Проект блокада ленинграда в доу

Обновлено: 05.07.2024

Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, своих предков.

Современные дети мало, что знают о событиях Великой Отечественной войны, о стойкости и самоотверженности людей во время блокады осажденного города Ленинграда.

Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с событиями и фактами истории нашей Родины, в частности с подвигом народа во время ВОВ, во время блокады Ленинграда. Все это говорит о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Проходит время, все дальше отодвигаются военные события, все меньше становится ее ветеранов. Все дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. Все сложнее с каждым годом рассказывать нашим детям о тех тяжелых, далеких 900 блокадных днях.

Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте поддерживать ростки памяти о прадедах, их мужестве и героизме. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности.

Для нормального развития современных детей, необходимо, чтобы образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находил свое воплощение в конкретных людях. Именно поэтому необходимо осветить подвиг людей в годы ВОВ, а в данном проекте расширить знания о мужестве и жизни народа во время блокады.

Цель проекта: расширить представления детей о героическом подвиге жителей города Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

  • Расширять представления детей о блокадном Ленинграде.
  • Познакомить ребят с понятием - блокада, дорога жизни, продуктовый запас.
  • Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.
  • Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
  • Формировать у детей патриотические чувства и представления о героизме. Обогащать словарный запас.
  • Расширять и закреплять понятия "блокада", "прорыв блокады", "кольцо блокады", "продуктовые карточки".

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: творческий, информационный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.
  2. Разучивание стихов о Блокаде. Слушание военных песен.
  3. Беседы с детьми. Чтение художественной литературы.

Этапы реализация проекта

Подготовительный этап

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Составление плана мероприятий по организации деятельности с детьми и плана работы с родителями.
  4. Заинтересовать и вовлечь детей в проектную деятельность.

Основной этап

Проведение мероприятий по проектной деятельности.

1. Познавательное развитие.

Презентация "Ленинград".
Тематические беседы: "Блокада Ленинграда", "Дорога жизни", "Подвиг детей".

НОД "Дорога жизни". "День снятия блокады города Ленинграда".
Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду, дать понятие, что такое "дорога жизни", как помогала дорога людям блокадного города, какую помощь оказывали дети.

2. Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: "Дорога жизни". "Блокада".
Аппликация: "Разорванное кольцо".
Конструирование: "Военная техника". "Военная карта".

Лепка "Военная техника"
Коллективные работы: макет "Блокада", "Дорога жизни".
Цель: Систематизировать знания детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через творческую деятельность. Дать детям возможность раскрыть в совместных работах свои творческие способности.

3. Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций "Дорога жизни". "Блокадный Ленинград". "Подвиги детей".
Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.
Чтение художественной литературы.

Стихи: О. Бергольц "Мы ленинградцы", С. Маршак "Ленинградское кольцо".
Рассказы: С. Алексеев "Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда", Д. Колпаков "Был город фронт, была блокада", Н. Ходза "Дорога жизни".
Цель: Рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе, через произведения. Воспитывать гордость за свою страну.

Игры
Дидактические: "Что изменилось", "Шифровка", "Военная техника".
Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Физическое развитие
Подвижные: "Разведчики", "Полоса препятствий, "Шагаем на параде".
Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Побуждать к игровой деятельности через знакомства с подвигами солдат и народа.

Работа с родителями

  1. Проведение бесед.
  2. Оформление уголка по теме "Дети – герои Ленинграда".
  3. Заучивание стихов на военную тему. Участие в экскурсии в краеведческий музей.
  4. Привлечь к участию в конкурсе творческих работ "Блокада Ленинграда".

Заключительный этап

Презентация проекта.
Оформление выставки на тему "Блокадный Ленинград".

Выставка рисунков детей

Выставка рисунков детей "Блокадный Ленинград"

Создание коллективной работы "Дорога жизни", изготовление макета "Блокада".

Макет

Макет "Блокада"

Выставка детских работ на тему "Блокада Ленинграда глазами детей".
Подобран дидактический и наглядный материал по теме.
Экскурсия в краеведческий музей.

Результаты проектной деятельности

В результате полученных знаний о подвиге людей блокадного Ленинграда во время ВОВ, у детей расширились знания об этом сложном времени, о подвиге жителей блокадного города.

Через полученные знания и участие в продуктивной деятельности у детей проявились такие качества, как сочувствие и сострадание к людям, находившимся во время блокады в городе. Пополнился словарный запас новыми терминами.

В патриотическом уголке пополнился наглядный и дидактический материал об истории блокадного города, выставлен наглядный материал, сделанный руками детей и родителей макет "Блокада", "Военная техника", "Сражения", "Дорога жизни".

Родители с заинтересованность приняли участие в проекте и оказали участие в оформлении предметно-развивающей среды. Совместная деятельность родителя и ребенка не только расширила знания ребенка, но и сформировала у него правильную и четкую гражданскую позицию, уважительное отношение к ветеранам, героям ВОВ.

27 января - день полного снятия Блокады Ленинграда. Что наши дети знают о великом подвиге ленингадцев? Расскажите детям о 900 днях героизма.

ВложениеРазмер
proekt_blokada_leningrada.docx 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида

Выборгского района г. Санкт – Петербурга

Воспитатель: Бубликова М.С.,

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Тип проекта: познавательно-информационный

Сроки – проект краткосрочный 1 неделя, в старшей группе №10.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда.
2. Информирование родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап этап – основной

1. Проведение НОД, бесед о Блокаде Ленинграда.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап – заключительный :

3. Просмотр исторического фильма (хроники) о подвиге Ленинграда.

4. Заключительная беседа о Подвиге Ленинградцев.

Формы проведения проекта:

- Рисование : Раскраски военные профессии

- Просмотр видеофильма о Блокадном Ленинграде

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта : Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта :

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Тип проекта : творческий - информационный

Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя). С21- 28 января 2019г

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап :

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность : Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие:

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда :

- У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

- Родители приняли активное участие в проекте.

Конспект образовательной деятельности

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная…

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды, и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают свои мысли.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда

Дети, сегодня наш спортивный праздник посвящен дню освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. Во время блокады в Ленинграде люди слабели и умирали от голода и холода. Взрослые работали, дети помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, от которых начинался пожар. Зимой 42-го не было электричества, перестали работать школы и детские сады. Это была самая тяжелая блокадная зима.

Весной улучшилась ситуация с продовольствием. Чтобы поднять дух жителей и защитников, доказать, что Ленинград не сломлен, решили провести 31 мая день физкультурника.

Были организованы эстафеты на улицах города. Вместо эстафетной палочки её участники передавали из рук в руки командирский планшет.

Позже прошел спортивный праздник для школьников. Они соревновались в лыжных гонках, умении ползать по-пластунски, преодолении барьеров, перевозке пулеметов и транспортировке раненых на волокушах.

Торжественное перестроение с флажками, разминка, ОРУ с флажками.

Давайте посоревнуемся, как ленинградские дети в блокаду.

Ползание по-пластунски (фронтально)

Построение. Вопросы по занятию. Выход из зала.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

в подготовительной группе № 9

Срок реализации: одна неделя

Выполнил: воспитатель Новикова И.П.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников

Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,

самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта:

Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальными

произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1.Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

воспитатель, специалисты, родители.

Реализация проекта по этапам

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хоти

те об этом узнать?

Основной этап:

Проводение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, участие в конкурсе творческих работ «Блокада Ленинграда ).

Заключительный этап:

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие

Чтение художественной литературы:

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями:

Заключительный этап:

1.Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В патриотическом уголке группы созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда: - Внесен наглядный и дидактическ

5. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

6. Родители приняли активное участие в проекте.

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий)

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода.

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных.

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать Кусочек хлеба)

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше

походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Жизнь была тяжелая, голодная.

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на

город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды.

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.

Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть.

Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами

и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду

из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ фотографий)

Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало

врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину.

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто

совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ иллюстраций)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Знакомить детей с блокадой Ленинграда.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

Условия реализации проекта:

1. Создание интереса у детей к истории страны

2. Участие родителей в реализации проекта;

3. Подбор игр, стихотворений

Использование информационно-коммуникативных технологий:

ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.

Формы организации образовательного процесса:

• тематические образовательные мероприятия

• беседы с детьми;

• чтение художественной литературы

Работа с родителями:

до начала реализации проектабыла проведена следующая работа:

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Участие в мероприятии, посвященном годовщине снятия блокады Ленинграда

Результат работы проекта:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе

Цель: Знакомить детей с историей блокадного Ленинграда, с героизмом людей переживших блокаду.

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная…

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины, и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами.

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города,изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете, оправдались надежды фашистов?

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды, и ленинградцы использовали каждый клочок земли.В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Дети высказывают свои предположения.

Дети высказывают свои мысли.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

В армии служат не только мужчины, но и женщины. Женщины служат в разных войсках, в том числе и в медицинских. Сейчас мы поиграем в игру, где мальчики будут солдатами, а девочки — военными медсестрами.

Дети делятся на две группы: девочки (медицинские сестры) и мальчики (солдаты).

Воспитатель объясняет правила: Солдаты-мальчики строятся в ряд. Девочки-медсестры запоминают их последовательность справа налево или слева направо, потом закрывают глаза, а мальчики-солдаты перестраиваются. Девочки угадывают, что изменилось.

Затем девочки выстраиваются в ряд, а мальчики запоминают их порядок. Игра повторяется. Следует следить за тем, чтобы менялись местами только два игрока.

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать.

Ход игры: на столе расположена военная техника в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно, запомните, где что расположено. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, и сказать мне что изменилось?

1. Описать военную технику, которой не стало

2. рассказать о месте, где она находился

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.

Предложить собрать из частей целое изображение.

Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Цель игры: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу, выполнять правила игры

- Вы, разведка, просто класс!

Обнаружим вас сейчас!

Мы границы охраняем

И врагов не пропускаем!

Цель: умения ориентироваться в пространстве.

Далее предлагает выполнять задания и двигаться, считая шаги (до семи шагов в разных направлениях): пять шагов вправо, два шага вперед, четыре шага назад, пять шагов влево и таким образом довести детей до места, где что-то спрятано (например, до полки с игрушками).

Носят форму разную.

Сильные и смелые.

Для защиты Родины

Воевать умелые. (Солдаты.)

Дети находят солдатика.

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение действовать по сигналу.

Ход игры: Дети, изображающие танки, стоят на одной стороне площадки, один ребёнок, изображающий противника - с другой стороны. Танкисты идут в наступление и проговаривают:

-Мы, танкисты удалые,

Все ребята боевые,

Ведь врага мы не боимся,

Смело с ним в бою сразимся!

Эй, противник, не зевай!

Нас скорее догоняй!

Читайте также: