Проект байкал жемчужина сибири в доу

Обновлено: 08.07.2024

Содержимое публикации

Экологический проект

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.

Наш родной край знаменит озером Байкал! В нем уникально всё – вода, животный мир, растительность, скалистые берега, величественные отроги хребтов. Сохранение природы этого уголка Земли – обязанность каждого человека!

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста и является долгосрочным. Дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, местонахождении и уникальности озера Байкал.

- создать необходимые условия для формирования представлений детей о Байкале, его флоре и фауне, свойствах и качестве воды.

- формировать представления детей о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, климат, вода, глубина), об уникальности озера;

- развивать эстетическое восприятие, чувства любви и гордости;

- знакомить с растительным и животным миром озера Байкал;

- формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы;

- формировать патриотические чувства;

- активизировать словарный запас, развивать связную речь;

- реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.

Содержание этапов проекта:

Проект включает три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Подготовительный этап.

Составление перспективного плана по ознакомлению детей с озером Байкал и природой Прибайкалья. Подбор фото - и видео - материалов, музыки, звуков природы.

(формирование представлений о географическом положении озера Байкал, его уникальности, размере, глубине, возрасте, климате, воде, ветрах).

(формирование представлений о растительном мире Прибайкалья и его разнообразии)

(формирование представлений о разнообразии диких и домашних животных Прибайкалья, их питании и образе жизни).

(формирование представлений о проблемах экологии и охраны природы).

Практический этап

Цель: активное участие детей, родителей и педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Использование словесных методов:

Беседы, легенды о Байкале - знакомство с фольклором и традициями Прибайкалья (в гости к детям приходил персонаж Сибирячок, знакомил их с легендами, сказками, стихами о нашем крае).

Использование методов экспериментирования и моделирования:

Схемы, модели - зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок.

Экспериментирование с природным материалом - развитие познавательной деятельности.

Наблюдение на участке: знакомство с разнообразием деревьев (рябина, береза, сосна, сирень, пихта).

Наблюдение за птицами, которые прилетают на участок (воробей, ворона, дятел, синица, снегирь, сверистель).

Предметно развивающая среда:

Макет озера Байкал с животными.

Экологическая мини - лаборатория (пробирки, микроскоп, лупы, журналы наблюдений природный материал: камни, спилы деревьев, перо, ракушки, песок, кора, листья).

Работа с родителями:

Выполнение домашних заданий (поделки из природных материалов, фотомонтажи)

Пополнение художественной и научной литературы.

Заключительный обобщающий этап

При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера. Дети осознанно могут ответить на вопросы: - Что Вы знаете о Байкале? Какая вода в Байкале? Кто очищает байкальскую воду? Какие животные обитают в Прибайкалье?

* По составу участников – дети старшей- подготовительной группы, родители, педагоги.

* Возраст детей – 6-7 лет

*Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели (05.11.2018

Любой регион, любая местность неповторимы в своей природе.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

*сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода);

* об уникальности озера Байкал;

*о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале;

* способствовать развитию благоприятных детско–родительских отношений посредством организации совместного

Задачи проекта :

* Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде (Байкале);

*Познакомить с отличительными особенностями рыб (форма тела, плавники)

*Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

*Развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности.

*Воспитывать экологическую грамотность и культуру, красоту окружающего мира;

*Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.

*Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

*Привлечь родителей к совместной работе.

*Организовать совместный досуг ДОУ и семье.

Гипотеза: использование методов экологического воспитания в работе, для формирования экологически целесообразного образа жизни с детьми.

Планируемые результаты: : дети должны иметь первичные представления о многообразии животного и растительного мира родного края; стать более наблюдательными; задавать интересующие вопросы; рассказывать о природе Прибайкалья; иметь простейшие представления о природоохранных действиях людей и желание самим участвовать в них, отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе; иметь навыки проектирования (уметь находить интересующую информацию, быть самостоятельными и активными; знать традиции народов Прибайкалья, интересоваться настоящим, прошлым и будущим своего родного края.

Реализация проекта позволит объединить детей и родителей группы в одну большую и дружную семью и воспитает экологически грамотную и культурную личность, научит бережно относиться к Байкалу и к окружающей природе.

Предполагаемые риски реализации проекта и их минимизация

I Невозможность выезда детей на экскурсию к озеру наблюдение за рыбой

1) Экскурсия через презентации (виртуальные);

II Низкая активность участия родителей

1) Проведение внутригрупповых конкурсов, викторин;

Перспективное планирование по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Вводный срок реализации.

Информационно-накопительный: октябрь месяц 2018г Ответственные и участники

Цель Предполагаемый результат Содержание

1. Подбор и изучение справочной, энциклопедической и методической литературы по данной теме.

1. Накопление и систематизация информации по теме

2. Повышение экологической грамотности и культуры родителей.

3. Информировать родителей воспитанников об актуальности взаимодействия семьи и ДОУ.

2. Составление с родительским комитетом плана работы над проектом.

3. Подборка и изготовление дидактических игр. Макета озера Байкал.

4. Пополнение ИКТ среды.

8. Подборка консультаций для родителей:

Основной этап. Практический: срок реализации:

5-16 ноября 2018 г.

1. Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.

2. Положительное развитие эмоциональной сферы детей, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. 1. Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

2. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей. 1. Оформление уголка

5. Изготовление памяток

1. Чтение художественной литературы : Сборник сказок про Иркутскую область.

Воспитатель, родители, дети

Итоговый. Оценочно – рефлексивный срок реализации: 16 ноября 2018 г.

Анализ и обобщение результатов внедрения проекта, закрепление, полученных знаний детей в ходе реализации проекта. Подведение итогов.

1. Повышение уровня экологической грамотности родителей.

2. Собственное стремление родителей к активному участию в совместной деятельности детского сада и семьи (к совместному проживанию всех этапов детства своего ребенка)

Обобщение опыта работы.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Воспитатель, родители, дети

Исходя из этого, мы решили начать с детьми работу по воспитанию экологического воспитания на основе изучения природы родного края, одновременно проводить просветительную работу с родителями.

В своей работе по ознакомлению детей с природой родного края, озера Байкал, я столкнулась с такими трудностями:

- нет систематизации материала по данной проблеме

- отсутствие дидактического материала, адаптированного для детского сада

- мало художественной литературы

- к сожалению, приходится констатировать, во первых что мы живем в дали от озера. и не всем приходиться побывать на Байкале, во вторых родителей вынуждены переключать свои усилия на создание материального фона семьи как условия её выживания.

Этапы реализации проекта :

Предметная среда окружает и влияет на ребенка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является, та, в которой ребенок может самостоятельно действовать. Вот поэтому свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды.

Двое воспитанников со своими родителями в это лето ездили на Байкал, они поделились опытом увиденного. Дети были довольны они много что могли рассказать, показав фотографии, привезенные сувениры. Я сама в это лето была в Листвянке в музее. Привезла фотографии, видео- обитатели глубин морских. Эти путешествия на Байкал оставили у меня и детей незабываемые впечатления.

Совместная работа важна тем, что сближает воспитателей, родителей и детей, способствует созданию дружеских отношений, взаимопонимания.

О Байкале создана обширная специальная литература. Однако для широкого круга читателей она мало доступна, а голод на познавательную литературу об озере по-прежнему велик. Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины. Они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую сущность. Мы живем подле Байкала, и не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его невозможно.

Основной этап. Практический В этот период моей задачей было заинтересовать детей. Я подготовила для детей письмо, которое якобы пришло от Лесовичка. В этом письме Лесовичок сообщает о том, что на Байкале случилась беда : нерпа попала в рыбацкие сети, нерпёнок остался один, без мамы и ему грозит беда. Дети заинтересовались, кто такой нерпёнок, где живет, появилось желание помочь малышу. Они начали рассматривать альбомы, книги о Байкале, расспрашивать родителей, обращаться к ним с просьбой, свозить их на Байкал.

Параллельно с занятиями знакомила детей с художественными произведениями, легендами и сказками о родном крае и об озере Байкал. Эти произведения дополняли и обогащали впечатления детей. Детям очень нравились стихи, в которых воспевались красота Ангары, могущество Байкала. Считаю, что эти стихи помогли мне воспитать в детях чувство гордости за родной край, эстетический вкус.

Мы разгадывали загадки. Они служили увлекательным способом обучения.

Дидактический смысл проектной деятельности заключался в том, что с его помощью развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, желание работать в коллективе.

Итоговый. Оценочно – рефлексивный

Итоговыми мероприятиями была :

Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей

В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. И поэтому в конце проекта мы пожелали друг другу все-таки увидеть эту чудесную красоту.

Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.

Байкал создан как венец таинств, природы, не для производственных потребностей, а для того чтобы мы могли пить из него чистую воду, главное и бесценное богатство, любоваться его красотой, дышать чистым воздухом.

Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть!

Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта

Цель : продолжать знакомство детей с достопримечательностью нашего региона – озером Байкалом, а так же с его растительным и животным миром.

Продолжать знакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, с многообразием животного и растительного мира.

Дать понятие о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, т. е. больше в мире нигде не встречаются (нерпа, голомянка, омуль)

Закреплять и углублять представления об охране животного мира.

Развивать интерес к животным с помощью стихотворений, загадок, сказок, иллюстраций, игр, видео

Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к животным;

Развивать умение в продуктивной деятельности.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители

Срок реализации:

Актуальность:

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети проявляют познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологической безопасности.

Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.

Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом - жемчужиной Сибири.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

Проведение опроса среди родителей (Приложение 1)

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

Подбор дидактических игр (Приложение 2)

Подбор художественной литературы (Приложение 3)

Подбор видео о Байкале и его обитателях

Создание презентаций для детей

Работа с родителями:

Создание родителями буклета об экологической безопасности Байкала

II. Основной этап

Беседы +презентации:

Байкал – жемчужина Сибири

Растительный и животный мир Байкала

Подводный мир Байкала

Просмотр документальных фильмов о Байкале и его обитателях

Чтение художественной литературы:

Загадывание загадок о животных

Стихотворения о Байкале

Дидактические игры:

Кто, чем питается?

Летает, плавает, бегает

Природа и человек

Звери, птицы, рыбы

Найди свой камешек

Узнай птицу по силуэту

Логические задачи – лабиринты:

-Помоги нерпе доплыть до рыбки

-Помоги зайчику добежать до домика

Музыкально-художественная деятельность :

Ситуативные разговоры и проблемные ситуации:

Как заботиться о диких животных Приангарья

Как помочь нерпе

Что произойдёт если медведь не ляжет в зимнюю спячку

Что было бы, если из леса исчезли…

Для чего люди устраивают субботники на Байкале

Кто засоряет Байкал

Почему нужно беречь воду

Как защитить Байкал

Продуктивная деятельность: (Приложение 5)

Конструирование:

Строительство заповедника для животных

Сторожка для лесника

Аэропорт для прилёта Айболита

НОД: (Приложение 6)

Познавательно-исследовательская деятельность:

Экспериментирование с камнями

- через лупу, кто, что увидел

-закрой глаза, и на ощупь выбери самый гладкий, самый неровный камень.

-взять в одну руку камень а в другую- пластилин, сжать обе ладони, сравнить, что произошло?

Проведение опытов с водой и с воздухом.

Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды

Решение проблемных ситуаций:

Сюжетно-ролевые игры:

III. Заключительный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности


Байкал - чудесный водный край! Для нас – ты настоящий рай, Нам всем бесценны и близки Родного края родники.

Актуальность проекта.

Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал.

Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его растительном и животном мире. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 10-20 лет.

На протяжении дошкольного детства каждого ребёнка важно знакомить с природным миром живой и неживой природой.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций. Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности.

На примере озера Байкал, его красоте неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе.

Если в ходе реализации проектадети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в самом Байкале и около него, начнут проявлять интерес к проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

Для подготовительной группы

Вид проекта: познавательно-исследовательский..

Участники проекта:

Воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Цель проекта: формирование у дошкольников духовно – нравственных воспитания через приобщение к истории и природе родного края.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира озере Байкал, его уникальности и природных особенностях.

Расширить представления представление детей о флоре и фауне Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала (сказки, легенды).

Воспитательные:

воспитывать у детей бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, животным и растениям.

Развивающие

Развивать у детей любознательность и интерес к познанию.

Ожидаемые результаты:

Расширены у детей знания о родном крае, его истории и легендах;

Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

подбор детской, методической литературы по теме;

подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала;

подготовка видеоматериала для показа презентации, фильма;

2 этап: Основной

Формы работы с детьми:

беседы, рассказы слушание песен о Байкале, Ангаре,

эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком

изготовление макета, д/игр

Разучивание ролей к театрализованной постановке.

3 этап: Итоговый:

обработка и оформление материалов проекта;

На заключительном этапе проекта я приготовила презентацию о проделанной работе.

Заключение:

В процессе реализации проекта дети познакомились и расширили свои знания о достопримечательностях природы Байкала и Иркутской области. В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы. Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее и в этом будет частичка моего труда.

Не станем уверять , что прекраснее Байкала нет ничего не свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем картины своей родины. Бессмысленно сравнивать, и отдавая чему- либо предпочтение. И все- таки у природы есть любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет их особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал

Литература:

"Байкал- жемчужина Сибири!"

Старшая - подготовительная группа

Воспитатель: Ушакова О.К


Б айкал - чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.

Актуальность проекта.

Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал.

Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его растительном и животном мире. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 10-20 лет.

На протяжении дошкольного детства каждого ребёнка важно знакомить с природным миром живой и неживой природой.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций. Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности.

На примере озера Байкал, его красоте неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе.

Если в ходе реализации проектадети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в самом Байкале и около него, начнут проявлять интерес к проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

Для подготовительной группы

Вид проекта: познавательно-исследовательский..

Участники проекта:

Воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Цель проекта: формирование у дошкольников духовно – нравственных воспитания через приобщение к истории и природе родного края.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира озере Байкал, его уникальности и природных особенностях.

Расширить представления представление детей о флоре и фауне Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала (сказки, легенды).

Воспитательные:

воспитывать у детей бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, животным и растениям.

Развивающие

Развивать у детей любознательность и интерес к познанию.

Ожидаемые результаты:

Расширены у детей знания о родном крае, его истории и легендах;

Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

подбор детской, методической литературы по теме;

подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала;

подготовка видеоматериала для показа презентации, фильма;

2 этап: Основной

Формы работы с детьми:

беседы, рассказы
слушание песен о Байкале, Ангаре,

эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком

изготовление макета, д/игр

Разучивание ролей к театрализованной постановке.

3 этап: Итоговый:

обработка и оформление материалов проекта;

На заключительном этапе проекта я приготовила презентацию о проделанной работе.

В процессе реализации проекта дети познакомились и расширили свои знания о достопримечательностях природы Байкала и Иркутской области. В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы. Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее и в этом будет частичка моего труда.

Не станем уверять , что прекраснее Байкала нет ничего не свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем картины своей родины. Бессмысленно сравнивать, и отдавая чему- либо предпочтение. И все- таки у природы есть любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет их особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал

Непосредственно – образовательная деятельность

в подготовительной группе (6-7 лет)

по формированию у дошкольников

целостной картины мира

с использованием

информационных технологий

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие

Цель: развить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Образовательные:

Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;

Закрепить навыки счета в пределах 10;

Развивающие:

Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

Развивать память, внимание, конструктивные способности, умение логически мыслить;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.

Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.

Практические – движения в соответствии с текстом, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, карточки с цифрами, карточки с точками, разрезанные на части изображения, мешочки с травами, коллаж с птицами, камень, магнитная доска.

Ход деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите в нашем воздушном шаре соответствующую цифру. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

(звучит музыка «Путешествие на воздушном шаре)

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд фотографии с воздуха и космоса о. Байкал)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

Давайте произнесем и посчитаем, сколько слогов в названии каждой из этих рыб.

Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.

Кто знает этот запах? Это мята. Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет очень приятно саган-дайля ещё называют её душистым багульником, она повышает иммунитет, вы меньше болеете, убивает микробов вредных для нашего организма, её часто заваривают как чай и пьют.

Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком. Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?

Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран.

(слайд кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки. Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья.

(слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

Запись крика чаек

Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. (слайд чайка)

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.

Работа с коллажем на магнитной доске.

- Каких птиц вы здесь видите?

- Посчитайте, сколько здесь уток?

- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?

- Так каких же птиц больше всего?

Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Поставьте их на макет озера Байкал

Мы не назвали еще одного обитателя Байкала. Чтобы узнать, кто это, предлагаю начертить его в тетради по клеточкам. Проходите за столы, присаживайтесь.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.

Читайте также: