Проект бабушкин сундук в доу в средней группе
Обновлено: 02.07.2024
Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, др. социальные институты.
Целью проекта является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры как страны, так и региона.
Примечание 1: данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта.
Примечание 2: данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был дважды опробован с детьми средней группы (июнь 2012 г), с детьми старшей группы (декабрь 2013).
Задачи.
1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
2. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.
3. Приобщить детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи. от пляски, сказки и музыки до театра.
4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.
6.продолжать формировать привычку к здоровому питанию через знакомство с некоторыми принципами русской народной кухни.
Актуальность проекта.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Методическое обеспечение.
Пособия для детей.
Итог проекта:
- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках.
Совместная деятельность детей и взрослых
Познание
- подвижные (гуси-лебеди, эхо, совушка, лиса в курятнике, коршун и наседка);
- хороводные (хороводная-огородная, у рябинушки, как у наших у ворот, тетера шла и др)4
- проведение праздников (Осенины, Катерина-санница, наум -грамотник, Святки, Масленица);
- Организация развлечений в соответствии с народным календарем (А у нас — капустник!, Колядки, Емельян-перезимник, игры-посиделки);
- Ситуативные разговоры на прогулке с учетом интересов детей;
2. крупным строителем;
3. в уголке экспериментирования;
4. в творческой мастерской;
Чтение художественной литературы
Сказки
- «Пузырь, соломинка и лапоть;
Рассказы
Стихотворения
Отгадывание загадок о природе, животных, растениях.
Рисование
- опыты с красками;
- Знакомство с традиционными народными формами (круг. полоса и т.д.);
- рассматривание элементов народных росписей;
- Создаем необычные краски (из угля, желтков, крахмала).
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту.
В процессе совместной творческой деятельности, на основании изучения традиций русского народа и семьи, у детей совершенствуются познавательные процессы, развивается наблюдательность, обогащается и развивается речь. Формируются чувства патриотизма, сопричастности к истории семьи, Родины.
Тип проекта : Семейный, групповой
Сроки реализации проекта
Апрель, май 2019 года
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий
Цель проектной деятельности :
Формирование у дошкольников представления о семейных традициях, обычаях и предметах быта.
-Обеспечить участие родителей, как субъектов деятельности, семья - как источник информации.
- Показать способы исследования и поиска информации об истории возникновения сундука
-Собрать информацию о роли и месте предметов бабушкиного сундука
-Сформировать представление о старинных предметах, расширить словарь детей по теме
- Развивать познавательный интерес детей к традициям семьи.
-Формировать отзывчивость и сохранение семейных традиций и обычаев
-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Этапы реализации проекта.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта : творческий, групповой, семейный.
Срок реализации проекта : долгосрочный (2 месяца).
Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта :
1. Беседы с детьми
2. Выставки старых предметов быта, рукоделия.
3. Встречи с родителями в группе детского сада с беседами о старинных предметах
4. Совместная игровая деятельность
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Определение цели и задач
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
• Подборка информационного материала, старинных вещей, предметов быта;
II этап – основной (практический)
• Сбор совместно с родителями предметов быта и рукоделия.
• Беседы с детьми о старых вещах, предметах, сохранившихся в семье.
• Разучивание стихов, пословиц о русском быте, традициях
• Чтение русско-народных сказок
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Фотоотчёт о проделанной работе.
Место проведения: Детский сад №77 группа № 4
Сроки проведения: С 01.04 по 30.05.2019г.
Цель проекта: Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Познавательно-творческий
( русская народная пословица )
Введение: Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.
Не играй моим дитяткой,
Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.
На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.
Постановка проблемы: Когда дети на занятии услышали, что есть такие куклы –обереги, они заинтересовались, и попросили рассказать о них.
Цель проекта:
Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.
Задачи проекта:
1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире.
2. Научить детей изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.
3. Расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление
4. Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т.д.)
5. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества
6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом.
Методы и формы работы:
Ожидаемый результат: У воспитанников будут сформированы умения и навыки в изготовлении куклы - оберега своими руками из платочков и кусочков ткани.
Сроки проведения: проект краткосрочный.
Дата проведения: две недели, 07.10.2019 г.-18.10.2019 г.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
(информационно-аналитический)
Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта
1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности.
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о кукле-обереге.
(методическое обеспечение проекта)
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Составить перспективно-тематический план по теме проекта.
2. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.
3. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам
II этап – основной
Работа с детьми
Образовательные области по ФГОС ДО:
1. Речевое развитие: обогащение словаря детей (кукла-оберег).
2. Познавательное развитие: формирование у детей элементарного представления о кукле – обереге.
3. Художественно-эстетическое развитие: обучить технике изготовления куклы-оберега из лоскутков ткани.
4. Социально-коммуникативное развитие: Закрепить умения детей играть в коллективные игры. Напомнить о правилах добрых взаимоотношений в семье и группе детского сада.
Работа с родителями
Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие с детьми
Продукт проекта
Список литературы:
1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой, 2007, № 13. – с.24-26.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. –
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с
Приложение 1
Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
Приложение 2
Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.
По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.
И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во чтобы то не стало, сделать какую-то гадость.
Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала, что куклы у нее нет.
Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.
В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:
— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.
Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.
А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.
Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.
Приложение 3
Ход непосредственно образовательной деятельности
Загадка о кукле:
Но с ней не скучно.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.
II. Основная часть:
Рассказ воспитателя об истории куклы.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.
Не играй моим дитяткой,
На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
III. Изготовление куклы-закрутки.
- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.
1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
Физкультминутка Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
IV. Итог непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? Что для каждого из вас было интересным и увлекательным.
1. Под руководством и с помощью воспитателя изготовить тряпичные народные куклы нескольких видов.
2. Научиться использовать кукол в игре (обыгрывать различные сюжеты), в театрализованной деятельности, а также составлять композиции из различных кукольных персонажей, предметов интерьера и обихода.
Приложение 4
Консультация для родителей
Цель: Повышение компетентности родителей об истории, традициях
поговорка. Тряпичная кукла – традиционная игрушка русского народа.
Взрослые поощряли игры в куклы, ребенок, играя в них, обретал образ семьи, учился вести хозяйство, познавал мир и себя.
Кукла, сделанная вручную, имеет особую силу. В глубокой древности
верили, что она служит защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Кукла берегла и оберегала, поэтому ее так и называли: Оберег или
Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась
предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов, недобрых сил и поэтому была безвредна для человека.
Пока дети были маленькие, кукол шили матери, бабушки, старшие
Любая кукла не делается абы как, в плохом настроении, в любое время.
Изготавливают куклы в определенные дни, в основном женские дни (среда, пятница, суббота).
Материал для кукол лучше использовать натуральные: лен, ситец,
холст, пакля, и т. д. При изготовлении кукол не желательно использовать острые предметы, что-то пришивать. Витки ниток идут по часовой стрелке, четного количества.
Кроме того, у каждого вида кукол есть свои тайны изготовления:
2.Кладем столбик на белую ткань 15х15см. по диагонали на середину.
Соединяем концы ткани и выделяем голову, закрепляем ее нитью.
3. С двух сторон выделяем и закрепляем ручки куклы.
4. Далее находим и фиксируем нитью талию.
Данный материал содержит план работы с детьми средней группы по теме "Секреты бабушкиного сундука". Здесь описывается циклограмма совместной деятельности. Содержание деятельности направлено на:формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие семейных традиций, традиций русского народа; формирование и развитие творческих возможностей детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности; воспитания любви и уважения к представителям старшего поколения.
Оценить 3744 0
Субботина Надежда Борисовна
Воспитатель.
Календарно-тематическое планирование в средней группе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.
Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.
Развивать память, мышление, умение анализировать и делать выводы.
Понедельник.
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания. Цель: Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи.
Цель. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы; обогатить знания дошкольников об истории возникновения кукол.
Это куклы наших прабабушек. Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.
Предметы рукоделия. Загадки и демонстрация изделий рукоделия.
Цель.Знакомство с веретеном, спицами, прялкой.
Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он — шарф для Петеньки.
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! "
(Прялка)
На высоком чердаке,
В пыльном, темном уголке
Верно стережет паук
Старый бабушкин сундук.
Попрошу я паука:
- Погуляй пойди пока!
Деревянный сундучок прячет:
Одно бархатное платье,
Ворох желтых фотографий.
Ключик на веревочке …
А еще смычок от скрипки
И замок от той калитки,
У которой утром ранним
Бабушка ждала свиданья.
Наблюдение и труд в уголке природы. Полив комнатных растений. Цель. Учить детей ухаживать за растениями.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.8
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Что в лучах ее теплых
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Строительная игра "Колодец " .Цель: развивать целеустремленность, усидчивость, воображение.
Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному
Круглый, крепкий, Чертим руками круг
Очень гладкий, Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком
Упражнения на развитие речи:
Снег - снежок. Лед - . Зима - . Мороз - . Метель - . Солнце - .
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная.
Снег (какой?) - . Снежинки (какие?) - . Лед (какой?) - . Погода (какая?) - . День (какой?) - . Мороз (какой?) - .
Цель. Продолжать учить согласовывать содержание сказки с действиями героев, развивать интонационную выразительность.
Сделаю я горочку,
Будет эта горочка
Дидактическая игра "Скажи наоборот" . Цель: обучение подбору антонимов, обогащение словаря наречиями.
Хозяйственно-бытовая деятельность по мытью игрушек . Цель: приучение к содержанию игрушек в чистоте.
Читайте также:
- Чем можете оказать помощь доу по экологии найти ответ
- Как в 17 веке изменилось общественное положение служилых людей и духовенства 7 класс кратко
- Что способствовало началу и быстрому распространению восстания под руководством пугачева кратко
- Что изменилось в характере географических исследований в 18 веке кратко
- Что такое графические примитивы в информатике кратко