Проект детям о войне в детском саду старшая группа
Обновлено: 02.07.2024
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о подвиге защитников русской земли во время Великой Отечественной Войны, незнание детьми праздника- День Победы, о ветеранах Великой Отечественной войны.
Предмет: Великая Отечественная война. День Победы.
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Ожидаемые результаты реализации проекта
На уровне детей - реализация проекта положительно повлияет на:
- развитие познавательной активности у детей;
-проявление самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевых играх рассматривании иллюстраций, участие в беседах, проявление творчества;
- проявление уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.);
-понятие значимости мира на земле и его ценности для человека.
На уровне родителей – реализация проекта повлияет на активную позицию по нравственно-патриотическому воспитанию своих детей, на повышение интереса по ознакомлению детей с подвигами народа и Победы в Великой Отечественной войне.
Вид проекта – познавательный, социально – значимый.
По степени участия: групповой.
Сроки реализации проекта – краткосрочный (март-май 2020 г.).
Участники проекта: В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Ответственные за реализацию проекта: педагоги, музыкальный руководитель, родители, инструктор по физической культуре.
Технологии:Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, технологии развивающего обучения, исследовательские, информационно-коммуникативные, сотрудничество.
Основные виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.
Основные формы реализации проекта:
Непосредственно-образовательная деятельность, коллективная работа, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, иллюстраций, изготовление поделок, работа с родителями.
Методы и приемы:
1. Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций и т. д.).
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения).
4. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет, фотоаппарат, музыкальный центр, мультимедийная установка.
Цель: Расширять знания воспитанников о Великой Отечественной войне и ее героях и праздником Победы (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Образовательные:
- формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности;
- познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями; пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- обогащать представления детей о главном празднике России – День Победы, о значении его для российского народа;
- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Развивающие:
- развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет;
- обогащать и развивать словарный запас, учить выражать свои чувства и мысли;
- развивать чувство коллективизма.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам;
-воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Российскую Армию, свой народ.
Этапы реализации проекта
- обсуждение целей и задач проекта;
-планирование предстоящей деятельности;
-определение методов, форм организации деятельности;
-сбор информации, литературы, дополнительных материалов; подбор дидактического материала для реализации проекта
-создание альбомов, наглядных пособий;
Модель реализации проекта
методы и формы организации совместной деятельности
сюжетно-ролевые игры:
дидактические игры:
Логические игры
настольно-печатные игры:
Словесно-дидактические игры:
игры-инсценировки:
игровое упражнение
социальная акция
создание буклета
Встреча с солдатом
беседы: "История Георгиевской ленточки";
экспериментирование:
презентации
виртуальная экскурсия
Развивающая игра-экскурсия
интеллектуальные карты:
конструирова-ние из разного материала
-(конструктор Лего)
-палочки Кюизенера и блоки Дьенеша
-выставка семейного мастерства
Бумага и бросовый материал
восприятие художественной литературы, беседы,…
- по набору игрушек военной тематики,
Дыхательная гимнастика
артикуляционная гимнастика
создание книги
чтение художественной литературы
Разучивание стихов ко Дню Победы:
обсуждение проблемных ситуаций
- «Что будет, если не будешь знать о Российской Армии?
рассматривание репродукций художников
Рассматривание и обсуждение плакатов:
Вернисаж детского творчества
книжки-малышки
лепка из пластилина
рисунки на тему
работа с трафаретами, раскрасками по теме
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.
слушание песен
(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Музыкально ритмические упражнения под музыку:
подвижные игры:
физкультурный досуг
пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Критерии оценки эффективности
Ребенок интересуется энциклопедической литературой и событиями, отражающими события Великой Отечественной войны.
Ребенок отражает в игровой деятельности полученные знания.
Ребенок принимает активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне и празднованию дня Победы.
Имеет представление о событиях военных лет.
Использует разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Разработать методический материал по реализации проекта.
Ознакомить с методическими разработками педагогическое сообщество посредством размещения материала на сайте ДОУ и сайтах педагогических сообществ.
В случае успешной реализации проекта принять участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.
Проект может дополняться методами и приемами организации совместной и самостоятельной деятельности детей и использоваться в дальнейшем педагогическим сообществом в работе с детьми старшей группы.
Для долгосрочной реализации проекта педагоги могут продолжить работу по проекту с детьми подготовительного возраста, планируя приемы и методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Опыт работы по реализации проекта может быть использован педагогами и специалистами других учреждений.
Прогноз возможных негативных последствий, способы их коррекции.
Низкая познавательная активность детей.
Низкая заинтересованность родителей.
Невысокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.
Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема материала.
Распределить среди педагогов ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Организовать методическую помощь воспитателям по организации разных видов деятельности по реализации проекта.
Провести консультации для педагогов в целях повышения профессиональной компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания, консультации по разъяснению запланированных задач по проекту. Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Приобщая детей к историческим событиям военных лет и знакомя с памятными датами, героями, традициями родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет знать историю своей страны чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважительно относиться к ветеранам и старшему поколению. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
В силу психологических особенностей дошкольников, трудно знакомить детей с историей, т.к. в этом возрасте отсутствуют чёткие представления о времени. Данный проект является социально-значимым с творческим подходом для ознакомления детей с частью истории русского народа и его традициями.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
Воспитание нравственных чувств у средних дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
Направление проекта: естественно - научное
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Проблема: современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.
Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта:
3 месяца.
Сроки реализации проекта:
Февраль, март, апрель.
Основные формы реализации проекта:
экскурсии;
НОД,
беседы;
просмотр презентаций о войне;
мини-выставки;
консультации для родителей.
В этом году наша страна будет отмечать 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная и долгая война, которая унесла миллионы жизней, в числе погибших было много детей.
Дети на фронте, дети блокадного Ленинграда, дети в фашистских концлагерях, дети в тылу – дети войны. Так мы называем людей, которым сейчас около 80 лет и больше. Они мечтали о победе над фашистами и приближали ее, как могли, вносили свой посильный вклад: работали на производстве, в полях вместо ушедших на фронт братьев и отцов, помогали в госпиталях, вязали теплые вещи для бойцов. Некоторые ребята наравне со взрослыми боролись за свободу с оружием в руках. Более миллиона детей погибло в немецких концлагерях, а сколько - от голода и холода, сколько остались сиротами. Война лишила детей детства.
Изучая литературу о Великой Отечественной войне, нам, современным людям, далеким от тех трагических событий, сложно осознавать, что это факты из реальной жизни, сложно представить, сколько страданий и горя легло на хрупкие детские плечи. Но это наша история. Мы обязаны знать и помнить об этом, рассказывать детям, чтобы воспитывать в них дух патриотизма, так как одной из самых актуальных задач нашего времени является именно патриотическое воспитание подрастающего поколения, и начинаться оно должно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы нравственных качеств ребенка.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания дошкольников о Великой Отечественной войне;
- познакомить с художественной литературой по теме проекта;
- формировать патриотические чувства детей, воспитывать у детей чувство уважения и любви к своей Родине и русскому народу.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Планируемый результат:
У воспитанников будут сформированы:
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
Работа с детьми:
Работа с родителями:
Основной
Вхождение детей в проблемную ситуацию, постановка детской цели:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник наша страна будет отмечать в начале мая?
Дети: 9 Мая, День Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: 2020 год по указу президента В.Путина объявлен годом памяти и славы в честь 75-й годовщины со Дня Победы.
Наш долг - помнить, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу в той войне, благодарить и чтить героев, которые не жалея жизни, защищали родину от врагов. Огромное количество человек погибли и пропали без вести. Война коснулась каждого, не пощадила ни стариков, ни женщин, ни детей.
Послушайте стихотворение поэта Роберта Рождественского, во время Великой Отечественной войны он был маленьким ребенком, в 1941 году, когда началась война, ему было всего 9 лет, дважды он пытался сбежать на фронт:
А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда!Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна…
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была:
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!
Воспитатель: Совершенно верно, он вспоминает о тяжелой жизни детей в военное время.
Вы абсолютно правильно сказали, что на войну уходили в основном мужчины, но без надежного тыла они не смогли бы одержать победу. Дети стояли у станков, работали в полях, и даже воевали наравне со взрослыми.
Если бы у вас была возможность пообщаться с поэтом, написавшим это стихотворение, о чем бы вы его спросили?
Дети: Что делали дети на войне? Как жили? Было ли им страшно? Что ели? и т.д.
Воспитатель: К сожалению, поэт, написавший эти замечательные строки, давно умер, и мы не можем к нему обратиться. А как еще мы можем узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны?
Дети: Можем спросить у воспитателя или родителей, прочитать в книгах, в интернете, посмотреть фильм или мультфильм.
Реализация проекта через различные виды деятельности:
- Просмотр мультфильма про Мальчиша-Кибальчиша;
- Посещение детской библиотеки.
Цель: расширять знания дошкольников о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Цель: продолжать знакомить детей с картинами художников о Великой Отечественной войне.
Цель: познакомить с подвигом юного героя Саши Колесникова.
Цель: обобщать и расширять знания детей о празднике День Победы.
Заключительный
Воспитатель: Ребята, как много всего мы с вами вместе узнали о Великой Отечественной войне. Что вам запомнилось больше всего?
Дети: Как тяжело и страшно было детям, как они жили в блокадном Ленинграде, как голодали, как сражались с фашистами и т.д.
Воспитатель: Как думаете, о чем мечтали дети военных лет?
Дети: Чтобы закончилась война.
Необходимость разработки и внедрения данного проекта объясняется следующими причинами:
1. Недостаточно уделяется времени беседам, чтению художественной литературы, просмотру фильмов о войне в ДОУ и в семье.
2. Непонимание родителей важности патриотического воспитания ребёнка.
3. Подмена нравственных ценностей материальными, равнодушие к истории своей семьи, подвигам близких.
Инновационность проекта в том, что он предусматривает проектирование инновационной модели образовательного пространства для формирования патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Ценность инновационного характера проекта направлена на сохранение позитивных достижений ОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Анализ исходной ситуации. Проблемы, предполагаемый масштаб их решения.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, способствует объединению, осуществлению связи поколений, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям старшего дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Проблемы:
Отсутствие знаний у детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.
Достаточно низкий уровень компетентности родителей к вопросам нравственного и патриотического воспитания в семье.
Направления реализации проекта.
Проект будет реализован на протяжении апреля – мая 2017 года в следующих направлениях:
Предполагаемый охват педагогической целевой аудитории: 8 человек.
Предполагаемый охват детской целевой аудитории: 65 человек.
Ожидаемые результаты проекта.
Повышение уровня социальной компетентности дошкольников. Формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, празднике 9 Мая.
Повышение теоретического уровня профессионализма педагогов ДОУ. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы. Самореализация.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, достижение роста их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами ДОУ. Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей, высокая активность, повышение ответственности родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ.
Социальный эффект от реализации проекта.
Подготовка методических материалов по организации инновационной деятельности в рамках проекта, способных удовлетворить образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать детский сад, как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг.
Основные этапы, сроки реализации и план внедрения проекта.
Реализация проекта рассчитана на два месяца, апрель – май 2017 года.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный первая неделя апреля. Планирование работы. Изучение информационной базы. Организация родителей воспитанников для помощи в реализации проекта.
Цель: организация условий и определение возможностей детей старшего дошкольного возраста для реализации задач проекта.
2 этап – основной со второй недели апреля по май.
Цель: внедрение в практику разработанных конспектов НОД, бесед, создание развивающей среды по данной теме.
3 этап – заключительный, первая неделя мая.
Цель: определение результатов деятельности в рамках проекта и перспективы развития.
Читайте также:
- Как вы думаете зачем пушкин в начале повести так много внимания кратко
- Поэма соловьиный сад краткое содержание анализ
- Инсценировка а что у вас в детском саду
- Педагогическое руководство дидактическими играми в условиях доу
- Чем определяется формирование климата африки как распределяются осадки на территории материка кратко