Проект инклюзивное образование детей с овз в условиях реализации фгос в школе

Обновлено: 02.07.2024

Для презентации проекта педагогическому коллективу имеется Презентация.

Паспорт проекта

Наименование проекта Все дети равные
Основания для разработки проекта Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;

Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;

Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 “Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

  • создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
  • создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
  • адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
  • формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
  • курсовая подготовка педагогов.
  • непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • социальная адаптация;
  • работа “Родительского клуба”;
  • курсовая подготовка педагогов.
  • контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
  • обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
  • составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Пояснительная записка

Введение

Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект “Все дети равные” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.

Цель и задачи проекта

Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
  • Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
  • Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
  • Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
  • Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ)
  • Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.

Этапы реализации проекта

Этап Задачи Сроки
Подготовительный создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;

работа “Родительского клуба”;

обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

1. В МБОУ “СОШ № …” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.

2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.

В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.

Критерии оценки реализации проекта:

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов

Анкетирование участников образовательного процесса

Приказы о списочном составе учащихся школы

Договоры о сотрудничестве

2.2. Снижение школьной тревожности.

3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

Документы о курсах повышение квалификации

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета

Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы

общеобразовательная школа Дмитровского района Московской области.

Инклюзивное (интегративное) образование – это проц есс развития общего образова ния,

который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к

различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в

образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка

и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное

учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспеч ить их

постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и та ким образом

способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является

организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для

широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов,

дефектологов. Она направлена на овла дение сп ециальными знаниями и педагогическими

технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая

специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования яв ляется

целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных

стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным

этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к

людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на

предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая

образование. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по

инвалидности, в нашей стране постоянно возрастае т. При изучении статистических

данных в отношении детей с ОВЗ, важно отметить, что число детей, официально

получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа

де тей. В МОУ Рогачевская сре дняя общеобразовательная школа число детей, имеющих

те или иные ограничения здоровья, достигает 9 % от общего состава школьников.

Опираясь на прогнозирование, число школьников с ограниченными возможностями

здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии

зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических

нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и

содержании среды, в которой будут находиться школьники.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с

ограниченными возможностями здоровья на базе государс твенного бюджетного

общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности

общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными

возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате

реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и

содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители

(законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в

общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения,

успешной их социализации. Школьники получа т социальный опыт толерантного

поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании

Проект будет реализован чере з вовлечение детей с ограниченными возможностями

здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных,

оздоровительных мероприятий, с использованием психолого - медико - педагогического

сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа

педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог - психолог,

Всего в проекте будут принимать участие 9 педагогов и 13 учащихся с ограниченными

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся,

индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного

образования можно будет использовать в других образовательных учрежде ниях поселка и

В будущем это поможет в решении возникшей российской пробл ем е постепенного

повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному,

адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья

В школе обучается 260 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. Из них 13 – дети с

ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются в общеобразовательном

классах. Учителями – предметниками для данных обучающихся составлены

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме

создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе

создан школьный психолого - педагогический консилиум (ППк) из 9 работающих в этих

классах педагогов школы и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог.

Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения.

50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят

перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата,

возникает вопрос: как дети смогут обучаться, к чем у в результате должны прийти , как

будут сдавать экзамены. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке

педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким

образом, в проекте участвуют 9 педагогов, они же члены команды. Обязанности

распределены между членами команды. Необходимым остае тся квалифицированная

помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качес твенном ведении

консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. К сожалению, существуе т

риск отсутствия помощи родителей, т.к. более 60% родителей обучались по программе 8

Анализ организации и создания условий обучения школьников с ограниченными

возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность ре ализации проекта

инклюзивного образования. Инклюзия школьников с ОВЗ в образовательное пространство

школы скажется положительно на формировании толерантного поведения школьников,

будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы школьникам и педагогам для

Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа ;

специальная (коррекционная) программа 8 вида (лицензии имеются). В

общеобразовательном учреждении обучается 9% больных детей. Все дети с трудностями в

обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся

(в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности:

В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей сре ды

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением

семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах,

Целью программы является создание условий для получения образования по полной

общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально - образовательной

программы школьниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми -

инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников,

обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, ада птации и

социализации детей с особенностями развития на этапе школьного вос питания и

организация системы эффективного психолого - педагогического сопровождения проц есса

инклюзивного образования через взаимодействие диагностико - консультативного,

коррекционно - развивающего, лечебно - профилактического, социально - трудового

преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сф еры ч ерез включение

постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересова нности и

через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охрана и укрепление физического и нервно - психического здоровья дошколь ников;

социально - трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.

1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка,

правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе - интернате

атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности

2. Принцип личностно - ориентированного подхода, состоящий в признании

индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступае т как средство развития личности

каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития

3. Принцип коррекционно - развивающего компенсирующего обучения и

воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в е диную систему

индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ

4. Принцип сотрудничества , который регулирует построение взаимоотношений в школе

на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родите лей;

5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции,

развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;

6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и

роли человека в современном мире; создание эффективной системы н аучно -

методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной

7. Принцип программно - целевого подхода , который предполагает единую систему

планирования и своевременного внесения корректив в планы;

8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов

действий по реализации задач развития школы; использование различных ме тодик и

технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов уч астников

9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает

формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации,

10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития

способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ

стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной

мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребё нка;

11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который

предполагает организацию образовательного процесса на наглядно - действенной основе.

определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- 2 здания кирпичных, двухэтажных, соединенных теплым переходом, рассчитано на 4 00

учащихся. Имеются следующие функциональные группы помещений:

- общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1 - 11 классов,

которые полностью оборудованы и укомплектованы; имеются кабинеты информатики,

химии (с лаборантской), физики (с лаборантской); технологии (для мальчиков и для

- физкультурно - оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими

снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха; есть ак товый зал;

- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а

также дополнительный верхний свет и искусстве нное освещение учебныхи

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с са нитарными приборами .

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации

Автор: Наталья Александровна Егорова
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ "Кемецкая СОШ"
Населённый пункт: Тверская область Бологовский район село Кемцы
Наименование материала: проект
Тема: Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выполнил учитель ИЗО МБОУ «Кемецкая

Егорова Наталья Александровна

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

инклюзивного образования. 4

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. 6

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования. 7

5. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации. 10

6. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательного учреждения. 11

7. Результаты освоения основной образовательной программы. 13

8. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. .14

9. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

образования

Актуальность.

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого

полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие

инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта

ребенкa с ОВЗ наряду с освоением им aкaдемических знaний.

Цель инклюзивного образования является преодоление социальных,

физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка

с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к

жизни в социуме.

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ

опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

Построение обучения особым образом – с выделением специальных

задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств

достигаются традиционными способами.

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

инклюзивного образования

Дети с ограничeнными возможноcтями здорoвья – этo дeти, cостояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных прoграмм или

затрудняет rго вне специальных условий обучения и воспитания. Этo дeти-

инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в

установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или

нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети

с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым

развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь

выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями

развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция.

коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи

годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее

наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых

годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в

организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ,

принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального

образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ - в

общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина –

должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части

своего контингента – детям с ОВЗ.

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим

неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского).

Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и

культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается

связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.

В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило , не

знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально

условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.

В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников

специфические – особые - потребности обучения.

развития. Они определяют особую логику построения учебного процессадля

детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и

содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему

характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

· начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после

подготовке ребенка к школьному обучению;

· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для

нормально развивающегося ребенка;

· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том

· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей

с ОВЗ , обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений,

ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с

необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое

условие эффективности инклюзивного обучения.

ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования

степени затрагивающее основы образования.

Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить

сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса,

инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права

в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и

ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой

учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.

В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения,

которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это


Развитие инклюзивного образования дает возможность детям-инвалидам и детям с ОВЗ проживать в семье и воспитаться в среде нормативно развивающихся сверстников, повышать уровень социальной устойчивости, быть обеспеченными законодательно закрепленных образовательных прав.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Подготовила: Костюрина Вера Алексеевна,

заместитель директора по учебной работе МБОУ ЕСОШ

Пояснительная записка

В настоящий момент инклюзивное образование является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования дает возможность детям-инвалидам и детям с ОВЗ проживать в семье и воспитаться в среде нормативно развивающихся сверстников, повышать уровень социальной устойчивости, быть обеспеченными законодательно закрепленных образовательных прав.

В Евсеевской школе с 2017 года происходит увеличение детей с ОВЗ. Поэтому на сегодняшний день появилась потребность в создании условий для образования таких детей.

Краткая аннотация проекта.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя начальных классов. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 4 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

В МБОУ ЕСОШ обучается 112 детей в 9 классах. Из них 4 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все четверо – учащиеся начальной школы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей, так как школа не имеет педагогов узкой специализации (учитель логопед, учитель дефектолог). Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII, VIII вида. В общеобразовательном учреждении обучается 3% детей с ОВЗ. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта, нарушение речи).

В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки

Цель проекта:

- создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество

Задачи проекта:

1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2. Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6. Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

7. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации Проекта «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в

- материально-техническая база. Здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 121 учащихся. Школа имеет статус средне, но 10-11 классы отсутствуют. В связи с тем , что в классах малая наполняемость – МБОУ ЕСОШ является малокомплектной.

В школе имеются следующие функциональные группы помещений:

- общего образования, включая классные комнаты для учащихся 1-9 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: информатики (6 компьютеров), физики, химии, иностранного языка(английского). Все кабинеты оснащены компьютерами, интерактивными досками. Спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- для питания - столовая на 40 посадочных мест;

- административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

- хозяйственного обслуживания. Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебных досок софитами (10 шт.).

- Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 2 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

В школе пропускной режим(турникеты). Имеется видеонаблюдение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.

- кадровый состав. Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование -93% Среднее специальное – 7%. Из них: С высшей категорией – 23% С первой категорией – 61%. Соответствие занимаемой должности – 16% Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год).

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 15.05.2019-01.08.2019) –разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Ожидаемые результаты:

Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся.

Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в общеобразовательной организации толерантной среды.

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, районные методические объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ) .

Заместитель директора по УР

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместители директора по УР и ВР

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательной организации;

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

2. Работа с родителями

Анкетирование и опросы, консультации

Социальный педагог, педагог-психолог

Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

Классные руководители, учителя.

Учителя

Индивидуальное планирование работы учителями

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями.

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

Методический анализ результатов и хода осуществления

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства"

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам эксперимента

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого

человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с

недостатками развития и здоровья.

Реализация проекта по внедрению инклюзивного образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме: планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действия непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.


-75%

Читайте также: