические условия для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности; с целью создания единого образовательного пространства.

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Если родители читают книги, дети тоже читают, если родители слушают классическую музыку, то и дети будут ей увлечены.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов [2].

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Именно помочь!

Тем более, что новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями.

Инновацией в данном вопросе является то, что организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. [3].

Но для внедрения новой педагогической практики, которая требует от себя творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, педагогу необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетенцию.

Для меня инновационная деятельность — это социально-педагогический феномен, отражающий мой творческий потенциал.

Созданная мной система работы по внедрению инновационной деятельности в художественно — эстетическом развитии дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитии его творческого потенциала на сегодняшний день позволила нам выйти на следующие результаты:

  1. Безусловно — это создание единого художественно-эстетического пространства в группе;
  2. Обновлена научно-методическая и материально-техническая база для образования воспитанников по приоритетному направлению, с использованием современных инновационных технологий, это:
  1. Вижу высокую степень усвоения основной общеобразовательной программы детьми моей группы с помощью проектной технологии, которая прежде всего направлена на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экспериментирования и поиска. Вариативность и гибкость позволяет использование педагогических методов и приёмов обеспечивающие многогранность развития дошкольников с учётом их индивидуальных особенностей. На примере продуктивной деятельности были приготовлены:

– в рамках летнего проекта — фруктовый салат,

– в рамках зимних проектов — печенье своими руками.

  1. Популяризация опыта работы по данной теме среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей и привело к тесному сотрудничеству родителей и педагогов МДОУ:

– это мастер-классы для родителей и детей, с использованием разных техник, это техники канзаши, филигрань и использование гофрированной бумаги;

– Это и музыкально-театрализованная деятельность с участием с родителей:

  1. Установлены содержательные связи с образовательными и социокультурными учреждениями города:

– Проводила мастер-классы в рамках городских мероприятий с участием родителей и детей;

– Сотрудничество со школами;

Вся эта большая работа по внедрению инновационной деятельности в работе с родителями привела к результатам:

– Высокая посещаемость родителями всех планируемых мероприятий;

– Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с ДОУ;

А в работе с детьми:

– Улучшился эмоциональный климат в семье;

– Изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

– Повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми;

– Ну и, конечно же, мои воспитанники являются участниками, призёрами и победителями конкурсов различного уровня.

Любите детей! Любите каждого ребенка от всего сердца!

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, ребенок, родитель, творческий потенциал, воспитание ребенка, дошкольное образование, дошкольный возраст, гуманная педагогика, моя группа, Художественно-эстетическое развитие.

Ключевые слова

художественно-эстетическое развитие, инновационная деятельность, внедрение, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, родитель, творческий потенциал, воспитание ребенка, личность ребенка

Похожие статьи

Проблема художественно-эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту

Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой.

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Для чего нам нужен детский сад? Это чрезвычайно существенный вопрос, означающий, что у нас возникла необходимость определить своё место и своё предназначение. В нашем городе родители выбирают лучший детский сад для своего ребёнка. Привлекательность ДОУ становится основным фактором его выживания, вот почему уровень организации ДОУ должен быть выше сегодняшнего.



Наше дошкольное учреждение инновационной деятельностью занималось всегда, инновационная деятельность ведется по таким направлениям:
Инновации в работе с педагогами
Инновации в работе с детьми
Инновации в работе с родителями



С целью развития инновационной направленности в работе с педагогами используются такие формы работы: педагогические советы и семинары практикумы нетрадиционной формы, мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, клубная деятельность, использование ИКТ-технологий и т.д.
Наши педагоги всегда стремятся быть в гуще событий ДОУ, находит нестандартные решения и возможность реализовать свои творческие способности.







На протяжении многих лет наши воспитатели принимают активное участие в методических объединениях для педагогов города, стремятся поделиться с коллегами чем – то новым, нетрадиционным. Более пятнадцати воспитателей провели открытые показы образовательной деятельности для педагогов города в рамках городского методического объединения.




Эффективность методической работы ДОУ подтверждена результатами: За последние пять лет, в детском саду увеличилось количество педагогов, аттестованных на высшую категорию 4 человека, 15 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 3 педагога учатся заочно в вузах.



Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.




Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.Исходя, из этого был сделан акцент на организацию образовательной среды. В каждой возрастной группе создан краеведческий мини- музей, основной целью которого является приобщение детей к многонациональной культуре, формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию.







Использование ИКТ являются одним из приоритетов образования.
В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:
Создание презентаций – это очень интересная и увлекательная работа, которая сводит к минимуму рутинную ручную работу. К тому же использование компьютерных технологий позволяет повысить профессиональную компетентность педагога.



Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях нелегко, но возможно. В результате инновационной деятельности: родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса: активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок в проектах и т.д.
В нашем дошкольном учреждении педагоги используют инновационные формы работы с родителями:
• Родительские собрания с использованием компьютерных презентаций
• День открытых дверей
• Мастер – классы родителей
• Душевный разговор
• Семейные праздники, посиделки
• Смс- почта
• Семейные конкурсы.
• Семейный клуб.






В заключение, хотелось бы с уверенность сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством, строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: РППС, характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

Читайте также: