Проект гончарная мастерская в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

2.Тип материала. Сценарий занятия.

3. Для кого предназначен. Для детей дошкольного возраста.
4. Гипотеза исследования . Разработанное занятие будет способствовать

расширению интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края.

Программное содержание: Познакомить детей с гончарным ремеслом.

Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края.

Воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

Ход занятия.

Воспитатель: Давным-давно в старинном русском селе, которое находилось около нашего города Скопина, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.

Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. (слайд 3, 4, 5)

Воспитатель: Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, что бы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.

Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы. (слайд 7)

Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками. (слайд 10)

Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их обжигали на костре.

При обжиге на костре прокаливалась не вся поверхность горшка, как с внешней, так и с внутренней стороны. (слайд 11)

Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой. (слайд 12)

Гончары делали керамическую посуду, различные сосуды, игрушки из глины, различные глиняные фигурки, детские свистульки. Все эти изделия продавались на сельских ярмарках и очень нравились людям, а дети с удовольствием играли в игрушки и свистульки. А вы ребята хотите поиграть? (слайд 14)

Дети ходят по кругу поют песню:

Трух - трух, трух- трух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит - на весь двор кричит.

Кто услышит – тот бежит.

Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь мастера гончары работают на большой фабрике в городе Скопине. Они изготавливают изделия, которые покрывают глазурью. Все эти изделия называются керамикой.

Воспитатель: Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Воспитатель: Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины.

После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.

Воспитатель: Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета. (слайд 23)

После чего изделие отправляют в современную печь.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.

На фабрике изготавливаются разные изделия и некоторые из них вы можете увидеть в нашем музее . (дети при помощи загадок отгадывают изделие и находят его в музее).

2 Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С.45 – 46

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

1.2. Актуальность выбранной темы

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою малую Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

1.3. Паспорт проекта

Сроки проекта : сентябрь 2015 - май 2017г. (долгосрочный)

Проект по содержанию : исследовательско – творческий, рассчитан на детей 5-7лет.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.

Новизна Все новое – это хорошо забытое старое. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее как более доступные.

Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации; дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Цели и задачи проекта :

Цель проекта :

Ознакомление детей с одним с народным ремеслом семьи Малаховых с. Коровино (гончарное, актуализация внимания на сохранении народных традиций и передачи опыта от поколения к поколению.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народного декоративно -прикладного искусства, с историей их возникновения ( окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. способствовать раскрытию творческого потенциала детей в опробовании различных способов и материалов на практике.

5. привлекать родителей к совместному с детьми творческому процессу.

6. способствовать формированию интереса к традициям и культурно-историческому наследию семьи Малаховых с. Коровино Меленковского района.

7. воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, любовь к своей малой Родине. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Развитие личности ребенка на основе соприкосновения с народной глиняной игрушкой.

-физически здоровая, с устойчивым интересом к здоровому образу жизни;

-самодостаточная (эмоционально благополучная) с хорошим художественно-эстетическим вкусом;

-полноценная духовно-нравственная, компетентная, а главное – созидающая личность человека.

у детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле семьи Малаховых, о глине. Дети выяснят какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве народных мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей гончарного ремесла, сформируется у детей уважение и любовь к малой Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

1.4. Основное содержание проекта.

Этапы реализации проекта :

• Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

• Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Основной этап – познавательный, практический.

• Проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

• Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

• Экскурсия в историко-краеведческий музей, в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.

• Чтение сказок, былин и литературных произведений.

• Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

• Разучивание русских народных игр.

Заключительный этап – презентация проекта.

• Представление материалов проекта педагогам.

• Презентация проекта родителям.

1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.

• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

• Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

• Использование системы мониторинга (психолого - педагогической диагностики) : сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Для реализации данного проекта;

- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;

- разработали календарно- тематический план деятельности детей;

-изучили учебно - методические пособия;

-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

• Создание проблемной ситуации.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд, экспериментирование.

• Выставки и экспозиции.

• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

• Развлечения, досуги, праздники, концерты.

• Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

• Индивидуальные консультации, беседы.

• Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Перспективное планирование

Что такое народная культура России. Экскурсия. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Русские народные сказки. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Русский самовар и чаепитие на Руси Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Русские народные игры. Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Труд и ремесла на Руси. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русские народные игрушки. Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Игрушка – матрешка. Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Золотая хохлома. Золотая хохлома. Рисование.

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

Сказочная гжель. Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

Филимоновские игрушки - свистульки.

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.

Богородские игрушки. Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке.

Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Городецкие игрушки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

2.2. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

• издать сборник методических рекомендаций по организации работы с глиной, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

• Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать виды декоративно – прикладного искусства, научились создавать глиняные игрушки своими руками.

Таким образом, тема народного декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.

ВложениеРазмер
goncharnaya_masterskaya.docx 94.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО

государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа

Название номинации конкурса Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников

с. Яр – Сале 2017г.

на получение гранта

I . Титульный лист

Соискатель гранта (название организации (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица)

Организационно-правовой статус соискателя

Название номинации конкурса

Создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников

Полное наименование проекта (программы), (далее – проект (программа)

для детей с особенностями развития.

Период реализации проекта

(дата начала – дата окончания)

Далее в штатном режиме

Адрес сайта, на котором размещена (будет размещена) информация о проекте (программе), в том числе о ходе реализации

Ф.И.О. лица, ответственного за представление и размещение информации по реализации проекта (программы) на сайте

Маклакова Елена Владимировна

Полная стоимость проекта (программы)

Сумма запрашиваемого финансирования

Ф.И.О. бухгалтера, ответственного за представление финансового отчета по реализации гранта (для юридического лица)

Мустафина Гульнар Алгалиевна

Ф.И.О. ответственного за представление содержательного отчета по реализации проекта (программы)

Маклакова Елена Владимировна

Получение гранта последние 2 года с указанием названия проекта (программы), наименования мероприятия (конкурса), года финансирования и год финансирования

II. Информация о соискателе гранта

Адрес (юридический, фактический)

ул. Советская, д.7, с. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО, Тюменская область, 629700

Телефон/факс (с указанием кода)

Факс: (349-96) 30-7-50; (349-96)30-0-56

Адрес электронной почты

Ф.И.О. руководителя организации, телефон, адрес электронной почты

Чечикова Оксана Егоровна

Ф.И.О. бухгалтера организации, телефон, адрес электронной почты

Мустафина Гульнар Алгалиевна

Ф.И.О. руководителя проекта, телефон, адрес электронной почты

Маклакова Елена Владимировна

Ф.И.О. основных исполнителей проекта (программы), должность (обязанности) в проекте, место работы, занимаемая должность

Ваганова Светлана Фёдоровна, педагог-психолог – исполнитель проекта; работа с дошкольниками по индивидуальному образовательному маршруту.

Лапшова Людмила Владимировна, педагог-психолог– исполнитель проекта;работа с дошкольниками по индивидуальному образовательному маршруту.

Плисик Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования (ИЗО) – исполнитель проекта;работа, направленная на развитие эстетического вкуса и творческих способностей у детей по индивидуальному образовательному маршруту.

Спорышева Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования (ИЗО) –исполнитель проекта;работа, направленная на развитие эстетического вкуса и творческих способностей у детей по индивидуальному образовательному маршруту.

Черкавская Анна Михайловна, учитель-логопед –исполнитель проекта;работа по развитию речи через развитие мелкой моторики кисти руки, зрительно-моторной координации по индивидуальному образовательному маршруту.

Мальцева Ольга Сергеевна, учитель-логопед – исполнитель проекта, работа по развитию речи через развитие мелкой моторики кисти руки, зрительно-моторной координации по индивидуальному образовательному маршруту.

III. Смета проекта

Название статьи расходов

Общая сумма расходов

1. Разработка и внедрение инновационных образовательных продуктов, учебно-методических пособий, программ

Подготовка и проведение семинаров для заинтересованных лиц с целью предоставления методических рекомендаций по формированию навыков основ гончарного ремесла).

2. Приобретение учебного оборудования и сопутствующие расходы

Гончарный круг ShimpoAspire

Камерная электропечь ПК для обжига

Вытяжной шкаф для нагревательных печей(керамика)

Набор инструментов для начинающих гончаров

Лотки для глины деревянные

Фартуки, нарукавники для детей

Стол большой для проведения подгрупповых занятий

Акриловые краски (12 цветов)

Сенсомоторные мячи (для развития мелкой моторики)

Прочие расходы (в т. ч. транспортные)

Дата подачи заявки 17.02.2017

Настоящим подтверждаю достоверность представленной информации:

Подпись руководителя проекта ______________/ Маклакова Е.В./

Подпись руководителя организации ______________/ Чечикова О.Е./

(для юридического лица)

В настоящее время в России происходят значительные перемены во всех социальных сферах. Не стала исключением и система образования Ямальского района. Это переход на федеральные государственные образовательные стандарты и внедрение в практику модели компетентностного и дифференцированного обучения. Приоритетом становится социальная адаптация ребенка в обществе с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей. Невзирая на территориальную отдаленность и отсутствие развитой и социальной инфраструктуры на территории села, в образовательных учреждениях Ямальского района созданы все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития будущего поколения.

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.

В связи с этим, обеспечение права детей с особенностями развития на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образовании, но и в области демографического и социально-экономического развития Ямальского района.

Актуальность, инновационная значимость проекта

Статистические данные в воспитанниках,

ОНР, ЗРР, ФФНР, ФНР, алалия, дизартрия

По результатам данного мониторинга, мы пришли к выводу, что наиболее распространенными нарушениями в развитии дошкольников являются:

-слабое развитие общей и мелкой моторики;

-нарушения двигательной расторможенности;

- нарушения пространственного воображения;

- нарушения конструктивной деятельности.

Для многих детей с особенностями развития, особенно у тех, у кого нарушена речь, общая и мелкая моторика, поведенческие нарушения, декоративно-прикладное творчество является основным видом коррекционной работы.

Современное художественно-декоративное творчество с каждым годом движется вперед, соединяя в себе несколько направлений, создает симбиоз нескольких техник, порождает новые декоративные материалы.

Среди многообразия видов творческой деятельности лепка из глины занимает одно из ведущих положений.Почему была выбрана именно лепка? Потому что лепка обладает большим развивающим потенциалом и является одним из направлений коррекционной работы развития творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности.

Декоративно-прикладное творчество и гончарное дело – одни из самых увлекательных занятий для детей, которые развивают у ребенка воображение, художественные навыки, эстетический вкус, приобщают к культурным ценностям. Глинотерапия способствует развитию мелкой моторики кисти руки, зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляции их объема и четкости.

Ценность художественного искусства в воспитании детей обусловлена и его терапевтическим эффектом. В силу своих художественных особенностей данная деятельность близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. Она, в свою очередь, способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Практическая значимость данного проекта

В процессе реализации данного проекта у детей появится интерес к занятиям по гончарному ремеслу.Вдетскихработах из глины будут преобладать новизна и оригинальность.Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагогов. Данный проект позволит каждому ребенку с особенностями развития, освоив основы лепки, проявить свои творческие способности в изготовлении игрушек, сувениров; в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера и умения занять свое свободное время.

Важным результатом участия воспитанников в занятиях лепки является получение знаний и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Мы надеемся, что проделанная работа в ходе реализации данного проекта поможет детям в дальнейшей школьной жизни.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание необходимых условий для включения детей с особенностями развития в процесс творчества и нахождение методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающим формированию позитивного мышления и развитию творческих способностей.

1. Изучить возможности создания гончарной мастерской в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Создать творческую группу для разработки проекта.

3. Проанализировать опыт и практическую значимость использования глинотерапии в работе с дошкольниками с особенностями развития.

4. Приступить к внедрению основного этапа проектной деятельности в образовательный процесс.

5. Способствовать диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории.

6. Оказывать индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую и социальную помощь детям с особенностями развития;

7. Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания с целью дальнейшего определения образовательного маршрута каждого ребенка с особенностями развития.

Основная идея проекта

Конечным результатом нашей работы с воспитанниками по данному проекту является получение системы знаний, необходимых в социальной деятельности. Считаем, что творческий процесс усвоения дошкольниками новых техник (лепка из глины) расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх.Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в дальнейшей учебе, творчестве, в общении со сверстниками.

Новизна проекта состоит в реализации нового подхода в коррекционно-развивающейработе детского сада по формированию творческой личности (развитию творческих способностей детей с особенностями развития) на основе продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины.

- изучение современных техник лепки из глины и умение их применять на практике;

-разработка модуля (технологии) системы работы с детьми с особенностями развития по формированию творческой личности, включающую цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности участников проекта;

-интеграция специальных средств обучения, развития и воспитания, применение новых современных педагогических, здоровьесберегающих технологий;

- сотрудничество педагогов, родителей в реализации данного проекта.

Выявленные проблемы в процессе статистического анализа воспитанников, посещающих детский сад,нацелили творческую группу проекта на поиск эффективных форм образовательного процесса с детьми особой категории и определили одно из основныхнаправлений – коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с особенностями развития посредством глинотерапии.

Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в дошкольных учреждениях изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

Занятие на гончарном круге – это форма ручного прикладного творчества, которая не распространена в дошкольных учреждениях и недоступна в домашних условиях.

  • дошкольники в возрасте 4-7 лет с особенностями развития;
  • специалисты: преподаватель дополнительного образования (ИЗО), учитель-логопед, педагог-психолог;
  • родители воспитанников (законный представитель);
  • администрация дошкольного образовательного учреждения.

Реализация проекта рассчитана на 2017- 2018 года и будет осуществляться поэтапно:

1 этап: подготовительный – январь-февраль 2017г.

2 этап: основной -сентябрь 2017 – апрель 2018г

3 этап: заключительный – май 2018г.

Поэтапный план реализации:

на первом этапе нами изучен отечественный опыт применения проективной методики (лепка из глины) в дошкольном образовательном процессе; произведен анализ материально-технической и кадровойбазыдетского сада; спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.

Второй этап проектной деятельности направлен на создание развивающей среды и апробирование инновационной технологии (глинотерапия) по следующим направлениям:

- диагностическая и консультативная деятельность;

- коррекционно – развивающая деятельность;

- взаимодействие с семьей воспитанников.

Заключительный этап предполагает:

- подведение итогов работы по данному проекту;

- внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);

- диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории.

При организации мастерской придерживались рекомендаций И.А.Мухиной, Г.К.Селевко, Н.А.Коротковой. На основе их рекомендаций составили алгоритм организации мастерской, включающий такие блоки как: пространство и время, материалы, планирование деятельности, взаимодействие, презентация.

Пространство и время: Основная деятельность мастерской организовывалась в пределах группового помещения, что обеспечивало доступность материалов в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду и являлось важным условием организации самостоятельной деятельности воспитанников. Общее рабочее пространство создавали за счет того, что сдвигали столы (общий стол либо сдвоенные столы для организации групповой работы). Такое размещение стимулирует общение между детьми, взаимопомощь. Организованная деятельность осуществлялась один раз в неделю в вечернее время. Вечернее время удобно для подключения родителей к деятельности мастерской. Все остальное время материалы, инструменты, защитные средства для работы с глиной находились в центре творчества и могли использоваться по инициативе детей в свободной деятельности. Практиковали открытый конец деятельности – для этого выработали с детьми правило о том, что закончив работу – занимаешься спокойным делом и не мешаешь другим. Дети с низким темпом работы могли доделать работу если позволяло время – сразу же либо после текущего режимного момента.

Приложение 1

Материалы, необходимые для организации деятельности воспитанников в гончарной мастерской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пластика является одной из эмоциональных сфер деятельности ребенка. При работе с глиной у воспитанников расширяется круг возможностей, развивается пространственное воображение, умения конструировать. Особую значимость придает обращение к народной культуре, прикосновение к народным ремеслам, традициям прошлого.

Часть воспитанников группы уже занимались по дополнительной образовательной программе “Глиняная сказка”, однако остальные ребята мало знакомы с глиной. Поэтому мною была поставлена цель - формирование представления воспитанников о материале “глина”, ее свойствах, ознакомление воспитанников со способами лепки из глины.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Познакомить воспитанников с материалом глины, с состояниями глины и ее свойствами.

Познакомить с видами изделий из глины.

Познакомить со способами лепки из глины.

Развивать умение применять два вида лепки: лепка вручную, вытягивание на гончарном круге.

Воспитывать любовь к ручному труду, уважение к труду взрослых.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 "Малыш"

Разработчик: Цапина Антонина, 6 лет

Мансуров Матвей, 6 лет

Руководитель: Елизарова К.Р., воспитатель МАДОУ №43

ГО Сухой Лог, 2020

Актуальность На одном из занятий мы изучали посуду, сделанную из различных материалов: стекло, металл, дерево, глина. Как оказалось, стеклянная и металлическая посуда делается при большом нагревании. Для изготовления деревянной посуды нужны специальные инструменты и станки. А для глиняной посуды нужна глина. Если мы узнаем способы лепки, то сможем слепить посуду из глины самостоятельно.

Актуальность

На одном из занятий мы изучали посуду, сделанную из различных материалов: стекло, металл, дерево, глина.

Как оказалось, стеклянная и металлическая посуда делается при большом нагревании.

Для изготовления деревянной посуды нужны специальные инструменты и станки. А для глиняной посуды нужна глина. Если мы узнаем способы лепки, то сможем слепить посуду из глины самостоятельно.

Цели и задачи проекта Цель проекта: узнать, сможем ли мы сделать посуду из глины самостоятельно в детском саду. Задачи: 1. Узнать способы лепки из глины. 2. Попробовать сделать посуду из глины.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: узнать, сможем ли мы сделать посуду из глины самостоятельно в детском саду.

1. Узнать способы лепки из глины.

2. Попробовать сделать посуду из глины.

Что такое глина ? Сначала мы сходили на экскурсию в школу и узнали, что глина — осадочная горная порода, в сухом состоянии она пыльная, если ее намочить она пластичная. Нам показывают горные породы Нам показывают на карте, где добывают глину

Что такое глина ?

Сначала мы сходили на экскурсию в школу и узнали, что глина — осадочная горная порода, в сухом состоянии она пыльная, если ее намочить она пластичная.

Нам показывают горные породы

Нам показывают на карте, где добывают глину

Почему глину используют для лепки посуды? Вместе с воспитатателем мы хотели узнать, правда ли глина подходит для лепки посуды. Для этого мы провели эксперименты с глиной. В итоге мы поняли, что глина хороший материал для изготовления посуды: она пластичная (если размочена в воде), высыхает, не пропускает воду. Если глину оставить в сухом теплом места, она высохнет в той форме, в которой ее оставили. В сухом состоянии глина хрупкая Если в чашку из глины налить воду, она ее не пропустит Если в глину добавить воду, она становится пластичной. Из нее хорошо лепить.

Почему глину используют для лепки посуды?

Вместе с воспитатателем мы хотели узнать, правда ли глина подходит для лепки посуды. Для этого мы провели эксперименты с глиной. В итоге мы поняли, что глина хороший материал для изготовления посуды: она пластичная (если размочена в воде), высыхает, не пропускает воду.

Если глину оставить в

сухом теплом места,

она высохнет в той форме,

в которой ее оставили.

В сухом состоянии

Если в чашку из

глины налить воду,

она ее не пропустит

Если в глину добавить воду,

она становится пластичной.

Из нее хорошо лепить.

Какие способы лепки существуют? Для того, что бы узнать какими способами мы можем лепить мы сходили в кабинет ИЗО и спросили у педагога. Также мы посмотрели фильм о работе с глиной. И узнали, что лепить можно несколькими способами: Ручная лепка из целого куска. Отминка в готовую форму. Отливка в гипсовую форму. Вытягивание на гончарном круге. В кабинете ИЗО рассказывают о способе лепки

Какие способы лепки существуют?

Для того, что бы узнать какими способами мы можем лепить мы сходили в кабинет ИЗО и спросили у педагога. Также мы посмотрели фильм о работе с глиной. И узнали, что лепить можно несколькими способами:

  • Ручная лепка из целого куска.
  • Отминка в готовую форму.
  • Отливка в гипсовую форму.
  • Вытягивание на гончарном круге.

В кабинете ИЗО рассказывают

о способе лепки "Отливка в

В кабинете ИЗО рассказывают

о способе лепки

"Вытягивание на гончарном

Смотрим фильм о гончарном искусстве

Нас очень заинтересовала возможность сделать самим глиняную миску. Мы решили опробовать два способа: слепить руками и на гончарном круге. Для того, чтобы сделать миску ручным способом из цельного куска, нам понадобится: Досочка или подкладной лист вода Кусочек глины Тряпочка или губка

Нас очень заинтересовала возможность сделать самим глиняную миску. Мы решили опробовать два способа: слепить руками и на гончарном круге.

Для того, чтобы сделать миску ручным способом из цельного куска, нам понадобится:

Тряпочка или губка

2. 3. 1. Разделяю глину для поделки на порции удобные для размягчения. Делаю глиняный слепок миски Неровности разглаживаю смоченной в воде тряпочкой или губкой. 5. 4. Даю изделию высохнуть Наша миска готова. Ее можно украсить или начать ей играть.

Разделяю глину для поделки на

порции удобные для размягчения.

Делаю глиняный слепок миски

Неровности разглаживаю смоченной в воде тряпочкой или губкой.

Даю изделию высохнуть

Наша миска готова. Ее можно украсить или начать ей играть.

Для того, чтобы сделать миску на гончарном круге, нам понадобится: вода Кусочек глины леска гончарный круг 1. 3. 2. Нахожу центр и в центре делаю углубление большими пальцами Кладу кусочек глины в центр гончарного круга Беру кусочек глины, замоченной в воде.

Для того, чтобы сделать миску на гончарном круге, нам понадобится:

Нахожу центр и в центре

делаю углубление большими пальцами

Кладу кусочек глины в

центр гончарного круга

Беру кусочек глины,

замоченной в воде.

5. 4. Когда миска готова, выключаю гончарный круг и снимаю изделие при помощи лески. Включаю гончарный круг и начинаю вытягивать миску 6. 7. Даю изделию высохнуть Наша миска готова. Ее можно украсить или начать ей играть.

Когда миска готова,

выключаю гончарный круг и снимаю

изделие при помощи лески.

Включаю гончарный круг

и начинаю вытягивать миску

Даю изделию высохнуть

Наша миска готова. Ее можно украсить или начать ей играть.

Вывод В ходе работы над проектом мы узнали, что такое глина, и узнали ее свойства. Узнали способы лепки из глины и два вида опробовали на практике. По итогу сделали вывод: При наличии глины мы сможем слепить посуду, которую мы сможем использовать в игре. Как на гончарном круге, так и в ручную лепится изделие одинаково по времени. На гончарном круге изделия получались более аккуратными, и не требовали сглаживания мокрой тряпочкой. Также у нас в группе появился набор мисок, которые мы используем, когда играем в игры

В ходе работы над проектом мы узнали, что такое глина, и узнали ее свойства. Узнали способы лепки из глины и два вида опробовали на практике. По итогу сделали вывод:

  • При наличии глины мы сможем слепить посуду, которую мы сможем использовать в игре.
  • Как на гончарном круге, так и в ручную лепится изделие одинаково по времени.
  • На гончарном круге изделия получались более аккуратными, и не требовали сглаживания мокрой тряпочкой.

Также у нас в группе появился набор мисок, которые мы используем, когда играем в игры "Кафе", "Дом" и др. А у остальных ребят в группе появился интерес лепке из глины.

Читайте также: