Проект экологического центра в доу

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 682 0

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Экологический учебно-развивающий комплекс

долгосрочный

практико-ориентированный исследовательский моно-проект

654084 г. Новокузнецк, ул. Братьев Сизых, 12, помещение 110

Е- mail : mbdou -20@ mail . ru

Новокузнецкий городской округ

2. Краткое описание

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы.

Протяженность маршрута обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин.

Терренкур (дорожка здоровья)

Экопарк (верёвочный комплекс)

Информационная тумба (арт-навигатор)

3. Суть проекта заключается в том, чтобы на небольшой территории показать воспитанникам все экозоны, так как не все родители (законные представители) могут вывезти своих детей в реальность природы и показать действительность богатств нашего родного края.

Польза от проекта заключается в экологической безопасности города, сотрудничестве и распространении положительного опыта в ДОО города. Развивающий центр особого типа позволит воплотить идею сотворчества детей, педагогов и родителей (законных представителей) и привлечь детей разного возраста к поисковой деятельности, сделать воспитанников заинтересованными участниками процесса. Сводится к минимуму традиционный обучающий процесс.

Наш проект по праву можно назвать социальным, так как его реализация способствует развитию современного общества и представляет собой систематическую цепочку мероприятий, акций, в результате осуществления которых достигается решение целей и задач, поставленных при формировании проекта, целей и задач, значимых для общества.

Участие в городских экологических акциях:

5. Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу . Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

6. Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- привлечь социальных партнеров

Основные методы реализации проекта

Сбор информации и поиск союзников (социальных партнеров).

Анализ информации (уровень заинтересованности детских образовательных учреждений в сотрудничестве в рамках проекта).

Выработка рекомендаций по осуществлению этапов проекта.

Контроль исполнения рекомендаций.

Наш проект по праву можно назвать социальным, так как его реализация способствует развитию современного общества и представляет собой систематическую цепочку мероприятий, акций, в результате осуществления которых достигается решение целей и задач поставленных при формировании проекта, целей и задач значимых для общества.

Миссией проекта является привлечение внимания общественности и государственных органов власти на решение и предупреждение проблем в области образования, улучшение качества жизни подрастающего поколения и взрослого населения, а также снижение социальной напряженности.

8. Рабочий план-график реализации проекта

I . Этап (подготовительный)

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов.

1.Подготовка выбранных участков детского сада силами под центры развития:

2.Закупка и подготовка необходимых материалов.

3. Установка оборудования.

4. Проведение открытия экологического учебно-развивающего комплекса

Инициативная группа, сотрудники, родители

Реализация разработанного проекта

Анализ результатов работы, планирование дальнейшей работы.

Дата и время выполнения

В случае положительного решения

В случае положительного решения

Дата не точна, ввиду отсутствия точной даты окончания работ

1 раз в три месяца в теплый период времени года

Ежегодное предоставления плана мероприятий по дальнейшему развитию и сопровождению проекта отделу Образования Орджоникидзевского района, Администрации г. Новокузнецка, участие в грандовом конкурсном движении при наличии таковых.

В этой связи экологический центр подобного масштаба должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом изучаемых и эксплуатируемых предметов и объектов и соответствующим, грамотно продуманным экспозиционно-выставочным пространством.

Только на такой инновационной площадке, может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества детей, педагогов и родителей. Привлечение детей разного возраста к поисковой и исследовательской деятельности, что позволит сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитательного и образовательного процесса.

В Орджоникидзевском районе, где нет ни одной площадки подобного уровня и значения, наш центр будет являться одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании дошкольников, школьников и молодежи.

11. Дальнейшее развитие проекта

1.Силами сотрудников, родителей пополнять различными экспонатами центры развития:

2.Привлечь социальных партнеров для проведения образовательных событий: лекций, конференций, фестивалей, квестов, акций. (школьников 110 школы, центр туризма и краеведения дворца творчества им. Н.К.Крупской)

3. Создание видеороликов; выпуск информационных листовок, газет; оформить фотоальбом с результатами проекта.

4. Поддерживать желание родителей принимать активное (не зрительское) участие в работе проекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Экологический Проект

средняя общеобразовательная группа №7

Воспитатели:

Этапы работы

1 этап: диагностический

Постановка проблемы, определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Изучение методической литературы

Изучение нормативно-правовой базы

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап: практический

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление центра природы в соответствии с ФГОС

Разработка перспективного плана

Сотрудничество с родителями в рамках проекта

3 этап: обобщающий

Анализ проделанной работы

Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта работы среди коллег

Тип проекта: практико-ориентированный

По времени проведения: долгосрочный (6 месяцев)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатели группы.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Цель проекта : обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .

При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:

1.Знакомить детей с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения (песок, вода, глина, растения, животные и т.д.)

2.Формировать знания о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

3.Учить правильно, действовать в быту, учитывая свойства живой и неживой природы.

1.Обогащать чувственный опыт детей: учить узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы и их качества.

2.Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами природы.

3.Стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече - двигательную, зрительно – двигательную координацию).

4.Развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление).

5.Стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом.

6.Стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

1.Формировать интерес и позитивное отношение к объектам живой и неживой природы, адекватно и эмоционально воспринимать природу.

2.Развивать стремление действовать вместе с взрослыми, вместе радоваться процессу игры, занятия.

3.Формировать умение бережно и осторожно работать с природным материалом.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.

Планируемые результаты

1 .У детей появится ярко выраженный интерес к живой и не живой природе, умение называть и различать комнатные растения и другие объекты природы.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Изучение методической литературы – (октябрь)

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса.

II этап – практический (ноябрь-декабрь)

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы будет приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

В развивающей среде центра природы в нашей группе будет содержаться:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки,

-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, зеркало)

-комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил, толстянка);

- аромонабор, в состав его входит набор сухих ароматических трав и ароматические масла (розовое, пихтовое, лавандовое)

Коллекция заготовленных ароматических: чабрец обыкновенный, полынь горькая, зизифора пахучковидная, мелисса лекарственная, пихта, сосна, ель, можжевельник, пион уклоняющийся, аир болотный и др.

В процессе проведения занятий с объектами природы важно придерживаться следующих правил:

- занятия должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;

- использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;

- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;

- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;

- создавать игровые и проблемные обучающие ситуации;

- связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдению детей на улице и дома;

Перспективное планирование (январь – март)

обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

-развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.

- воспитывать любовь к природе, животным

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.

Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку.

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников

Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы.

Развивать речь, память, мышление, воображение.

НОД по познавательному развитию

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.

дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу.

Познакомить детей со свойствами почвы; Р азвивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности.

В перспективе

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.

Воспитатели, родители, дети.

Планируемые формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей "Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.

3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).

Список использованной литературы.

1 .Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.

4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

3. Срок реализации проекта: 2022 -2023 год.

4. Основная идея проекта

Ключевые задачи проекта:

· Создание современной, интерактивной развивающей предметно-пространственной экологической среды, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

· повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, совершенствование педагогического, учебно-методического, организационного и материально-технического обеспечения инновационной деятельности; повышение эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронного оборудования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

· создание в свободном доступе для всех участников образовательного процесса (дети - родители – педагоги) развивающей предметно-пространственной среды, в контексте всего пространства детского сада в которой стимулируется интерес к познавательной, исследовательской деятельности и к профессиям;

· Развитие системы партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста. Создание условий для организации совместной познавательно-исследовательской деятельности;

· Усовершенствование плана сотрудничества с социально значимыми организациями по экологическому воспитанию дошкольников.

· формирование позитивного имиджа ДОУ.

6. Актуальность проекта

Основополагающей целью ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить деятельность каждого ребенка, позволив ему наиболее полно реализовать индивидуальные творческие возможности.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности индивидуальности каждой личности.

Под инновационным подходом к созданию развивающей предметно-пространственной среды понимается ее индивидуализация, отражающая приоритетные направления работы дошкольного учреждения и включающая региональный аспект.

Несмотря на проводимую дошкольным учреждением работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по-прежнему актуальными остаются вопросы по созданию системы совместных действий всех участников образовательного процесса по формированию основ экологического мировоззрения и детей и взрослых.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной экологической среды, современное технологическое оснащение групп, кабинетов и холлов обеспечит:

· повышение качества предоставляемой образовательной услуги,

· модернизацию форм и методов экологического воспитания,

· полноценное взаимодействие педагогов,

· вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

7. Новизна проекта:

· организация и использование развивающей предметно - пространственной среды всего пространства детского сада разнообразной и трансформирующейся по содержанию, мотивированной для ребенка и его личностного самоопределения;

· обновлённое развивающее образовательное пространство обеспечит оптимальную двигательную, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.

8. Ожидаемые результаты проекта:

· создание модели обеспечивающей качество дошкольного образования детей в разнообразных формах образовательной практики; модель строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами;

· распространение идей устойчивого развития и эффективного экологического взаимодействия между участниками образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.

Практический и теоретический материл проекта найдет свое использование в муниципальной базе данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей.

9. Ожидаемая практическая значимость проекта для развития образования Раменского муниципального района:

1. Благодаря проекту возможен вариативный подход в организации РППС, приветствующий использование инновационного оборудования, активных форм и методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка.

2. Проект позволит организовать образовательную деятельность и дополнительное образование детского сада; обеспечить многообразие форм дошкольного образования, отражающих образовательные потребности муниципалитета.

3. Трансляция деятельности детского сада по созданию моделей развивающей предметно-пространственной среды и культивированию у дошкольников интереса к познавательной деятельности и профориентации: методические рекомендации по созданию ППРС, программы деятельности объединений дополнительного образования различной направленности, публикации материалов, представление опыта работы на муниципальном и региональном уровне.

10. Организация и формы работы муниципальной инновационной площадки:

Организация дополнительных образовательных услуг.

11. План реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

Этапы инновационной деятельности

Содержание

Прогнозируемый результат

Сроки

1. Анализ имеющихся условий развивающей предметно-пространственной среды.

2. Анализ и ранжирование потребностей и интересов участников проекта и заинтересованных сторон.

3. Создание творческой группы с определением ее деятельности по разработке проекта инновационной деятельности.

4. Разработка и корректировка локальных

актов по реализации проекта.

5. Разработка диагностики дошкольников.

6. Разработка комплекса учебно-методических материалов.

7. Выявление уровня компетенции

педагогов по экологобразовательной деятельности.

8. Организация деятельности инновационной площадки.

1. Теоретическое описание модели РППС

2. Разработка диагностического инструментария, позволяющего оценивать эффективность реализации проекта.

3. Организация работы творческой группы для работы в проекте. Подбор и распределение обязанностей среди участников проекта.

4. Утвержденные нормативно -правовые документы (инструкции, внутренние процедуры и регламенты).

5. Диагностика позволяющая выявлять особенности индивидуального развития ребенка.

6. Планы и программы для работы с детьми с учетом индивидуальных способностей и особенностей развития.

7. Выявленная потребность педагогов в повышении квалификации

Подготовленные кадры для внедрения инновационного проекта.

8. координация деятельности субъектов эколого-образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Апрель 2021г. -сентябрь 2021 г.

2. Мониторинг качества реализации проекта анализ полученных данных.

4. Участие в муниципальных, региональных конкурсах и проектах.

1. создание и функционирование экологообразовательной среды ДОУ;

2. моделирование и внедрение программы инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ;

3. разработка комплекса мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников (на основе разработанной программы).

4. Демонстрация воспитанниками инновационного проекта.

Сентябрь 2021 г.– апрель 2023 г.

1. Подведение итогов по реализации инновационной деятельности: мониторинг степени усовершенствования экологообразовательной среды МДОУ; проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня экологического воспитания дошкольников с помощью диагностических мероприятий

2. Подготовка практических результатов проекта по дисссеминации опыта работы.

1. Представление аналитических материалов о ходе и результатах деятельности по проекту.

2. Обобщение и распространение опыта работы МДОУ по проекту на различных уровнях дошкольного образования

Май -август 2023 г.

12. Нормативно – организационное обеспечение проекта

1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

3. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003;

8. Послание Президента России Федеральному Собранию от 20.02.2019 г.

12. Устав МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3, утвержден в новой редакции постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области № 2867 от 11 мая 2016 г.

13. Программа развития МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3 на 2020-2024 гг.

13. Анализ условий, необходимых для реализации проекта (кадровое, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение, характеристика имеющихся ресурсов, социальных партнеров и опыта работы в данной сфере).

Педагоги, работающие в МДОУ, имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в профессиональной деятельности. Педагоги повышают свою квалификацию, посещая семинары, научные конференции, всероссийские форумы проводимые по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования и системы экологического образования в регионе. Штат состоит из 30 педагогических и руководящих работников. Большинство (23) из них имеют первую и высшую квалификационную категорию.

Финансирование проекта обеспечивается в рамках бюджета. Основными источниками финансирования проекта являются: рациональное использование бюджетных и внебюджетных средства.

Учреждение функционирует в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству Учреждения, определённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Помещения Учреждения состоят из: 12 групповых комнат, в которых создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования; музыкального и спортивного зала, кабинетов учителей – логопедов, педагога – психолога; кабинета экологии.

Наименование имеющегося материально- технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.)

Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

I. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.

По времени проведения: продолжительный.

По числу участников: педагоги дошкольного учреждения, дети, родители.

II. Цель проекта воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

III. Задачи по экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

• эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

• становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

• формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Перечень материалов и оборудования:

Комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

Уголки по экспериментированию или мини - лаборатории:

Уголок по экспериментированию включает в себя:

1. Картотека опытов и экспериментов данной возрастной группы.

2. Приборы помощники; стаканчики, тазики, пластиковые колбы, пипетки, различные гирьки и магниты, лупы, палочки, сосуды из разного материала, бумагу, звуковые инструменты, песочные часы, весы, карточки для последовательного проведения опыта и т. д.

4. Образцы различных видов почвы, песка, глины и т. п.

5. Макеты разных природных зон

6. Различные коллекции.

7. Природный материал.

1. Строительный камень

2. Украшения из камней – самоцветов

3. Морские камни

4. Искусственные камни

6. Природные камни – минералы

2. Обитатели пруда

Сосуды разной формы

1. Копилка для корма

2. Корм для птиц

5. Стихи и загадки про птиц

7. Кто лишний? (птицы)

Приспособления для опытов 1. Лупы

3. Компас

5. Ватные палочки

Мир животных Дидактические игры

1. Парочки. Птицы.

2. Парочки. Обитатели рек, озёр, морей, океанов.

3. Парочки. Деревья, злаки, содовые и луговые цветы.

4. Лото. Животные.

5. Загадки о животных.

6. Земля и её жители. Млекопитающие.

8. Друг или враг (лесные звери)

9. Что растёт в лесу, на лугу, в саду, на огороде?

10. Угадай мой домик

1. Трафареты животных.

2. Трафареты домашних животных.

3. Трафареты животных жарких стран.

4. Макеты животных жарких стран.

5. (большие и маленькие.)

6. Модель животный мир.

7. Лесные животные (карточки)

8. Взаимосвязь животных с окружающей средой (карточки)

1. Модель парашюта.

6. Семена – парашутики (одуванчики)

8. Воздушные шары

9. Мыльные пузыри

2. Уплотнённая почва

4. Буря в пустыне

10. Песок морской

11. Морская галька

12. Что находится в почве?

Подземные жители (карточки)

Мир растений Коллекции

1. Шишки. Плоды, семена.

2. Семена (баночки)

3. Кора деревьев

5. Лекарственные травы

Дидактические игры и пособия :

1. Трафареты листьев

4. Животные и птицы леса

5. Растения леса

6. Схема развития растений

7. Лес. Взаимосвязь живой природы с неживой.

9. Экологические пирамиды.

10. Знаки напоминающие правила поведения в природе.

Дидактические пособия и материал

1. Шапочки животных

2. Маска ощущений

3. Макет вулкана

2. Художественная литература: стихи, рассказы, загадки; рассказы и стихотворения о родном городе, стране; книги самарских авторов.

3. Старые предметы быта народов населяющих Самарский край.

5. Аудио и видеокассеты о природе родного края.

6. Куклы народностей населяющих нашу область.

7. Фото экспозиция природы самарского края созданная воспитанниками ДОУ и их родителями.

9. Макет Самарской луки.

10. Макет детского сада.

Центры дидактических игр:

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной, художественной и научной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

В летний период с участием родителей на участках были оформлены следующие природные зоны:

В зимний период воспитатели и родители украшают участки фигурами из снега.

Экологическая тропа :

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Она в себя включает:

2. Липовая аллея

6. Места скопления насекомых (жуков – солдатиков)

Перечень учебно – методических материалов

1. Солнечная система

2. Живое – неживое

3. Размножение, рост и развитие животных.

4. Домашние животные и их дикие предки.

7. Перелётные птицы

9. Формы поверхности суши

14. Животное – живой организм. Как животные передвигаются

15. Животное – живой организм. Как животные питаются

16. Растение – живой организм

17. Культурные растения

18. Круговорот воды

19. Состояния воды

21. Горные породы

24. Животные леса

25. Знакомые птицы

26. Времена года

Дидактические пособия и материал

1. Шапочки животных

2. Маска ощущений

3. Макет вулкана

6. Времена года. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе. Ярославль – 2006

7. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. ; М-Просвящение -1982

В течение года планируется дополнение и обогащение экологической среды ДОУ, а именно:

• изготовление макета по добыче дёгтя в Самарской области;

• обогащение новыми лекарственными растениями Экологической тропы;

• пополнение новыми атрибутами и приборами помощьниками мини – лабораторий;

• обновление картотек опытов и экспериментов во всех возрастных группах;

• проведение праздников и развлечений по экологической тематике;

• проведение новых экологических акций, и продолжение уже существующих;

• показ воспитанникам ДОУ познавательных фильмов по сохранению окружающей среды.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды Анализ развивающей предметно-пространственной среды В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть.

Моделирование развивающей предметно — пространственной среды Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО (деловая игра для педагогов).

Описание предметно-пространственной развивающей среды

Описание предметно-пространственной развивающей среды Описание предметно-пространственной развивающей среды. Астафьевский детский сад. Группа "Солнышко". Организация предметно - пространственной.

Построение развивающей предметно-пространственной среды

Построение развивающей предметно-пространственной среды Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности 1. Литературный уголок Материалы.

Презентация развивающей предметно-пространственной среды Детский сад наш совсем небольшой, всего одна разновозрастная группа. Да и открыли его всего два года назад,оборудования не так много как.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

При оформлении необходимо знать: Центр экологии должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

При оформлении необходимо знать:

Центр экологии должен быть ярким и красочным;

стеллажи, полки обязательно закреплены;

календарь природы в каждой возрастной группе;

недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.


Требования к отбору растений для центра экологии: 1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными. 2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) . 3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. 4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Требования к отбору растений для центра экологии:

1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.

2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) .

3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Растения в центре экологии бывают:

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения).

Временные — лишь определенный отрезок времени (растения, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы).

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Алоэ Аукуба японская Толстянки Пеперомии Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями. Хлорофитум хохлатый . Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

Аукуба японская

Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

Хлорофитум хохлатый .

Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Фуксия Бегония Азалия У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение. У этих многолетников крупные листья, дети будут их протирать и поливать. Геогенанту с Денежное дерево

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

У этих многолетников крупные листья, дети будут их протирать и поливать.

Геогенанту с

Денежное дерево

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности. Каланхоэ Китайская роза Глоксиния Крассула Колеус Каладиум двухцветный Гипестес с разноцветными листьями

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Китайская роза

Каладиум двухцветный

с разноцветными

Комнатные растения запрещенные в детском саду Лилии Олеандр Фикус Диффенбахия Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла Герань

Комнатные растения запрещенные в детском саду

Диффенбахия

Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.

Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд

Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.

Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла

Календарь природы в разных возрастных группах Средний и старший возраста Ранний и младший возраст Подготовительный возраст

Календарь природы в разных возрастных группах

Средний и старший возраста

Ранний и младший возраст

Центр экологии в группе раннего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в ранней группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)

Центр экологии в группе младшего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в младшей группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)

Центр экологии в группе среднего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в средней группе Коллекции (камней, круп) Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль) Весы

Организация центра экспериментальной деятельности в средней группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Центр экологии в группе старшего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в старшей группе Коллекции (камней (по размеру и цветам), круп, почв) Коллекции семян Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Организация центра экспериментальной деятельности в старшей группе

Коллекции (камней (по размеру и цветам), круп, почв)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Центр экологии в группе подготовительного возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в подготовительной группе Коллекции (камней по размеру и цвету, круп, почв, пластмасса, резина) Коллекции семян Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и т.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль, микроскоп). Их разнообразие Весы

Организация центра экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Коллекции (камней по размеру и цвету, круп, почв, пластмасса, резина)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и т.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

Читайте также: