Проект деревянные ложки в доу

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность.
Интерес и внимание к народному иск

Оценить 676 0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ.ПРЕДМЕТ БЫТА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЛИ

Выполнила:

Музыкальный работник

Ворошина Наталья Петровна

Описание хода реализации…………………………………………….

Механизм реализации проекта…………………………………………..

Роль родителей в организации проекта…………………………..

Продукт проектной деятельности………………………………….

План реализации проекта……………………………………………….

Результат работы по проекту……………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: воспитанники Доу ( дети подготовительной группы), воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца)

Области интеграции: социально-коммуникативное, познавательное, речевое. физическое развитие.

Предмет исследования: деревянные ложки

Объект исследования: возможности использования ложки человеком.

ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ

«Музыкальная народная культура является

тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

Актуальность.

Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Приобщение к народной культуре, активизация творческой деятельности и игрового опыта детей

1. Познакомить с историей русской ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте

2. Расширить представления дошкольников о разных материалах и пород дерева, из которых изготавливают ложки( дерево, металл, пластмасса, серебро;

3. . Понять предназначение деревянной ложки

4. Совершенствовать исполнительские приёмы игры на ложках;

5. Развивать слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность через оркестровую деятельность;

6. Создать условия для самовыражения ребёнка, для развития его творческих способностей и воображения

7. Расширять и обогащать знания детей о быте, ремесле, худ. промыслах, традициях, праздниках и т.д.

8. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордиться за мастерство русского народа

9. Пополнить развивающую среду музыкального кабинета деревянными расписными ложками

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1. Подбор художественной литературы для чтения

2. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.

3. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, ,гармонистов и ложкарей

4. Подбор методической литературы, фильма, презентации для знакомства детей с историей и изготовлением деревянной ложки.

7. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению ложек

8. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев

Роль родителей в реализации проекта:

Изготовление в домашних условиях расписной ложки, персонажей для кукольного театра ложек;

Участие родителей в итоговом развлечении, посвящённому празднику ложки.

Ожидаемые результаты:

-дети пополнили знания о том, что ложка может быть предметом быта, предметом прикладного искусства, музыкальным инструментом, а также персонажем кукольного театра;

-дети научились различать разные виды росписи, исходя из элементов;

-дети овладели навыками игры на музыкальной ложке;

-дети стали активными, инициативными, стали проявлять своё творчество, используют народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

-родители стали активными участниками педагогической деятельности( участвовали в подборе материала, в пополнении развивающей среды, участвовали в праздниках);

-дети, родители и педагоги пополнили представления о истории, культуре, мастерстве русского народа;

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ РОЕКТА

Содержание работы с детьми

Содержание сотрудничества с педагогами

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

Подбор иллюстративного, музыкального материала,

Художественной и методической литературы

для ознакомления детей с художественно-прикладным искусством.

Подбор методической литературы, фильма, презентации для знакомства детей с историей и изготовлением деревянной ложки.

2 этап -основной

6. Обучение способам и приёмам игры на двух ложках

7. Воспроизведение простейших ритмических рисунков

На двух ложках индивидуально и в ансамбле

Дидактическая игра:

Консультации (индивидуально) для родителей по изготовлению кукол их деревянных ложек

Создание альбома

Создание ритмических картинок

3 этап - заключительный

-Самостоятельная музыкальная деятельность( игра на деревянных ложках в групповой комнате под

Презентация проекта на педагогическом совете

Выставка расписных ложек, изготовленных родителями

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

1. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:

- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с народным музыкальным инструментом- деревянной ложкой, с её историей происхождения и возможностями использования в жизни человека. Изучая информацию. Дети узнали:

о появлении первых ложек на Руси;

об этапах её изготовления и украшения;

о материалах, из которых изготавливается ложка;

о предназначении ложки;

на звучание музыкальных ложек влияет порода дерева(лучше всего звучат ложки из клёна),размеры ложек;

тембр звучания можно менять, комбинируя способы звукоизвлечения и приемы игры на ложках, это развивает творческую фантазию и ритмический слух;

деревянную ложку можно превратить в персонажа кукольного театра.

познакомились с традициями и историей русской культуры;

- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по восприятию музыки и в певческой деятельности

2. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:

- родители создают условия в семье для эксперементирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;

- родители приняли активное участие в приобретении и изготовлении ложек;

- с удовольствием приняли участие в итоговом мероприятии, посвящённому празднику ложки, где дети давали мастер-класс своим родителям по игре на деревянных ложках.

3.Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством, показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, к людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше, через приобщение к традициям и истории русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.Это относится к фольклору.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребёнку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ

7. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной

Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры, истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.

Цель проекта:

- приобщение детей к культуре, активизация творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей русской ложки, дать понятие о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.

- расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса)

- совершенствовать умения сравнивать и выделять нарядную, музыкальную ложку;

- развивать фантазию и творческое воображение ребенка.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Длительность проекта: краткосрочный (до 2-х недель).

Ожидаемые результаты

Дети используют народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми; способны чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества.

Этапы работы:

Подготовительный

-Подбор художественной литературы для чтения.

-Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.

-Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

-Подбор методической литературы, фильма, презентации для знакомства детей с изготовлением деревянной ложки.

- Консультации для родителей по изготовлению театра из ложек.

Основной (практический)

Чтение художественной литературы:

Заключительный

Презентация проекта

Используемая литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Спасибо за внимание!

Птичкина столовая. Деревянная поделка

Птичкина столовая. Деревянная поделка Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. Для изготовления и сборки кормушки использованы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательский проект

Мама – Коломицкая Тамара Владимировна

Папа – Коломицкий Дмитрий Сергеевич

hello_html_m5cec5e9f.jpg

Название организации ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Исследования проводились по адресу: ул. 8 Марта д.21 кв.2

Сроки выполнения работы: 18.03.2019 – 22.03.2019

Авторский коллектив:

hello_html_m207364c.jpg
hello_html_4a7bc5a1.jpg

Коломицкий Андрей Коломицкая Тамара

Дмитриевич Владимировна

hello_html_3b177531.jpg

Коломицкий Дмитрий Сергеевич

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История появления деревянной ложки на Руси.

2. Изготовление ложки.

3. Ложка в традиционной русской (кубанской) культуре.

4. Ложка в народном творчестве:

- Ложка - музыкальный инструмент;

- Пословицы о ложке;

- Загадки о ложках;

- Игрушки из ложек.

5. Результаты исследования

Проблема , которую мы видим - мы перестаем видеть и замечать удивительное в привычном, не интересуемся историей и культурой своего народа.

Цель исследования: показать широту применения русской деревянной ложки.

Задачи исследования:

Изучить историю возникновения деревянных ложек на Руси;

Собрать информацию о процессе изготовления деревянной ложки и о распределении ложек в кубанских семьях

Сопоставить факты и сделать выводы по изученному материалу.

Гипотеза. Ложка является неотъемлемой частью культуры и быта человека. Если привлечь внимание моих друзей к знакомому предмету обихода – ложке, то это поможет нам лучше узнать народные традиции и понять самобытный характер русского народа.

Методы исследования:

Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

Анализ полученных результатов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История появления деревянной ложки на Руси

История, к сожалению, не сохранила имени создателя ложки. А вот названия дошли до сегодняшнего дня: хлебалка — орудие для хлебанья. Межеумок — простая русская, широкая. Бутырка, бурлацкая — такая же, но толще и грубее; боская — долговатая, тупоносая; полубоская — покруглее той; носатая — остроносая; тонкая — вообще тонкой, чистой отделки. Ковш — разливная ложка, шевырка.

hello_html_41885840.jpg
hello_html_11457d51.jpg

hello_html_m5bc66fe2.jpg

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

2. Изготовление ложки

Процесс производства деревянной ложки, начинается с простейшей топорной заготовки - "баклуши" . У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтёсывание баклуши вчерне - доверяли детям.Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши" , которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. А заключительные этапы - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку –доверяли женщинам. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

1. Выбор заготовки: Древесину для ложки лучше брать твёрдых пород и хорошо высушенную, в нашей местности это берёзу, можно и осину.

hello_html_m6e271fc.jpg

2. Отрезаем необходимой длины: Всё зависит для каких целей вам необходима ложка, в данном случае мы будем делать ложку с длинной ручкой, для приготовления блюд.

hello_html_5ef0147c.jpg

3. Разметка заготовки по центрам: Для более точной установки в токарном станке по дереву, применим центроискатель.

hello_html_142f1984.jpg

4. Установка в токарный станок:

Установку производить в перекрестие разметки.

hello_html_47a4c07e.jpg

5. Обработка на станке :

- обточить наружную поверхность

hello_html_m6e8b2b26.jpg

- разметка под ручку и черпачок

hello_html_mc45aa6f.jpg

- проточка и придание формы

hello_html_335e5a82.jpg

hello_html_m2d5edcbf.jpg

- разметка и разрезание по длине, обрезка лишнего

hello_html_5faba1f4.jpg
hello_html_6be5ec11.jpg

6. Обработка деталей

- Обточка и придание формы

hello_html_m51c2f24f.jpg

- Разметка углубления в черпачке

hello_html_m53d8d84.jpg

- Вырезание и шлифовка углубления черпачка

hello_html_m7bd7c497.jpg

- Для улучшения санитарных качеств и продления срока службы пропитаем прокалённым подсолнечным маслом и высушим готовое изделие. После высыхания ложку можно использовать при приготовлении и раздаче блюд.

hello_html_46f4d769.jpg

3. Ложка в традиционной русской (кубанской) культуре.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь.

Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил.

Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу. И з столовых приборов казаки использовали миски и деревянные ложки. Казаки ели три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно мыли и вытирали руки. Старший за столом обычно подавал сигнал к началу трапезы. Часто ели из общей миски. Напитки подавались в кувшинах.

Глава семьи читал молитву, после чего все, перекрестившись, садились на лавки: “Помолится отец, и все встают, а потом садятся.

Все участники трапезы разбирали свои ложки. Изготовление деревянных ложек возлагалось на главу семьи, поэтому ложки были “меченные” (бороздки на ручке) или отличались по размеру, форме ручки: “Были даже меченные. «Я свою лошку должен знать. Когда еще ребенком был”; “Каждая ложка делалась отдельно, так как эта новенька, дедушкина большая, в случае чего там по лбу можно получить ложкой. Батькина самая большая, старшая” .

Есть чужой ложкой запрещалось, особенно ложкой отца: “Толька сваей лошкой ешь, патаму-то заеды будут”.Такая связь между членом семьи и его ложкой прослеживается и в запрете: “Ножик с лошками никада нельзя класть, никада в семьях дружбы не будет”.

Ложка была одной из немногих личных вещей крестьянина; ложки помечали, берегли, избегали пользоваться чужими.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

4. Ложка в народном творчестве

Расписывание ложки.

А сейчас представьте, что мы с вами перенеслись в ложкарную мастерскую, но мы не будем бить баклуши, ни в прямом, ни в переносном смысле. Вы посмотрите, как мы расписывали ложку. За основу взяли Хохломские узоры. Даже если рисовать по шаблону или трафарету, то тогда рисунок получится одинаковый, но его можно разместить в разных местах ложки – и уже получится по-разному. Для хохломы характерны своеобразное сочетание красок - ярко-алой киновари, черной "сажи", золота и зелени (именно эти цвета, не изменяясь, выдерживают закалку при высокой температуре) - и два основных вида письма - "верховое" и "фоновое", или "под фон". Традиционен и устойчивый мотив росписи: вьющаяся ветка с гроздями ягод в окружении трав либо фантастических цветов.

Ложка - музыкальный инструмент.

Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделывались они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3-5 ложек.

Звук извлекали различными способами, например: между пальцами левой руки зажимали 3-4- ложки, расположенные выпуклой стороной к правой руке, и по ним ударяли ложкой, зажатой в пальцах правой руки.

Или зажимают две ложки, обращенные друг к другу выпуклыми сторонами, в пальцах правой руки и ударяют ими поочередно о колено и ладонь.

Применяли и прием скольжения одной ложки, зажатой в пальцах правой руки, по 5-6- ложкам, зажатым ногами.

Ложки изготавливались различных размеров, поэтому возникало впечатление, что звуки чередуются по высоте.

Пословицы о ложке.

Ложка стала героиней устного народного творчества. Так ей посвящены пословицы и поговорки.

Без ложки и добрый едок станет.

Бочка мёду, ложка дёгтю - всё испортит.

Всей удали у него - что за ложкой потеть.

Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Ложка не крошка, рот не поцарапает.

Ложку не донес, а рот открываешь.

Что положишь в котел, то попадет в ложку.

Загадки о ложке.

Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю есть кашу ребяткам,

А сестра у меня - поварёшка.

Наварила мама кашки.

Положила кашку в чашки.

Будем кушать понемножку.

Только дайте, дайте…!

По моей тарелке

Отправляю в рот.

Есть поменьше, есть большая,

Есть для кофе, есть для чая.

Чтоб поесть, хотя б немножко,

Мне нужна, конечно, … .

Игрушки из ложек.

Ложка - персонаж кукольного театра. Игральная кукла делалась ребенку на скорую руку, чтобы дать маме заняться домашними делами. А уже намного позже, появился театр ложек - упрощенный вариант верховых кукол. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа, кукловод берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука кукловода спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.

И в наше время ребята фантазируют, мастерят из ложек. Чтобы сделать игрушки из ложек, я отправилась в школьную мастерскую. Учитель технологии Александр Васильевич с ребятами изготовил деревянные ложки. Из них получились красивые куклы.

hello_html_m11a6e83c.jpg

hello_html_2c374fa.jpg
hello_html_1fbaf538.jpg

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деревянная ложка является отражением уникальности русского народа - перестав быть предметом быта, она обрела вторую жизнь, став ударным музыкальным инструментом, что свидетельствует об изобретательности и таланте русского народа;

Гипотеза о том, что ложка является неотъемлемой частью быта и культуры человека, подтвердилась. Это ежедневное использование ложки во время готовки и приема еды, наличие множества пословиц, поговорок, загадок, историй о ложке;

Ложка - известный всему миру сувенир;

Имеется большая возможность творческого применения ложек: я научилась раскрашивать деревянные ложки, делать куклы из ложек и научила этому своих одноклассников.

В результате работы над исследованием мы прикоснулась к одной из страниц истории русского народа и его культуры. И считаем важным изучать традиции и обычаи своего народа.

Список использованных источников и литературы:

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.
  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

- Что делают люди на картине? (слайд 2)

- Чем они пользуются за столом?

- Как вы думаете, когда появились первые ложки?

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4).

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Читайте также: