Проект 6 школьного дня по духовно нравственному

Обновлено: 04.07.2024

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон практической системы воспитания, в том числе и к организации шестого школьного дня. Сегодня школа по сути является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром агрогородка.

Содержание и организация воспитательного процесса в сельской школе определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику шестого школьного дня. Преимущество его организации характеризуются:

  • Достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
  • Близость к природе, народным обычаям и традициям;
  • Силой общественного мнения, авторитетом педагогов;
  • Принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу.

Целесообразность проекта обусловлена следующими причинами:

  • Наличием учащихся, лишенных возможности получать в рамках семьи традиционное воспитание, приобщаться к ценностям национальной культуры, разумно организовывать и проводить своё свободное время;
  • Определенной разобщённостью работы ученических коллективов, незнанием того, что делается в собственном классе, дефицитом общения в связи с малочисленностью ученических коллективов;
  • Наличием заинтересованности педагогического коллектива данной проблемой;
  • Согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;
  • Необходимость реализации Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы".

Модель шестого школьного дня создается усилием всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Цель проекта: сознание в школе условий для разумной организации свободного времени свободного времени школьников, приобщению их к истинным ценностям-патриотизму, трудолюбию, состраданию, уважению народных и семейных традиций, заботе о своем здоровье.

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Координация и взаимодействие школы и социума, школы и семьи.
  2. Содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способность самоопределения в них.
  3. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности белорусским духовным традициям, ответственности, правосознания, уважениям к ценностям белоруской национальной культуры, толерантности.
  4. Совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам
  5. Усиление роли семьи в воспитании детей, формирование у детей чувства долга и ответственности за своих близких.
  6. Взаимодействие всех участников образовательного процесса в организации свободного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению противоправного поведения среди несовершеннолетних.
  7. Освоение и использование в практической работе эффективных технологий, инновационных методик с учетом принципов народной педагогики.

Содержание проекта строится на следующих принципах:

  • Принцип коллективной деятельности;
  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип опоры на национальные и местные традиции;
  • Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, учета социального заказа сельской школы;
  • Принцип связи с реальной жизнью села, района;
  • Принцип сотворчества;
  • Принцип культуросообразности;
  • Единства, взаимосвязи, интеграции различных форм работы с детьми;
  • Педагогической поддержки детских инициатив, создание ситуации успеха

Основополагающими документами для разработки проекта являются:

Сроки реализации проекта: 2017/2018 – 2018/2019 учебные годы.

Проект предполагает четко структурированную линию организации шестого школьного дня, использование интерактивных форм работы с детьми, создающих достаточно комфортные условия для раскрытия их творческого потенциала.

В содержательном плане проект состоит из 4-х подпроектов:

Интерес к истории своего народа, чувство сопричастности к значимым событиям минувшего, чувство долга и ответственности перед своим Отечеством укрепляют основы государственности. Отсюда такое значение мы предаём гражданскому воспитанию.

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о стране, её истории, формированию сопричастности к сегодняшнему дню Беларуси, воспитанию любви к своей малой родине.

Основные направления реализации подроекта:

В опыте наших отцов и дедов заложены зёрна такой мудрости, что и в наше время прорастут и дадут добрые всходы.

Цель: На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры.

Основные направления реализации подпроекта:

  1. Формирование и развитие соответствующих умений и навыков: забота о ближних, самообслуживание, проведение свободного времени в семье.
  2. Формирование потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, развитие взаимоуважения и взаимопонимания в семье.

Основные направления реализации подпоекта:

Реализуется в рамках инновационного Республиканского проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы".

Цель: Формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Проект шестого школьного дня

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого [4, ст. 35]?

Подростки ещё только начинают приобретать жизненные ориентиры, познавать себя, поэтому, именно на этом этапе становления их как личностей, важно содействовать правильному формированию ценностей. Милосердие противопоставляется агрессии и равнодушию и выражается в готовности помочь каждому нуждающемуся. В рамках морального освоения мира добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного – красота [6, ст. 52] . Некоторые родители считают, что добрый человек более наивен, его легче обмануть, он не практичен и не способен добиться в жизни успеха. Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, усвоение моральных норм общества ребенок приобретает именно в школьные годы. Поэтому наша задача, как классных руководителей, заключается в том, чтобы научить детей быть добрыми, заложить основы нравственного поведения.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося [1, ст. 1] . Одной из основных составляющих воспитания является духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры [1, ст. 5].

В мае 2015 года на одном из информационных часов учащиеся 6 “Б” класса обсудили статью из газеты “Новы дзень”, в которой бывший выпускник нашей школы просил о помощи для своего сына, Мищенко Тимура, страдающего такими заболеваниями, как ДЦП, спастическая диплегия 3 степени тяжести с выраженными двигательными нарушениями и задержкой психоречевого развития.

wfGGThvLw58.jpg

Данный проект был направлен на решение нескольких вопросов:

-оказание помощи детям, которые страдают от заболеваний, требующих дорогостоящего лечения;

-организация творческого и полезного досуга школьников;

-привлечение семьи для участия в организации шестого школьного дня;

-активное включение педагогов дополнительного образования и классных руководителей в новые виды деятельности с учащимися.

Работа в рамках проекта способствует проявлению милосердия детей по отношению ко всему окружающему, развивает нравственные качества учащихся, повышает их интерес к участию в кружковой деятельности, способствует уменьшению правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель и задачи проекта

формирование у школьников основ нравственного поведения и воспитания, стремления к проявлению гуманных качеств, таких как милосердие, сострадание; помощь детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

-включение в благотворительную и волонтерскую деятельность учащихся, состоящих видах учета;

-мотивировать классных руководителей к применению новых форм работы с учащимися для формирования нравственных качеств.

Основная идея проекта

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Добрый– благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям [3, ст. 35].

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить их понимать других людей. Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. В сознании ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу.

Этапы и сроки реализации проекта

Сроки реализации проекта: май 2015 – по настоящее время (действующий).

Тип проекта: социально значимый, творческий, общественнополезный, практико-ориентированный, традиционный.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (1-9 сентября 2015г.):

· выявление проблемных вопросов, решение которых будет поставлено в качестве основных задач проекта.

Планово-прогностический этап (14 сентября-1 октября 2015г.):

· постановка целей и задач проекта;

· подбор наглядно-дидактических материалов и литературы по теме проекта;

· разработка плана мероприятий по реализации проекта;

· ознакомление с идеей проекта законных представителей учащихся на родительском собрании.

Диагностический этап (10-13 сентября 2015г. – ноябрь 2016):

· проведение анкетирования среди учащихся и обработка результатов.

Практический этап (ежегодно):

· реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

· подведение итогов выполненной работы;

· анализ реакции общественности;

· ознакомление педагогов школы с результатами реализации проекта;

· оценка уровня достигнутого результата в сравнении с целями и задачами проекта.


Управление и кадры

Содержание и механизм реализации

В зависимости от этапа использовались различные методы и формы работы с участниками проекта. Так на диагностическом этапе было проведено анкетирование среди учащихся для выявления уровня сформированности нравственных качеств участников проекта и отношения к нравственным качествам личности каждого из них (Приложение 4). Ответственными за проведение этого этапа стали педагог-психолог и классные руководители.

Анализ результатов анкетирования указал на необходимость создания условий для доверительных отношений между субъектами воспитательного процесса. Поэтому для реализации практического этапа необходимо было организовать сотрудничество между участниками проекта, задействовав различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.


Проект создан для разработки оптимальной для учреждения образования модели шестого школьного дня с целью продуманной организации досуга детей и подростков, вовлечения их в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, в различные объединения по интересам.

Цель проекта: создание условий для здоровьесберегающего, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуально-творческого и физического развития ребенка.

  • создать условия для организации разнообразно-познавательного, развивающего психически и физически отдыха каждого ребёнка;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности каждого школьника через различные формы внеклассной работы;
  • организовать полезную совместную деятельность детей и взрослых;
  • расширить среду общения каждого школьника;
  • с учетом интереса личности подростка расширить через игровой сюжет сферы его двигательной активности;
  • привлечь максимально большее количество учащихся к осознанному выбору здорового образа жизни.

Реализация основных положений проекта:

- индивидуально-личностный подход к каждому ребенку;

- укрепление навыков здорового образа жизни.

обучающиеся, педагоги, законные представители.

  • взаимодействие;
  • убеждение;
  • пример;
  • психодиагностика;
  • поощрение;
  • наблюдение;
  • коллективная работа;
  • игра и др.
  • беседы, игры, конкурсные программы;
  • встречи с интересными и творческими людьми и коллективами;
  • коллективно-творческие дела;
  • спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • кинолектории;
  • экскурсии, походы и др.

Содержание проекта:

Работа направлена на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, организацию содержательного досуга детей, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

  • проведение мероприятий по реализации разнообразного наполнения Дней здоровья и спорта;
  • физическое развитие учащихся посредством спорта и физической культуры;
  • приобщение школьников к активному отдыху на природе;
  • формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;
  • обучение каждого ребёнка навыкам безопасной жизнедеятельности.

Работа направлена на формирование у учащихся позитивной мотивации к изучению истории своей Родины, на формирование у них ощущения принадлежности к определенному пласту культурно-исторической среды.

Работа направлена на развитие полезного общения школьников, а также объединение в единый коллектив детей разного возраста и взрослых.

  • включение обучающихся в деятельность школьных объединений по интересам;
  • содействие развитию любознательности, творческого потенциала детей;
  • развитие творческого, ассоциативного мышления и интуиции;
  • создание условий для общения школьников и взрослых;
  • формирование навыков самореализации.

Работа направлена на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности школьников.

  • включение каждого школьника в познавательную деятельность;
  • развитие интеллектуальных способностей и эрудиции детей;
  • формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Результативность оценивается по основным критериям:

  • воспитательному – повышение уровня воспитанности учащихся;
  • социальному – развитие творческого потенциала детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми;
  • образовательному – развитие познавательного интереса школьников, расширение их кругозора;
  • оздоровительному – укрепление здоровья детей, пополнение знаний о здоровом образе жизни, об окружающей среде и ее влияние на здоровье.

Цели и задачи

Цели воспитательной работы в шестой школьный день:

- укрепление физического, психического и морального здоровья;

- создание эффективной системы гражданского и патриотического воспитания;

- интеллектуальное развитие и гражданское становление школьника;

- участие детей и подростков в полезных делах и акциях.

Задачи воспитательной работы в шестой школьный день:

- формировать у детей и молодёжи гражданской позиции посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;

- приобщать детей и молодёжь к нравственно-духовным ценностям, через заботу и сохранение природного и культурного богатства своей Родины;

- формировать патриотизм у детей и молодёжи, уважение к ветеранам ВОВ и местам воинской славы;

- формировать потребность у молодого поколения к заботе о Родине, её интересах в защите и сохранении экологических ресурсов;

- формировать гармонично развитую общественно активную личность;

- повышать нравственную и эстетическую культуру учащихся;

- создать условия успешной социализации личности ребёнка;

- восстанавливать и развивать физические и духовные силы детей соответствующей организацией досуга.

Нормативные правовые документы

1 Законы Республики Беларусь:

5 Программы
Министерства образования Республики Беларусь:

5.2 Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении: приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 24 мая 2011 г., № 336 // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2011. – № 5. С 4-16.

7 Концепции
Министерства образования Республики Беларусь:

7.1 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: приложение к постановлению Министерства образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г. № 125

7.2 Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: утверждено Министерством труда Респ. Беларусь, Министерством экономики Респ. Беларусь, Министерством образования Респ. Беларусь, 29 марта 2001 г., № 32/22/91

8 Положения
Министерства образования Республики Беларусь:

8.3 Палажэнне аб установе агульнай сярэняй адукацыі: пастанова Міністэрства адукацыі Рэсп. Беларусь, 20 снежня 2011 г., № 283 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 42. – 8/25102.

8.10 Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 25 июля 2011 г. № 116.

9 Инструкции
Министерства образования Республики Беларусь:

9.3 Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования: утверждено зам. Министра образования Респ. Беларусь 01.11.2012 г.

9.6 Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 35а // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. –8/16904.

9.14 Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Респ. Беларусь, 2012 г.

12 Методические рекомендации
Министерства образования Республики Беларусь:

12.2 Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня: методические рекомендации

12.7 Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: метод. рекомендации Министерства образования Респ. Беларусь

12.12 Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день: метод. рекомендации Министерства образования Респ. Беларусь, 4 августа 2008 г., № 2012/95

12.14 Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации

12.18 Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи

12.20 Рекомендации о порядке организации и проведения дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий в республике Беларусь

12.21 Рекомендации по использованию музеев учреждений образования в воспитании гражданственности и патриотизма детей и учащейся молодежи

12.22 Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей: метод. рекомендации Министерства образования Респ. Беларусь, 21 июня 2011 г.

12.27 Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь о проведении профориентационной работы в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в 2012/2013 учебном году, утверждены 29 июня 2012 г.

12.29 Методические рекомендации по организации воспитательной работы в период зимних каникул

12.35 Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха 2012 году. Приказ № 199 Министерства образования Респ. Беларусь от 27.03.2012

2 Содержание Актуальность проекта 3 Проблема, цели и задачи проекта 5 Основные направления работы 6 Нормативно-правовая база 7 Методологическое обоснование проекта 8 Творческая группа по реализации проекта 9 Функции и принципы проекта 10 Этапы, сроки реализации, основные виды деятельности 12 Формы и методы реализации проекта 13 Предполагаемые результаты 15 Приложение 16 2

5 Проблемное поле проекта: невысокая мотивация посещаемости шестого школьного дня. Цель проекта: формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического и нравственного здоровья, интеллектуального развития и личного становления учащихся. Задачи: Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала; Укрепление здоровья ребенка; Воспитание ребенка в духе демократии, свободы, личностного достоинства, гражданственности, патриотизма, уважения прав человека; Развитие самоуправления учащихся; Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; Создание условий для участия семей в воспитательном процессе. 5

6 Основные направления работы в шестой школьный день: гражданско-патриотическое и идейно-нравственное; физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое; подготовка к труду и выбору профессии; профилактика противоправных действий учащихся; социально-педагогическое и психологическое просвещение; экологическое; работа с родителями. 6

8 Методологическое обоснование проекта: Для реализации проекта используются системный и личностноориентированный подход: Системный подход методологическая ориентация в деятельности, где объект познания рассматривается как система. Принципы: целостности, коммуникативности, структурности, целенаправленности, развития. Методы системного исследования системный анализ, синтез, системное моделирование, общенаучные методы. Личностно-ориентированный подход предполагает личность, как доминанту процесса воспитания, и еѐ развитие. Принципы: самоактуализации и индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Методы: диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха. 8

9 Для воплощения проекта в жизнь осуществляет свою работу творческая группа: - заместитель директора по воспитательной работе, методической работе; - педагог организатор; - педагог социальный; - педагог психолог; - руководитель методических объединений по предметам, классных руководителей; - учителя физической культуры и здоровья; - представители родительского комитета; Организующий компонент: СОВЕТ ШКОЛЫ (активные участники образовательного процесса педагоги, ученики, родители); САИР (орган ученического самоуправления Совет Активных и Инициативных Ребят школы) Вспомогательные службы: Психологическая; Социальная; 9

10 Функции проекта: - образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в рамках образовательного процесса); - информационная (предполагает передачу педагогом подростку максимального объема информации, из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); - ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации подростка в свободное время); - коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения подростка со сверстниками и взрослыми в свободное время); - социальной адаптации (обеспечивает механизмами и способами вхождения подростка в сложную обстановку нестабильного общества); - комплексно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого подростка в той или иной деятельности и в общем развитии); - релаксационная (реализует право подростка на отдых и развлечения). Основополагающие принципы: Выполнение социального заказа; Социальная адаптация; Образовательные ресурсы; 10

15 Предполагаемый результат: повышение уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей в работу школьной субботы; повышение уровня воспитанности учащихся; укрепление физического здоровья; развитие творческого потенциала личности каждого учащегося; осознанное понимание важности общественно полезного труда, осознанное участие в различных видах общественной работы; налаживание более тесных контактов школы и семьи. 15

Читайте также: