Проект для первой младшей группы детского сада долгосрочный развитие мелкой моторики

Обновлено: 02.07.2024

Тип, вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный ( с 26 ноября 2018 года по 17 мая 2019 года).

Руководитель проекта: Гудыма Н.Ю., Шалласуева А.О.

Место проведения проекта: групповая комната, муз. и спорт. залы.

Актуальность:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Проблема

Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.

Цель проекта: Развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр , гимнастик и упражнений.3. Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;

- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Методы и приемы работы:

Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши) пальчиковая гимнастика, физкультминутки пальчиковые игры со стихами пальчиковый театр лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками). дидактические игры шнуровка игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д) пазлы, мозаика.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

Этапы проведения проекта:

Организационный этап:

- подбор и изучение литературы по теме;

- составление картотеки пальчиковых игр со словами для развития мелкой моторики;

- Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;

- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2-й – практический: Работа по плану.

План работы по реализации проекта

Направления

Форма работы с детьми

Участники

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);

- д/и с песком и водой;

- д/и с предметами дом. обихода;

- конструирование построек из кубиков разной величины

- игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;

- народные игры с ладошками

Воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель

- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки)

- Массаж с растиранием пальчиков;

- игры с массажным мячиком

Форма работы с родителями:

Воспитатели, воспитанники, инструктор по физической культуре

Воспитатели, воспитанники, родители

3-й – заключительный: обобщение результатов работы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей: вторая группа раннего возраста – М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 – 128 с.;

2. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа. Интегрированный подход, - М: Изд-во Скрипторий, 2003, 2017 – 152 с. 3. Интернет- ресурсы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №22

Муниципального образования Тимашевский район

Долгосрочный проект в первой младшей группе по теме:

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: сентябрь 2020г.- май 2021г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети младшей группы, родители, воспитатели.

ОБЪЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ: дети смешанной ранней группы (от 2 до 4 лет)

ВИД ПРОЕКТА: творческий, познавательно-игровой.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ : долгосрочный (сентябрь 2020г.- май 2021г.). Проводятся 1 раз в неделю по средам, во вторую половину дня.
Длительность - 10-15 минут.

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику, интеллект ребенка, вырабатываем усидчивость, что является прекрасным стимулом для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.

В реализацию проекта включены занятия пластинографии, пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, пазлы, игры с кинетическим песком, с предметами) и др.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста.

1) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

2) Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности; знакомить детей с названием пальчиков; развивать умение различать правую и левую руку.

3) Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

4) Ф ормировать умение договаривать строки стихотворения; побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

5) Развитие мелкой моторики; формировать умение согласовывать движение с речью; формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ У ДЕТЕЙ:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

3. Проявлять интерес к повторению стихотворного текста и пальчиковых игр в повседневной игровой деятельности.

4. Обогащать словарный запас, повышать речевую активность, память, внимание, творческие способности.

5. Выполнение действия обеими руками в пальчиковых играх.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

План реализации с родителями

Цель: донести родителям важность развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы.

Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

В течении всего проекта

1) Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.

2) Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

План реализации с детьми первой младшей группы

5.Лепка с формочками кинетическим песком.

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Лепка по замыслу из кинетического песка.

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (продолжение работы)

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгосрочный проект для младшей группы дошкольного возраста. Целью которого является формировать речь посредством развития мелкой моторики.

Автор: Бобровская Дина Гарифуллаевна

Населенный пункт: Астраханская область, Приволжский район, п. Пойменный

Продолжительность проекта: с 23.09.2019г. – по 29.05.2020г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

по количеству создателей – одиночный

по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

по продолжительности – долгосрочный.

по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта:

Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи проекта:

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Развитие чувства уверенности в себе.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

Дети первой младшей группы.

Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.

Интеллектуальное развитие детей;

Пополнение предметно-развивающей среды;

Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Художественное слово.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

сетки для раковины и разноцветные ленточки;

макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап. 23.09.2019 – 11.10.2020

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.

Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта. 14.10.2019 – 22.05.2020

Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту

Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки.

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий.

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.

6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша.

1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

2 Автор проекта: Орлова Ирина Николаевна – воспитатель младшей группы. Продолжительность проекта: Долгосрочный -1 год. Участники проекта: дети, воспитатели, родители Возраст детей: года.

3 Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие; Речевое развитие.

5 Актуальность проблемы: Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

6 Цель проекта: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

7 Задачи проекта: совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки.

9 Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста. Интеллектуальное развитие детей. Пополнение предметно-развивающей среды; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

10 Мелкую моторику рук развивают: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Игры с песком и водой; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

11 Использование мелкой моторики в различных видах деятельности: Продуктивная деятельность. Индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность. Прогулка. Утренняя гимнастика. Самообслуживание. Логоритмика. Работа с родителями.

12 Пальчиковые игры со словами Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- мама, Этот пальчик- папа, Этот пальчик- Я ! Вот и вся моя СЕМЬЯ! Сорока – белобока Кашу варила Деток кормила, Этому дала, А этому не дала: - Ты воду не носил, Дров не рубил, Кашу не варил, Тебе нет ничего !

13 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Читайте также: