Продуктивная деятельность в детском саду рукоделие

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте . Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей .

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст - это тот период , когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей , т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности .

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника , является художественно-творческая деятельность , в том числе – продуктивная .

Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей .

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в группе . Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда : кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности , при желании не только воспроизводить, продолжать то , что они делали на занятиях, в совместной деятельности , но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?

На третьем году жизни формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира : основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность, величин (большой /маленький длинный /короткий, поверхности (пушистый, гладкий, шершавый) .Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства : глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская) ; деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда) ; образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Развиваются любознательность , интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им. Возникает умение соотносить образы-узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма в разнообразных линиях образы падающих листьев, снега, дождя, следы зайчика и медведя. Умения использовать средства выразительности (двигательный и цветовой ритм, создавать образы из пятен и линейным контуром, формообразующими движениями. Формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза. Навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски. Также представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании . На четвертом году жизни ребенок выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивает представление о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах , иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно- прикладного искусства : глиняным игрушкам, игрушкам из дерева, из соломы. Испытывать радость от их яркости, нарядности. Уметь внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт –цветы, фрукты, овощи, анималистическую живопись. Чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе в центре на линии земли) . Понимать настроение, ярко переданное в произведениях искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

Как развивать творческие способности ?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей :

1) Развитие воображения . Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры , когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников .

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей . Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей .

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка . Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность . Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности . Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности .

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Использование нетрадиционных техник в продуктивной деятельности с дошкольниками.

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы заключается в том, что продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Проведение деятельности с использованием нетрадиционных техник :

• развивает уверенность в своих силах;

• способствует снятию детских страхов;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

• развивает чувство фактурности и объёмности;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Не забывайте, что свою работу вы должны строить на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов продуктивной деятельности.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

Создавая продукт своей деятельности, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих движений.

Применяя нетрадиционные техники художественно- продуктивной деятельности, вместо готового образца демонстрируется способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, что дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению ребенка. Можно сказать, что ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

В ДОО должны быть созданы необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первого уровня образования был не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Получается, что все должны стать творцами?

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все!

Нетрадиционные техники продуктивной деятельности разнообразны и интересны по своему содержанию.

Рассмотрим несколько нетрадиционных техник художественного творчества:

1. Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которую можно отнести как к изобразительной деятельности так и к продуктивной.

Фон и персонажи изображаются с помощью вылепливания, объекты - выпуклые, рельефные.

2. Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф)

Барельефы скульпторы выполняют из дерева, металла, гипса, бумаги и других материалов. Их можно встретить на монетах, медалях, мемориальных досках на стенах домов, на постаментах памятников. А есть ли в нашем городе барельефы? (ответы)

В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов. В современном мире большую популярность приобрели игрушки из помпонов. Ведь очень просто, быстро и без лишних затрат сделать красивую мягкую игрушку. Это интересное занятие под силу даже маленькому ребёнку. Это забавные зверюшки и даже герои любимых сказок…

СЛАЙД 12. Ниткография

Ниткография - это выкладывание с помощью ниток (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.).контурных изображений различных предметов. Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.

Работы, выполненные толстой нитью, кажутся объемными и как будто "живыми". Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук. Благодаря простоте исполнения и малозатратности, ниткография популярна и в наше время.

Эта техника очень нравиться детям.

Нетрадиционная техника аппликации с использованием бумажных салфеток (салфетки можно подготавливать в виде шариков, жгутиков, а также другие способы).

Бумажные салфетки являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции. У них развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия, интерес к результату своей работы. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное.

Бумагокручение (техника квиллинг). В последнее время довольно популярна техника работы с бумагой – квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань. Техника основана на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей оригинальные изделия. Японцы считают, что искусство бумажная филигрань несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно полезно для творческого и духовного развития детей.

Декупаж - один из видов декоративного творчества.

Произошло от (фр. dcouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету. Созданные своими руками изделия подаренные близкому человеку: бабушке, маме, папе, точно не оставят никого равнодушным! Но если вы примените данную технику на необычных предметах (лампочка, новогодний шар, тарелочки и т. д) то возможно, получите авторскую игрушку или вещь созданную своими руками.

– удивительная техника, в которой с помощью бумаги и клея получаются очень красочные и интересные объёмные изображения. По теме работы подбирается необходимый рисунок, который переносится на картон. Далее по намеченному контуру вырезается отверстие, которое в определённом порядке по схеме (шаблону) или по детскому замыслу заполняется полосками бумаги, сложенными вдвое. Полоски накладываются друг на друга и приклеиваются. Схему можно изготовить самостоятельно или взять подходящую из интернета.

Скрапбукинг - это вид творчества, название которого приходит от английского scrapbooking. Слово состоит из двух частей: scrap — вырезка, book — книга или тетрадь.

Скрапбукинг - направление в рукоделии, хобби, которое сегодня становится довольно популярным занятием. Это неудивительно, поскольку данная техника является очень интересным занятием, в особенности для творческих личностей. Скрапбукинг представляет собой аппликацию с безграничными возможностями для фантазии, воображения, творчества. Эта техника включает в себя много других техник (квилинг, торцевание, декупаж и и т. д.) с добавлением различных материалов-украшений. Материалы самые разнообразные, какие только есть под вашей рукой (бусинки, бисер, пуговицы, лоскутки ткани, замки от одежды, ключики и т. д.)

На сегодняшний день, в этой технике создаются открытки, шкатулки, сумочки, записные книжки, альбомы.

СЛАЙД 18. Тестопластика:

Тестопластика с каждым годом набирает свою популярность. Тестопластика воздействует на развитие детей в комплексе. Повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику рук, дети двумя руками начинают работать синхронно, формируется умение планировать работу, вносить изменения. Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Они не только лепят свои изделия, но и по своему замыслу раскрашивают.

СЛАЙД 19. С тканями

1. Традиционный -верх сборный из лоскутков, обратная сторона целый материал-прихватки, грелки.

2. Вязанный -лоскутки связываются крючком.

5. Квилтинг (стеганное полотно) -смысл этой техники : два полотна соединяются между собой машинным швом, простегиваются строчкой имитирующей различные узоры, декорируются шнурами, тесьмой. Между полотнами обязательно прокладывается синтепон или ватин, для создания обьема.

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Выводы Мы с вами больше склоняемся к применению традиционных техник. Именно от нас, от нашей заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми.

Таким образом, применение нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми это

- стать партнером для ребенка

-повышение своих профессиональных качеств

- проявление детской активности

- проявление детской инициативы

- снятие закомплексованности (боязни, страха сделать ошибку, снятие мышечного тонуса и т. д.)

- близкое сотворчество, в котором можно решать воспитательные проблемы

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности - это огромная возможность для всех думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.

К тому же творчество успокаивает, расслабляет, т. е. в наше время высоких технологий и быстрого темпа жизни, является своего рода антистрессом.

Заморочки из бочки.

В гости к нам пришли загадки,

Таят секреты их отгадки.

Чудо техник классных,

Нетрадиционных, разных.

В мир искусства, красоты, добра

Вводят нас умельцы – мастера!

А вот какие это техники, вы догадайтесь сами.

1. Тарелку рисунок украсит вмиг

Клеем и лаком он будет покрыт.

Мастер ловко входит в раж

Умело создавая свой … (декупаж)

2. С пластилином работа интересна вдвойне

Вот кораблик качается в синей волне

Пальцами ловко ты проведешь

Картину морскую ты создаешь.

Техника лепки по бумаге проста

Скорее скажи как зовется она? (пластилинография)

3. Медаль иль монету в руки возьми

И внимательно ты на нее посмотри!

Выпуклый на рисунке рельеф

А называется он … (барельеф)

4. Чтобы сделать нам его

Вырезать бумажное нужно кольцо.

Ниточку к ниточке вместе сложи

И в середине перевяжи.

Украшением для шапки служит он

Мягкий, пушистый и круглый, (помпон)

5. Полоска бумаги ляжет ловко в руке

Карандаш направленье укажет тебе

Спиралью завьется твой лепесток

Что за техника? Вам скажет мастер знаток! (квиллинг)

6. Есть для лепки хороший рецепт

Проще на свете этого нет!

Здесь есть соль, мука и вода,

Тесто будем мы месить,

Подарки мамочкам лепить!

Так, педагоги, ответьте, скорей

Что за техника для детей. (тестопластика)

7. К лоскуточку лоскуток

Коврик в детский уголок.

Лентой вьется здесь река

Есть и солнце и луна.

Что за техника, скажи

По - другому назови? (печворк)

8. В таз водицу наливала

Шерстку мылом натирала.

Все крутила и катала,

Мяла, мяла, полоскала.

Посушила и отгладила

Рукой шерстинки сгладила.

Иглу специальную взяла

Рисунок шерстью нанесла

Вы загадку отгадали?

Как же технику назвали? (фелтинг)

9. Сидит девица день и ночь

Усталость увлечением гонит прочь.

Бумага с картоном её арсенал

Пуговок, бусин – полный пенал.

Вяжет и клеит, режет и шьёт

Покоя глазам и рукам не даёт!

Мастерица не мыслит без скрапа себя,

Как свою работу называет она? (скрапбукинг)

10. Возьми бумагу цветную, ножницы, скотч

Каждому ребенку нужно помочь

Сделать в картоне силуэт,

Треугольника склеить радужный цвет.

Объемную картинку ты создаешь!

Технику такую ты как назовешь? (айрис – фолдинг)

11. Легонько детскою рукою

Был скручен жгутик тоненький такой.

И вмиг увлечет интересное дело

Фантазии в аппликации нет предела.

Как называется волшебное занятие

Для рук, ума и мира восприятия. (аппликация из бумажныъ салфеток)

12. Пенопластная пластинка,

на ней контуром картинка.

Контур чуть- чуть подрезаем

и лоскутики вставляем.

Можно украсить дом свой. (кинусайга)

На лугу, там где опушка

Паслись овца, корова, хрюшка.

Вдруг всем молвила буренка.

«Мой хвостик лучше всех –

И только хрюшка промолчала,

Потому что твердо знала.

У нее он лучший самый!

Нигде такой ты не найдешь,

Хоть белый свет ты обойдешь!

Но хвостиков не оказалось вдруг

Животных охватил испуг.

Надо им скорей помочь

И сделать хвостики точь –в – точь.

Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа хочет творить, творите!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Ведмедь, Платохина, Чумичева - Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие обложка книги

Аннотация к книге "Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие"

В книге представлены теоретические основы развития художественной одаренности личности дошкольника в процессе приобщения к ценности декоративно-прикладного искусства и программа развития одаренности детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности "Креативное рукоделие". В первой части книги рассматриваются проблемы развития креативности личности и отражение этой проблемы в психолого-педагогических исследованиях. Вторая часть раскрывает содержание и технологии реализации программы "Креативное рукоделие" для старших дошкольников. В приложении даны план работы изостудии "Креативное рукоделие", диагностические методики выявления художественной одаренности дошкольников и педагогические технологии.
Книга предназначена для преподавателей педагогических образовательных учреждений, старших воспитателей ДОУ, руководителей изостудий и родителей, а также она будет полезна студентам выше указанных образовательных учреждений.

Иллюстрации к книге Ведмедь, Платохина, Чумичева - Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие

Читайте также: