Проект для повышения мотивации к обучению в школе у старших дошкольников

Обновлено: 06.07.2024

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме мотивации дошкольников, важности использования мотивации к обучению и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли педагога и применению различных приёмов мотивации.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар-практикум

Подготовила и провела: Горелкина А.Ф.

Дата проведения: 06.11.19 г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности путём применения подходящих методов и приёмов мотивации старших дошкольников.

1. Научить педагогов практическим приёмам мотивации детей в ходе НОД.

2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности.

3. Повысить практические умения педагогов в применении методов мотивации.

4. Развитие творческих способностей педагогов.

План семинара:

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

4. Практическая работа педагогов.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Звучит спокойная музыка.

(Показ картинок, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. Похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем.

Воспитатель: Педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт.

1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации.

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

В педагогической литературе выделяют2 вида мотивации:

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).

2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые .

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

беседа;

разговор;

чтение;

рассказывание стихотворений;

рассматривание картинки.

2. Наглядные методы:

показ игрушек, предметов;

наблюдение явлений природы, труда взрослых;

рассматривание живых объектов;

показ образца;

использование кукольного театра, фланелеграфа;

диафильмы.

3. Практические методы:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребёнка;

выполнение поручений.

4. Игровые методы:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры-забавы;

инсценировки.

В педагогической литературе выделяютчетыре типа мотивации:

Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: Избушка лисы растаяла и она захватила избу зайки. Как помочь животным? (Построить домики из кубиков, палочек, нарисовать, выполнить аппликацию. И все при домике)

Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Что именно ей надеть по-сезону? Вы можете меня научить?

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию?

Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме или бабушке на 8 марта. Вы хотите подарить такую же? И вы показываете, как можно её изготовить.

Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

- игровых персонажей не должно быть слишком много.

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Доктор Айболит, Мишутка .Они могут попросить о помощи и.т.п.

Внимание вопрос:

Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками? (ответы слушателей)

4. Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: (Взять картинку карандаша).

Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и установить магнит на определенном рисунке.

Воспитатель: Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме! Надеюсь, что информация была для Вас полезной.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Актуальность Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа и т.д. Однако не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, поэтому необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка, в частности о повышении его мотивации на обучение в школе.

Вид проекта: исследовательский (продолжительность 1 год) Этапы исследования : Первый этап - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация". Второй этап - наблюдение (практическая организация опытно-экспериментальной работы) по анализу мотивации к обучению дошкольников. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению детей . Третий этап - обобщение результатов анкетирования к повышению мотивации дошкольников к обучению в школе. Рефлексия…

Методы реализации проекта Методы реализации проекта Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе".

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе. 2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе. Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии к школе, рассматривание иллюстраций и фото школы…

Был разработан перспективный план… В течении года были запланированы мероприятия по месяцам ,которые сопровождались фотоотчётом – это праздники, игры, беседы, просмотр фильмов, фото-выставки и многое другое. Был разработан перспективный план… В течении года были запланированы мероприятия по месяцам ,которые сопровождались фотоотчётом – это праздники, игры, беседы, просмотр фильмов, фото-выставки и многое другое.

Таким образом , мы видим : что дети хотят идти в школу и переживают при отсутствии такой возможности уже сейчас; учение привлекает детей как серьезное, социально значимая деятельность; сформирована широкая полимотивация учения; сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей; ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы. Таким образом , мы видим : что дети хотят идти в школу и переживают при отсутствии такой возможности уже сейчас; учение привлекает детей как серьезное, социально значимая деятельность; сформирована широкая полимотивация учения; сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей; ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.

Аналитическое обоснование

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе.

Е.В Проскурова выделяет в психологической готовности к школе умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность и готовность к общению.

Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению.

Актуальность

Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.

Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Цель проекта: формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Задачи проекта:

  • формировать представления детей о школе и её значении;
  • развивать представления о понятиях знания, достижение и т.п.;
  • развивать внимание, произвольность;
  • воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;
  • помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;
  • популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, области, страны.

Основные формы реализации проекта: развивающие игры и упражнения; НОД; индивидуальные, групповые консультации; чтение художественной литературы.

Гипотеза: Дети подготовительной группы с высоким уровнем мотивационной готовности к обучению в школе, с развитой потребностью к знаниям, умениям, а также стремлением к их совершенствованию, успешно адаптируются к школе.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели подготовительной к школе группы, родители.

Сроки проекта: декабрь 2011 года – июнь 2012 года.

Разработана программа проекта и план действий по реализации проекта.

Выделены этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Внедренческий

3 этап. Результативный

Для отслеживания результатов проекта выбраны измерители:

Результат по истечению данного проекта:

  1. Повысился уровень учебной мотивации у детей.
  2. Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.
  3. Повысилась педагогическая компетентность воспитателей, родителей по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 8 )

Ирина Николаевна 15.11.2012 в 18:50 +1

Уважаемая Марина Ивановна! Как важно, чтобы дети с желанием приходили в школу! Материал предложенного Вами проекта способствует этому. Несомненно, после таких интересных, содержательных сказок дети будут не идти в школу, а бежать. Считаю проект нужным и своевременным. Удачи!

Марина Щипицина 25.11.2012 в 16:35 +1

Спасибо Ирина Николаевна за прекрасный комментарий! Очень приятно.

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 19.11.2012 в 20:39 +1

Уважаемая Марина Ивановна! Несомненно, ваш проект заслуживает высоких оценок и отзывов. Формирование мотивационной готовности необходимо. Предлагаю обратить вам внимание и разработать проект на формирование эмоционально-волевой готовности. Из опыта общения с начальной школой выявлено следующее: у многих первоклашек пропадает желание учиться через 3-4 недели посещения школы, и здесь приходит на помощь именно эмоционально-волевая готовность. Желаю творческих успехов!

Марина Щипицина 25.11.2012 в 16:38 +1

Уважаемая Ирина Владимировна! Приятно получить такой комментарий! Прислушаюсь к вашему совету и разработаю проект по развитию эмоционально-волевой готовности к школе. Спасибо!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 23.11.2012 в 12:21 +1

Уважаемая Марина Ивановна, замечательный проект. Кроме своей несомненной педагогической значимости, интересен методическим обеспечением и грамотным оформлением. Удачи вам в конкурсе! +5

Марина Щипицина 25.11.2012 в 16:41 +1

Уважаемая Светлана Евгеньевна! спасибо за ваш комментарий! Очень приятно!

Тонкушина Наталья

Тонкушина Наталья 04.12.2012 в 14:06 +1

Марина Ивановна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Своей дочери я читала сказки до 3-го класса, а вот сыну повезло меньше. Как только он пошел в первый класс он как раз и стал читать те самые программные произведения, о которых вы говорите. Большое Спасибо, что напомнили о том, ребенку необходимы не только знания. Удачи вам в конкурсе!

Елена Ивановна

Елена Ивановна 14.01.2013 в 18:51 +1

Уважаемая Марина Ивановна! Интересный проект! Понравились сказки! Возьму себе на заметку. Вам 5!

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 07.03.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Проект по теме «Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

Дата публикации: 02.02.16

Автор:
Жиливостова Тамара Анатольевна Воспитатель, МАДОУ "Умка", ЯНАО г. Ноябрьск

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: