Проект для педагогов доу профессиограмма педагога в условиях реализации фгос

Обновлено: 30.06.2024

ОБРАЗОВАНИЕ
Среднее профессиональное
образование по
специальности дошкольное
образование
Высшее профессиональное
образование по
специальности дошкольное
образование
Дополнительное
образование по
специальности дошкольное
образование

3. Знания

ЗНАНИЯ
Педагогика
Психология
Основы безопасности жизнедеятельности
Оказание первой помощи
Этика и эстетика
Содержание и принципы организации дошкольного
воспитания
Методики обучения и развития детей
Умение организовывать познавательную деятельность детей

4. Профессиональные функции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
• Охрана жизни и здоровья детей: ответственность за жизнь и здоровье каждого
ребёнка в группе; внимание к его нуждам; оказание при необходимости первой
медицинской помощи
• Педагогические: планомерное обучение и воспитание детей своей группы;
квалифицированное решение задач разностороннего развития каждого ребёнка;
планирование воспитательно-образовательной работы на следующую неделю
• Организационно-педагогическая работа: создание в группе условий для развития
детей; целесообразный подбор и размещение мебели, игрушек, пособий,
оборудования; обеспечение пособиями, дидактическими материалами, образцами
по ИЗО и т.д.
• Педагогическое просвещение родителей: пропаганда педагогических знаний среди
родителей и населения; обучение родителей индивидуальным и коллективным
формам работы с детьми; выявление, изучение и распространение положительного
опыта семейного воспитания
• Самообразование:
постоянное
расширение
и
пополнение
знаний;
совершенствование педагогического мастерства; ориентация в изданиях; активное
участие в методической работе дошкольных учреждений

5. Качества

КАЧЕСТВА
Творческое и абстрактнологическое мышление
Наблюдательность, распределение
и переключение внимания
Зрительное и слуховое восприятие
Образная и оперативная память
Терпение и выдержка
Внимательность
Чуткость
Ответственность
Самоконтроль и эмоциональная
устойчивость
Доброта и искренность

6. Профессиональные умения

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Конструктивная
деятельность
Организаторская
деятельность
Коммуникативная
деятельность

7. Конструктивная деятельность

8. Организаторская деятельность

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мобилизационные
умения:
Информационные
умения:
Развивающие
умения:
Умение привлечь
внимание к учению,
труду, другим видам
деятельности,
сформировать
потребность в знаниях,
создание специальных
ситуаций для
совершенствования
воспитанниками
нравственных поступков
Умение изложить
учебный материал,
работать с источниками,
дидактически
преобразовывать
информацию
Определение зоны
ближайшего развития
Ориентационные умения
Формирование
ценностных установок,
привитие устойчивого
интереса окружающему
миру

9. Коммуникативная деятельность

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Перцептивные
умения:
Умение
понимать
других, их личностные
особенности
и
ценностные
ориентации
Умение общения:
Умение распределять
внимание
и
поддерживать
его
устойчивость,
анализировать
поступки
воспитанников
и
управлять
инициативой
в
общении
Педагогическая
техника:
Совокупность умений
и навыков,
необходимых для
стимулирования
активности, как
индивидов, так и
коллектива в целом,
личностные качества
педагога (гуманность,
правильная дикция,
опрятный внешний
вид и т.п.)

В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Тип проекта : долгосрочный

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов.

1. Изучить потребности образовательных и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО

2. Создать условия для формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о современных педагогических технологиях.

4. Формировать профессиональные умения, накопленный опыт, поиск лучших методов и приемов работы с детьми.

5. Развивать творческие способности в самостоятельной педагогической деятельности.

6. Совершенствовать методическую работу по повышению профессиональной компетенции педагогов.

Руководитель проекта – старший воспитатель

Участники проекта – воспитатели и специалисты ДОУ.

Предмет исследования – воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Продолжительность проекта -3 года

Основные формы реализации проекта – консультации, анкетирование, наблюдения, открытые занятия, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, педагогические советы и т. д.

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО;

2. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе.

3. Недостаточное умение самообразовываться и работать с новыми техническими средствами.

Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.

Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Реализация проекта

Исследовательский 2016-2017 учебный год

-изучение нормативно-правовой базы на соотнесение ее с ФГОС;

-изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО;

- разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях;

- создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов.

Основной 2017-2018 учебный год

- внедрение данного проекта в образовательный процесс

- работа с педагогами по освоению современных педагогических технологий.

- обобщение и трансляция опыта работы педагогов, что способствует развитию самооценки профессиональных качеств.

- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

- оценка реализации проекта

1. Материально – техническое обеспечение

Приведение предметно-пространственной среды учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Повышение педагогической компетенции педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО

Создание системы мероприятий обеспечивающих внедрение ФГОС ДО.

Проконтролировать работу педагогов по внедрению в педагогический процесс современных технологий.

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ : выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.

- Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

- Повышение качества образования в ДОУ.

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод:

Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника

Педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Перед педагогом дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, не забывая об индивидуальности и развитии личности каждого ребенка. Недаром в ФГОС ДО особое внимание уделено развитию воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной, исследовательской, проектной деятельности, в форме творческой активности.

3. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С. 74

4. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С. 95.

5. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С. 4.

6. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : Творческий центр, 2005.

7. Волобуева Л. М., Миренко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 6.

8. Пашкевич Т. Д. Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. 2010. № 3.

9. Яковлева Г. В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиограмма педагога ДОО.

Воспитатель ДОО организует виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения, творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. Поддерживает спонтанную игру детей, обогащает ее, обеспечивает игровое время и пространство. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Оценивает индивидуальное развитие детей.

Осуществляет контроль за посещаемостью (прием детей у родителей, возврат); проведение занятий по тренировке моторики, памяти, речи и т.д.; организация игр, праздников, экскурсий и других развлекательных мероприятий; надзор за своевременным посещением детьми врачей, наличием необходимых прививок; помощь детям по различным вопросам (переодевание, пользование умывальником и туалетом и т.д.); надзор за культурой и гигиеной питания, сна; консультирование родителей.

Организует совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Развивает коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. Развивает умения детей работать в группе сверстников. Участвует в построении вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

Планирует, реализует и анализирует образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС). Планирует и корректирует образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7:00 до 14:15, другой с 13:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро - вечер).

Знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Планирует и реализует образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. Организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста. Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Реализует педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями. Формирует психологическую готовности к школьному обучению.

Создает позитивно психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеет ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель не должен быть лишен права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не должен иметь судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; не должен быть признан недееспособными в установленном федеральным законом порядке; не должен иметь заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Места работы: государственные и частные детские сады; центры детского развития.

Воспитатель имеет знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знает методики обучения и развития детей, умеет организовывать их познавательную деятельность, обладает умением проводить как подвижные, так и тихие игры; знает распорядок дня, санитарно-гигиенические нормативы.

Воспитатель детского сада обладает творческим и абстрактно-логическое мышлением; образной и оперативной памятью; эмоционально устойчив; выдержан; добр; чуток; наблюдателен; может распределять и переключать внимание; имеет зрительное и слуховое восприятие; терпелив; имеет самоконтроль; искренен; внимателен; ответственный. Воспитатель умеет сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Педагог дошкольного образования умеет строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель показывает своим воспитанникам безукоризненное поведение. Воспитатель старается наладить партнёрские отношения с родителями, умеет предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относится к коллегам, обменивается опытом, воспринимает критику. Пользуется авторитетом у детей, родителей и коллег. Способен бороться за свой авторитет, дорожит им. Воспитатель дошкольного образования владеет новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладает широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Необходимые качества личности воспитателя - добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержка. Воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки.

Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. Обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Имеет возможности для карьерного роста: повышение уровня образования, накопление стажа работы, повышение по карьерной лестнице.

1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просвещение, 2006.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиограмма воспитателя представляет собой описание системы признаков, характеризующих данную профессию и включает в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. Профессиограмма включает перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должен соответствовать воспитатель. Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
• В чем суть данной профессии?
• Чем конкретно занимается сотрудник?
• В каких условиях происходит труд?
• Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
• Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
• Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
• На какие заработки можно рассчитывать?
• Каковы возможности для карьерного роста?

Оценить 3886 1

Итоговая выпускная работа

Профессиограмма воспитателя

МБДОУ детский сад №184

(наименование образовательной организации)

подпись дата

Глава 1. Общая характеристика профессии………. ………………………. 5

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя……………..……. …. 6

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя..…….………. …. 10

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией ……………. 11

Глава 6. Востребованность профессии………………………. ……….……. 12

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя ……………………. …. 13

Список литературы и источников………………………………………. …. 16

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах [5].

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности [7].

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом [10, 174с].

Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования - профессиограмма воспитателя детского сада.

Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:

Рассмотреть общую характеристику профессии.

Изучить должностные обязанности воспитателя.

Описать условия труда.

Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.

Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.

Выяснить востребованность профессии.

Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П.П., Козловой, С.А., Куликовой Т.А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.

Глава 1. Общая характеристика профессии

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности [11, 144с].

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса [1].

Отсюда следуюттрудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые функции - содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда [1].

Глава 3. Условия труда

Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества.Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя[9]. Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников [1].

Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель - определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ [1].

При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Средифизическихвыделяют:

Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).

Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) [4].

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре [3].

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) [2].

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду [15, 128с].

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

Грамотная устная и письменная речь.

Уверенность в себе.

Глава 6. Востребованность профессии

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам [13].

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц.Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж [1].

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

Глава 8. Карьерный рост

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [6, 76с]. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список литературы и источников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] /М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).

Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] // Ребенок в детском саду. -М.: Просвещение,2009. – №6, 76с.

Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009.

Выготский, Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010.

Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. ФГОС. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 128 с.

Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие [Текст] / Е.А.Пырьев. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2016. – 455с.

Слепцова, И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015

Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. [Текст] //Дошкольное воспитание. - №4, 2010

Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 1982. – 270 с.

Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.

Читайте также: