Проект дорожной карты цифровая образовательная среда для доу

Обновлено: 05.07.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ. Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых условий ДОУ, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий показывает низкий уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и потребностей семей к взаимодействию в цифровом пространстве.

Таким образом, существует противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий, потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями дошкольной образовательной организации.

В связи с этим, перед коллективом МАДОУ детский сад 3 стоит проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения, основой решения проблемы может быть организация ресурсных групп как формы организации цифровой образовательной среды.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предпосылки реализации проекта:

Срок начала и окончания проекта: январь 2019г – декабрь 2021г.

Руководитель проекта: Дрокина Ольга Владимировна, заведующий МАДОУ детский сад 3

Руководитель рабочей группы: Колмакова Мария Геннадьевна, заместитель заведующего

Исполнители проекта: педагогический коллектив МАДОУ детский сад 3:

Полуянова Татьяна Николаевна, воспитатель

Жеребчикова Любовь Петровна, воспитатель

Фатеева Наталья Павловна, воспитатель

Шушакова Евгения Владимировна, воспитатель

Гилева Надежда Файловна, воспитатель

Кузнецова Валентина Сергеевна, воспитатель

Минеева Лариса Владимировна, педагог-психолог

Михляева Любовь Викторовна, учитель-логопед

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта — создать цифровую образовательную среду в ДОУ, удовлетворяющую актуальным потребностям семьи, через организацию ресурсных групп и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.

Определены следующие задачи проекта:

  1. Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения данной задачи планируется курсовая подготовка и (или) профессиональная переподготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По итогам курсовой подготовки каждый педагог готовит мастер-класс (или иную активную форму обучения) для педагогического коллектива по наиболее интересной и актуальной теме, рассмотренной в ходе курсов. Взаимообучение будет способствовать более качественной подготовке педагогов, так как предполагает углубленное погружение специалиста в область ИКТ, переработку полученной информации в собственное понятийное пространство, повторение и практическое применение полученных на курсах навыков.

Повышение компетентности педагогических кадров станет важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.

— организовано курсовое обучение педагогов;

— организован цикл мастер-классов для педагогов по реализации информационно-коммуникационных технологий;

— рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

— участие педагогов в выставках методической продукции; городских, территориальных конференциях и семинарах; профессиональных конкурсах;

— организация на базе ДОУ практических мероприятий для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности.

  1. Создание ресурсных групп ДОУ как формы организации цифровой образовательной среды.

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения, основой решения задачи будет организация ресурсных групп как основы цифровой образовательной среды в ДОУ.

При таком подходе информационно-образовательная среда будет включать в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог будет углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом. Для решения проблемы интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность организуется работа педагогов с документацией ДОУ по планированию образовательной деятельности: комплексно-тематическое планирование, конструкты образовательной деятельности, наглядный и игровой материал. Для оценки эффективности образовательной деятельности с использованием ИКТ педагогами организуется взаимоанализ непосредственно образовательной деятельности.

— развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

— организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

— обновлено комплексно-тематическое планирование ДОУ;

— разработан сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ;

— обновлены экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

  1. Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве.

Для решения данной задачи планируется:

— внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— организовано дистанционное обучение воспитанников;

— организовано взаимодействие с семьями через социальные сети.

Показатели достижения цели и их значения по годам представлены в таблице.

Показатели достижения цели

обучение по программам повышения

Результаты реализации проекта

ü трансляция опыта работы среди образовательных учреждений города;

ü удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью;

ü мотивационная готовность, личная заинтересованность педагогов к внедрению ИКТ;

ü увеличение количества воспитанников и педагогов, имеющих возможность использовать цифровое оборудование;

ü оснащение развивающей среды ДОУ электронными образовательными ресурсами;

ü банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

ü обновленное комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности;

ü удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;

ü организация дистанционного обучения воспитанников;

Идея проекта

Организуется цифровая образовательная среда в ДОУ, при которой:

  1. технологические средства информационных и коммуникационных технологий размещаются в разных группах детского сада. При этом группа на уровне образовательной организации становится ресурсным центром для других групп воспитанников. Организуется сетевое взаимодействие педагогов, при котором воспитатель проводит познавательную, исследовательскую деятельность с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

1 группа: центр проекций

2 группа: цифровая лаборатория

3 группа: мультстудия

Оборудование: Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО.

4 группа: центр познания и движения

Для успешной интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность детского сада разрабатывается программно-методическое обеспечение, которое включает в себя банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

В настоящее время в ДОУ работают 26 педагогов из них:

— педагогических работников с высшей категорией — 7

— 1 квалификационная категория — 4

— 17 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года

Для реализации проекта планируется использовать следующее оборудование, имеющиеся в ДОУ:

— компьютеры (ноутбуки), нетбуки,

— 2 мультимедийных проектора,

— доступ к Интернет,

— Официальный сайт детского сада,

— подключение к Системе дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— внебюджетные средства (гранты, средства от приносящей доход деятельности)

Реестр заинтересованных сторон

— Повышение профессиональной компетентности; педагогических кадров;

— Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

— выпускник ДОУ, обладающий развитыми интеллектуальными, личностными, коммуникативными, творческими качествами, необходимыми для успешной социализации в школе

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ

РАЗДЕЛ 4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

Семинары (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

— Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО

Основными источниками финансирования являются:

— внебюджетные средства: грантовые средства и доходы от приносящей доход деятельности. При этом собственные (внебюджетные) средства ДОУ ежегодно составляют 20000 – 22000 руб.


В соответствии с Приказом Минобразования Ростовской области от 15.10.2020 № 820 "Об областных инновационных площадках" МБДОУ № 266 в октябре 2020 года присвоен статус областной инновационной площадки "Развитие цифровой образовательной среды в детском саду как условие повышения качества дошкольного образования" под научно-методическим руководством старшего методиста отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидата педагогических наук Баландиной Л.А.

Идея создания инновационного проекта обусловлена приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации и соответствует целям и задачам государственной политики, заложенной в Национальный проект "Образование" – федеральный проект "Цифровая образовательная среда", предполагающий создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Проблема проекта затрагивает вопросы эффективного использования информационных, в том числе цифровых и электронных, образовательных ресурсов для развития цифровой грамотности детей дошкольного возраста. И наряду с этим проект предназначен для создания условий, необходимых для развития творческих способностей современных детей, детей цифрового поколения.


Цель проекта

Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у всех участников образовательного процесса, высокое качество и доступность дошкольного образования за счет использования программного обеспечения и цифровых технологий в обучении, воспитании и управлении дошкольным учреждением путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания единой цифровой платформы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(актуальные реализации дошкольного инженерного образования)

Авторы: Шадская Елена Евгеньевна(высшая квалификационная категория), Кравчук Елена Александровна (первая квалификационная категория),

Володченко Лариса Федоровна (высшая квалификационная категория),

Педагогическая творческая группа коллег

Для системы дошкольного образования в настоящее время установлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены основные требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения Программы. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI -го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. В условиях современной системы образования проблема развития технического творческого мышления приобретает особую актуальность. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. Так как инженерные технологии снабжают своими идеями множество отраслей, начиная от строительства и машиностроения, и заканчивая химией, фармакологией и медициной.

Поэтому без хорошей интеллектуальной, технической подготовки приходится трудно. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать и творческим мышлением. Быть изобретателем непросто. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОО, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. А это и поиск одаренных, гениальных детей, и целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, уметь самостоятельно создавать новые технические формы.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Срок реализации: долгосрочный (август 2018 г. – декабрь 2019 г.).

Состав участников: воспитатели, дети группы № 5; 4; 11, родители.

В детском саду функционирует 13 групп, из них: 2 группы оздоровительной направленности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет; 1 группа компенсирующей направленности для детей с 3 до 4 лет; 10 групп комбинированной направленности для детей с 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников на 01.09.2019 – 367 человек.

Содержание образования в детском саду обеспечивается в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ, Адаптированными основными образовательными программами для детей с ТНР и ЗПР, парциальными программами, рабочими программами педагогов.

Планомерная слаженная работа педагогического коллектива ДОУ позволяет достичь положительных результатов по здоровьесбережению воспитанников (уровень заболеваемости снизился в 2017 году-8,2 д/д ,в 2018 году - 8,1 д/д г., в 2019 году8,0д/д.

В соответствии с программой развития на 2019-2020 годы в МКДОУ планируется осуществлять деятельность по следующим основным направлениям:

1. Обеспечение качества дошкольного коррекционного и воспитательно-образовательного процесса путём успешного внедрения ФГОС.

2. Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования, создание центра информационных компетенций).

3. Формирование гражданской позиции у всех субъектов образовательного процесса.

4. Расширение способов и метода формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий.

5. Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через конкурсы, проектную деятельность.

Техническое творчество – это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д. ; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического творчества имеет большое значение. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Актуальность данного проекта очевидна. Выбор профессии – вопрос, с которым сталкивается каждый. С раннего детства человек пытается понять, какое место он будет занимать во взрослой жизни. Кто-то искренне верит в карьеру пожарного, кто-то хочет стать актером балета, а некоторые мечтают продавать детям сладости. К сожалению или к счастью, не все детские желания сбываются. С возрастом приходит понимание: идеальная профессия – это не только любимое, но и востребованное дело. Мы взрослые первые в ответе за наше будущее, за будущее наших детей! Это мы, воспитатели, должны смотреть вперед и предугадать изменения на рынке труда. Знать, чем увлечь ребенка, чтобы его увлечение, интерес возрастали, чем старше он становился.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Проанализировав экономическое развитие страны и города Новосибирска в целом, мы понимаем, что в современном мире нельзя обойтись без информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов. Поэтому задача ДОО и школы – вырастить грамотного гражданина, быстро находящего верное решение, обладающего сильным творческим мышлением, стремящегося к достижению поставленной цели, умеющего преодолевать трудности, порядочного, честного, любящего свою Родину.

Задачи педагогического проекта:

Способствовать развитию мыслительных операций, логического и инженерного мышления.

Развивать у детей познавательный интерес через информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы.

Настраивать детей на желание делать открытия с радостью и удовольствием, выражать собственные чувства.

Формировать у детей общеучебные умения и навыки (обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

Способствовать самостоятельному созданию моделей (схем).

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

У нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду группы при помощи современных информационных средств. Этим средством является интерактивная доска, которая делает обучение познавательным и интересным. Интерактивная доска позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме обучаю детей посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д.

Этапы проекта представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Этапы проекта

I этап – организационный (август – сентябрь 2018 г.)

Цель – предварительная оценка организационно-образовательных условий ДОО. Работа на данном этапе включает следующие направления:

1. Изучение и структурирование методических материалов по исследовательской деятельности.

2. Выявление уровня знаний педагогов в области развития инженерного и логического мышления детей.

3. Разработка детального плана работы с детьми, родителями и педагогами ДОО в соответствии с поставленными задачами по реализации проекта.

4. Анализ организационно-педагогических условий, имеющихся в ДОО.

На данном этапе проводилась следующая работа: составление плана проекта, определение сроков проекта; проведение круглых столов с родителями, консультаций с педагогами по теме проекта и реализации задач.

педагоги группы, старший воспитатель, родители воспитанников

II этап – основной. Реализация проекта

Цель: организация сотрудничества с педагогами, детьми и родителями через реализацию различных форм работы.

Работа на данном этапе включает следующие направления:

1. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

2. Совместные мероприятия с детьми.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

педагоги ДОО, воспитанники группы, родители

III этап. Итоговый, заключительный (декабрь 2019 г.)

Цель: подведение итогов реализации проекта и выявление его эффективности.

Работа на данном этапе включает следующие направления:

1. Проведение итогового тестирования детей.

2. Награждение родителей благодарственными письмами за активное участие и помощь в реализации проекта.

3. Обобщение опыта

педагоги группы, дети, родители

IV этап. Аналитический

Цель: анализ результатов проектной деятельности

зам. директора по УВР, старший воспитатель, педагоги группы

Организационный этап

Определение темы проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что нужно обратить внимание – вовлечь родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность, разнообразить формы работы с ними. Показать родителям, что не обязательно покупать детям дорогие игрушки, к которым у них теряется интерес. Практически в каждой семье сейчас есть компьютеры, смартфоны, планшеты и т.д. Они могут, конечно, использоваться во зло, но они также несут огромный запас потенциального развития, если используются правильно. Их можно неординарно использовать в развитии инженерного мышления, технического творчества детей.

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. Организационный – составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с профессиями будущего и значения информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов. Анкетирование родителей по данному вопросу.

2. Практический – организация сотрудничества с педагогами, детьми и родителями через реализацию различных форм работы.

3. Заключительный, итоговый – проведение итоговых мероприятий, Оформление фотовыставок, награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами за активное участие и помощь в реализации проекта. Обобщение опыта.

4. Аналитический. Подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями). Проведение тестирования детей и анкетирование родителей с целью выявления полученных знаний и представлений.

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в развитии инженерного мышления у детей, но практически никто не знает, что это такое, и как это можно развивать в детском саду. Родители испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку-дошкольнику и как для этого можно использовать информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы.

Основной этап

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют нам сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.

С помощью интерактивной панели мы можем совершать виртуальные путешествия, например, прогулку в зимний парк

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Мы часто применяли видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания развивающего характера.

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Детей можно подвести к компьютеру в начале занятия –это вызовет интерес к теме.

Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности.

Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии.

Для развития интереса к занятиям по развитию речи воспитанникам предлагались творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме.

Интерактивная доска, которую использовали на протяжении реализации проекта, несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает ее использование значимым для развития детей.

Первый плюс использования данного оборудования: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, залог успеха любой деятельности. Имея уникальные обучающие свойства, интерактивная доска подходит всем детям.

Программное обеспечение включает интерактивные приложения:

Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом. Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.

Второй большой плюс работы на интерактивной доске – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу.

В ходе использования интерактивной доски дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают, общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Обновление содержания дошкольного образования при этом достигается тем, что ребенок получает возможность выстроить образование под себя и двигаться по собственной индивидуальной образовательной траектории.

Также интерактивную доску мы использовали при слушании музыкальных произведений, разучивания и повторения песенок к праздникам. Во второй половине дня можно запланировать просмотр любимого мультфильма (есть приложение, мультконцерт или познавательный мультфильм. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, фольклором в содержание занятий включали аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

ИКТ являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с самими детьми.

управление в играх построено на технологии распознавания движений тела (жесты махов рук, ходьба на месте, поднятые руки, приседание, жест плавания и прочие жесты);

ребенок подвижен в играх и развивается всесторонне;

не устают глаза, так как ребенок находится на расстоянии от экрана; • возможность играть коллективно;

возможность на практике оттачивать события, которые встречаются в реальной жизни.

Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение, обеспечивают хорошую подготовку к школе. Сам процесс доставляет детям много радости, но при этом они изучают множество полезных предметов, приобретают новые знания, умения и навыки.

Для работы с комплексом потребуются телевизор или проектор, а также ноутбук, к которому подключается датчик Kinect, входящий в комплект. Датчик очень компактный, поэтому его можно переносить и использовать в любом помещении (рис. 4).

неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая

совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных

ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в

образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время,

речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?

ЦОС ДОУ включает:

• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе

цифровые образовательные ресурсы;

• совокупность технологических средств ИКТ : компьютеры, иное

ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;

• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих

развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.

Целями ЦОС ДОУ является:

• создание единого информационного пространства для качественного

улучшения работы педагогического состава;

• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности

педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;

• переход к безбумажному документообороту;

• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к

• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.

Назначение и задачи ЦОС ДОУ:

• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления

и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

• создание условий качественной подготовки методических,

педагогических, дидактических материалов;

• обеспечение доступа участников образовательного процесса к

• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах,

В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного

процесса ЦОС решают следующие задачи:

• обеспечение информационного взаимодействия всех участников

воспитательно-образовательного процесса;

• интеграция информационных потоков, характерных для основных

видов деятельности дошкольного учреждения;

• обеспечение взаимодействия между родителями (законными

представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;

• создание условий дальнейшего развития информационного

пространства дошкольного учреждения.

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит

организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические

средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.

По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную

среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.

Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, необходимо создание и соблюдение ряда условий:

Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008, дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год.

В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.

3. Самостоятельность ребенка.

4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.

Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.

С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.

5. Поддержка детского творчества.

Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.

В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС,

выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ.

Информационно-коммуникативные технологии в условиях

современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.

Читайте также: