Проект бабушкин сундук в доу в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институты.

Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.

Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.

Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был дважды опробован с детьми средней группы (июнь 2012 г), с детьми старшей группы (декабрь 2013).

Задачи.

1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.

3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.

4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.

6.продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.

Актуальность проекта.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Методическое обеспечение.

Пособия для детей.

Итог проекта:

- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.

Совместная деятельность детей и взрослых

Познание

- подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);

- хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)4

  • проведение праздников (Осенины, Катерина-санница, наум -грамотник, Святки, Масленица);
  • Организация развлечений в соответствии с народным календарем (А у нас — капустник!, Колядки, Емельян-перезимник, игры-посиделки);
  • Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;

2. крупным строителем;

3. в уголке экспериментирования;

4. в творческой мастерской;

Чтение художественной литературы

Сказки

- «Пузырь, соломинка и лапоть;

Рассказы

Стихотворения

Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.

Рисование

- опыты с красками;

- Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.);

- рассматривание элементов народных росписей;

- Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала).

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту.

В процессе совместной творческой деятельности, на основании изучения традиций русского народа и семьи, у детей совершенствуются познавательные процессы, развивается наблюдательность, обогащается и развивается речь. Формируются чувства патриотизма, сопричастности к истории семьи, Родины.

Тип проекта : Семейный, групповой

Сроки реализации проекта

Апрель, май 2019 года

Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий

Цель проектной деятельности :

Формирование у дошкольников представления о семейных традициях, обычаях и предметах быта.

-Обеспечить участие родителей, как субъектов деятельности, семья - как источник информации.

- Показать способы исследования и поиска информации об истории возникновения сундука

-Собрать информацию о роли и месте предметов бабушкиного сундука

-Сформировать представление о старинных предметах, расширить словарь детей по теме

- Развивать познавательный интерес детей к традициям семьи.

-Формировать отзывчивость и сохранение семейных традиций и обычаев

-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Этапы реализации проекта.

Возраст участников: дети 4-5 лет.

Тип проекта : творческий, групповой, семейный.

Срок реализации проекта : долгосрочный (2 месяца).

Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Формы организации проекта :

1. Беседы с детьми

2. Выставки старых предметов быта, рукоделия.

3. Встречи с родителями в группе детского сада с беседами о старинных предметах

4. Совместная игровая деятельность

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

• Определение цели и задач

• Создание необходимых условий для реализации проекта

• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

• Подборка информационного материала, старинных вещей, предметов быта;

II этап – основной (практический)

• Сбор совместно с родителями предметов быта и рукоделия.

• Беседы с детьми о старых вещах, предметах, сохранившихся в семье.

• Разучивание стихов, пословиц о русском быте, традициях

• Чтение русско-народных сказок

• Обработка результатов по реализации проекта.

• Фотоотчёт о проделанной работе.

Место проведения: Детский сад №77 группа № 4

Сроки проведения: С 01.04 по 30.05.2019г.

Цель проекта: Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Познавательно-творческий


( русская народная пословица )

Введение: Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Не играй моим дитяткой,

Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.


На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.

Постановка проблемы: Когда дети на занятии услышали, что есть такие куклы –обереги, они заинтересовались, и попросили рассказать о них.

Цель проекта:

Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.

Задачи проекта:

1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире.

2. Научить детей изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

3. Расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление

4. Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т.д.)

5. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества

6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом.

Методы и формы работы:


Ожидаемый результат: У воспитанников будут сформированы умения и навыки в изготовлении куклы - оберега своими руками из платочков и кусочков ткани.

Сроки проведения: проект краткосрочный.

Дата проведения: две недели, 07.10.2019 г.-18.10.2019 г.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный

(информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности.

2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о кукле-обереге.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Составить перспективно-тематический план по теме проекта.

2. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.

3. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

1. Речевое развитие: обогащение словаря детей (кукла-оберег).

2. Познавательное развитие: формирование у детей элементарного представления о кукле – обереге.

3. Художественно-эстетическое развитие: обучить технике изготовления куклы-оберега из лоскутков ткани.

4. Социально-коммуникативное развитие: Закрепить умения детей играть в коллективные игры. Напомнить о правилах добрых взаимоотношений в семье и группе детского сада.

Работа с родителями

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап – заключительный

Итоговое мероприятие с детьми

Продукт проекта




Список литературы:

1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой, 2007, № 13. – с.24-26.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. –

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с



Приложение 1

Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся
Встали,
встаем
Себя показали.

Попрыгали, прыгаем
Потопали
топаем
В ладошки мы похлопали.
хлопаем.


Приложение 2

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.

По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во чтобы то не стало, сделать какую-то гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала, что куклы у нее нет.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.


А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.



Приложение 3

Ход непосредственно образовательной деятельности

Загадка о кукле:

Но с ней не скучно.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.

II. Основная часть:

Рассказ воспитателя об истории куклы.

Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Не играй моим дитяткой,

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

III. Изготовление куклы-закрутки.

- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.

1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.

2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.

3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.

Физкультминутка Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – вверх, четыре – вниз.

Теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

IV. Итог непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? Что для каждого из вас было интересным и увлекательным.

1. Под руководством и с помощью воспитателя изготовить тряпичные народные куклы нескольких видов.

2. Научиться использовать кукол в игре (обыгрывать различные сюжеты), в театрализованной деятельности, а также составлять композиции из различных кукольных персонажей, предметов интерьера и обихода.



Приложение 4

Консультация для родителей

Цель: Повышение компетентности родителей об истории, традициях

поговорка. Тряпичная кукла – традиционная игрушка русского народа.

Взрослые поощряли игры в куклы, ребенок, играя в них, обретал образ семьи, учился вести хозяйство, познавал мир и себя.

Кукла, сделанная вручную, имеет особую силу. В глубокой древности

верили, что она служит защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Кукла берегла и оберегала, поэтому ее так и называли: Оберег или

Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась

предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов, недобрых сил и поэтому была безвредна для человека.

Пока дети были маленькие, кукол шили матери, бабушки, старшие

Любая кукла не делается абы как, в плохом настроении, в любое время.

Изготавливают куклы в определенные дни, в основном женские дни (среда, пятница, суббота).

Материал для кукол лучше использовать натуральные: лен, ситец,

холст, пакля, и т. д. При изготовлении кукол не желательно использовать острые предметы, что-то пришивать. Витки ниток идут по часовой стрелке, четного количества.

Кроме того, у каждого вида кукол есть свои тайны изготовления:

2.Кладем столбик на белую ткань 15х15см. по диагонали на середину.

Соединяем концы ткани и выделяем голову, закрепляем ее нитью.

3. С двух сторон выделяем и закрепляем ручки куклы.


4. Далее находим и фиксируем нитью талию.

Данный материал содержит план работы с детьми средней группы по теме "Секреты бабушкиного сундука". Здесь описывается циклограмма совместной деятельности. Содержание деятельности направлено на:формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие семейных традиций, традиций русского народа; формирование и развитие творческих возможностей детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности; воспитания любви и уважения к представителям старшего поколения.


Оценить 3744 0

Субботина Надежда Борисовна

Воспитатель.

Календарно-тематическое планирование в средней группе.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.

Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.

Развивать память, мышление, умение анализировать и делать выводы.

Понедельник.

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания. Цель: Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи.

Цель. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы; обогатить знания дошкольников об истории возникновения кукол.

Это куклы наших прабабушек. Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.

Предметы рукоделия. Загадки и демонстрация изделий рукоделия.

Цель.Знакомство с веретеном, спицами, прялкой.

Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.

Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он — шарф для Петеньки.

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! "
(Прялка)

На высоком чердаке,

В пыльном, темном уголке

Верно стережет паук

Старый бабушкин сундук.

Попрошу я паука:

- Погуляй пойди пока!

Деревянный сундучок прячет:

Одно бархатное платье,

Ворох желтых фотографий.

Ключик на веревочке …

А еще смычок от скрипки

И замок от той калитки,

У которой утром ранним

Бабушка ждала свиданья.

Наблюдение и труд в уголке природы. Полив комнатных растений. Цель. Учить детей ухаживать за растениями.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.8

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Что в лучах ее теплых

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Строительная игра "Колодец " .Цель: развивать целеустремленность, усидчивость, воображение.

Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному

Круглый, крепкий, Чертим руками круг

Очень гладкий, Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком

Упражнения на развитие речи:

Снег - снежок. Лед - . Зима - . Мороз - . Метель - . Солнце - .

Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная.

Снег (какой?) - . Снежинки (какие?) - . Лед (какой?) - . Погода (какая?) - . День (какой?) - . Мороз (какой?) - .

Цель. Продолжать учить согласовывать содержание сказки с действиями героев, развивать интонационную выразительность.

Сделаю я горочку,

Будет эта горочка

Дидактическая игра "Скажи наоборот" . Цель: обучение подбору антонимов, обогащение словаря наречиями.

Хозяйственно-бытовая деятельность по мытью игрушек . Цель: приучение к содержанию игрушек в чистоте.

Читайте также: